Модель программы для детского сада с приоритетом коррекционно-оздоровительной работы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа с этнокультурным русским компонентом образования № 1148 имени Ф.М. Достоевского»





МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА С ПРИОРИТЕТОМ

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ






Разработчик: старший воспитатель Николина Л.В.


1. Информационно-аналитическая справка.


В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. За последнее десятилетие возросло число детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе около 50% детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного учреждения, где ребенок находится ежедневно, и появляется возможность проводить работу по коррекции, оздоровлению и реабилитации в системе.

ГОУ детский сад компенсирующего вида №1013 с 1997 года посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Среди диагнозов распространены: нарушение осанки, сколиотическая осанка, кифотическая осанка, лордическая осанка, сколиоз, кривошея, дисплазия тазобедренных суставов, вальгус коленных суставов, плоско-вальгусные стопы, косолапость. Практически у всех детей отмечается два или три заболевания опорно-двигательного аппарата. Почти 60% детей, посещающих ДОУ, имеют Ф-30, т.е. находятся под постоянным наблюдением врача. Порядка 30% детей имеют сопутствующие заболевания, двойную или тройную патологию в развитии. Как правило, к сопутствующим диагнозам относятся: эпилепсия, ММД, ЗРР, ФФН, ОНР, дислалия, пищевая аллергия, миопия, ЛОР болезни, болезни сердца и др. С 1997 года ДОУ посещают дети-инвалиды.

Интеграция детей-инвалидов в группы детей дошкольного возраста

в период 2010- 2015 гг.

Учебный год

Общее количество детей

Дети-инвалиды

(количество)

Из них: инвалиды с ДЦП

Другие

диагнозы

2010/2011

62

6 чел.

2

4

2011/2012

64

8 чел.

4

4

2012/2013

68

6 чел.

2

4 (в т.ч. инвалид-колясочник)

2013/2014

71

5 чел.

2

3

2014/2015

71

7 чел.

4

3

Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение проводится определенная работа с родителями, которые испытывают тревогу за своих детей, и в то же время возлагают большие надежды на педагогов и медицинских работников Учреждения. Поэтому во время проведения психолого-медико-педагогической комиссии помимо психологического обследования будущих воспитанников, проводятся индивидуальные консультации с родителями детей, направленные на снятие тревоги родителей по поводу поступления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольное учреждение. Такие консультации проводятся регулярно и после поступления детей в ДОУ. В то же время с первых дней посещения ребенком-инвалидом группы ведется индивидуальное психологическое сопровождение таких детей, способствующее более легкой адаптации ребенка к новым условиям.

Администрация ДОУ и педагогический коллектив пересмотрели некоторые подходы к организации материально-технического оснащения, предметно-развивающей среды, организацию и содержание образовательного и воспитательного процессов. Вся работа дошкольного учреждения строится с учетом контингента воспитанников.

2. Цели.

  • Формирование у детей положительного отношения к получению знаний как главному условию личностного роста;

  • Интеграция детей с ограниченными возможностями в общество.

Задачи.

  • Улучшение здоровья детей и их физической подготовленности.

  • Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной программой (Программа «От рождения до школы»).

  • Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников.

  • Интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.

  • Разработка и внедрение системы инновационных технологий и форм.

  • Развитие новых форм совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

3. Основное содержание и система работы ДОУ по проблеме.

1-ый этап.

  • Изучение законодательной базы Российской Федерации по проблеме.

  • Изучение и анализ материально-технических условий ДОУ.

  • Подбор, изучение и анализ специальной литературы по теме.

  • Работа, направленная на повышение квалификации педагогов и всех сотрудников ДОУ по вопросам коррекции и оздоровлению (консультации, семинары и т.д.).

  • Определение содержания работы с другими организациями.

  • Работа с родителями (через детскую поликлинику, где дети с рождения состоят на учете, консультирование на раннем этапе, разъяснительная работа с родителями обычных детей по воспитанию толерантного отношения к детям-инвалидам).

2-ой этап.

  • Пополнение материально-технической базы Учреждения.

