Другое, несортированное

  • Занятие-встреча на тему Социально-педагогическая деятельность как процессСоциально-педагогическая деятельность как процесс В данной работе я рассмотрю пример занятия-встречи из коррекционно-развивающей программы, которую можно провести по итогам Мониторинга уровня воспитанности. Вначале коротко расскажу о психологических и физиологических особенностях раннего юношеского возраста. Ранняя юность – (15-18 лет) – трудный возраст. В этом возрасте, как никогда сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Один подросток уже достигает половой зрелости, а дру... 1. +4 7. – 2 13. – 1 19. +4 25. +4 31. +1 37. – 2 2. – 3 8. +1 14. +4 20. – 3 26. +1 32. – 1 38. +3 3. +3 9. +4 15. +3 21. +3 27. +2 33. +3 39. – 4 4. +2 10. +2 16. – 1 22. +4 28. +1 34. +3 40. +3 5. – 1 11. 0 17. +4 23. – 1 29. – 1 35. +3 41. +3 6. +1 12. +3 18. +4 24. +1 30. +2 36. +1 42. – 4 Приложение 3 Обработка результатов Ответы обучающихся распределяются по шести шкалам: им соответствуют шесть строк в бланке для ответов. Результаты получаются путём сложения баллов по каждой шкале. 1. Характер отношений школьников к семье показывают оценки его высказываний №№ 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37. При этом в ответах на вопросы 1, 19, 37 знак не меняется. В ответах на вопросы 7, 13, 25, 31 знак меняется на противоположный. 2. Характер отношений школьников к Отечеству показывают оце... От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) – ценность семьи высоко значимо для подростка. От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) – семья для подростка представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный (а как же иначе?) От – 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) – отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспи... От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) – подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) – скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. От – 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) – подросток, по возможности, переложит часть своей работы на другого. От -15 до -28 баллов (недопустимый уровень воспитанности) – более и менее сложная р... От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) – перед вами – любознательный человек, у которого есть стремление к познанию нового. От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) – подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. От – 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) – подросток не когда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. От -15 до... От +15 до +28 баллов (высокий уровень воспитанности) – подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. От +1 до +14 баллов (средний уровень воспитанности) – принимая себя в целом, подросток всё же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей. От – 1 до -14 баллов (низкий уровень воспитанности) – подросток принимает себя таким, какой он есть лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему всё время хочется выпрыгнуть из свое...
  • Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 03 ИсторияРабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 770, примерной программы учебной дисциплины История для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендова...
  • Тема поно из цветовЦели: Коррекционно-обучающая: закрепить знания детей выполнения цветов из ленточек. Формировать оставлять композицию из лент. Коррекционно - развивающие: развивать и укреплять мелкую моторику рук, зрительно- двигательную координацию, внимание, долговременную память. Воспитательная: воспитывать положительные личностные качества: старание, трудолюбие, умение радоваться за свой труд, развивать эмоционально-волевую сферу (усидчивость, умение доводить дело до конца). Тип занятия: практикум. Ис... Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая форма организации познавательной деятельности. Оборудование: готовые деталиленточек для листьев цветка, нитка, иголка, пуговица, клей пистолет, запись фрагмента музыкального произведения Дидуля Город, проектор мультимедиа, ноутбук, презентация.
  • Проект классного уголка ГазетаНаш проект был создан по нескольким причинам: во-первых, сделать свой уголок, во-вторых, познакомиться друг с другом поближе. Мы задумали сделать контуры наших рук и наклеить на них свои фотографии, а также украсить плакат некоторыми безделушками. Ребята активно участвовали в создании, поскольку задания были посильны для них. Они с удовольствием приносили свои фотографии и приклеивали их на отпечаток своей руки, разукрашивали его и украшали плакат. Так как у ребят плохо развито абстрактное мышле...
  • Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 770, примерной программы учебной дисциплины Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО...
  • Перспективный план работы шахматного кружка «Белая ладья» в старшей группеПрограммное содержание: 1)образовательное – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельны...
  • Рабочая программа учебной дисциплины ИсторияРабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) с последующими дополнениями и изменениями(Приказов Минобрнауки России от 10.11.2011 г. № 2643; 24.01.2012 г. № 39), в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образ...
  • Сценарий выпускного бала В добрый часПод фонограмму песни Первоклашка (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина) дети входят в зал и стоят в растерянности. У некоторых детей в руках игрушки. Входит ведущая: - Это что за представленье? Что за шумное веселье? Почему сюда пришли Вы совсем, совсем одни? Первый ребенок: - Мы хотели поиграть, порезвиться, покричать, И с игрушками своими здесь в последний раз сплясать! Второй ребенок: - Ведь пришла пора нам всем с детством попрощаться, Потому что в школу нам надо собираться. Ведущая: - Поче...
  • Перспективный план работы шахматного кружка «Белая ладья»Программное содержание: 1)образовательное – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельны...
  • Физическая разминка в стиле дискотекиВ школах 8 вида учатся детки с разного вида нарушениями в интеллектуальной сфере. У них есть одна особенность – недоразвитие анализаторов и мыслительной деятельности. Для таких ребят очень полезны музыкально-танцевальные занятия в форме а – ля дискотека. Не секрет, что дети очень любят двигаться, но могут иметь некоторые нарушения в двигательной сфере. Именно поэтому им очень важно развивать координацию в зрительной и двигательной сфере. После уроков, на продлёнке можно предложить детям устр...
  • Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметным окружением в ходе познавательного проекта Одежда и обувьЖигалова Татьяна Михайловна-воспитатель первой категории. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность. Самое время давать детям больше информации о предметах ближайшего окружения. Самые ближайшие предметы для ребенка - это его одежда, обувь, игрушки. Поэтому на примере этих предметов легко давать ребенку информацию об окружающем мире. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий. Учить называть цвет, форму, величину предмет...
  • Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметным окружением в ходе познавательного проектаЖигалова Татьяна Михайловна-воспитатель первой категории. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность. Самое время давать детям больше информации о предметах ближайшего окружения. Самые ближайшие предметы для ребенка - это его одежда, обувь, игрушки. Поэтому на примере этих предметов легко давать ребенку информацию об окружающем мире. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий. Учить называть цвет, форму, величину предмет...
  • Статья в сборнике Материалы III научно практической конференции СКФУ Университетская наука регионуОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ АНТРОПОГЕННОЙ ПРЕОБРАЗОВАННОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Чижикова-Лимарева Ирина Владимировна, учитель географии высш. Квалиф. категории МКОУ СОШ№8 имени А.В. Грязнова ИМРСК, ЭКП-м-о-14-1 Активная эксплуатация земельного фонда Ставропольского края, построенная на игнорировании значения природных факторов в современных почвообразовательных процессах более чем за полувековой период, привела к формированию современных ландшафтов, в кото... Назва­ние ландшафта Площадь территории села Тищенского, га Численность населения с. Тищенского, тыс. чел. Плотность населения села, ч/га Доля пашни к общей площади Распахан ность территории Средне- егорлык ский 447,1 3287 11,8 35-70 высокая Исследуемая территория села Тищенского имеет высокую степень антропогенной преобразованности, так как находится в степной зоне Среднеегорлыкского ландшафта с плодородными черноземными почвами. Территория распахана практически полностью и этим объясняется антропогенная нагрузка изучаемой площади. Список литературы: 1. Атлас земель Ставропольского края. М.: ДИ ЭМ БИ, 2000. - 118 с. 2. Бондарева О. Г. Динамика почв ландшафтов Ставропольского края: Автореф. дис. канд. геогр. наук /О.Г. Бо...
