Другое, несортированное

  • Брошюра на тему Менің елім-ҚазақстанЕГЕМЕНДІ ЖӘНЕ ТӘУЕЛСІЗ ҚАЗАҚСТАН ҮШІНШІ МЫҢЖЫЛДЫҚТЫҢ БАСЫНДА Қазақстан Республикасы – Евразия деп аталатын құрлылықтар кеіңстігінің дәл ортаңғы бөлігінде орналасқан ел. Оның батыс аймақтары Европа құрлығының жерінде жатыр. Қазақтар жайық деп атайтын Орал зені – Европа мн Азияны бөліп тұратын шекара. Ал еліміздің солтүстігі, шығысы мен оңтүстігі Азия құрлығында орналасқан. Қазақтан Республикасының аумағы – 2 миллион 724 мың шаршы километрді құрайды. Жерінің аумағы жөнінен ол бүкіл дүниежүзінде 9-...
  • Конспект на тему «Милой мамочке моей»Конспект занятия по вязанию крючком на тему Милой мамочке моей. Цель занятия: воспитание внимательности, заботы, уважительного отношения к матери, развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора. Занятие начинается со вступления. Педагог рассказывает о Дне матери, о материнской любви, ласке. Затем воспитанники читают стихи о маме, рассказывают какая у них мама. Потом они играют в игру Мамочка, рассказывают пословицы и поговорки о маме, поют песню о маме. В практической части ...
  • Тест по учебной дисциплине Основы строительного черчения 2 курсТест №1 по строительному черчению по теме Линии чертежа Тема: Линии чертежа 1. Относительно толщины какой линии задаются толщины всех других линий чертежа? а) основной сплошной толстой; в) штриховой; б) основной сплошной тонкой. 2. К прерывистым линиям относятся: а) тонкая ; в) штрихпунктирная; д) толстая. б) штриховая; г) линия сечений; 3. Толщина штриховой линии ра...
  • «Акын Таразы» - поэт справедливости» литературно-музыкальная композиция к 200-летию Тараса Шевченко, 5 – 11 клЛитературно-музыкальная композиция Акын Таразы - поэт справедливости посвящена 200-летию великого украинского поэта. Одной из задач мероприятия было показать значение его творчества для Казахстана. Шевченко, находясь в Казахстане, не только наблюдал жизнь и быт казахского народа. Он запечатлевал степь и ее обитателей как поэт и художник-живописец. Поэт с большой любовью относился к казахскому народу, поэтому и казахский народ ответил признательной любовью Шевченко. В народе слагались предания...
  • «Организация воспитательно – образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования»Организация воспитательно – образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования система работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проекта и информационно – коммуникативных технологий.Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка, а это значит, что в дошкольном учреждении создается эффективная система базовой подготовки ребенка к школе. Проектный метод обучения включает полный комплект разнооб...
  • Задание по строительному черчениюЗадание для группы №22 Опорный конспект по теме Строительные чертежи (Ф.И.О.) Из словаря-справочника по черчению: Фасад - (фран. Facad - фасад, лицо) - наружная (лицевая) сторона сооружения. Различают главный фасад - вид здания спереди, боковой фасад - вид слева или справа, дворовой фасад -вид сзади. План - (лат. Plamis – плоский, ровный) - 1. Чертеж содержащий изображение на горизонт...
  • Тәрбие сағатты: Сен де бір-кірпіш дүниеге…Мақсаты: балаларға мамандық таңдау, оның адам өмірінде алатын орны, маңызы туралы түсініктерін қалыптастыру; әр мамандық иесіне тән қасиеттер мен ерекшеліктер, оны дамыту, жетістікке жету жолдары туралы білімдерін кеңейту; бұрынғы бітіріп кеткен түлектердің жақсы қасиеттерін, озық қабілеттерін кейінгіге үлгі ету; мамандықтардың түрлері, әр түрлі оқу орындары туралы жарнамалар жасау
  • Семейный час: «Семья, как много в этом слове…»Тема: Семья, как много в этом слове…Форма: семейный час – рассуждениеЦель: формирование представлений о жизненном идеале семьиЗадачи: - формировать навыки семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни;- воспитывать ценностное отношение к своим близким людям;- развивать речь, умение рассуждать;- способствовать творческой самореализации;- обучить навыкам конструктивного общения;- ...
  • Классный час «Что такое доброта?»Классный час Что такое доброта?Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие. Осколки добротыСемья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подал...
  • Воспитательный час: Наш край – частица большой РодиныЦели:1. Познакомить с применением полезных ископаемых, добываемых в нашей области, в промышленности.2. Воспитывать любовь к родному краю, учить к бережному отношению к природе, патриотизм.Примечание: мероприятие проводится в форме телевизионной передачи, в роли диктора выступает воспитатель.
  • Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики Вопросы преобразования школьной практики очень давно стоит перед школами и учреждениями образования Республики Казахстан. И в первую очередь мы объясняем это необходимостью стать равными другим развитым странам. Здесь мы говорим не только о качестве образования, но и о его конечном продукте – ученике 21 века. Стоит отметить, что сейчас мы говорим о функциональной грамотности учащегося. Это означает, что ученик должен уметь практически применять те знания, которые мы ему передаем, помогаем правил...
  • Развлечение Мы за солнышком идем!Данное развлечение проводится с детьми 2-3 лет на участке детского сада в теплое время года и носит тематический характер, в ходе которого осуществляются следующие задачи: - формирование здорового образа жизни; - воспитание стойкого интереса к физкультуре ; - вызывание радости у детей; - формирование познавательной активности Используемые в данном развлечении двигательные действия, игры доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, это развле...
  • Ашық сабақ технологиялық картасы (қазақ тілі)Ортаңғы тобынаарналған оқу жұмыстарын ұйымдастырудыңТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫБІЛІМ БЕРУ САЛАСЫ: ҚатынасБӨЛІМДЕРІ: Қазақ тіліТАҚЫРЫБЫ: Ойыншықтар МАҚСАТЫ: ойыншықты қазақ тілінде атап, сипаттай білу (санау, түсін айту),Cенің атың кім? деген сұрақты түсініп, жауап бере білу. Ойыншықтарды таза, сындырмай ұстауға тәрбиелеу. Тілге деген қызығушылығын арттыру.СӨЗДІК ҚОРЫ: доп, қуыршақ, аю, қоян, көбелек, үлкен, кішкентай, сары, қызыл, көк, қоңыр, ақ, 1,2,3.Көрнекі құралдар: Қуыршақ, доп, аю, қоян, көбел...
  • ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОЁ ПОРТФОЛИО профессиональной деятельности за 3 года с 2011 по 2014 г., Малюченко Натальи Леонтьевна,педагог дополнительного образования МОУАДОД ЦРТДЮ СОЗВЕЗДИЕг.Орска, первой квалификационной категории, руководитель образцового театрального коллектива КУКЛЯНДИЯ. А 15 апреля 2015 года прошла аттестацию и присвоина высшая квалификационная категория. Возможно кому то будет полезной информацией, как образец создания портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования...
