Статья Проблемное обучение как средство формирования УУД у младших школьников

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Одно из ведущих мест принадлежит сегодня технологии проблемного обучения. На сегодняшний день роблемное обучение является наиболее перспективным.     Технология проблемного обучения  развивает высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизирует  познавательные интересы учащихс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


«Среди многих боковых тропинок,

сокращающих дорогу к знанию,

нам нужнее всего одна,

которая бы научила нас искусству

приобретать знания с затруднениями».

Жан Жак Руссо

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Сегодня школа стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Одно из ведущих мест принадлежит сегодня технологии проблемного обучения. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.

Технология проблемного обучения развивает высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизирует познавательные интересы учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эта технология учит нас новым возможностям построения любого урока, где ученики не остаются просто слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность превращается в творческую, активную, многогранную. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и выучат наизусть, а то, что открыли сами и увидели по-своему. Чтобы обучение по данной технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных и сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную способность у ребёнка

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Выделяют три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Применение исследовательского метода обучения способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока:

1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной проблемы.
4. «Открытие» учащимися нового знания.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.
7.Повторение.
8.Итог занятия.

Приёмы создания проблемных ситуаций:

- подвести обучающихся к противоречию и предложить им самим найти способ решения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побудить обучающихся сформулировать выводы, делать обобщение, анализ, синтез;

- ставить конкретные вопросы для рассуждения;

- определять проблемные теоретические и практические знания, ставить проблемные задачи.

Анализ проблемной ситуации показывает, что она имеет широкие дидактические возможности. Учитель должен уметь целенаправленно создавать проблемные ситуации. Дидактика предлагает специальные средства, которые с большой вероятностью гарантируют их искусственное создание.

Этими средствами являются проблемная задача и проблемный вопрос. Однако, проблемное обучение не будет реализовано, если решение проблемных задач и вопросов дидактически не организовать. Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного (т.е. "задачного" и "вопросного") обучения. Таких методов три: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский. Они являются способами управления познавательной деятельностью детей при проблемном характере обучения. Грамотное применение методов обучает детей способам решения проблемных задач и проблемных вопросов. Внутреннее различие этих методов состоит в степени познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками.

Проблемное обучение - наиболее эффективное средство. Оно реализуется успешно при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при доброжелательном внимании педагога к мыслительному процессу ученика.

Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Главное продумать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. В процессе проблемного обучения младших школьников формируется творческая личность, способная логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способная к высокому самоанализу, саморазвитию, самореализации. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

  3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками»: Пособие для учителя.- М., 2002.- 168с.


© 2010-2022