• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

Мастер-класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». Для младшего школьного возраста. Материал рассчитан: для учителей ритмики, музыки, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.   Цель мастер - класса: познакомить  (учителей ритмики, музыки, логопедов, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских учреждений) с ком...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»




Мастер-класс: «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ»



Подготовила

Беседина Людмила Георгиевна

учитель музыки, ритмики и МХК высшей квалификационной категории































Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ».

Материал рассчитан: для учителей ритмики, музыки, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.

Цель мастер - класса: познакомить (учителей ритмики, музыки, логопедов, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских учреждений) с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально - ритмических способностей.

Задачи:

- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, с целью и задачами;

- раскрыть содержание мастер класса по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий;

- показать практическую значимость использования данного комплекса приёмов, упражнений;

- убедить педагогов в целесообразности использования данных приёмов и упражнений в практической деятельности: при проведении праздников, развлечений, на уроках, факультативах и кружковой деятельности по музыке.

Практическая значимость: ознакомление с комплексом приёмов и упражнений, в которых используются элементы здоровьесберегающих технологий: предлагаемый на уроках и вне урочное время. Комплекс приёмов и упражнений универсален, его можно использовать на праздниках, детских развлечениях, уроках ритмики, музыки, на факультативах по музыке и применять в кружковой деятельности по вокалу и танцам в целях развития музыкально -ритмических способностей и профилактики заболеваний задержки речевого развития, органов дыхания.

Материально - техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса; компьютер с динамиками для воспроизведения музыкального материала; мультимедийная доска для использования презентации; музыкальное лото карточки С.Белецкого для определения темпа музыки, карточки музыкальный словарь терминов для определения музыкального настроения произведения.

Предварительная работа: сочинение текста и упражнений для логоритмической разминки; разучивание упражнений пальчиковой гимнастики; упражнения дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, логоритмические упражнения, повторение комплекса танцевально ритмических движений, упражнения для релаксации, разучивание музыкально-ритмической игры «Дружба».

Продолжительность проведения: 50 минут.

План проведения мастер класса:

- показ эффективных приёмов и выполнение комплекса упражнений, с участниками мастер класса дыхательной, артикуляционной гимнастики, логоритмических упражнений, применяемый на праздниках, детских развлечениях, кружковой работе, уроках ритмики и музыки;

- рефлексия (дискуссия по результатам проведённого мастер класса).

Предполагаемый результат:

- участники мастер - класса получат знания о комплексе приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ;

- обсудят возможности применения эффективных приёмов и комплексов упражнений в процессе обучения ритмике, музыке на уроках и в не урочное время;

- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приёмы и упражнения в своей практике.

Сценарий мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем вашему вниманию мастер класс в рамках здоровье сберегающих технологий по теме: «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ».Сегодня в практике широко используется арт терапия разные виды терапии: вокалотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, сказкотерапия, цветотерапия и другие. Наша работа будет направлена на знакомство с приемами и упражнениями по музыке и коррекционной ритмики в неурочное и урочное время. Эти приемы способствуют:

1. Укреплению опорно-двигательного аппарата детей через формирование правильной осанки, походки, красивой фигуры.

2. Развитие у детей основных двигательных качеств: координации движений.

3. Развитие и совершенствование единого музыкального темпа и ритма, упражнений.

4. Укреплению вырабатывать координацию согласования слова, движения и ритма при выполнении движений пальцев рук, артикуляционных и логоритмических упражнений.

5. Создание эмоционального фона у детей в процессе занятий.

6. Создание условий для развития и коррекции физических и психических процессов.

7. Становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры;

8. Развитие музыкальности.

Ход мастер-класса.

Основная часть.

Музыка и коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально - ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями КР (кореккционная ритмика) являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка (Е.А.Медведева, 2002). Важная задача - научить слушать музыку, научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

Приемы музыки и музыкально-ритмической деятельности прослеживаются через все структурные элементы урока или музыкального занятия:

- приветствие;

- ритмическая разминка;

- основная часть занятия;

-прощание.

Приветствие.