  • Досуг для дошкольников За околицейРазнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Уважение к прошлому...
  • Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные во время этапа «Практика в школе» Подрастающее поколение – это наше завтра. Одним из важнейших на сегодняшний день задач является воспитание учащихся, которые будут уважать законы страны, свободу и права личности, с уважением относиться к традициям и культуре народов, проживающих на планете земля и быть всесторонне развитым человеком. Поэтому я считаю, что школа – это неповторимый и единственный мир, в котором каждый человек учится, растёт, воспитывается и развивается. Нашей главной задачей, как учителей первого уровня, с...
  • Тематический вечер Час ДобротыТематический вечер Час Доброты
  • Қазақ тілі пәнінен бақылау жұмысының тапсырмалары Қазақ тілі пәнінен жылдық бақылау жұмысы бойынша нұсқау Бақылау жұмысы бес тапсырмадан тұрады. Бірінші тапсырма – жіктік жалғауды тексеру үшін берілген, себебі әр студент монологтарды, диалогтарды , жай сөйлемдерді құрастырғанда жіктік жалғауды қолданылады, егер жақтарда қателессе, сол құрастырылған сөйлемі дұрыс болмайды. Екінші тапсырма – 15 тест сұрағы, оның ішіне фонетика, зат есім, етістік, сан есімдер кіреді. нұсқа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 д д б е с а б д е б с б с с д 2 а б б с д е е е с с а б с д д Үшінші тапсырма – септіктерді қайталау үшін берілген, бұл сөзбен сөзді байланыстыру үшін керек. Төртінші тапсырма – синтаксистік талдау, студенттер сөйлемнің түрлері мен қызметтерін білу керек. Бесінші тапсырма – Астана мен Мамандық туралы монолог, яғни мәтін құрастыру керек.
  • «Использование современных образовательных технологий на занятиях»Использование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных технологий назанятияхИспользование современных образовательных те...
  • Чудеса природы Закаменского района Первое чудо природы Закаменского района – это гора Ундэр Баабай (в переводе Высокий, Высо­кочтимый Отец) вблизи села Улекчин.Это горный массив, состоящий из высокой скалистой горы и прильнув­ших к ней трёх одинаковых сопок над самой рекой Джидой. С южной сто­роны, т.е. со стороны реки, все три сопки образуют отвесную скалистую поверхность, и каждая сопка интересна по-своему Второе чудо нашего района. Юхта расположена на расстоянии 27 км. от города Закаменск по автодороге республиканск...
  • БҮГІНГІ КҮН ТАЛАБЫНА САЙ КОЛЛЕДЖДЕРДЕ КӘСІБИ ҚАЗАҚ ТІЛІ ПӘНІН ОҚЫТУДАҒЫ ЖАҢА ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ ӘДІСТЕМЕСІТәуелсіз мемлекетіміздің гүлденуі үшін білімді азаматтар керек! деп Елбасы өзінің жыл сайынғы Жолдауында баса атап өтуде. Тәуелсіз мемлекетіміздің бүгіні мен болашағы – жастардың еншесінде. Олай болса, XXI ғасырдың жастары жан-жақты білімді, саяси-экономикалық сауатты, яғни, интеллектуалды деңгейі жоғары болуын талап етеді. Бұл мәселелерді шешуде басқа ұлт өкілдеріне мемлекеттік тілді оқытудың маңызы зор. Қазіргі кезде колледждердегі Кәсіби қазақ тілі пәнінің маңызы ерекше. Сондықтан бүгінг...
  • Жай сөйлем. Компьютердің атасы кім? Компьютердің денсаулыққа зияныБерілген сабақ жоспары Жай сөйлем. Компьютердің атасы кім? Компьютердің денсаулыққа зияны. тақырыбын қамтиды. Осы сабақтың мақсаттары: Компьютердің атасы кім? Компьютердің денсаулыққа зияны. - туралы мәлімет алу. Жай сөйлемдерді қайталау. Студенттердің тілдерін, ойлауын жеткізе алу, қазақ тілінде сөйлеткізу, жаңа ақпаратпен таныстыру.Қазіргі заманға сай талаптары бойынша компьютер туралы мәліметті білу,зияны туралы сөйлесу, әр салада мемлекеттік тілді қолдана алу, тілге қызығушылықтарын о...
  • «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося в начальных классах» (использование ЭОР)Проект Юный огородник Цель: принять активное участие в Неделе технологии - выпуск книжки- малышки Пословицы и поговорки о труде;- участие в конкурсе рисунков Золотая Волшебница Осень;- участие в конкурсе поделок из овощей и фруктов.Проект Юный огородникЦель: принять активное участие в Неделе технологии- выпуск книжки- малышки Пословицы и поговорки о труде;- участие в конкурсе рисунков Золотая Волшебница Осень;- участие в конкурсе поделок из овощей и фруктов.Проект Юный огородни...
  • Проект «Юный огородник»Проект Юный огородник Цель: принять активное участие в Неделе технологии - выпуск книжки- малышки Пословицы и поговорки о труде;- участие в конкурсе рисунков Золотая Волшебница Осень;- участие в конкурсе поделок из овощей и фруктов.Проект Юный огородникЦель: принять активное участие в Неделе технологии- выпуск книжки- малышки Пословицы и поговорки о труде;- участие в конкурсе рисунков Золотая Волшебница Осень;- участие в конкурсе поделок из овощей и фруктов.Проект Юный огородни...
  • Сценарий экономической игры «По ступенькам бизнеса»Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний. Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес нево...
  • Сценарий внеклассного мероприятия на патриотическую тему Литературно-музыкальная композиция на тему «Вернувшись к датам незабытым»Сталинград подвергся жесточайшей бомбардировке с воздуха, в течение дня было совершено 2000 самолетовылетов вражеской авиации. Прорвав войсковую оборону, ударные танковые части немцев вышли к северной части Сталинграда. На защиту города выступили рабочие отряды. Рвались к Волге немецкие орды. Край родной был пожаром объят, Но у волжских дверей грозно встал Богатырь Сталинград! Помню эту ночь, когда пожар пылал, И небо высилось чудовищно багрово, И жар пахнул в лицо, и рядом друг упал, И рвался д...
  • Что ребенок должен знать о понятии «семья»?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о понятии семья?Что ребенок должен знать о ...
  • Брейн-ринг для школьников «Скажи волшебное слово нет!»Данное мероприятие можно провести в летнем лагере Цели и задачи: активизировать работу среди детей по профилактике наркозависимости; содействовать в распространении информации о причинах, формах и последствиях употребления наркотических веществ; отработать навыки убедительного отказа от предложения попробовать наркотик. Условия проведения: участвуют 2 команды по 3 человека и капитан из старших отрядов. Группа поддержки (не более 10 человек) представляет девиз и название команды (на 5-7 минут), к...
