• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока русского языка на тему Обобщающее слово при однородных членах предложения

Конспект урока русского языка на тему Обобщающее слово при однородных членах предложения

Урок проводится в 5 классе, построен в соответствии с требованиями ФГОС и представляет из себя урок открытия новых знаний. Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Урок включает в себя следующие этапы:  1.       Организация начала занятия2. Актуализация знаний, пробное учебное действие3. Постановка учебной задачи4. Выявление места и причины затруднения5. Поиск решения, открытие нового знания, формулировка правила6. Физкультминутка7. Первичное закрепление8...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка


Тема - Обобщающее слово при однородных членах предложения

Урок проводится в 5 классе

Тип урока - урок открытия новых знаний

Вид урока - классический

Цели урока:

- образовательная - формировать навык нахождения в предложениях обобщающего слова и постановки знака препинания при нем; умение графически обозначить обобщающее слово, составлять алгоритм действия;

- развивающая - развивать познавательные интересы обучающихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; развивать внимание, логическое и творческое мышление, развивать речь учащихся;

- воспитательная - воспитывать интерес к предмету и внимание к слову, любознательность, творческую активность.

Планируемые результаты:

- личностные - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- метапредметные - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- предметные - формирование умения опознавать обобщающие слова и правильно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах на письме.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организация начала занятия


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Подготовка и включение в работу.

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция


  1. Актуализация знаний, пробное учебное действие

Организует повторение знаний, закрепление умений.

(На доске записаны группы слов)


Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова, находят «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные:

целеполагание


  1. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, почему эти слова являются «лишними»?



- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов?

-Какова же будет тема нашего урока?

-Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

Ставят цели, формулируют тему и проблему урока.

- Слова «дерево», «мебель», «времена года» являются лишними, т.к. они являются общими для всех остальных слов в каждой группе, их значение шире.

- Такие слова называются обобщающими словами.

- Обобщающее слово при однородных членах предложения

(записывают в тетради число и тему урока).

- Предполагаемый ответ:

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

  1. Выявление места и причины затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении, в чем затруднения?

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?



Учитель читает шутку-рифмовку:

Я важней, чем запятая Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

Давайте проверим.

Выявляют затруднения



- Какой ставить знак после обобщающего слова. Возникли противоречия, задание выполнили по-разному.

- Как правильно оформлять предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

- Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами.

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова.

Определяют, какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие)

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы;

коммуникатив

ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: самоконтроль знаний


  1. Поиск решения, открытие нового знания, формулировка правила

Организует работу учащихся по составлению алгоритма

(записывает его на доске)











- Как графически в схеме обозначается обобщающее слово?

Читают правило на стр. 160 учебника, отвечают на вопросы после него:

Что обозначает обобщающее слово?

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом при однородных?

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

- Обобщающее слово обозначается кружочком с точкой посередине.

поиск решения проблем

познавательные: применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция.


  1. Физкультминутка

Учитель организует физкультминутку

Выполняют движения, проговаривая стихотворение вслух:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

Ученики на слух определяют однородные члены предложения, называют их и объясняют свое мнение.


  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия, разбивая детей на группы по рядам, затем в пары.

Организует деятельность по применению новых знаний.


Отрабатывают полученные новые знания на практике.

Работая в паре, придумывают и записывают предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, цветы (на выбор). Один участник пары придумывает начало предложения, другой - конец. Графически обозначают однородные члены предложения и обобщающее слово.

Работа по рядам. Выполняют Упр. 435, конструируют предложения по схемам

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;

коммуникатив

ные: управление поведением партнера, умение находить общий язык, работая в паре

регулятивные: саморегуляция,

контроль

  1. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащимися.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, продолжают предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

У меня вызвало затруднения…

Отвечают на вопросы:

Какую цель на уроке ставили?

Удалось ли её достичь, каким образом?

личностные: самоопределение;

коммуникатив

ные: умение слушать, принятие решения и его реализация;

регулятивные: оценка результатов работы, саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

  1. Задание на дом

Объясняет домашнее задание

стр. 160 - правила, выучить алгоритм действий, Упр. 436

Записывают домашнее задание




© 2010-2022