Музыкальный кружок, факультатив по музыке, детские развлечения, праздники, уроки музыки и ритмики обычно начинаю с приветствия. На уроке ритмики выполняем поклон приветствие отдельно девочки и мальчики танцевальный приём. На уроке музыки приём вокала: учитель поет «Добрый день ребята!» дети поют в ответ «Добрый день». В начале праздника обычно звучит музыка в соответствии с тематикой дети заходят в зал под музыку. Выразительное исполнение торжественного марша или весёлой, энергичной солнечной песни, в начале праздника имеет важное значение для создания эмоционального общего праздничного тона, углубления значимости момента, эмоционального настроя учащихся. Музыка на празднике занимает ведущее место. Подбору музыки нужно уделять большое внимание. Хорошая музыка и высококачественное исполнение её способствует развитию художественного вкуса у детей, а также вызывает у них положительные эмоции. Музыка должна соответствовать общему характеру и содержанию праздника и отдельным его моментам.

Приветствие является «пусковым механизмом» урока, формирует готовность к общению, концентрирует внимание детей, даёт этикетные правила поведения, стимулирует речевую деятельность. В своей работе, считаю важным, эмоциональный настрой на любом занятие, развлечении или урок для этого использую приёмы психогимнастики, музыкотерапии, видео фрагменты из мультфильмов, зеркало, карточки настроений, где коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия.

Применение музыки на празднике воздействует на детей как лечебно-коррекционное средство, обеспечивающее гармонизацию состояния: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развитие эстетических потребностей. Музыка на празднике в коррекционной школе в синтезе взаимопроникающих искусств художественного слова, танца, драматизации, предметов изобразительного искусства (оформление выставки, сценические эффекты и др.), вокала, инструментовки - оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей любого возраста.

Вся программа праздника - действия детей, праздничное шествие, пение, игры, различные сценки и неожиданные для детей сюрпризы - сопровождаются обычно музыкой, вызывающей у учащихся эмоционально-творческий подъём в их исполнительской деятельности, эмоциональную отзывчивость и нравственно-эстетические переживания в их деятельности в качестве зрителей.

Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, по-разному окрашивает различные части праздничной программы, придавая им то торжественное, то весёлое, то шутливое настроение, что вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале учащихся и взрослых, объединяя их общим эстетическим переживанием. Выразительное исполнение торжественного марша в начале праздника имеет важное значение для создания общего праздничного тона, углубления значимости момента, эмоционального настроя учащихся. Настоящая гармония праздников создаётся разнообразием видов музыкальной деятельности - словом, игрой, танцем, соединением всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства, театрализации. Чтобы не наступило переутомления наших воспитанников, нужно стараться чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Например, песню должен сменить танец, инсценировку - лёгкая музыка, марш, проза сменяется лирикой, слушание - хороводом, игрой и т.д.

Практическая работа

Предлагаю вам, для того чтобы вы получили наиболее полное представление о приёмах психогимнастики и музыкотерапии на практике выполнить эти упражнения.

Упражнения направленные на определение характера музыкального произведения. Определяем, как музыка влияет на эмоциональное настроение.

Выберите номер мимического образа на слайде соответствующий вашему настроению, напишите номер на карточке.

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

Подберите к каждому мимическому образу слова, соответствующие его настроению из данного музыкального словаря.

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

Следующий шаг музыкальный материал подбирается в соответствии темы музыкального занятия, развлечения, праздника или урока. Например, выбрав музыкальное произведение, вы его не называете и не сообщаете, кто композитор. Но даёте задание практическое либо каждому на карточках, либо выводите на экран, используя мультимедийную установку. В начале, нужно познакомиться с вопросами с заданием, которое надо выполнить. Если возникают вопросы дать пояснения. Затем предлагаете прослушать фрагмент музыкального произведения.

Практическое задание.

  1. Выберите мимический образ номер, соответствующий музыкальному произведению. ( 1, 2, 3, 4, 5, 6).

  2. Определите характер, настроение музыкального произведения? (используя словарь)

  3. Какой темп музыкального произведения? (медленный, умеренный, быстрый).