  • Реконструкция и оборудование физкультурного зала, массажного кабинета, кабинета логопедов, психолога, коррекционных уголков в группах.

  • Организация предметно-развивающей среды с учетом контингента детей.

  • Анализ состояния здоровья воспитанников, выявление особенностей детей через ПМПК.

  • Совместная разработка системы коррекционной и оздоровительной работы с детьми психологом, учителем-логопедом, инструктором ЛФК, инструктором ФИЗо, инструктором бассейна, музыкальным руководителем, воспитателями групп.

  • Выбор и утверждение на педсовете образовательной программы ДОУ, включающей образование всех детей, посещающих ДОУ.

  • Составление индивидуальных коррекционных программ для каждого ребенка.

  • Включение специалистов ДОУ и воспитателей в совместную работу по планированию и проведению работы со всеми детьми, посещающими дошкольное учреждение.

3-ий этап.

  • Мониторинг результатов работы.

  • Отслеживание процесса интеграции детей с ограниченными возможностями в школьную среду.

  • Обмен опытом работы по проблеме на уровне ДОУ, других дошкольных учреждений, педагогических коллективов школ.

  • Участие всех детей в районных, окружных, городских мероприятиях и конкурсах.

  • Создание на базе ДОУ консультативного центра для родителей детей-инвалидов от рождения до 7 лет.

  • Создание условий и системы работы кратковременного пребывания детей-инвалидов в группах.

Педагогическим коллективом Учреждения определены основные направления системы работы с детьми. Ими стали:

- Коррекционная работа

- Оздоровительная работа

- Воспиатательно-образовательная работа

Для реализации коррекционной работы с детьми в ДОУ оборудованы:

  • медицинский кабинет

  • массажный кабинет

  • бассейн

  • зал ЛФК

  • физкультурный зал

  • зал хореографии

  • музыкальный зал

  • кабинет логопедов

  • кабинет психолога

  • физиотерапевтический кабинет

  • уголки коррекции в группах

С детьми работают специалисты:

  • врач-педиатр городской детской поликлиники №150 (филиал №1)

  • медсестра

  • инструктор ЛФК

  • медсестра по массажу

  • учителя-логопеды

  • психолог

  • музыкальный руководитель

  • инструктор по ФИЗО (зал)

  • инструктор по ФИЗО (бассейн)

  • воспитатели групп

В целом систему коррекционной работы можно представить схемой:

Модель программы для детского сада с приоритетом коррекционно-оздоровительной работы

Оздоровительный блок включает в себя:

  • Ежегодная медицинская диагностика

  • Гибкий режим дня

  • Обеспечение оптимального режима двигательной активности

  • Соблюдение воздушно-теплового режима

  • Ежедневные прогулки

  • Физкультурные занятия

  • Дни здоровья (1 раз в месяц)

  • Физкультминутки на каждом занятии

  • Закаливание

  • Составление индивидуальных схем лечебно-профилактических мероприятий

  • Очищение и ионизация воздуха в группах

  • Гидромассаж стоп

  • Занятие на тренажерах

  • Пальчиковая гимнастика

  • Точечный массаж

  • Витаминизация блюд

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика

  • Облегченная форма одежда

Воспитательно-образовательная работа в ДОУ.

Цель Программы - всестороннее развитие детей до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Воспитание и образование детей ведется по следующим разделам:

  • Физическое воспитание

  • Умственное воспитание (сенсорное воспитание, ребенок и окружающий мир, развитие речи, формирование элементарных математических представлений)

  • Нравственное воспитание

  • Трудовое воспитание

  • Художественно-эстетическое воспитание (изодеятельность, конструирование, музыкальное воспитание)

  • Художественная литература

4. Система проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольников.


Время в режиме дня

Средства и формы оздоровления

Место проведения, кто проводит

Дозировка

Прием детей

1. Индивидуальная работа с детьми в соответствии с диагнозом.

2. Работа с «эмоциональным экраном»

Группа, воспитатель.

Группа, воспитатель, психолог

Индивидуально от 5 до 15 минут.


