Конспект игры - соревнования для детей старшего дошкольного возраста «Этот мудрый русский народ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект игры - соревнования для детей старшего дошкольного возраста «Этот мудрый русский народ»

Программное содержание:

1. Приобщать детей к истокам народной культуры: традиции - крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклор - сказки, колыбельные, пословицы, игры.

2. Закреплять знания детьми русского фольклора - источника воспитания мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов, народных традиций (сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Илья Муромец» и др.)

3. Использовать пример русских народных традиций, фольклора для воспитания нравственных качеств личности детей, определения этических норм поведения.

4. Расширять представления детей о предметах быта, труда, защиты в старину.

5. Продолжать учить выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

6. Продолжать учить детей выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Материал: Разрезные картинки к сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Илья Муромец»; слайды с иллюстрациями к русским народным сказкам; картинки с изображением предметов быта, труда, оружия; люлька с куклой; фишки «Цветы» и «Звёзды»

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, заучивание с девочками колыбельной; беседы с детьми на темы «Русские народные традиции», «Мужские и женские предметы быта, труда на Руси», «Предметы-помощники современных людей», «Какими должны быть мальчики и девочки»; обучение народным играм.

Ход мероприятия:

В: Ребята, мы с вами много говорили и читали о русских людях, живших на Руси сотни лет назад: об их жизни, народных традициях, об их умении воспитывать своих детей. Давайте сегодня вспомним об этом.

Ваши знания о русских народных традициях, сказках, пословицах сегодня вам очень пригодятся. Я предлагаю вам немного поиграть. А для этого вам нужно будет разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков.

Распределились мы с вами на команды именно так не случайно, потому что мальчиков и девочек и на Руси, и в наше время воспитывали и воспитывают по-разному. Как вы думаете, какими должны быть мальчики?

Д: Сильными, мужественными, выносливыми, ловкими.

В: А какими должны быть девочки?

Д: Добрыми, нежными, ласковыми, заботливыми.

В: Но, не смотря на то, что девочки и мальчики такие разные, у них должны быть воспитаны и общие качества. Как вы думаете, какими должны быть и мальчики и девочки?

Д: Трудолюбивыми, честными, скромными.

В: Верно. Нельзя назвать сильного, храброго, но лживого мужчину или добрую, скромную, но ленивую женщину хорошими людьми.

Что же девочки и мальчики, занимайте свои места.

За каждый правильный ответ, команда девочек получает цветок, а мальчиков - звезду.

В: Первый конкурс - разминка называется «Добавлялки». Я буду читать предложения по очереди каждой команде, а вы добавлять слово. Если ответ верный - на экране появится иллюстрация к русской народной сказке.

Ок-ок-ок - стоит в поле……..(теремок)

Ок-ок-ок - покатился………...(колобок)

Ят-ят-ят - серый волк не съел .. (козлят)

Су-су-су - петушок прогнал….(лису)

Цо-цо-цо - снесла курочка…….(яйцо)

Ана-ана-ана - несут лебеди…..(Ивана)

Ёк-ёк-ёк - не садись на ……….(пенёк)

В: Молодцы! Вы очень смекалистые. А следующий конкурс называется «Знатоки». Вам нужно из частей собрать в одно целое иллюстрацию по сказке, назвать её и перечислить, какими качествами обладает главный герой.

В: Команда мальчиков, вам слово.

Д: У нас иллюстрация к сказке «Иван царевич и серый волк»

В: Какими качествами обладает ваш герой?

Д: Богатырская сила, мужество, преданность Родине.

В: Девочки, вам слово.

Д: У нас иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка».

В: Перечислите качества, вашей героини.

Д: Доброта, трудолюбие, скромность, заботливость.

В: Вот и получается, ребята, что русский народ через свои сказки учил мальчиков быть настоящими защитниками своей Родины, своей семьи, а девочек - быть заботливыми матерями, умелыми и добрыми хозяйками. Уже в те давние времена существовали специальные предметы - помощники, без которых женщины и мужчины обойтись не могли. Следующее задание будет таким: участница команды девочек должна будет собрать только те предметы, которыми в старину пользовались русские женщины, а участнику команды мальчиков нужно будет отобрать только те предметы, которыми в старину пользовались русские мужчины. Выбирайте участника для этого конкурса. (Дети считалочкой выбирают участника)

В: Готовы? Начали.

В: Владик, какие предметы ты отобрал. (Сеть, меч, лук и стрелы, плуг, седло)

В: Объясни, для чего эти предметы нужны были мужчинам в старину? (Меч, лук и стрелы для защиты Родины. Лук и стрелы для охоты. Плуг для того, чтобы пахать землю. Сеть, чтобы ловить рыбу).

В: Катя, какие предметы выбрала ты? (Самовар, горшок, корыто, веретено, коромысло)

В: Для чего использовались эти предметы? (Самовар - кипятить воду, горшок - готовить еду, корыто - стирать бельё, веретено - прясть пряжу, коромысло - носить воду).

В: Молодцы, обе команды справились с этим заданием. Ребята, глядя на эти орудия труда, скажите, какими предметами легче и удобнее трудиться: старинными или современными?

В: Я тоже считаю, что современными.

В: Ребята, я предлагаю вам немного развлечься и поиграть в русскую народную игру «Ворон» (можно взять и другую русскую народную игру)

В: В такие русские народные игры любили играть дети, а их в каждой русской семье было не мало: и по 5, и по 6, и по 7 ребятишек. И каждого любящие родители старались приголубить, приласкать. А как - вы сейчас и расскажите.

Задание: Как ласково в старину называли родители своих детей? (команды называют слова по очереди, какая команда больше назовёт ласковых слов, та и выигрывает это конкурс)

Д: Сахариночка моя, лоскуточек мой, ангельская душенька, дитятко моё, красавица - лебедица, сыночек - дружочек.

В: Молодцы! В этих обращениях звучит ласковый говорок, заботливый и нежный. В большой семье матери особенно помогали старшие дети: они присматривали, нянчились с младшими детьми. Например, с такими. (Выносится люлька с куклой).

В: Как матушка или старшая сестра могли успокоить малыша или уложить его спать?

Д: Рассказать потешку, прибаутку или спеть колыбельную песню.

В: Девочки, а может, вы знаете какую-нибудь колыбельную, и споёте нам (девочки поют колыбельную песню, качают люльку).

В: Вот ваше дитятко и уснуло. Умницы девочки.

В: В пословицах и поговорках русского народа также как и в сказках, говорится о воспитании мужских и женских качеств. Предлагаю командам творческое задание: изобразить названную мною пословицу.

В: Молодцы! А теперь подведём итоги нашей игры (подсчитываются цветочки и звёздочки, команды награждаются призами)

В: Эта игра показала, ребята, как вы много знаете о жизни русских людей, их народных традициях, умении воспитывать своих детей. Я думаю, что и вы будете соблюдать традиции крепкой семьи, любви к детям, уважение и почитание родителей, о которых мы сегодня говорили.

6



© 2010-2022