  4. Что вы будете исполнять, под данное музыкальное сопровождение: вальс, марш, польку?

  5. Назовите композитора и название музыкального произведения?

Как правило, не всегда дети справляются с пятым вопросом, поэтому обратите внимание и покажите портрет композитора, используя наглядный метод, дети лучше усвоят, запомнят композитора и название музыкального произведения.

Звучит Весенний вальс Ф.Шопена.

Полька трик-трак Иоганна Штрауса.

Звучит Торжественный коронационный марш П.И.Чайковского.

Карточки для определения темпа музыки. С. Белецкого музыкальное лото.

Карточка № 1

Павлины гуляют по саду, как франты

Несут своивееры в темпе анданте (сдержанный, умеренный темп в музыке)

Карточка № 2

На поиск друзей черепаха отважно

Двинулась медленно в темпе адажио (медленный темп в музыке)

Карточка № 3

По пробуй догони ка зебру

Быстрая, как темп аллегро (быстрый темп в музыке)

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

Анализ практической работы.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Разминка

Обычно в начале праздника, музыкального занятия кружковой работы, урока, используется разминка или музыкально ритмическая разминка. Она мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, улучшает внимание, память, укрепляет и развивает мышцы, улучшает дыхание, активно влияет на кровообращение, способствует выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Благодаря разминке дети приобретают навыки поддержания правильного баланса тела. Регулярное выполнение упражнений выправляет осанку, позволяет двигаться вне танц пола красиво и уверенно. После быстрой разминки выполняем упражнения на восстановление дыхания.

В сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями использую приемы артикуляционной и дыхательной гимнастики, само массаж.

Приём дыхательной гимнастикикорректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развивающиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Перед тем, как заниматься логоритмикой, подготавливаем и разогреваем артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Цель: артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Практическая работа

Предлагаю вам, для того чтобы вы получили наиболее полное представление о приёмах артикуляционной и дыхательной гимнастике на практике выполнить эти упражнения. Они направленные на профилактику заболеваний органов дыхания и задержка речевого развития как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица. Показать, кончиками пальцев круговые вращения на щечках, вперёд и назад. Погладили движение пальцев вправо и влево верхнюю и нижнюю губы. Надуваем щечки, глубокий вдох задерживаем дыхание, щеки упругие стучим, как по барабану, подушечками пальцев, выдыхаем, отдыхаем и повторяем. Следим, чтобы пальцы не проваливались в надутые щёчки. Упражнение «одуванчик», нюхаем вдох через нос - лёгкий, бесшумный, выдох - через рот, со звуком восхищения «ах!». Упражнение «пушистый одуванчик» активный долгий вдох через рот набираем много воздуха, чтобы сильно дунуть выдох на одуванчик, который распушился. Можно использовать вату или пушинку (гусиный, утиный пух), говорим что создадим в комнате снегопад, удерживая пушинку в воздухе, как можно дольше или задание кто выше поднимет пушинку вверх.Это упражнение можно использовать на празднике и развлечениях, используя соревновательный момент «кто выше», «кто дольше». Снег идёт замёрзли резкий вдох и короткий резкий выдох на звук «брррр». Накачиваем насосом мяч, наклон вперёд и выпрямляемся, руки одновременно сгибаются и разгибаются в локтях, короткий вдох - через нос, выдох - через рот на звук «шш» наклон. Упражнение «шарик спускается» глубокий медленный вдох - через нос, медленный выдох - через рот на звук «ссссс».В работе использую мыльные пузыри вдох глубокий через нос, выдох -через рот плавный медленный. Детям нравится пускать мыльные пузыри. Мыльные пузыри тоже можно использовать с детьми на праздниках и развлечениях, например «надуть самый большой мыльный пузырь», «кто выше», «кто больше» «Упражнения «часики», открываем рот вытаскиваем язык вперёд перемещаем язык вправо, влево. «Орешки»)

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

  1. Окошко широко открыть рот - "жарко",закрыть рот - "холодно"



  1. Чистим зубки улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние зубки.Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста



  1. Дудочка с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

  2. Заборчик улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

5.Маляр губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

6. Пароход гудит губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста

7.Орешки рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

8. Шарик надуть щеки сдуть щеки.