Индивидуально от 5 до 10 минут.

Утренняя гимнастика

1. Коррекционные упражнения.

2. Хореотерапия.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Артикуляционная и логоритмика.

5.Моторная гимнастика.

Физкультурный, музыкальный залы. Инструктор ЛФК, воспитатель ФИЗО, воспитатели.

От 5 до 10 минут

Перед завтраком

Точечный самомассаж

Группа, воспитатель

2-3 мин.

Перед учебными занятиями

1. Упражнения для активизации работы обоих полушарий головного мозга.

2. Коррекционные этюды

Группа, воспитатель, психолог

1-2 мин.

4-6 мин.

В процессе учебных занятий

1. Физкультминутки.

2. Динамические паузы.

3. Гимнастика на расслабление.

Группа, воспитатель, психолог.

1-2 мин.

1-2 мин.

1-2 мин.

Прогулка

1. Различные виды подвижных и малоподвижных игр.

2. Элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

3. Ходьба по «Тропе здоровья».

4. Индивидуальная работа по развитию движений.

Участок.

Воспитатель, воспитатель ФИЗо.

До 1часа 30 минут

Перед дневным сном

1. Аутотренинг под музыку для ускорения засыпания.

2. Седативный массаж гипервозбужденных детей.

Группа

Воспитатель, психолог

5-10 мин

2-3 мин.

Коррекционные

занятия

1. ЛФК

2. Занятия на тренажерах

Зал ЛФК,

инструктор

15-30 мин.

5-10 мин.

Коррекционно-общеукрепляющие занятия по плаванию

1. Дыхательная гимнастика.

2. Закаливающие процедуры.

3. Специальные упражнения в соответствии с диагнозами

4. Водный массаж.

Бассейн, инструктор по плаванию.

1-2 мин

2-3 мин

5-7 мин

2-4 мин

Коррекционно-оздоровительный досуг

Игры и подготовка к ним

Физкультурный зал. Инструктор ЛФК, инструктор ФИЗО, воспитатели

1 раз в месяц

Работа с родителями

1. Педагогическое и психологическое просвещение.

2. Консультации специалистов.

3. Индивидуальные беседы по коррекции опорно-двигательного аппарата (рекомендательные комплексы упражнений).

4. Совместная деятельность.

Группы,

Воспитатели, специалисты, психолог.


Организация занятий.

Цель занятий - максимально содействовать общему развитию ребенка, расширению его кругозора, коррекция недостатков речи и развития психических процессов.

  • Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня.

  • Учет возрастных и индивидуальных возможностей.

  • Сочетание статических и двигательных поз.

  • Активизация разных органов чувств во избежание переутомления (через разнообразие методов и приемов, форм организации занятий)

  • Использование (в зависимости от содержания занятия) физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для мозга, элементов релаксации, музыкальных пластических этюдов, пальчиковой гимнастики, гимнастики лица.

  • Учет возможностей непрерывного выполнения задания (от 6-8 минут) детей среднего возраста до 10-12 минут у детей старшего возраста).

  • Рациональное сочетание фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий.

  • Организация занятий, требующих большой концентрации внимания и мыслительной нагрузки, в наиболее продуктивные дни недели (вторник, среда).

  • Распределение учебного материала на занятии с учетом оптимального уровня работоспособности (новый и сложный материал после 4-6 минут активной работы со знакомым материалом).

Организация прогулок.

Цель прогулок - оздоровление и реализация естественной потребности детей в движении, закаливание.

  • Проведение прогулок в любую погоду.

  • Проведение всех компонентов прогулки (наблюдение, игра, труд, двигательная активность, индивидуальная работа).

  • Организация игровой и двигательной деятельности на воздухе в зависимости от погодных условий, времени года, общего и индивидуального эмоционального состояния, самочувствия ребенка.

  • Рациональная одежда (по сезону и условиям погоды).

  • Систематический контроль за организацией прогулок и выявлением затруднений в ее проведении.

  • Рекомендации родителям о прогулках.

Санитарно-гигиенические условия в детском саду.