  • Інформаційна папка готелю Дежа Вю1. Готель працює для Вас 24 години на добу 7 днів на тиждень. Розрахунковий час - 12:00, час виїзду - 12:00, час заселення в готель - 14:00. 2. Сніданок подається в ресторані готелю з 8:00 до 11:00 ранку. Якщо Ви забажаєте поснідати раніш цього часу, будь ласка, зверніться до адміністратора готелю напередодні до 21:00. Ми запропонуємо Вам особливий сніданок. 3. У разі необхідності зберігання вашого багажу, Ви можете скористатися багажною кімнатою, що знаходиться в центральному холі. Будь ласка, ...
  • К сценарию интегрированной непосредственной образовательной деятельности по теме «Стоит в поле Теремок»Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: · Принцип непрерывности была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей. · Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). · Принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям). · Принцип психологической комфортности. Цель образовательной области: Познавательное развитие. 1.Сформиро...
  • Фото из видеороликаФотофвыаорфыварзфшцгсиазфцшгмраифвыафывпрывфзм8трызвамртфзуцмрифз9цу8нкмифцу98рсмфтзывшатфмжыворафжыгшщвмрафисвжргфимждфрывщшмгарфжвгшщфрцижум8арфцжу8асфрумт9фц8румхфацмиу98фнмфцуамфцуафциуеифцуетфццфиуефцуетектнг56ьвкентвкенив евра ервкеи рверивкецукетцуктецекткунеиункетнукетнукеьукегьетукентрвикеинвкенуткентуццукиецукиекьекунфывафывуацфукецмиуекицукеицукеи
  • Статья на немецком языке DAS IMAGE DER REGION DON IN SPIELFILMENDAS IMAGE DER REGION DON IN SPIELFILMEN Kultur und Kunst Lautsprecher Ozheredov Elizabeth, 10 und Klasse MBOU Lyceum №57 Supervisors Ukraychenko NN, Mathelehrer und Ukraychenko AA, Erdkundelehrer. MBOU Lyceum №57g. Rostow-am-Don. Stadt Rostow-am-Don. 2012 Das Thema Bild des Don-Region in Spielfilmen haben wir beschlossen, die Forschung nach den Sommerferien auf der Krim zu schreiben. Am Strand in Jalta und Aluschta Personal Reisebüros angepriesen Urlauber eine Tour der vielen Orte, die Dreh...
  • Простейшие модели самолетов из бумаги Данная разработка – результат многолетнего опыта работы педагогом объединения Начальное техническое творчество. Необходимость возникла в связи с перепланированием раздела программы: Авиационная техника 1 года обучения. Практическая работа рассчитана на 12 часов (занятий) без учета подготовки материалов. Вся работа выполняется в учебном классе (Лаборатории ).
  • IMAGE REGIONU DONA V CELOVčERNICH FILMECH (Статья Образ донского края в художественных фильмах на чешском языке)Научно-исследовательская работа Образ донского края в художественных фильмах была переведена на чешский язык и опубликована на Интернет-сайте http://vyukove-materialy.eu/index.php?newsid=419324: Téma image kraje Don v celovečerních filmech jsme se rozhodli napsat výzkumu po letní dovolenou na Krymu. Na pláži v Jaltě a Alushta zaměstnanců cestovních kanceláří nabízel turisté si prohlédnout na mnoha místech natáčení sovětských filmů, včetně komedie a gaydaevskie Vězeň Kavkazu , Sportloto nda...
  • Украшение иконы в технике канзашиконспект занятия как можно из простой иконы сделать уникальную и эксклюзивную вещь украсив ее цветами в технике канзаши. такая работа украшает интерьер дома,можно дарить в подарок радовать таким подарком родных и близких. работа очень увлекательна и кропотлива.при создании иконы достаточно использовать изображение святых и всавить их в рамку.
  • Конспект интегрированного занятия ДОУ .Тема ЗАНЯТИЯ:ЗИМА В ЛЕСУ. Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Социализация Программное содержание: Уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя. Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Развивать мышление, расширять представления об окружающем мире. Закрепи...
  • Конспект спортивного праздника ДОУКонспект спортивного праздника Веселый стадион Цель. Способствовать укреплению здоровья дошкольников. Задачи. Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать быстроту, силу, ловкость. Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способно­сти. Демонстрировать спортивные до­стижения. Формировать познавательную ак­тивность. Прививать любовь к занятиям физической культурой и спортом. Воспитывать нравственные качест­ва: чувство дружбы, коллективизм. Повышать эмоциональный ...
  • Картотека подвижных игр для ДОУКОТ И МЫШИ (II младшая группа) Задачи. Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание. Дети – мыши сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит кошка - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и зас...
  • Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»В методической разработке внеклассного мероприятия Мой профессиональный путь предложен материал по подготовке и проведению классного часа – тренинга направленного на личностное развитие участников, целеполагание и планирование профессионального пути, формирование общих компетенций. Тренинг с использованием индивидуальных, коллективных и групповых тренинговых упражнений знакомит студентов с профессиональными качествами специалистов, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности, спо...
  • Спортивные соревнования в ДОУ Тема: В здоровом теле здоровый дух. Цель: Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей , развивать командный дух. Задачи: 1. Развивать функциональные способности организма, умение владеть своим телом, быть ловким, гибким, смелым и выносливым. 2. Учить умению перевоплощаться, расслабляться, снимать усталость и стать увереннее в себе и своих силах. 3. Доставить детям радость. Ход праздника (Звучит веселая музыка). Болельщики р...
  • Конспект занятия. Русская народная сказка «У страха глаза велики» занятие направлено на закрепление умения интонационно выразительно пересказывать сказку, формирование умение характеризовать признаки русской - народной сказки, умение пересказывать сказку, посредством опорных картинок используя интонационную выразительную речь. Учить детей пересказывать сказки посредством опорных картинок. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, развивать звуковую сторону речи детей, воображение, память. Воспитывать познавательный интерес к русс...
  • Занятие для детей старшего дошкольного возраста Путешествие в сказочный лесПрограммное содержание: Задачи: -закреплять экологические знания о деревьях, птицах, животных леса; предложить детям определить название деревьев по листу и семени; -учить в коллективной работе создавать накладную аппликацию для получения многослойного образа; -развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память мышление, наблюдательность, любознательность, умение слушать друг друга; -воспитывать у детей интерес к жизни леса, умение вести себя в лесу; любовь, бережно...
  • Опыт создания акростиха РождествоВолшебный праздник Рождества - ожидание чуда, пробуждение сердец,надежда на преображение, согретое светом Вифлеемской звезды. Чудо явления Христа на земле порождает чудо творчества. В рамках литературного проекта Свет Вифлеемской звезды учащиеся создавали собственные рождественские стихи и рассказы, которые были опубликованы в школьном сборнике. Детское творчество вдохновило и меня на создание данного акростиха.