  • Экономическая игра «Биржа труда»Экономическая игра Биржа труда Цель: 1. Показать детям игровую модель некоторых культурных элементов рыночных отношений; 2. Решить проблемы занятости детей; 3. Создать условия для саморазвития и самореализации детей. Продолжительность игры: игра рассчитана на всю смену и проводится в течение всего дня. Структура: 1. Монетный двор. 2. Служба менеджмента и маркетинга. 3. Биржа труда. 4. Производственные мастерские. 1. Монетный двор выпускает денежные знаки, которые имеют хождение только на тер...
  • На тему: Нравственное воспитание дошкольников. Актуальность и необходимостьВ дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между д...
  • Статья на тему: Художественно-эстетическое воспитание дошкольников С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения. С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем рабо...
  • Папка-передвижка Рекомендации для родителей Деревянные игрушки (дошкольники)Данные рекомендации разработаны для родителей дошкольников.В настоящее время неотъемлемую часть жизни ребека стали занимать информационные технологии. Игрушки стали отходить на второй план. В основном дети играют пластмассовыми, железными и электронными игрушками. Но не нужно забывать, что для всестороннего развития ребенка, с ребенком также необходимо играть простыми игрушками, в том числе и деревянными игрушками.В данной папке подобраны определенные стихи, загадки про деревянные игрушки. Разра...
  • Рабочая программа РукодельницаРабочая программа Рукодельница имеет художественно-эстетическую направленность.Процесс овладения определенными практическими навыками в декоративно-прикладном творчестве раскрепощают художественное мышление,накладывают отпечаток на мировосприятие. Программа педагогически целесообразна, так как содержание программыспособствует формированию умственных способностей , расширению художественного кругозора. Особое вниманиеуделеноформированию духовности, культурных потребностей, позитивной ориентаци...
  • Литературно-музыкальная композиция Победа остается молодойДанная литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся 8-11 классов. Во время проведения мероприятия предполагается присутствие ветеранов Великой Отечественной Войны, почетных гостей. В разработке сценария использовались стихи советских и российских поэтов, театральная постановка Воспоминания о будущем, песни военных лет и песни о войне советских и российских композиторов. К конспекту прилагается презентация, составленная в соответствии со сценарием композиции. Вместе с выступле...
  • Расчет параметров трехфазного трансформатораОсновной задачей ПМ01.Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования; МДК 01.01 Электрические машины и аппараты является обучение классификации электрических машин, трансформаторов, электрических аппаратов. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала по теме Расчет параметров трехфазного трансформатора направ...
  • Тұлғааралық қарым-қатынас элективті курсынан лекциялар жиынтығыҚарым-қатынас. Қарым-қатынас құрылымы және құралдары Соңғы жылдарда адамның жан дүниесімен сырласып, оның психологиясын зерттеуде психологтар мен социолог мамандар, ұстаздар мен басқару қызметіндегі жетекшілерге жете зер салып көңіл аударып отырған маңызды мәселенің бірі адамдар арасындағы қарым-қатынас жасап, олардың өзара тілдесе білулерінің құпия сыры және оның кілті неде? Деген мәселенің шешімін табу қазіргі өмір талабы. Қарым-қатынас – бұл адамның басқа адамдармен өзіндік өзара әсерлесуі...
  • Сайыс жоспары қазақ тілі пәнінен Сөз мерген сайысы (10 сынып)Сөз мерген сайыс сабағы 1-жүргізуші Тіл деген- алып мұхит түбі терең, Піспегі толқын шашқан күбі ерен. Қадірін тілдің сұра сақаулардан, Көзіне жас алып бір күбірлеген. Саламатсыздар ма, құрметті ұстаздар мен студенттер!Бүгінгі тіл мерекесіне арналған Сөз мерген атты сайыс сабағына қош келдіңіздер! Біздің ана тіліміз – қазақ тілі. Біздің Отанымыз – Қазақстан. Қазақстан Республикасының өз елтаңбасы, әнұраны, туы бар. Сонымен қатар өз тілі бар.Қазақстан – көп ұлтты мемлекет. Көп ұлтты мемлекет...
  • Задача Синтетический и аналитический учётДанная задача является обобщающей по теме Счета и двойная запись по дисциплине Бухгалтерский учёт в банках и предназначена для самостоятельной работы студентов или контроля в конце изучения темы. Задача содержит условие и данные для её выполнения, а также подробное решение для тех студентов. которые испытывают трудности при изучении данной темы. На самостоятельное решение задачи отводится три часа. В данной теме осуществляются межпредметные связи с экономикой, делопроизводством, ведением кас...
  • Детское поведение (для родителей)Борьба за внимание Определить, что ребенок преследует именно эту цель, а не какую-либо другую родителю помогает оценка собственного состояния. Если действия ребенка откликаются чувством раздражения, то с большой долей вероятности можно предположить, что в этот момент ребенок борется за ваше внимание. Мама разговаривает по телефону. У ребенка в этот момент появляется масса неотложных проблем. - Мама, я хочу пить, налей, пожалуйста, водички - Мама, я хочу в туалет, включи мне, пожалуйста, свет. - Мама, я проголодался… Более младший ребенок, еще не начавший говорить, может просто капризничать, дергать за одежду, любым доступным себе образом, переключая внимание мамы. Через несколько минут мама взрывается – она вынуждена прекратить разговор по телефону, на ребенка она раздражена и не может с ним адекватно взаимодействовать. При борьбе за внимание поведение ребенка на первый взгляд может выглядеть очень даже позитивно. Например: Папа работает за компьютером. В комнату заходит ребенок: - Папа, я сегодня первый раз на двухколесном велосипеде прокатился. - Хорошо, сын, - говорит папа, не отрывая взгляд от монитора. - Папа, посмотри, какой я самолет нарисовал в изостудии. - Ага, вижу… - Папа, ты ведь не посмотрел совсем, видишь, какие моторы у него… - Вижу! Сын пришел поделиться своими достижениями за день. Папа, даже занятый работой не может игнорировать этот факт. Ошибочность цели ребенка здесь заключается в том, что неверно выбрано время для того, чтобы привлечь внимание папы к своим достижениям. В итоге папа раздражен попытками сына привлечь к себе внимание; сын расстроен тем, что папа игнорирует его достижения. Приведенная ситуация может развиваться в различных направлениях: ребенок может наращивать силу и интенсивность своих попыток переключить внимание папы, вызывая этим все большее раздражение. Либо ребенок может перестать бороться за внимание и уйти в уклонение, посчитав, что он не достаточно успешен, чтобы заинтересовать собой папу. Примечателен в этом смысле старинный бородатый анекдот: Усталая после работы мама меланхолично моет посуду, рядом с ней вертится сын-второклассник: - Мама, я пять сегодня по математике получил! - Молодец, сынок, - не поднимая глаз от посуды, произносит мама. - Мама, я сегодня дальше всех мяч на физкультуре кинул! - Молодец, сынок, - отсутствующе хвалит мама. - Мама, наша кошка сегодня окотилась! - Молодец, сынок… Вероятность того, что мама из анекдота слышит, что говорит ей ребенок, стремится к нулю. Между тем, к сожалению, в реальности, далекой от анекдотичной, события зачастую развиваются схожим образом. Часто ребенок оказывается не тем человеком, на мнение которого в семье принято обращать внимание. В результате чего ребенку приходится изобретать самые разные способы привлечь к себе то самое внимание. Если ребенок, не смотря на вроде бы достаточное внимание со стороны взрослых, преследует ошибочную цель, раздражая взрослых, то его поведение можно переориентировать. Процесс переориентирования состоит из нескольких этапов: Не разговаривать с ребенком в этот момент, не объяснять причин своего поведения, не стыдить его за неприемлемое поведение. Не заглядывать ребенку в глаза. Дать ему свое внимание, сделать что-то, что позволило бы ребенку понять, что взрослый рядом, помнит и знает о нем. Лучше всего здесь подходят телесные знаки внимания: объятия, поглаживания и пр. Необходимо начать действовать сразу, как только пришло чувство раздражения. Если упустить этот первый момент, то потом будет сложнее дарить ребенку свое внимание, будет мешать возросшее чувство раздражения. