Статья на тему: Применение блочно-модульных технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление Лёзова Н.Е.

МОУ Волосатовская СОШ

ПРИМЕНЕНИЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

(адаптивные и личностно-ориентированные)

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь результатов, когда речь идет об обучении физики на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, то есть уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую определяет целеполагание, организация обучения, конструирование системы уроков.

Что мне дает применение блочно- модульной технологии:

  • Создание целостного представления об изучаемом материал ,

  • Создает возможность маневрирования учебным временем,

  • Позволяет высвободить время на отработку знаний и умений,

  • Создает условия для развертывания групповой работы в классе

Для более эффективной работы по данной технологии веду работу с алгоритмической технологической картой урока, которую разрабатываю и конструирую для различных модулей обучения. Технологические карты урока выдаются в печатном виде каждому ученику. Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В процессе обучения учащихся физике технологическая карта - проект педагогического процесса в границах одного урока. Использование алгоритмической технологической карты урока позволяет научить учащихся оценивать дозированную достижимую учебную задачу, принимать ее и уметь формулировать собственную конкретную цель на определенном этапе деятельности, развивает алгоритмическое мышление учащихся, повышает вероятность успеха слабого ученика.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам, она включает более полную информацию об уроке.

Технологическая карта урока это:

  1. Способ мотивации самостоятельной деятельности обучающихся.

  2. Представление образовательного процесса на уровне технологии

  3. Проектирование и конструирование на уроке.

  4. Своеобразный стимул самообразования

  5. Самооценка уровня сформированности своих знаний.

  6. Особая форма изложения учебного материала.

Типы заданий, используемых в технологических картах урока:

  • задания со вспомогательными вопросами;

  • задания с наличием образца выполнения;

  • задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;

  • задания с алгоритмическими предписаниями;

Активизации учебной деятельности школьников способствуют приемы, используемые в технологических картах:

  • ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала);

  • составление таблицы по теоретическому материалу;

  • составление схем различного вида.

Особенности конструирования карты

  • В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы, графика и т.д.).

  • Изучаемый материал должен быть представлен зримо, наглядно, в виде схемы, таблицы.

  • Сообщается ориентировочный срок работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала.

Уроки с применением технологических карт можно проводить на разных этапах учебного процесса: при изучении, закреплении, обобщении материала. В какой именно этап вписать такой урок, зависит от возраста учащихся, степени их подготовки и готовности работать самостоятельно, а также содержания учебного материала. В своей работе составляю и использую карты на разных модульных уроках.

Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.

Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.

Учебный
модуль

Содержание учебного модуля

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ 4

Самопроверка

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

УЭ 6

Экспертный контроль

Домашнее задание

Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.

Существует также Модульно-блочная технология, которая отличается от модульной лишь тем, что здесь модули объединяются в блоки (циклы уроков), что дает возможность подойти к обучению еще более дифференцированно и сэкономить массу времени.

Рассмотренные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями все чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно-ориентированным.


© 2010-2022