  • Методический материал Учитель-модератор (из опыта работы руководителя школьного МО)Ниже предлагаю материалы по выполнению модераторских функций, в том числе молодым педагогам. Это План работы с молодым специалистом (из опыта работы руководителя школьного методического объединения учителей естествознания-обществознания). В данном материале расписаны все необходимые мероприятия, которые помогут молодому специалисту верно и эффективно построить свой педагогический маршрут на первом этапе работы!
  • Конспект к занятию Легендарный Севастополь - гордость русских моряковЗанятие Легендарный Севастополь – гордость русских моряков формирует у детей представление о городах Крыма, воспитывает любовь, уважительное отношение к родной земле, чувство гордости к своей Родине, чувство патриотизма, формирует представление о городе Севастополе, его героическом прошлом и прекрасном настоящем, развивает познавательные процессы: познавательный интерес, восприятие, память, мышление, помогает проследить связь поколений спустя 70 лет после Великой Победы народа. Перед занятием ...
  • Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей КА-ДЕТСТВО Программа КА-ДЕТСТВО направлена на пробуждение интереса к истории кадетства в России, уважительное отношение к его историческим ценностям, на патриотическое, нравственное воспитание, на содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе. Приоритеты отдаются духовно – нравственному, спортивно – оздоровительному и гражданско-патриотическому направлениям. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, об...
  • Психологичекие советы по преодолению последствий сексуального насилияЧем изнасилование отличается от других видов насилия. Изнасилование принципиально отличается от любого другого вида насилия, его последствия тяжелее. В глубинных переживаниях после изнасилования женщина себя чувствует, как бы испорченной, и избавиться от этого ощущения очень и очень трудно. Случается, что после изнасилования человек считает, что ничего страшного не произошло, и живет дальше. Возможно, у кого-то такие жизненные принципы, согласно которым изнасиловать или быть изнасилованным – в ...
  • Проблемы насилия в подростковой средеКак помочь ребенку пережить последствия насилия, причиненного в подростковом возрасте Для начала, следует разобраться в том, каковы травмирующие факторы насилия, что происходит с человеком после факта насилия? Почему ему плохо? Ребенок, который подвергся насилию, попадает в психотравмирующую ситуацию, которая связана с наличием сильного испуга. Ситуация характерна тем, что, во-первых, это всегда бывает внезапно, во-вторых, это связано с угрозой жизни, которую ребенок в этот момент мог испытывать впервые, в-третьих, ситуация неконтролируемая ребенком, так как он не имеет соответствующего опыта. Эти три фактора приводят к сильному испугу, который вызывает стресс. Человек после перенесенной психологической травмы проходит 3 стадии. Первая стадия длится в течение последующих шести недель, как правило, идут т.н. постстрессовые реакции, которые в основном выражаются в нарушении дыхания, сердцебиения, потливости и нестабильности нервной системы, может прыгать давление, появляется раздражительность, бессонница и ночные кошмары, головные боли и звон в ушах, плохая концентрация и умственная жвачка. Это при условии, что ребенок не получил физических травм. На этой стадии у человека происходит первая реакция – реакция отрицания. Он не может поверить, что это произошло с ним. Вторая стадия обычно начинается в пределах 6 недель после события и длится до 6 месяцев: тревога нарастает, появляется жажда отмщения. Ребенок избегает ситуаций или мест, запускающих воспоминания о травме. Возможны флешбеки - вспышки пережитого в сознании. Появляются симптомы депрессии, потеря интереса к окружающему миру, слабость и постоянное чувство усталости, нарушение концентрации и рассеянность. Преследуют постоянные мысли о случившемся и о смерти. Третья стадия возникает в пределах 6 месяцев и длится около полугода. Симптомы усугубляющейся депрессии, поглощенность чувством бессилия и боли, низкая самооценка и ощущение собственной никчемности, поглощающее чувство вины, потребность снять внутреннее напряжение с помощью алкоголя или психотропных средств. На этой стадии развивается посттравматическое расстройство как отсроченная и затяжная реакция на психотравмирующее событие. Если травма не прорабатывается своевременно, то расстройство будет сильным и может стать хроническим (его последствия будут сопровождать человека всю жизнь). Потом уже этот опыт ребенок может перенести во взрослую жизнь. Например, если насилию подверглась девочка-подросток, она может найти себе мужа, который все время будет подвергать ее насилию. Подросток-мальчик может реагировать неадекватно: либо все время нарываться на то, чтобы его избили, либо наоборот, будет сам наносить удары, унижать окружающих его побоями, либо словесно. То есть он будет постоянно поднимать свою самооценку за счет окружающих. Либо ребенок будет доказывать всем, какой он хороший. Это тоже одна из реакций. Признаки, по которым взрослые могут узнать о происшедшем с ребенком и как себя вести. Большинство детей склонны скрывать случившееся. Как же в такой ситуации заметить и помочь. Давайте разграничим ситуации. Если ребенок получил физические травмы, это обычно трудно скрыть. Если ребенок получил физические травмы, значит, первая неделя – это обязательно уход за ним. Обязательно показать, что его любят и понимают, заботиться о нем. Но, следует, доставлять радости ребенку, ухаживать за ним, при этом не жалеть. Именно показать свою любовь, заботу, потому что он попал в трудную ситуацию. Вторая ситуация, когда, например, у ребенка отняли телефон. Ему не нанесли физических травм, но он получил психическую травму. Ребенок пришел домой. Допустим, он боится сразу рассказать о том, что у него украли телефон и как следствие замыкается. А Вы видите, что ваш ребенок, который даже если и был негативно к вам настроен, но был общительный, теперь ни на что не реагирует. Вы заметили, что ваш ребенок либо слишком молчаливый, либо очень задумчивый, либо стремится к уединению. Такая реакция может длиться от нескольких часов до нескольких суток. Значит, нужно подойти и попробовать поговорить, что же произошло такого, что ты так странно себя ведешь. И если ребенок изначально вас отверг, потому что первая реакция, как правило, будет такая, нужно постараться не обижаться, а еще раз попробовать установить контакт с ним. Возможно Вам придётся сделать две, три таких попытки. И когда ребенок начинает рассказывать, самое главное, нужно молчать, сдержаться от комментариев и проявления эмоций, дать ему выговориться. Полное принятие, поддержка и внимание к ребенку, вот ваша задача. Следует помнить, что любом насилии, независимо от пола ребенка, должна быть первоначальная реакция. И независимо от того получил ли он травмы или не получил, нормальная реакция должна быть с криком, со слезами. Такая реакция на стресс поможет ребенку снять это жуткое напряжение, выплеснуть возбуждение. Это может быть истерическая реакция, но, как правило, это слезы, крики, потому что это ребенок. Нужно дать ребенку проявить эти эмоции. Ни в коем случае не