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. В семьях, где дети чувствуют, что их любят и ценят, к ним прислушиваются не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание. Борьба за власть Как правило, ребенок начинает бороться за власть, когда твердо уверен в том, что с ним будут считаться только тогда, когда ему удается оставить за собой последнее слово. Следовательно, в противном случае, его мнение никого не заинтересует. Например, мама заходит в детскую комнату, видит своего ребенка, увлеченно рисующего что-то красками, в то время как конструктор, которым ребенок играл до этого, лежит ровным слоем на полу. - Собери конструктор, - говорит мама, - потом будешь рисовать. - Я сейчас дорисую, потом соберу. - Собери сейчас, потому что невозможно находиться в таком беспорядке! - Мама, мне немного осталось, дорисую и уберу! – ребенок не оставляет рисования. - Ты меня слышишь, убери игрушки! – мама начинает сердиться. - Мама, ну, я же сказал! - Нет, это я сказала: убирай немедля! – мама выходит из детской, громко хлопнув дверью. Ребенок вслед показывает язык. Рассмотрим более детально, что произошло в описываемой ситуации между мамой и ребенком. Мама, увидев беспорядок (по ее мнению) в детской комнате, призывает ребенка устранить его. Но ребенок сейчас занят другим более интересным делом, он не возражает принципиально против наведения порядка в комнате, он предлагает сделать это позже. Однако мама начинает раздражаться, у нее возникает ощущение, что ей брошен вызов. Возникает желание усилить свое влияние. Ребенок, почувствовав мамино раздражение, также включается в борьбу за сферу влияния. Определить описываемую ситуацию, именно как борьбу за сферы влияния, позволяют следующие моменты: Сделанное мамой замечание по большому счету не требует немедленного выполнения, наведение порядка вполне может подождать завершения рисунка. Однако мама продолжает настаивать, потому что, по ее ощущениям, неисполнение данной ею инструкции указывает на то, что ее влияние на ребенка недостаточно. Возможны и более серьезные связки: Он меня не слушает – значит, не уважает. Чтобы заставить его уважать себя – необходимо заставить слушаться. Ребенок, чувствуя мамино напряжение и давление с ее стороны, начинает противостоять этому давлению. Теперь уже и для него важно настоять на своем. Ребенок бросает вызов превосходящей силе, словно говоря: Теперь ты не заставишь меня сделать это!. Теперь для каждого участника конфликтной ситуации важно оставить за собой последнее слово. Мама достигает этого, хлопая дверью, ребенок – показывая язык. Каждому из участников взаимодействия удалось оставить за собой последнее слово, но отношения оказались испорченными. Для ребенка, борющегося со взрослым за власть, важно получить подтверждение своей значимости. Если взрослый в этот момент начинает утверждать свою значимость (Как Я сказал, так и будет!), развитие событий замыкается в порочный круг. Участников ситуации постепенно охватывает азарт и пыл битвы, остановиться становится уже довольно сложно. Хорошей иллюстрацией к высказанному тезису может стать такое упражнение. Два партнера, желательно равные по росту и весу, встают друг напротив друга, вытягивают руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера. По команде они начинают давить ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Многочисленные эксперименты в студенческой и родительской среде показывают, что сначала упражнение воспринимается как спокойное руководство к действию, однако борьба затягивает и очень быстро победить партнера становится делом чести. Если вдруг в процессе борьбы кто-нибудь из партнеров отказывается от активных действий и уступает, второй партнер испытывает разочарование оттого, что борьба не может быть продолжена. Схожие вещи происходят при борьбе за власть в конфликтной ситуации между взрослым и ребенком. Если кто-то один уклоняется от борьбы, то второму не с кем становится сражаться. Поэтому основная линия переориентирования борьбы за власть – это уклонение от этой самой борьбы, которое может достигаться различными способами. Первое, что необходимо сделать родителю, ощутившему яростное противодействие своего ребенка, - это остановиться, удержаться от немедленных репрессивных воздействий, взять для себя паузу свободы. Пауза свободы – это может быть всего лишь несколько секунд – необходима для того, чтобы понять, что происходит: Мой ребенок хочет проявить себя, хочет стать важным и значимым, хочет влиять на ситуацию, но не знает, как это сделать адекватно? Чем я могу ему помочь в этой ситуации?. Также пауза свободы нужна родителю, чтобы не оказаться подцепленным собственными стереотипами и не начать портить отношения с ребенком в угоду этим стереотипам. Например, жалуется мама полуторагодовалого малыша: Играть в игрушки, рисовать не желает (от силы минуту-две), все время стремится куда-то. Вся прогулка превращается в одну беготню. Все это конечно не так страшно, можно даже порадоваться, что на улице выбегается. Но! Он абсолютно меня не слышит. За руку себя взять не дает, вырывает, на мой призыв-ноль внимания. Кричу Максим! - убегает еще дальше. То есть просто идти с ним по улице за руку нереально. Откуда-то увести - можно только на руках или на коляске. Каким способом на него можно воздействовать, чтоб ко мне возвращался? Должен же у ребенка быть инстинкт следования за мамой? Это ребенок должен бегать за мамой, а не наоборот! Родительский стереотип: ребенок должен следовать за мамой, а не наоборот – значительно осложняет жизнь молодой мамы. Следовательно, свою воспитательную задачу мама видит в том, чтобы сделать свое родительское убеждение существующей действительности, переделывая ребенка. Если бы на месте этого убеждения было бы другое, например, о том, что для ребенка этого возраста вполне естественно исследовать окружающий мир, наивно предполагая, что это мама будет следовать за ним, жизнь мамы была бы намного проще. Хотя в данном случае неправомерно говорить о борьбе за власть в чистом виде: здесь борется мама не с самим ребенком, а с его возрастными особенностями. Ребенок в силу своего возраста в борьбе пока не участвует. Другой пример: Ребенок прекрасно знает, что ему нельзя приносить игрушки в зал, играть можно только в своей комнате. Он заезжает внимательно смотрит на меня, если я не реагирую, то начинает ездить залу, все наращивая громкость своей игры. Пока я не скажу, Слава, где нужно играть машинками? Тогда он говорит: у меня маршрут здесь проходит! Я: здесь не ездят на машинах! Он: я пройду маршрут, тогда вернусь в гараж! Так продолжается до тех пор, пока я не выйду из себя и не отшлепаю. В пять лет уже вполне можно понимать, что говорят взрослые! Как с ним по-другому? В приведенном примере ребенок захватывает не принадлежащую ему территорию, чем задевает и раздражает маму. Ситуация типичная, развивающаяся всякий раз по одному и тому же сценарию. Для ребенка важно оказаться на маминой территории и закрепиться там. Если для мамы недопустимо появление ребенка