- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект игры - соревнования для детей старшего дошкольного возраста «Этот мудрый русский народ»
Конспект игры - соревнования для детей старшего дошкольного возраста «Этот мудрый русский народ»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грайворонская С.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект игры - соревнования для детей старшего дошкольного возраста «Этот мудрый русский народ»
Программное содержание:
1. Приобщать детей к истокам народной культуры: традиции - крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклор - сказки, колыбельные, пословицы, игры.
2. Закреплять знания детьми русского фольклора - источника воспитания мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов, народных традиций (сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Илья Муромец» и др.)
3. Использовать пример русских народных традиций, фольклора для воспитания нравственных качеств личности детей, определения этических норм поведения.
4. Расширять представления детей о предметах быта, труда, защиты в старину.
5. Продолжать учить выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
6. Продолжать учить детей выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Материал: Разрезные картинки к сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Илья Муромец»; слайды с иллюстрациями к русским народным сказкам; картинки с изображением предметов быта, труда, оружия; люлька с куклой; фишки «Цветы» и «Звёзды»
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, заучивание с девочками колыбельной; беседы с детьми на темы «Русские народные традиции», «Мужские и женские предметы быта, труда на Руси», «Предметы-помощники современных людей», «Какими должны быть мальчики и девочки»; обучение народным играм.
Ход мероприятия:
В: Ребята, мы с вами много говорили и читали о русских людях, живших на Руси сотни лет назад: об их жизни, народных традициях, об их умении воспитывать своих детей. Давайте сегодня вспомним об этом.
Ваши знания о русских народных традициях, сказках, пословицах сегодня вам очень пригодятся. Я предлагаю вам немного поиграть. А для этого вам нужно будет разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков.
Распределились мы с вами на команды именно так не случайно, потому что мальчиков и девочек и на Руси, и в наше время воспитывали и воспитывают по-разному. Как вы думаете, какими должны быть мальчики?
Д: Сильными, мужественными, выносливыми, ловкими.
В: А какими должны быть девочки?
Д: Добрыми, нежными, ласковыми, заботливыми.
В: Но, не смотря на то, что девочки и мальчики такие разные, у них должны быть воспитаны и общие качества. Как вы думаете, какими должны быть и мальчики и девочки?
Д: Трудолюбивыми, честными, скромными.
В: Верно. Нельзя назвать сильного, храброго, но лживого мужчину или добрую, скромную, но ленивую женщину хорошими людьми.
Что же девочки и мальчики, занимайте свои места.
За каждый правильный ответ, команда девочек получает цветок, а мальчиков - звезду.
В: Первый конкурс - разминка называется «Добавлялки». Я буду читать предложения по очереди каждой команде, а вы добавлять слово. Если ответ верный - на экране появится иллюстрация к русской народной сказке.
Ок-ок-ок - стоит в поле……..(теремок)
Ок-ок-ок - покатился………...(колобок)
Ят-ят-ят - серый волк не съел .. (козлят)
Су-су-су - петушок прогнал….(лису)
Цо-цо-цо - снесла курочка…….(яйцо)
Ана-ана-ана - несут лебеди…..(Ивана)
Ёк-ёк-ёк - не садись на ……….(пенёк)
В: Молодцы! Вы очень смекалистые. А следующий конкурс называется «Знатоки». Вам нужно из частей собрать в одно целое иллюстрацию по сказке, назвать её и перечислить, какими качествами обладает главный герой.
В: Команда мальчиков, вам слово.
Д: У нас иллюстрация к сказке «Иван царевич и серый волк»
В: Какими качествами обладает ваш герой?
Д: Богатырская сила, мужество, преданность Родине.
В: Девочки, вам слово.
Д: У нас иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка».
В: Перечислите качества, вашей героини.
Д: Доброта, трудолюбие, скромность, заботливость.
В: Вот и получается, ребята, что русский народ через свои сказки учил мальчиков быть настоящими защитниками своей Родины, своей семьи, а девочек - быть заботливыми матерями, умелыми и добрыми хозяйками. Уже в те давние времена существовали специальные предметы - помощники, без которых женщины и мужчины обойтись не могли. Следующее задание будет таким: участница команды девочек должна будет собрать только те предметы, которыми в старину пользовались русские женщины, а участнику команды мальчиков нужно будет отобрать только те предметы, которыми в старину пользовались русские мужчины. Выбирайте участника для этого конкурса. (Дети считалочкой выбирают участника)
В: Готовы? Начали.
В: Владик, какие предметы ты отобрал. (Сеть, меч, лук и стрелы, плуг, седло)
В: Объясни, для чего эти предметы нужны были мужчинам в старину? (Меч, лук и стрелы для защиты Родины. Лук и стрелы для охоты. Плуг для того, чтобы пахать землю. Сеть, чтобы ловить рыбу).
В: Катя, какие предметы выбрала ты? (Самовар, горшок, корыто, веретено, коромысло)
В: Для чего использовались эти предметы? (Самовар - кипятить воду, горшок - готовить еду, корыто - стирать бельё, веретено - прясть пряжу, коромысло - носить воду).
В: Молодцы, обе команды справились с этим заданием. Ребята, глядя на эти орудия труда, скажите, какими предметами легче и удобнее трудиться: старинными или современными?
В: Я тоже считаю, что современными.
В: Ребята, я предлагаю вам немного развлечься и поиграть в русскую народную игру «Ворон» (можно взять и другую русскую народную игру)
В: В такие русские народные игры любили играть дети, а их в каждой русской семье было не мало: и по 5, и по 6, и по 7 ребятишек. И каждого любящие родители старались приголубить, приласкать. А как - вы сейчас и расскажите.
Задание: Как ласково в старину называли родители своих детей? (команды называют слова по очереди, какая команда больше назовёт ласковых слов, та и выигрывает это конкурс)
Д: Сахариночка моя, лоскуточек мой, ангельская душенька, дитятко моё, красавица - лебедица, сыночек - дружочек.
В: Молодцы! В этих обращениях звучит ласковый говорок, заботливый и нежный. В большой семье матери особенно помогали старшие дети: они присматривали, нянчились с младшими детьми. Например, с такими. (Выносится люлька с куклой).
В: Как матушка или старшая сестра могли успокоить малыша или уложить его спать?
Д: Рассказать потешку, прибаутку или спеть колыбельную песню.
В: Девочки, а может, вы знаете какую-нибудь колыбельную, и споёте нам (девочки поют колыбельную песню, качают люльку).
В: Вот ваше дитятко и уснуло. Умницы девочки.
В: В пословицах и поговорках русского народа также как и в сказках, говорится о воспитании мужских и женских качеств. Предлагаю командам творческое задание: изобразить названную мною пословицу.
В: Молодцы! А теперь подведём итоги нашей игры (подсчитываются цветочки и звёздочки, команды награждаются призами)
В: Эта игра показала, ребята, как вы много знаете о жизни русских людей, их народных традициях, умении воспитывать своих детей. Я думаю, что и вы будете соблюдать традиции крепкой семьи, любви к детям, уважение и почитание родителей, о которых мы сегодня говорили.
6