говорить: Ты мальчик, мальчики не плачут! Что ты делаешь? Наоборот, постараться спровоцировать его на проявление эмоций. Есть несколько правил как себя вести родителям. Первое. Ни в коем случае не говорить ребенку, что все будет хорошо. Не расстраивайся, все будет хорошо! Этого говорить нельзя, потому что слово хорошо никоим образом не вяжется с его ситуацией, у него сейчас все плохо. Возникнет интуитивное отторжение. В голове ребенка звучит: Ты меня не понимаешь, раз говоришь о том, что все будет хорошо. Второе. Не говорить ребенку: Я понимаю, что ты чувствуешь!. Вы не можете этого понять, и ваша задача, как родителя или близкого человека – заставить ребенка рассказать, что он чувствует. Очень хорошо помогает, когда кто-то из знакомых сопереживает. Когда звонят ваши знакомые и, узнав о том, что у вас произошло, говорят: Сожалею… Такая ситуация неприятная, в которую ты попал. Когда я был в твоем возрасте, я тоже был в такой ситуации, я чувствовал себя плохо, ты знаешь, мне было за себя стыдно, обидно… И очень хорошо, если это будут те люди, к которым ваш ребенок относится с доверием, с уважением. Если такой человек будет рассказывать ему о тех чувствах, которые он пережил, ребенок поймет, что в этот момент он чувствует то же самое. Это должно быть на вторые, на третьи сутки, когда ребенок становится адекватным, если у него нет травм. В любом случае, первые-вторые сутки нужна забота, ласка. Мы тебе сочувствуем. Мы тебе поможем, мы рядом. Мы выйдем из этого. Помощь должна быть направлена на то, что не он один пострадал, потому что возникает вопрос: Почему это случилось именно со мной!. И дальше наступает осознание я, какой я никчемный, что я допустил. Чтобы не было этой реакции, ребенок должен все проговорить. В первые моменты, как правило, устанавливают хронологию событий, потому что это нужно либо милиции, либо врачам. В следующий раз, когда разговариваете, надо спросить: Что ты чувствовал? Что ты чувствуешь? Он должен проговорить не только внешнюю сторону события и пережить его еще раз, он должен пережить те чувства, которые испытывал в момент травмы. Очень хорошо, особенно среди мальчиков-подростков, когда придут поддержать друзья. Именно поддержать, потому что нарушаются коммуникативные свойства, и ребенку стыдно выйти к друзьям. Он себя так ощущает, будто виноват в том, что произошло. Чувство вины есть всегда и поэтому встреча со своими сверстниками трудна тем, что ребенок боится: все будут показывать пальцем и говорить – слабак какой. Как правило, в ближайшем окружении есть дети, у которых тоже телефон украли, или которых избили вечером. Они пришли, они не знают, что говорить и поэтому они начинают вспоминать. Каждый делится чем-то своим. Это помогает. Если контакт с подростками, с ближайшим окружением произошел в первые дни, тогда нет стопора и запрета на контакт с окружающими. Когда тебя поддержали близкие, когда они тебя услышали, когда они не лезут в душу в первый день, и тебе кажется, что ты все выговариваешь сам. И так же вот пришли твои сверстники, и ты понимаешь, что каждый из них перенес что-то подобное… Следует настроить подростка на то, что ничего не произошло такого, что выделило тебя из твоей среды. Да, возможно, будет раздражительность, будет нарушение поведения, но уже не будет зацикленности, травма не уйдет глубоко в подсознание и не разовьется защитная реакция на то, что произошло. Пока возможно выговориться, пока ребенок не закрылся, ему нужно дать это сделать. Потому что любая ситуация в жизни, которая проговаривается, она становится не столь болезненной. Но если насилие происходит именно в подростковой среде, т.е. не со стороны человека с улицы, постороннего, а, например, в школе. Ребенок пришел, рассказал, и это выяснилось. Вы знаете, кто это, тогда родитель должен сразу делать какие-то активные шаги, идти к этим людям, чтобы ребенок понимал, что его защитят, накажут обидчика. Если ребенок подвергается насилию – не важно где, на улице или в среде сверстников, – родители переносят стресс, как их ребенок. Родители испытывают те же чувства и, как правило, первые 1-3 дня родитель неадекватен в своих решениях. Мы взрослые люди, мы пытаемся бороться со своими ощущениями, но мы неадекватны в своих реакциях, мы идем за своими эмоциями. Нам хочется пойти, попытаться наказать виноватых. В данной ситуации, мы должны честно ребенку сказать, что нам очень хочется набить морду этим людям, и папе хочется дать им пинка, но мы взрослые люди, и мы понимаем, что есть закон, и мы не имеем права его нарушать. Мы не должны действовать эмоционально ни в коем случае, потому что мы даем ребенку пример поведения. Мы взрослые, мы требуем от него послушания – и нам, и законам. Что в этой ситуации мы для нашего ребенка можем сделать законно? Возбудить уголовное дело, отвести в милицию, поймать, помочь разобраться в том, что случилось. Можно перевести ребенка в другую школу, пойти к психологу, чтобы попробовать вывести его из этой ситуации, помочь ему. Это наша функция. А наказание – это не наша функция, не родительская. Если ребенок понимает, что ему что-то сделали, а тот человек спокойно ходит по улицам и у него появляется желание отомстить. Родитель должен знать, что его ребенок вынашивает планы мести, чтобы помочь ему с этим справиться. Потому что подростки, независимо от пола, все равно вынашивают планы мести, часто очень изощренные. Вы должны все рассказать ребенку, что ты тоже хотел бы отомстить, но ты законопослушный, ты передал это дело тем людям, которые должны этим заниматься. Ты не профессионал, это должно делать государство. Обязательно надо выслушать, что он хочет сделать с обидчиком. Как бы там кроваво ни было: ножки оторвать, ручки оторвать. Пусть он это расскажет, пусть он это нарисует. Пусть он расскажет вам 48 вариантов этой мести. Проговаривая, он выходит из этого состояния мщения. Еще, если решили ребенка вывести на суд, подумайте: стоит ли наказание виновного усугубления состояния вашего чада. Почему чаще всего возникает чувство вины. Обида и злость быстро проходят. И на определенном этапе жертва насилия начинает анализировать происшедшее. Возникают мысли: Почему именно со мной? Я не смог справиться. Я бы все отдал, чтобы этого не было. И на вопрос почему приходит ответ я виноват в том, что произошло. Либо я слабак, либо я позволил это сделать, либо я себя неправильно вел. Он начинает анализировать, но у ребенка еще маленький жизненный опыт и он не может понять, что он просто попал не в то время, не в то место, так сложились обстоятельства, что он никому ничего плохого не сделал. Ребенку это очень сложно многое осознать. И поэтому он винит себя, ему может сать стыдно перед сверстниками. Он приписывает свои мысли о себе другим. Раз я так думаю, и другие будут думать так. В результате человек ограничивает общение с окружающими, потому, что стыдно, потому что ему кажется, что все об этом знают. Он боится, что его будут жалеть. Он боится, что его будут винить. А еще не дай Бог, если кто из окружения скажет: Да ты что, не мог сдачи дать? Возникает вопрос, как помочь ребенку избавиться от этого чувства? Один из основных моментов, это старшие авторитетные люди. Когда старшие авторитетные для него люди делятся опытом, он понимает, что он не