в этот момент на ее территории, то, необходимо указать на это ребенку, не принижая его достоинства, не задевая его. Как это сделать так, чтобы не портить взаимоотношения, не скатываться в борьбу за власть? Выход в том, чтобы на несколько секунд включиться в игру, занять авторитетный пост в игре и с позиции своего авторитета изменить маршрут следования машин. Сделать это можно, например, таким способом: В дверях поставлен пост. Постовые останавливают водителя и объявляют ему, что дальше проезд закрыт, дальше следует непроезжая территория. Еще один пример. Бабушка пришла в детский сад за внуком, чтобы вести его на тренировку. Внук разыгрался с детьми, уходить не имеет никакого желания, потратив почти полчаса времени (для пятилетнего ребенка это колоссальные временные затраты), он построил звездолет, а полетать на нем почти не удалось из-за прихода бабушки. Бабушка начинает раздражаться, ее уговоры не действуют, внук бегает из раздевалки в группу с построенной моделью. Наконец, на помощь приходит воспитатель: Внимание! Внимание! Всем звездолетам объявляется посадка! Звездолеты доставить в ангар! Для этого всем поставить свои аппараты рядом с ящиком с Лего. Ребенок с большим энтузиазмом откликается на инициативу воспитателя, потому что он понимает, что пойти с бабушкой все-таки придется, но конфликт зашел уже настолько далеко, что отступить, сохранив лицо, становится невозможным. Воспитатель, включившись в игру, предоставляет такую возможность, ребенок ее с удовольствием использует. В этот момент бабушке очень важно не начать стыдить ребенка за плохое поведение. Такой маневр может отправить ребенка на новый виток непослушания. Таким образом, для родителя очень важно в тот момент, когда возникает ощущение, что ребенок борется, отстаивает свои границы, остановиться, чтобы осмыслить происходящее. Важно не ответить первое, что приходит в голову (приходит обычно что-нибудь репрессивное, позволяющее быстро подавить сопротивление ребенка), при этом родитель становится, как две капли воды похожим на ребенка, только средства воздействия в руках родителя значительно более весомые, в некоторых случаях убойные. Родительский арсенал средств борьбы за утверждение власти значительно шире детского благодаря большему жизненному опыту, однако благодаря тому же жизненному опыту родитель может обладать широким спектром средств уклонения от этой борьбы. В арсенале каждого родителя также находятся средства, которые позволяют предотвратить развитие потенциально конфликтной ситуации. 1. Предоставляйте право выбора Давно замечено, что эффективность влияния на детей ослабевает, когда мы приказываем им. В конечном итоге наши окрики и команды приведут к образованию двух противоборствующих сторон – ребенок, замкнувшийся в себе, бросивший вызов родителю, и взрослый, обозленный на ребенка за то, что тот его не слушается. Для того чтобы ваше воздействие на ребенка не так часто находило сопротивление с его стороны, дайте ему право выбора. Многие мамы знают и широко применяют в общении с маленькими детьми такой прием, как выбор без выбора. Например, двухлетний малыш, бунтует и совсем не хочет обуваться. Мама не борется с ним, а задает ему вопрос: Какой ботинок наденем сначала, левый или правый? Ребенок на секунду задумывается, а затем протягивает выбранную ногу. Получая право выбора, ребенок в полной мере ощущает свою значимость, у него пропадает необходимость в том, чтобы бунтовать. Тот же самый прием вполне может работать с детьми более старшего возраста. Например, можно требовать и настаивать, чтобы первоклассник прогулял собаку. В том случае, когда принято решение предоставить ему право выбора, может быть задан такой вопрос: Ты погуляешь с собакой до ужина или после? При предоставлении выбора следует обратить внимание на следующие моменты: Необходимо убедиться, что вы готовы принять все варианты выбора, которые предлагаете. Например, если вы предлагаете ребенку почистить аквариум с его любимыми рыбками: Когда ты предпочитаешь почистить аквариум сегодня вечером или завтра?. При этом вас уже давно задевает неприемлемый для вас вид аквариума, и вам искренне кажется, что ребенок чувствует то же самое, поэтому обязательно выберет сегодняшний вечер для того чтобы привести наконец в порядок жилище рыбок. Но выбор ребенка может быть любым. Если этого не учитывать, то можно с легкостью предсказать неприятное развитие вечера, обусловленное раздражением и досадой на детский выбор. Предлагая выбор нужно быть готовым к тому, что первый из предложенных выборов не сработает. Произойти это может по различным причинам. Начиная, например, с того, что ребенок не готов к диалогу с вами, если вы используете этот прием впервые, то ребенок может отнестись к нему с недоверием. Неужели взрослый говорит это всерьез? Я в самом деле могу выбирать? Или здесь подвох?. Другой причиной может стать, например, то, что ребенок опасается не справиться с предполагаемым делом и решает не рисковать. В этом случае необходимо предложить помощь или сообщить о том, что ребенок не останется без поддержки. Тем более, если обозначить диапазон своего свободного времени, того времени, когда вы можете помочь, то можно тем самым подвигнуть ребенка заниматься требуемым делом в удобное для вас время. Еще один важный момент необходимо убедиться в том, что предлагаемый выбор не имеет ничего общего с наказанием. Следовательно, Или ты идешь выбрасывать мусор, или весь вечер проводишь в углу!, построенный по такой модели выбор, скорее всего не сможет выступить в качестве средства, способного предотвратить возможный конфликт, скорее, наоборот, будет воспринят ребенком, как провокация, приглашение побороться. Иногда бывает сложно придумать варианты выбора для ребенка: ситуация кажется совершенно однозначной, других решений здесь быть не может. Такое затруднение может быть связано с тем, что взрослым самим не так часто приходится выбирать. Конечно, существуют глобальные ситуации выбора, но в быту обычно отдается предпочтение привычным, накатанным моделям поведения. Например, если вам часто приходится мыть посуду, вас это совершенно не устраивает, вам это надоело и хочется, чтобы ситуация изменилась. Казалось бы, какой здесь может быть выбор? Посуду все равно необходимо мыть, с этим ничего не поделаешь. Однако можно подойти к этому процессу творчески, например, попросить мужа мыть посуду, установить дежурство по кухне, нанять домработницу, пользоваться одноразовой посудой, не питаться дома и так далее. При этом совсем не обязательно воплощать все придуманные варианты событий, но, если вы хотите научиться придумывать варианты выбора для своих детей, их необходимо научиться придумывать для себя. Получив право на выбор, дети начинают осознавать, что все, что с ними происходит, связано с решениями, которые они принимали сами. 2. Заблаговременно предупреждайте Часто бывает так, что родители планируют дела в соответствии с необходимостью, обстоятельствами, не ставя детей в известность о порядке следования и времени предполагаемых мероприятий. Конфликты легко вспыхивают тогда, когда ребенку стремительно требуется переключиться от одного дела к другому, часто от приятного к менее приятному. Например, прекратить игру и садиться за уроки. Если переход совершается стремительно, ребенок может взбунтоваться, начать капризничать, возмущаться. Такое возможно, например, в ситуации, когда мама занималась домашними делами, потом вдруг увидела, что времени много, а уроки еще не сделаны. Мама бежит в детскую, вырывает игрушки из рук ребенка и усаживает его за стол. Какой будет реакция ребенка? С большой долей вероятности можно предположить дальнейшее конфликтное развитие событий. Даже в том случае, когда ребенок точно знает, что, например, ровно в шестнадцать часов ему необходимо сесть за уроки, он может заиграться и забыть об этом (или сделать вид, что совсем забыл). Резкое вырывание из контекста собственных дел негативно отразится на настроении ребенка и вполне может спровоцировать конфликт. Предотвратить конфликтное развитие событий может заблаговременное предупреждение. Если мама в 15:45 заглянет в комнату к ребенку и напомнит, что через пятнадцать минут игровое время закончится, то затем ребенку будет значительно легче перейти от игровой деятельности к учебной. Ребенок, конечно, и в этой ситуации может выразить свое несогласие и нежелание делать уроки. Но вероятность интенсивного открытого конфликта значительно снижается. 