Основная часть занятия

После разминки проводим логоритмические упражнения. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение и без него. Логоритмические занятия, направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь - движение». Практика показала, что регулярное включение в урок элементов логоритмики, способствует быстрому развитию речи и расширение у детей словарного запаса, музыкальности. Формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Практическая работа.

Давайте с вами разомнёмся и выполним логоритмическую разминку. Слова текста, речевое сопровождение и проработанные упражнения придуманы мной называется «Ковбойская разминка».

Желательно текст вывести на экран

Речевое сопровождение

Упражнения

По порядку на площадку

Становитесь по три вряд

варианты

В один ряд или по два вряд

На ковбойскую разминку

Приглашаю всех ребят!

Выпрямитесь, подтянитесь

Выпрямляются

Наклонитесь, разогнитесь.

Выполняют наклон вперёд, разогнулись исходное положение

Всем скорее улыбнитесь.

улыбаются

Сели дружно на коня

руки вытянуты вперёд сжаты в кулаки, впереди сгибаем и разгибаем в локтях руки (как будто держим в руках уздечку)

Скачем весело друзья.

ноги выполняют пружинки

Чтобы было веселей

Гони лошадку побыстрей

машем правой рукой сверху, а другой рукой сгибаем и разгибаем в локтях руку (имитируем, как будто скачем и погоняем лошадку)

Смотрим в сторону друзья

Нам без этого нельзя

руку прикладываем, смотрим вдаль

Вдали ковбоя увидали

И все дружно помахали

правой рукой 2 раза помахали чуть наклонившись

левой рукой 2 раза помахали

Пистолеты заряжаем 2 раза

пальцы сжаты в кулак, кроме большого пальца он оттопырен и большим пальцем обеих рук заряжаем пистолеты

справа, слева

А потом мы все стреляем 2 раза

Три пальца сжаты в кулак: мизинец, безымянный, средний, а указательный и большой палец оттопырены вперед будто пистолеты

Раз, два, раз, два

скачем весело друзья

Перед собой сгибаем и разгибаем в локтях руки, пальцы сжаты в кулаки (как будто держим в руках уздечку) ноги выполняют пружинку сгибая в коленях ноги, скачем

А теперь тормози

правуюногу сгибают в коленке и поднимают согнутое колено вверх, руки перед собой согнуть в локтях, тормозим

Ногу выше подними.

левуюногу сгибают в коленке и поднимают согнутое колено вверх, руки перед собой согнуть в локтях.тормозим

Глубоко все по дышали

встаём на носочки, вдох, руки через стороны вверх и выдох наклоняемся

Отдохнём, отдохнём

Расслабили руки встряхиваем кисти рук

Отдохнём, отдохнём

расслабили ноги поболтать слегка в воздухе ступнями

И ровно все дышать начнём.

Восстанавливаем дыхание

К этой разминке можно добавить танцевальные связки, костюмы: шляпы, рубахи в клетку, безрукавки-желетки, джинсы получится «Ковбойский танец».Логоритмическую разминку, танец можно использовать на общешкольных праздниках, среди младших классов. Особенно нравится мальчикам изображать как надо скакать на коне, заряжать пистолеты, стрелять. Этот танец энергичный, игривый, бодрый главное дети заряжаются положительными эмоциями, улучшается настроение, проверено на практике.

В работе часто использую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц пальцев рук и глаза. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.Упражнения скачены с интернета.

Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста





Мастер- класс «Комплекс приёмов и упражнений, способствующих оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ». для младшего школьного возраста





Прием «Игра-танец» представляет музыкально - ритмические, танцевальные движения, которые снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают у детей навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности (видео клип музыкально-ритмических упражнений).

(Музыкально - логоритмическая игра «вальс дружба» игра для 1-4 класса). Когда изучается тема танец связанная с вальсом, то можно использовать эту игру.

Мальчики становятся спиной в круг. Девочки подходят к мальчикам, образуя пару, лицом друг к другу. Берутся за руки. Слова поют и исполняют движения. Мелодия обязательно в темпе вальса. Напомнить детям про осанку и мягкое, плавное исполнение. Корпус держим ровно.