один побывал в такой ситуации. Сначала просто проговариваем, восстанавливаем события и чувства, которые он пережил. Не единожды нужно проговорить ситуацию, чтобы она стала по-другому восприниматься. Обязательно нужно, чтобы у ребенка была реакция на стрессовую ситуацию. Если реакция не наступила сразу, ребенок не выкричался, не выплакался, значит, нужно помочь ему сделать это позже. Если мы добились такой реакции, нам на какое-то время нужно оставить ребенка одного, в покое. Далее следует окружить ребенка заботой, насколько это возможно. Дать ему понять, что нужен, что ему сочувствуют в такой тяжелой ситуации. Ребенок должен четко понять, что любой из нас может оказаться в такой ситуации. Очень действует пример, когда сосулька на голову падает. Идет человек, убивает сосулька. Человек оказался в этом месте в это время, когда упала эта сосулька. Мы не знаем, почему это произошло, и таких ситуаций сколько угодно. Стараемся помочь ребенку все время снимать напряжение, которое первые шесть недель все время будет нарастать. Либо мы ему позволяем плакать, это уже не будет такой реакцией на стресс как первая реакция, которая была с криками, со слезами. Самое главное, об этом всплеске мы не должны вспоминать. Мы будем восстанавливать постоянно, как происходили события, что он чувствовал в дальнейшем. Но мы никогда не будем вспоминать об этой первой реакции, когда он плакал. И еще родитель должен все время помогать ребенку снимать стресс, возбуждение, которое нарастает. Это может быть и релаксационная музыка, это может быть рисование, если ребенок согласен. В данной ситуации может помочь снимать раздражение бабочка, сделанная из марли и проволоки, для украшения букетов. Взять ее на палец, выставить сантиметров на 40-50 от носа ребенка, попросить на нее смотреть и начать водить ее восьмеркой. Это может быть бабочка, это может быть цветок, это может быть яркая пуговица, все что угодно, только не красное. Пуговица может быть желтая, синяя, зеленая, чтобы не раздражала. Таким образом, они стабилизируют свое возбуждение. Мы это возбуждение снимаем однотипными движениями. Концентрация переносится на другую форму, уходит с той навязчивой идеи, потому что на какое-то время это становится навязчивой идеей. Вы должны поговорить с друзьями вашего ребенка, как себя вести, можете попросить их о чем-то не говорить. Говорите ребенку, что все, что он чувствует после травмы, – это нормально. Он должен пройти через это, и чувство вины – это тоже нормально в твоем состоянии. Это уйдет. Еще лучше, если вы расскажете ребенку о переживании такой проблемы по стадиям, потому что про стрессы сейчас написана масса всего. Чтобы он понимал, что он выйдет из этого, и отслеживал свое состояние. Может возникнуть страх перед людьми, перед ситуацией, как его преодолеть. Во-первых, не нужно идти на поводу у ребенка, когда прошли шесть недель. Вы сделали все, что были должны: проговорили, пережили, снимали возбуждение, окружили любовью и заботой, ребенок к концу шести недель вышел из этого состояния. Вы четко уверены, что у него не произошло сильных нарушений во взаимоотношениях с окружающими, что у него не нарушилась обучаемость за счет того, что он потерял интерес и не может сконцентрироваться на уроках. Ребенок будет бояться того места, где это произошло. Он все время будет вспоминать, просить обходить это место. Не нужно в этом идти у него на поводу. То есть не то чтобы брать за руку и тащить, а говорить: Что такого случится, если мы здесь пройдем? Ты 48 раз здесь ходил, и ничего не происходило, это могло произойти где угодно. Давай с тобой пройдем вместе, ты мне расскажешь, что ты чувствуешь. Он будет раздражаться, но он будет идти за вами, потому что ему надо преодолеть этот страх. Очень хорошо помогает рисование, сказкотерапия. Для этого нужны особенные сказки, разделенные на проблемы. По каждой проблеме есть своя сказка. Например, страхи, неудачи, ошибки, и др. Сказку прочитал и обсудил с ним некоторые моменты. Причем можно напечатать в компьютере. Не совать ему книжку, а сказать, ты знаешь, я вот сегодня увидела, мне так понравилось, я хочу тебе прочитать. Вы начинаете читать, и он в это втягивается. Если вы будете ребенка сажать и заставлять, он ни за что не сядет. А если вы скажете, я знаю, что надо сделать, чтобы тебе было легче, чтобы снять это напряжение, вы говорите с ним на доступном ему языке. Ему плохо, потому что есть напряжение. Он готов сейчас либо крикнуть, либо броситься на вас, его тут все душит. Очень хорошо помогают водные процедуры. Элементарные ванны с хвоей, если возможно. Если ребенок небольшой, можно налить ванну и заставлять его ладошками как бы нажимать на воду. Это тоже прекрасно снимает послестрессовое состояние. Можно наклоняться в ванную и бить по воде. Есть масса расслабляющих методик, которые могут помочь. Но самое главное – любовь… Могут возникнуть коммуникативные проблемы. Обычно, если все проработано, их не будет. Он будет бояться общения, но ему надо объяснить: Если тебе кто-то что-то говорит, это не от большого ума, потому что нормальные люди понимают то, что ты пережил. Многие попадали в такие ситуации, твои друзья сказали, у каждого в жизни бывает такая ситуация. Они молодцы, что это пережили. Но если кто-то этого не понимает, если позволяет себе смеяться – это его проблемы. Ребенок должен понять, что не к каждому мнению он должен прислушиваться. Показать, что это не тот человек, на которого нужно обижаться. Дети очень хорошо понимают фразу – ему больше нечего дать миру. Ему больше нечего предложить, кроме как за счет тебя возвыситься в глазах себе подобных. Здесь важно, чтобы были друзья, которые тебя принимают и поддерживают. Куда надо обращаться за помощью. К неврологу, психотерапевту, психологу. Но, изначально все зависит только от близких. Помните, что основа выздоровления – это как вы поведете себя в первые дни. А по истечении шести недель ходить к психологу. Проходить хотя бы психотерапию посттравматической реакции. После шести недель уже обозначатся проблемы, с которыми еще надо работать. Но не следует все перекладывать на специалиста. Семья продолжает работать сама с собой, а психолог корректирует, либо говорит, что вы все правильно делаете. До шести месяцев вы все равно будете иметь какие-то проявления. Пусть эти нарушения будут минимальные, но они все равно будут присутствовать. Ребенок не всегда будет адекватен в своих реакциях, это нормальное состояние, и вы реагировать на него должны нормально. Если он взорвался, вы не должны ему отвечать таким же эмоциональным взрывом, как бы тяжело ни было. Но когда он успокоится, вы ему должны сказать, что так нельзя реагировать. Вы его не наказали, вы поняли в этой ситуации, что он не контролирует себя. Рисование, чтение, музыка, если возможно. Очень здорово подросткам помогает ритмичная музыка с кривлянием, с придурью, с ором. Дать ему возможность раскрепоститься таким, невинным образом. Если нет травм, боксерская груша. Самое главное – чтобы человек осознал свои проблемы. Это самое тяжелое, заставить его принять и сказать – да, у меня есть такое и мне нужно научиться с этим жить, это корректируется нашими действиями, которые мы предпринимаем. Ни в коем случае нельзя говорить, что все нормально. Вот