3. Используйте условные знаки Иногда бывает так, что поведение ребенка портится и начинает причинять беспокойство родителям. Открытое замечание, сделанное в этот момент, может спровоцировать конфликт. Например, на прогулке мама и ребенок присоединяются на детской площадке к группе мам и играющих детей. Через некоторое время мама обращает внимание не то, что ее сын вмешался в игру, перекраивает правила, борется с недовольными – превращает мирно игравшую площадку в поле боя. К сожалению, в подобной ситуации часто мама пытается отмежеваться от поведения ребенка: сначала очень громко делается замечание ребенку, затем также громко мама начинает жаловаться на неуправляемое поведение ребенка. Ребенок, слыша подобные высказывания, наращивает интенсивность плохого поведения. Ребенку не остается ничего другого, как соответствовать озвучиваемым представлениям мамы касательно его самого и его поведения. Ситуация могла бы разворачиваться в совершенно ином ключе. Когда родитель и ребенок хотят совместными усилиями отказаться от конфликтов, большую пользу может принести напоминание, относящееся к той или иной нежелательной стороне поведения ребенка. Это может быть условный знак, замаскированный и непонятный для остальных для того, чтобы случайно не унизить или не смутить ребенка. Придумать такие знаки можно вместе с ребенком. Если подойти к этому процессу творчески, то он сам по себе может стать увлекательной игрой. Тем более, что чем больше ребенку дается возможности проявить себя, тем с большим желанием и охотой, он идет навстречу. Условные знаки, которые несут в себе элемент забавы, - очень легкий способ помогать друг другу. Условные знаки могут передаваться как на словах, так и молча. Если бы перед ситуацией на детской площадке, описанной выше, между мамой и сыном произошел разговор, вводящий и регламентирующий условный знак мне кажется, ты слишком бузишь, присмотрись к тому, что делаешь, воплощенный, например, в легком постукивании мамой кулаком одной руки по ладони другой, то неприятностей скорее всего можно было бы избежать. Плохое поведение ребенка на площадке может быть вызвано различными причинами от привлечения внимания до невозможности себя контролировать. Система условных знаков позволяет, как уделять внимание (я вижу тебя, замечаю, что ты делаешь), так и формировать внешний фокус контроля. 4. Договаривайтесь заранее Причинами конфликтов часто бывают несовпадение ожиданий взрослого и ребенка. Например, мама отправляется в магазин за молоком, а для ребенка это означает, что нужно купить ему маленькую машинку. Оказавшись на кассе: мама с пакетом молока, ребенок машинкой – взрослый и ребенок неизбежно вступают в конфликт, потому что их предположения, касающиеся посещения магазина, вошли в противоречие. Эффективный способ справиться с этой проблемой – договориться с ребенком заранее. Если вы собираетесь в магазин, то можете заранее обсудить с ребенком список покупок, или сумму, которую можете потратить на его нужды. К этому предварительному разговору в последующем можно будет апеллировать в том случае, если вдруг недопонимание все равно возникнет. Главное здесь – ваше умение держать слово. Если вы не сдержите его, или пересмотрите, не согласовав с ребенком изменения, ребенок не станет вам доверять в дальнейшем и откажется идти навстречу. Существует еще один немаловажный аспект, создающий родителям определенные сложности при посещении магазинов. Если ребенок проводит значительное количество времени перед телевизором, то автоматически становится потребителем некорректной рекламы, утверждающей по его мнению: Родители тебя любят, когда покупают вещи! Поэтому если ребенок настаивает на обязательной покупке той или иной вещи, удивляющей вас необычностью, нелогичностью или несоответствием вкусам вашего ребенка, имеет смысл серьезно поговорить об этом и выяснить природу запроса. Договоренности могут регламентировать не только посещения магазинов, но и многие другие события семейной жизни. Например, количество времени, которое каждый из членов семьи проводит перед компьютером, бытовые обязанности, способы проведения выходных дней и многое другое. 5. Узаконьте поведение, которое вы не можете изменить К. Кволс в книге Воспитание без наказания приводит такой пример: У одной мамы четверо детей, которые упорно рисовали мелками на стенах, невзирая ни на какие увещевания. Тогда она оклеила детскую комнату белыми обоями и сказала, что они могут рисовать на них все, что захотят. Когда дети получили это разрешение, то, к великому маминому облегчению, стали ограничивать свои рисунки пределами детской комнаты. Когда действие перестает быть запретным, оно становится менее интересным и постепенно пропадает желание повторять его. Для того чтобы ускорить процесс утраты интереса, можно его интенсифицировать. Сделав запретное действие не только разрешенным, но и обязательным. Здесь можно привести очень показательный пример из школьной педагогической практики. Ученики средних классов часто любят испытывать новых преподавателей различными способами. Например, таким: В определенный момент урока (по чьей-либо команде) класс начинает дружно хихикать или гудеть. Понять, кто стал инициатором процесса, для учителя не представляется возможным. Строгость, наказание, выход из себя – именно то, чего ждут ученики: происходящее – вполне осознанная провокация со стороны класса. Поэтому наиболее приемлемый выход – сделать хихиканье обязательным. Учитель говорит: К нам залетела смешинка? Замечательно! Посмеемся. Смеемся две минуты. Начали! Примерно через тридцать секунд дети перестают смеяться. Учитель хмурит брови: Почему не смеемся? Время еще не вышло! Это обязательное задание. Никаких остановок! Продолжаем. Смеяться две минуты без остановок – довольно сложно. Тем более что смеяться уже можно и особенно не над чем. Таким способом взаимодействия с классом учитель достигает сразу нескольких целей: срывает провокацию; показывает детям, что у него тоже есть чувство юмора, и над ним не так просто подшутить; позволяет детям разрядиться и переключиться на уроке. Таким образом, узаконенное на короткий срок плохое поведение, перестает быть привлекательным для ребенка и востребованным. 