Слова песни - игры

Раз, два, три - на носочки,

Раз, два, три - на носочки,

Раз, два, три - повернулись

Хлопнули и разошлись.

Раз пара берутся за руки, переносят руки вправо на уровне плеч.

Два пара переносит руки влево на уровне плеч.

Три на носочкипара переносит руки вверх и становится на носочки

(удерживая равновесие и координацию движений)

Всё повторить.

Раз пара переносит руки вправо на уровне плеч.

Двапара переносит руки влево на уровне плеч.

Три повернулись каждый ребёнок поворачивается вокруг себя.

Хлопнули дети выполняют хлопок все одновременно в ладоши,

кивнули друг другу головой и называют своё имя.

И разошлись мальчики стоят на месте, а девочки меняют партнёра

двигаясь по часовой стрелки. И так пока не вернуться

в исходное положение.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким - они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Работе над музыкально-ритмическими и танцевальными движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность».

В кружковой работе, на праздничных мероприятиях, развлечениях особо обратите внимание на подбор музыкального материала.

Применение музыки на празднике воздействует на детей как лечебно-коррекционное средство, обеспечивающее гармонизацию состояния: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развитие эстетических потребностей. Музыка на празднике в коррекционной школе в синтезе взаимопроникающих искусств художественного слова, танца, драматизации, предметов изобразительного искусства (оформление выставки, сценические эффекты и др.), вокала, инструментовки - оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей любого возраста.

Вся программа праздника - действия детей, праздничное шествие, пение, игры, различные сценки и неожиданные для детей сюрпризы - сопровождаются обычно музыкой.Что вызывает у учащихся эмоционально-творческий подъём в их исполнительской деятельности, эмоциональную отзывчивость и нравственно-эстетические переживания в их деятельности в качестве зрителей.

Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, по-разному окрашивает различные части праздничной программы, придавая им то торжественное, то весёлое, то шутливое настроение, что вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале учащихся и взрослых, объединяя их общим эстетическим переживанием. Настоящая гармония праздников создаётся разнообразием видов музыкальной деятельности - словом, игрой, танцем, соединением всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства, театрализации. Чтобы не наступило переутомления воспитанников, нужно стараться чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Например, песню должен сменить танец, инсценировку - лёгкая музыка, марш, проза сменяется лирикой, слушание - хороводом, игрой и т.д.

Итог

Музыка в урочное и неурочное время, оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно по требованиям Сан Пин на уроки музыки, ритмики, изобразительного искусства ставятся после более сложных предметов. В процессе коррекционной работы происходят следующие изменения:

Улучшаются: умение переключаться с одного движения на другое, координация движений, равновесие, ловкость, точность, реакция; улучшается настроение.

Снижаются: нервозность, суетливость, возбудимость, вялость мышечного тонуса, заторможенность.

Нормализуются: звуко произносительный, ритмический, тембровый, диатонический слух, зрительное восприятие.

Развиваются: дружелюбие, дисциплинированность, общий кругозор, эмоционально- эстетический вкус.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент в здоровьесбережении. Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.

- В заключение нашей встречи, мне еще раз хотелось бы сказать о том, что мы с вами сегодня знакомились с приемами и упражнениями музыки и музыкально-ритмической деятельностив урочное и не урочное время.

- Какие приёмы можно использовать и в неурочное время и почему?

- Была для вас информация полезной, нужной?

- Показалась ли вам, полученная информация применима для занятий в обычных школах?

- Пригодятся ли вам полученные знания при подготовке уроков?

Использованная литература:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой - М., 1994.

2. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. - Волгоград, 2007,

3. Евтушенко И.В. Организация музыкального воспитания в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. - М, 2003,

4. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. - М., 2007.

5. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. -М., 2008.

6. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург 2010.

7.Инновационная деятельность педагога- музыканта. Сборник методических статей. Выпуск 2. Беседина Л.Г. Музыкально- ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями. Омск-2012









© 2010-2022