говорят, что нужно не делать больно. Нужно четко привести к тому, что я тебя люблю (с этой фразы всегда должно начинаться) и я хочу, чтобы там, во взрослой жизни, ты был самостоятельным, чтобы ты смог обеспечить себя, обеспечить семью, чтобы у тебя не возникало трудностей в существовании во взрослом мире. И поэтому нам сейчас нужно ликвидировать все последствия, которые были. Я со своей стороны могу тебе помочь. Я могу оплатить, я могу с тобой заниматься, я могу собрать все документы, я с тобой съезжу, я буду забирать тебя на выходные, устраивать тебе какие-то маленькие праздники, но, если ты не хочешь лечиться, я ничего не могу сделать. Ты должен признать и знать, что надо с этим делать. Заболевание есть и никуда не делось, но ты довел его до такого состояния, что оно тебе не мешает жить нормально, как ты хочешь, ты контролируешь своё состояние…Это самое тяжелое. Заставить признать свои слабости. Здесь еще очень многое зависит от настроя родителей. Отметим, родителям, возможно, сложнее, чем детям. Сложнее справиться с желанием наказать виновного. Сколько нарушений у ребенка и страшно подумать, что это из-за какого-то напившегося подонка, который случайно Вашего ребенка избил. Это очень трудно. Как правило, страдают мамы. Им тоже желательно обратиться за психологической помощью и поддержкой. В отдаленном будущем пережитая травма еще может проявляться как депрессия, либо посттравматический синдром. Первый, самый явный признак, нарушение коммуникативных способностей. Подростки отторгаются, уходят от мира. Если изначально это шло от того, что все знают, что я попал в такую ситуацию, это стыдно, чувство вины, чувство собственной неполноценности, то здесь она настолько опускается, что даже если она и поднимается от положительной ситуации, то это сиюминутное. Человек себя не уважает, человек себя не любит, оценивает себя очень-очень низко. Значит, он во всех сферах деятельности будет вот таким. Потом после травмы появляется подозрительность, бдительность. Они начинают видеть опасность там, где ее нет. Страх это само по себе, а это бдительность. И очень часто бывает, что на фоне депрессии развивается депрессивно-маниакальный синдром. Когда присутствует навязчивая идея, что что-то произойдет. Либо получается человек в футляре. Я вот это делать не буду, потому что может быть вот это. А вот я туда не пойду, потому что я простыну, а вот я вот это не сделаю, по такой-то причине. Иногда бывает, что выползает психосоматика, причем очень тяжелая, это может быть и язва желудка, это могут быть и какие-то соматические состояния, когда диагностически ничего не подтверждается, но при этом человек действительно проявляет признаки болезни. Могут ли за полгода психолог и родители помочь избавиться от последствий травмы. В принципе да, если используется и медикаментозная терапия, потому что консультация невропатолога обязательна. В течение первых шести недель это могут быть успокоительные, потом идут вегетативные нарушения, с ними тоже нужно как-то справиться. Это могут быть детские успокоительные, может быть, какие-то мягкие травы, к которым не развивается привыкание. Лекарственная терапия нужна в любом случае. У многих нарушается сон, аппетит. Если ребенок на этом застрял, это может вылиться в анорексию, в недовольство собой, т.е. может развиться такой комплекс, не просто недовольство какими-то личными качествами и низкая самооценка, это недовольство конкретной частью тела. Носом, губой и т.п. Отметим, что могут возникнуть стойкие нарушения, которые лечатся только в клинике, потому что посттравматическая реакция лечится только медикаментозно. Он поэтому и называется синдром, потому что он проявляется везде, постоянно, при любых условиях. Кстати, большинство нарушений, которые обостряются в посттравматической стрессовой ситуации, связаны с тем, какие нарушения были у ребенка до этого. Например, если ребенок был гиперактивным до ситуации насилия, то реакции будут раздражительные. Родители должны видеть связь тех проблем, которые были в семье до травмы с тем, что происходит после нее. Очень часто бывает, что семейные проблемы и ситуации мешают ребенку выйти из кризиса. Поэтому психолог, который приходит в эту ситуацию после шести недель, помогает не только ребенку, но и родителям. У родителей тот же эмоциональный стресс, те же 6 недель, все то же. Как следует вести себя родителям. Первое нужно учиться справляться с собой. Ваш ребенок должен видеть перед собой именно взрослого – хладнокровного, рассудительного, способного защитить и вести. Родитель, когда находится с ребенком, он должен думать о своем образе, но при этом ребенок должен четко знать, что у взрослого есть проблемы. Как он тебе открылся, так же ты ему в ответ должен суметь открыть, что тебе тоже так тяжело. Конечно, когда он взрывается, остаётся только пережить эту реакцию, пока он не успокоится. Потом принять его извинения, и когда он спокоен, попытаться показать, что тебе тоже трудно, и ты пытаешься как-то удержаться и что-то сделать. Ребенок должен знать, что у родителей есть свои проблемы, своя жизнь, свои заботы, которые они так же делают, как и раньше, их никто от этого не освобождает. Есть моя работа, я еще должна какие-то вещи делать по дому. Я испытываю такие же чувства как ты, но я тебя люблю, я взрослый человек, я знаю, как это делать, я тебе готова помочь. Когда я сажусь и начинаю ему помогать, вся моя работа, все мои проблемы, это все уходит. Я здесь, я помогаю тебе. Я трачу свое время, потому что я тебя люблю. Будь добр это принять. Очень часто бывает трудно, убедить ребенка принять эту помощь. Он может зацепиться за мелочь, и она станет последней каплей, он выплескивается на вас, он не может остановиться. Потом он опять понимает, что это не принесло ему удовольствия, облегчения, потому что за этим пришла вина. Он видит вашу реакцию, потому что нельзя скрыть реакцию на это. Ребенок чувствует, что-либо вы напряглись, либо у вас покатились слезы, потому что тоже стресс и сдержаться стоит больших сил. Следом приходит чувство вины за то, что он вас довел до такого состояния. И когда вы ему предлагаете другой способ освобождения от напряжения, и он видит, что ему стало легче, и чувства вины нет, в этот момент он может вам поверить. Вот тогда он будет делать все, что вы ему предложите. Когда можно понять, что ребенок вышел из стресса. Вы должны четко отслеживать, когда идет реакция стрессовая, а когда идет поведенческая реакция. Спекуляция на своем состоянии. Вот здесь, мой дорогой, давай мы остановимся. Такие ситуации очень хорошо разруливаются смехом. Вот он сейчас бегал, а потом говорит: Принеси мне чашечку и ложечку. – Сыночка, да, я тебе принесу сейчас и чашечку и ложечку, но ты обнаглел просто в край. Я тоже хочу лечь, и чтобы ты мне принес и чашечку и ложечку. – Хорошо, мамочка, сейчас ты мне принесешь чашечку и ложечку, а дальше я тебе принесу. И ты через 5 минут говоришь: я тоже наглею, сын, принеси-ка мне чашечку и ложечку. – А мне одной рукой не удобно. – А ты давай по очереди, сначала чашечку, потом ложечку. А как понять это? Увидеть. Любая реакция стресса – не контролируема. И вы увидите, что, если ребенок действительно не может что-то сделать, какие-то вегетативные нарушения, у него пропадает