6. Создайте ситуацию взаимного выигрыша Предъявляя какие-либо требования к ребенку, мы часто не задумываемся над тем, что ребенок с гораздо большим энтузиазмом отнесется к нашим предложениям, если основным мотиватором будет не потому что так сказала мама, а нечто иное приятное и полезное для самого ребенка. Например, мама отправляет шестилетнего малыша в магазин за хлебом. Ребенок в общем и целом не против помочь маме, но необходимость подниматься пешком (мама не разрешает самостоятельно) на восьмой этаж, сводит на нет всякое желание помочь. Ребенок начинает оттягивать время похода в магазин, изобретать предлоги, чтобы вообще этого не делать. Мама, замечая, как разворачиваются события, как правило, начинает раздражаться все более и более интенсивными методами побуждать ребенка к требуемому поведению. Ребенок сопротивляется пропорционально усилиям мамы. В какой-то момент мама и ребенок могут совсем забыть, с чего все началось и вдохновенно отдаться конфликтному взаимодействию. Ситуация радикально меняется, когда мама немного меняет условия своего поручения. Например, так: Давай сделаем так, ты спустишься в магазин сам. Когда будешь возвращаться, позвонишь в домофон, я спущусь за тобой на лифте. Ребенок с энтузиазмом откликается на предложение мамы, теперь оно его все устраивает. Тем более что выполнение маминой просьбы поможет избавиться от уже появившегося чувства вины и внутреннего напряжения. Таким образом, вероятность возникновения конфликта существенно снижается, когда в условия родительского требования закладываются выигрыши и для ребенка. Часто мы даже не представляем, что практически любая ситуация может быть развернута выигрышной стороной к каждому из ее участников. Конечно, это требует большого терпения, потому что вам нужно внимательно выслушать другого человека (вашего ребенка), понять его, его потребности и при этом позаботиться о своих интересах. 7. Научите ребенка умению вежливо отказывать Некоторые конфликты возникают из-за того, что наши дети не приучены вежливо отказывать. Большинству из нас не разрешали отказывать своим родителям, а когда ребенку не позволяют сказать нет прямо, он делает это косвенно. Дети могут отказывать своим поведением. Неужели это трудно запомнить? – жалуется мама двенадцатилетнего сына. – Я регулярно напоминаю ему поставить свой телефон заряжаться, он кивает, говорит: сейчас поставлю… В итоге я на следующий день не могу ему дозвониться, его батарея разряжена. В данной ситуации ребенок не может открыто возразить против давящего контроля мамы или хотя бы попросить ее пересмотреть свою позицию. Поэтому для выражения своего протеста ребенок выбирает такую витиеватую форму: если забыть зарядить телефон, то мама не сможет проконтролировать. Для ребенка настолько важен этот момент, что он готов пойти даже на то, что никто из друзей также не сможет ему дозвониться. Другой пример. У нас в доме всегда с детства всех приучают к труду. Старшая дочь со мной никогда не спорила, всегда выполняла свои обязанности… Младшая тоже не спорит… Но она так вытирает пыль, что лучше бы она этого не делала: кругом полосы и разводы. За ней обязательно надо переделывать. Сделать так, что лучше было бы вообще не делать – еще один прекрасный способ сказать нет своим поведением. Переделав несколько раз требуемое за ребенком, возможно у взрослого пропадет всякое желание просить ребенка о чем-либо еще раз. Если внимательно присмотреться непосредственно к тексту жалобы мамы, то можно отметить появление слова спорить, которое мама использует, хотя, казалось, никто из дочерей с ней не спорил. Мама не стала рассказывать о каких-то других действиях, которых не делали ее дочери, например, о том, что девочки никогда не ныряли с аквалангом. Следовательно, где-то на интуитивном уровне мама знала, что младшая дочь с ней таким образом именно спорит, а не делает что-либо еще. Некоторые дети даже притворяются больными или заболевают всерьез. Если дети умеют говорить нет открыто, то и отношения с ними становятся более открытыми и доверительными. Если ребенок знает, что если ему в самом деле что-то не нравится, он может сказать нет, то он не будет злоупотреблять этим правом. Право отказывать, данное ребенку, означает, такое же право для родителя. Более того если ребенок знает о готовности родителя идти ему навстречу и о внимании к своему мнению, то также со вниманием будет относиться к словам и мнению родителей. 8. Признайте за собой и за ребенком право на негативные чувства Иногда бывает так, конфликтная ситуация все-таки выходит из-под контроля. И негативные чувства уже успевают возникнуть. Например, мама просит ребенка собрать игрушки в комнате, потому что скоро придет бабушка, а для мамы очень важно демонстрировать порядок маме мужа. Ребенок игнорирует мамины просьбы ,потому что занят другим важным делом – он готовит для бабушки сюрприз, поэтому отвлечься в настоящий момент на собирание игрушек не может совершенно. После третьего замечания мама начинает закипать. Что делать в такой ситуации? Как избежать бурно протекающего конфликта? Первое, что необходимо сделать – признаться себе, что вы разозлились. Бесполезно сдерживать внутри себя или отрицать свой гнев. Скажите, что вы это чувствуете. У слов, называющих негативные эмоции: обида, досада, злость, страх и др. – есть интересная особенность. Когда испытываемое неприятное чувство называется словом, интенсивность его переживания существенно снижается. Второе, что нужно сделать – это вслух сказать кому-нибудь о том, что именно вас разозлило. Меня злит (раздражает, бесит) беспорядок в детской комнате. Звучит просто, но такое выражение само по себе может помочь решить проблему. Обратите внимание, что в таком заявлении вы никого не обвиняете, не обзываете, говорите о себе, констатируете свои чувства. Каждому из нас неоднократно в своей жизни доводилось переживать чувство злости. У каждого свои особенности переживания этого чувства: кто-то сжимает кулаки, кто-то нервно постукивает пальцами, кто-то ощущает напряжение в спине и пр. Зная за собой такие особенности, можно управлять своим чувством злости через эти внешние проявления. Например, зная за собой сжимание кулаков во время приступа гнева, можно попробовать принудительно их сначала разжать, а затем расслабить. В результате испытываемое чувство злости значительно ослабнет. На одном из родительских семинаров одна из мам-участниц подарила замечательный пример работы с чувством злости через внешние телесные проявления. Я обычно, когда сержусь, крепко сжимаю зубы. Пару лет назад я нарастила передний зуб, на котором образовалась щербинка дорогущей пломбой. За прошедшее время мне уже дважды пришлось ее наращивать. Осознав свои внешние проявления гнева, я теперь всякий раз, как только начинаю закипать и напрягать челюсть, вспоминаю, сколько стоит пломба. На это уходит несколько секунд, за это время основной эмоциональный пик успевает притупиться. Для снятия эмоционально напряжения также бывает полезно переключиться каким-либо образом: сосчитать до десяти, уйти в свою комнату, пойти прогуляться, если это возможно, встряхнуться эмоционально и физически. 9. Совершите неожиданный поступок Наша обычная реакция на плохое поведение ребенка – это именно то, что он ожидает от нас. Неожиданный поступок может сделать ошибочную цель ребенка ненужной и бессмысленной. Шестилетняя девочка, имевшая в анамнезе астму, прошедшая серьезный курс реабилитации, регулярно в ответ на замечания и просьбы родителей могла отвечать: Не говори мне так, сейчас как кашлять начну. На маму, испытывавшую некоторое чувство вины перед ребенком за его нездоровье, этот аргумент всегда производил убойное действие, заставлявшего ее снимать свои требования к ребенку. Но однажды папа вместо привычного отступления ска
  • Деловая игра Кризис. Как сохранить накопленияДанная деловая игра предназначена для учащихся 2 курса по профессии Контролер банка, так же эта игра может быть проведена как внеклассное меропиятие для старшеклассников. Основными целями мероприятия являются: закрепление теоретических знаний по теме Оформление и выполнение операций по вкладам физических лиц, развитие аналитического и логического мышления, умений сравнивать, анализировать, делать выводы;воспитание самостоятельности, ответственности за полученные результаты. Деловая игра пров...
  • Рабочая программа дополнительного образования детей 10-14 лет Чудеса из полимерной глиныПрограмма Чудеса из полимерной глины составлена на три месяца обучения. При комплектовании групп учитывалась смена, в которую обучаются дети. В первый поток входят дети учащиеся 4-5х классов (школьные занятия посещают в первую смену, а кружковые занятия посещают во вторую смену), во второй поток набраны учащиеся 6-7 классов (школьные занятия посещают во вторую смену, а кружковые занятия посещают в первой половине дня. Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построит...
  • Методическая разработка на тему Описание времен годаЦели и задачи: 1. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, уметь описывать то или иное время года при помощи таблиц – схем. 2. Давать описание о Солнце в разное время года, уметь рассказать о погоде в это время года. 3. Как выглядит земля, деревья, люди, звери, птицы в разное время года. 4. Рассказать, чем занимаются люди в разное время года. Составление рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное...
  • Название разработки: Конкурс Көктем аруыКонкурс Көктем аруы. Цель: - развивать у учащихся умение владеть зрительным залом, правильно держаться на сценической площадке; - развивать активность, самодеятельность и организаторские способности в процессе коммуникативной деятельности; способствовать формированию у учащихся творческой инициативы, нестандартного мышления, культуры общения. Конкурс состоит из пяти туров. 1- Сәлем – сөздің атасы – знакомство; 2- Өнерлі өрге жүзер - покажи свое мастерство...
  • Ортаңғы тобына арналған қазақ тілі бойынша ашық сабақОртаңғы тобына арналған технологиялық картаБілім беру саласы: Қатынас, шығарамшылық.Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің түрі: Қазақ тілі.Тақырыбы: Әлди, әлди бөбешім. Мақсаты: Балалардың бойына ұлттық сананы ойын қызметінде көрсету арқылы қазақ халқының дәстүрлерімен таныстыру. Халқымыздың бата-тілектері арқылы балаларды тапқырлыққа, орнықты сөйлеуге үйрету. Ойын кезінде балалардың ойлау, есте сақтау қабілетін дамыту және сөздік қорын молайту. Түрлі түсті қағаздар пішіндерінен білезік тізеп, әжеге...
  • Методическое обеспечение образовательного процессаОдним из видов деятельности учителя является методическая работа. В соответствии с ФГОС среднего профессионального образования специальности 050146 предусмотрено освоение Профессионального модуля 04. Методическое обеспечение образовательного процесса. Данный документ является (как вариант) рабочей программой профессионального модуля.Век живи-век учись. В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогичес...
  • Разработка урока Развитие речи Ватан неден башлана Ватан неден башлана? Нутукъ инкишафы дерси (9-сыныф) Макъсат: 1. Талебелерге Ватангъа cевги ве садыкълыкъ ашлав; озь халкъына, медениетине, урф-адетлерине урьмет дуйгъусыны ашламакъ ве синъдирмек;бирлик ,достлукъ киби чизгилерни тербиелемек;талебелернинъ нутукъ инкишафыны осьтюрмек. Дерснинъ кетишаты : (Музыка янъгъырай) Оджа: Хаялымны балалыкътан Эсир этип алдынъ,Къырым Омюримде ёл к... баба севги бирлик урьмет муаббет Оджа: Балалар озь ана-бабаларына тек тышкъы къыяфетлеринен дегиль де,ички дюньяларынен де ошайлар.Шимди биз Халкънынъ икмети ярышыны кечиреджемиз.Тюшип къалгъан сёзлерни...
  • Әнімді анама арнаймын ертеңгілікӘнімді анама арнаймын!Зал іші мерекеге сай безендірілген. Түрлі түсті шарлар ілінген.Ертеңгілік тақырыбы үлкен етіп жазылып ілінген. Ана туралы нақыл сөздер жазылған. Балалар екі қатардан келіп сапқа тұрады. Жүргізуші: Біз ғана емес қадір тұтқан бабалар,Аналардан туған не бір даналарАна деген тіршіліктің тірегіАрмысыздар, қасиетті аналар!Аяулы аналар, қызғалдақ қыздар сіздерді көктемнің шуақты күндерімен қатар келіп жатқан мерекелеріңізбен құттықтаймыз! Сіздерге әрқашан сыр бермес денсаулық, өм...
  • Конспект занятия В сказочном царствеТема: В сказочном царстве в старшей группе Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказок. Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать ...
  • Соревнования посвященные дню гражданской обороныПоложение соревнований посвященных дню гражданской обороны. Цель и задачи:1.Популяризацияфизической культуры и спорта как способ укрепления здоровья. 2.Внедрение здорового образа жизни.3.Воспитанние чувства коллективизма. Ответственность, каждого за успех команды. 4.Создания представления о действиях в ЧС.Руководство и проведение: Ответственные за проведения соревнований : Завуч УЗР- Учитель физической культуры-
  • Результаты проведенного школьного эксперимента В ноябре 2014/2015 учебного года, в ОСШ №11, решением педагогического совета Новые формы и методы повышения учебной мотивации учащихся школы, проводимого в ноябре 2014 года, было решено провести эксперимент. Цель данного эксперимента: повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена. Задачи эксперимента: 1. В течение месяца мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке тем, чтобы не получать домашнее задание при условии полного выполнения запланированного поур...
© 2010-2018