жизнь в глазах, глаза становятся как бы направленными внутрь. Вы это действительно видите. Вегетатику скрыть нельзя. Сердце заходится, ручонки потеют, на лбу что-то выступает. Когда ребенок напуган, и если вы знаете своего ребенка, вы все это видите. Какие методики могут быть эффективны? Есть такая методика, для подростков она очень эффективна. Два стула. На одном ты, на другом ты представляешь человека, на которого ты сердишься. Это когда уже проговорили ситуацию, восстановили, как все происходило, проговорили чувства. Есть такая методика, давай попробуем. Ты садишься на один стул, говоришь этому человеку все, что хочешь, все прямо ему в лицо. Потом пересаживаешься на его стул и отвечаешь за него. Это пересаживание играет большую роль. Они очень тяжело на него идут, но это очень эффективно. Рисование – это самое простое. Нарисуем ситуацию, нарисуем чувства. Давай попробуем как лучше. Давай добавим белого. Как правило, они выбирают белый цвет. Мы с тобой нарисовали, добавили белого, сделали на картинке лучше, а как можно в жизни сделать лучше? Все это, конечно, требует времени, затрат сил. Оно того стоит, если это случилось, если это любимый ребенок. И тогда находят время и силы. Когда это случилось в детском возрасте и родители не смогли помочь. Это закрепилось в определенные проблемы. Как работать с последствиями детской травмы уже в более взрослом возрасте? Это будет отсроченная реакция, закрепленная, здесь уже свои техники, причем в каждом направлении психологии - свои. Например, трансактный психоанализ будет искать отправную точку. Он будет все это проговаривать: чувства, ситуации – по 10 раз одно и то же. Когда сидит психотерапевт и говорит: что произошло в вашей жизни? Что вы чувствовали? И опять и вот с этим раздражением человек начинает по десятому разу пересказывать ситуацию, на которую терапевт определил и направляет. И в какой-то момент он понимает, что он по-другому на эту ситуацию смотрит. В этот момент вызвала раздражение не ситуация, а терапевт, повторяющий по десятому разу один и тот же вопрос. Ситуация пережита. Он четко уяснил, что произошло. Если это не проработать, у человека будет неадекватное восприятие ситуации, потому что в этом испуге он неадекватно воспринимал реальность. Где уж там запомнить, что ты чувствовал. Когда он не помнит досконально, что произошло. Почему важно вывести ребенка на то, чтобы он вспомнил все, что он чувствовал. Потому, что только тогда мы ее проживаем. И только тогда, когда мы ее проживаем, изменяется отношение к ней. Там был ребенок, здесь уже взрослый, мы по-другому воспринимаем, мы накопили какой-то опыт. Это очень сложно делать во взрослом возрасте. И обязательно профессионально. Это будет болезненно и связано с изменением жизненного уклада, который уже создан. Как правило, нарушаются семьи, потому что семьи созданы были совершенно по-другому принципу. Например, девочка, пережившая насилие, будет искать такого человека, который будет все время подвергать ее насилию. А если ей удалось избавиться от этого, в жизни многое меняется. Любое проживание заново и понимание заново ситуации очень болезненно. Представляете, в 35 лет узнать, что ты до этого момента жила не так? Это очень тяжело, это очень большой стресс… Что происходит, когда мы выводим ребенка на то, что он вспоминает постепенно, что он чувствовал. Почему у ребенка в дальнейшем происходят все нарушения? Потому что идея того, что произошло, становится сверхценной. Либо сверхценным становится собственная несостоятельность. Это когда человек на этом застрял, он зациклился. А еще страшнее, если есть идея собственной неполноценности, но при этом пошла защитная реакция, она может быть выражена инфантилизмом. Я не буду говорить, что я неполноценный, я скажу, что я маленький. Пойдет защитная реакция на травматическую ситуацию – я маленький, и все. И дальше этот подростковый период, взрослая жизнь. Ну как же он такой инфантильный. И когда начинаешь копаться, инфантилизм не связан с нарушением воспитания, а связан с такой ситуацией. И ребенок, таким образом, защитился. Проговаривая, проживая, ребенок начинает реально оценивать ситуацию. Почему мы не можем заставить ребенка сразу говорить о чувствах? Потому что что-то выбилось из памяти, что-то заблокировалось. Это самая страшная ситуация. И нам постепенно нужно, пока это не стало более сильным, заставить, чтобы это поднялось на поверхность. Может быть, это неправильная защитная реакция. Неадекватное восприятие. Важно, чтобы все было адекватно и объективно. Чтобы все было восстановлено правильно, и после этого мы начинаем говорить, что чувствуем. Дети не очень еще хорошо разбираются в чувствах. И когда ребенок говорит, что мне страшно, вы должны сами вывести что значит страшно. Страшно – это может быть от ужаса до волнения. И вы должны эти нюансы проговорить. Пусть сравнивает с чем угодно. Злоба. Какая злость? Как вот вода из шланга выстреливает или она как волна накатывает? Вы будете для себя понимать, что, когда это выстреливает из шланга, это гнев, это мгновенная реакция, которая разлилась. А когда накатывает это ни что иное, как раздражение. Это совершенно разное, но ребенку трудно это выразить. Он скажет просто: я злюсь. Надо понять, как он злится и что он чувствует. Чувство вины. Ты считаешь, что так поступать плохо? Ты считаешь, что сложившаяся ситуация может характеризовать человека с плохой стороны? То есть, говорим не про него, чтобы вывести его на разговор о чувстве вины. А потом уже он говорит. И самое главное – дать понять, что это норма. Чувство мести. Не надо говорить: Сын, да ты что?! Как же это нехорошо! Скажите: Это нормально. И я чувствую то же. И тогда между вами будет доверие. Но другое дело, что вы не дадите этой мести реализоваться. Дайте ребенку прочувствовать это чувство, помогите ему на бумаге вылить это все, что он чувствует ( нарисовать, написать, скамкать, порезать и т.п.), чтобы оно там внутри не осталось, не накопилась злость, чтобы ребенок мог стать счастливым… У Вас все обязательно получиться! Будьте терпеливы и внимательны.
  • АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЖЕГОДНО КАЖДЫЙ ПЕДАГОГ СДАЕТ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД.Я РАЗРАБОТАЛА ФОРМУ ОТЧЕТА,КОТОРУЮ ПРИМЕНЯЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ,ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ РАБОТУ ПЕДАГОГА НАД ИТОГОВЫМ ОТЧЕТОМ.В ДАННОЙ ФОРМЕ ОТЧЕТА Я ИСПОЛЬЗУЮ СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО РАЗДЕЛАМ:Контингент обучающихсяСохранность контингента обучающихся на конец года полная Информация о выпускниках Анализ учебной программыВыполнение тематического планаРезультаты деятельности объединения
  • Конкурсная работа Экология леса села ИгалиДанная конкурсная работа посвящена экологии леса села Игали. Ученица творчески подошла к раскрытию предложенной темы. В работе она использует краеведческий материал,способствующий выявлению истинного положения дел на территории села по отношению к лесным массивам. Чувствуется истинный патриотизм,забота о сохранении ландшафта села. В последнее время мы очень много слышим об экологических катастрофах,которые происходят по вине человека. В настоящее время,массив ,исследуемый Таймударовой изменился ...
  • Сценарии по Шашечному турнируСценарии проведения соревнования по шашкам Цель: создать условия для интеллектуального развития воспитанников детского дома. Задачи: • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку. • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации. • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством. Предварительная работа: Заранее ...
  • ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ПРАВИЛАМ ОФОРМЛЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ·Требования предъявляемые к служащему при работе по документационному обеспечению предприятия: - значение и содержание дисциплины ДОУ, ее связь с др.дисциплинами, - современные технологии организации делопроизводства, - структуру и порядок оформления организационно-распорядительной документации в соответствии с ГОСТ Р 6.30 – 2003 г.; - общие принципы организации документооборота; - прием, прохождение и порядок исполнения: входящих, исходящих, внутренних, конфиденциальных документов; - принципы...
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - Проверка скорости письма и навыков работы в WordУчащиеся должны уметь: 1. Быстро и грамотно печатать (под диктовку и с рукописного материала) на клавиатуре ПК, методом слепого десятипальцевого письма, с нормативной скоростью 120 – 180 ударов в минуту 2. Использовать основные возможности и функции текстового процессораMicrosoftWord, для создания, редактирования, форматирования, обработки, просмотра и печати текста, документа. 3. Самостоятельно разрабатывать и оформлять различные организационно-распорядительные документы, с учетом требования ...
  • Конспект занятия по окружающему миру Земля - наш общий домЗемля- наш общий дом, наша кормилица. Родная земля, Родина – место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. Каждый из нас должен беречь ее, но об этом мы часто забываем. Загрязняются реки, почва,воздух, из-за бездумных действий людей гибнут и даже исчезают с лица земли виды растений, птиц и животных. А ведь человек- часть природы , он неразрывно связан с ней . Если не будет рек, лесов, как будут жить люди? Конспект занятия рассчитан на детей средней возрастной группы. ...
  • Календарно-тематическое планирование для курса Офисные технологии - ОДОД, второе полугодие 2014-2015 учебного годаУчебный план во втором полугодии 2014-2015 уыч года, включает раздел Бездокументное ослуживание управления, начиная от работы в приемной и организацией проведения совещаний.Качество работы приемной напрямую связано с грамотной организацией внутрифирменного пространства в целом и пространства приемной в частности. От того, где расположена приемная, как она оснащена, каков дизайн ее интерьеров, зависит искорость решения вопросов и общее впечатление от фирмы у ее клиентов, заказчиков, партнеров...
  • Методическая служба ГБОУ Школа № 1381Методическая служба (далее МС) в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка №1381 (далее ГБОУ Школа № 1381) в настоящее время находится на стадии объединения годами сложившихся методических служб структурных подразделений, вошедших в состав новой образовательной организации (далее ОО). Поэтому в условиях единой ОО главную цель методической работы мы видим в создании …целостной системы взаимосвязанных мер, действ...
  • Конспект занятия по формированию здорового образа жизни Будь здоровКонспект занятия по формированию здорового образа жизни рассчитан на детей средней возрастной группы. Задачи занятия: закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание у детей к здоровому образу жизни.Развивать мыслительную активность и воображение.
  • АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИШаг 1 В конце учебного года лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, подают ответственному за аттестацию ГБОУ Школа №1381 сведения о педагогических работниках, подлежащих обязательной аттестации в следующем учебном году (Приложение 1). ШАГ 2 Ответственный за аттестацию ГБОУ Школа №1381 в конце учебного года разрабатывает график аттестации на следующий год (Приложение 2). ШАГ 3 В начале учебного года руководитель ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает сос...
  • АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИДанный алгоритм предназначен лицам, сопровождающим аттестацию педагогических кадров в ОО.Шаг 1 В конце учебного года лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, подают ответственному за аттестацию ГБОУ Школа №1381 сведения о педагогических работниках, желающих пройти аттестацию с целью установления квалификационной категории в следующем учебном году (Приложение 1) ШАГ 2 Ответственный за аттестацию ГБОУ Школа №1381 в конце учебного года разрабатывает графи...
  • ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ!» Комплексная программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, экологическими ценностями, экологического просвещения и воспитания экологической культуры, ориентированная на нравственно-экологическое воспитание детей. Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического сознания, сохранение и укрепление физического,...
  • Цветок в круге в технике квиллинг Цветок в круге. Цель: Формирование навыков выполнения цветка в круге в технике квиллинг. Для того чтобы выполнить нам понадобиться: Основа - пластиковая тарелочка, клей ПВА, салфетка, палочка, полоски цветной бумаги: · красная-10шт (5шт ). · Оранжевая – 20 шт. (10шт) · Желтая -10шт. (5шт) · Зеленая -5 шт.(5шт.) 1. Как будем выполнять? · Для того чтобы выполнить зеленый цветок, нам понадобиться 5 зеленых полосок. Скручиваем рол из одной полоски по ширине 1 см. сдавливаем его с двух сторон и получаем форму лепестка – глаз. Заклеиваем в середину. · Затем переходим к другому цветку: для этого берем полоски желтого и оранжевого цвета и соединяем их между собой, т. е. две желтого затем две оранжевого. Закручиваем рол шириной 2 см и сдавливаем с двух сторон, получаем форму лепестка – глаз. Приклеиваем эти лепестки между зелеными лепестками. Развитие мелкой моторики , внимания, зрительного и слухового восприятия, Воспитание личностных качеств: старание, терпение, трудолюбие. Задачи: Формировать навыки соединения полос бумаги из двух цветов между собой; Продолжить формировать навыки закручивания ролов в лепестки цветка; способствовать развитию эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при сборе композиции цветка; воспитывать чувство уверенности в себе, аккуратность, старание, т...
  • Доклад по теме самообразования: «Реализация требований ФГОС второго поколения при изучении русского языка в рамках учебно-методического комплекса под редакцией Т. Ладыженской»Сегодня большая роль отводится русскому языку как метапредмету. Ибо русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной...
  • Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и моя роль в этом процессеПерспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и моя роль в этом процессе. Необходимое понимание своего места в условиях перехода на ФГОС. Эта разработка будет полезна учителям русского языка как тема самообразования. Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы школ...
  • Сценарий музыкального праздника для летнего лагеря Угадай мелодиюВ первом туре участвуют 10 игроков. Предлагается четыре категории музыки по пять мелодий в каждой. Стоимость каждой мелодии – 1 балл. Мелодии звучат без слов. Игрокам требуется первыми вспомнить, что это за мелодия, поднять табличку и ответить. При правильном ответе балл зачисляется на счет игрока. Если игрок ошибается, его штрафуют - две мелодии он пропускает и находится вне игры. Максимальная продолжительность звучания мелодии - 40 секунд. Тур продолжается до проигрывания всех 20 мелодий пер...
  • Экзаменационные задания по МДК (профессия-слесарь по ремонту строительных машин)Перечень контрольных заданий на проверку качества производственного обучения и их эталонное выполнение по профессии слесарь по ремонту строительных машин:продольное опиливание металла, резание металла ножницами, резание металла ножовкой, нарезание внутренней резьбы, нарезание наружной резьбы, клёпка металла. Указана норма времени выполнения задания; порядок выполнения задания на проверку правильности выполнения трудовых приемов, которые обучающиеся должны соблюдать; примерные объекты, где могут ...
© 2010-2018