Создание благоприятной гигиенической обстановки и предметной среды.

  • Приобретение мебели и игрового оборудования из экологически чистых материалов и имеющих сертификат качества.

  • Благоприятный воздушно-тепловой режим во всех помещениях детского сада: режимное проветривание (сквозное и одностороннее), влажная уборка, использование очистителя и озонатора воздуха, лампы Чижевского, ароматических масел.

  • Облегченная форма одежды, одежда из натуральных материалов (по возможности).

  • Соответствие размеров столов и стульев росту детей, маркировка мебели.

  • Оптимальный режим освещения групповых помещений и расстановка мебели с учетом расположения окон.

  • Качество демонстрационного материала, способствующее предупреждению двигательного переутомления и нарушения зрения.

  • Правильная организация просмотра в детском саду диапозитивов и диафильмов (не более 30 кадров, на расстоянии 5-6 метров), телепередач и видеофильмов (3-4 раза в неделю от 10 до 25 минут).

  • Педпропаганда для родителей.

Гигиеническое воспитание детей.

Цель - усвоение навыков здорового образа жизни: выполнять правила личной гигиены, иметь элементарные представления о предупреждении некоторых заболеваний, травм; стремиться не болеть, быть сильным, выносливым и хорошо развитым.

  • Гигиеническое воспитание осуществлять в разных формах: повседневные бытовые действия, тематические игры-занятия, развивающие и дидактические игры, чтение художественной литературы, ТСО, с/р игры, создание и решение педситуаций; работа детей над проектами по здоровому образу жизни, на занятиях по физо, труду, ознакомлению с окружающим, природой, ОБЖ.

  • Организация работы по усвоению КГН в соответствии с возрастом.

  • Организация рационального питания.

  • Создание условий для формирования гигиенических навыков в детском саду и семье.

Охрана нервной системы детей.

  • Создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки в группе.

  • Работа по формированию общения с детьми и взрослыми.

  • Формирование у детей этических представлений.

  • Создание условий для достаточной двигательной активности детей в течение дня

  • Оборудование комнаты для психологической разгрузки детей.

  • Организация работы психолога по охране нервной системы.

  • Четкое выполнение режима дня; учет индивидуальных особенностей ребенка.

  • Обеспечение условий для полноценного сна ребенка.

  • Стремиться к созданию и реализации единых требований по охране нервной системы ребенка в детском саду и семье.

Организация мер по обеспечению психологической защищенности ребенка в детском саду.

Цель - обеспечение психологического комфорта ребенка, его психологического здоровья, уважение достоинства ребенка, выполнения «Закона о правах ребенка».

  • Исключить авторитарный стиль общения.

  • Осуществлять личностно-ориентированный стиль общения

  • Обеспечить возможность знакомства ребенка с расположением всех помещений здания (экскурсии), со всеми сотрудниками детского сада (экскурсии, наблюдения за работой, беседы).

  • Осуществлять формирование навыков адаптивного поведения доброжелательного общения с детьми и взрослыми, содействовать появлению у детей чувства защищенности.

  • Особое внимание уделять периоду адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

  • Обучать детей элементам аутотренинга и релаксации (психолог).

  • В работе с детьми использовать рекомендации, пособия.

  • Консультировать родителей детей, поступающих в дошкольное учреждение, по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни.

В дальнейшем по осуществлению приоритетных задач планируется:

  • оборудовать сенсорные центры,

  • приобрести тренажеры,

  • установить безопасные, малые формы для сюжетно-ролевых игр на прогулке из экологически чистых материалов,

  • дооборудовать спортивную площадку (специальное покрытие),

  • оборудовать сауну,

  • установить гидромассажную ванну.

5. Ресурсное обеспечение.

5.1. Ресурсное обеспечение.

Информационное: законодательные и нормативные документы, методическое обеспечение, специальная литература, Интернет-ресурсы, телевизионное вещание, наглядно-дидактические пособия, видеотека, аудиотека.

Социальное: Договор с детской поликлиникой №150 ЮВАО г. Москвы, Договор о сотрудничестве с ГПВЛ №1, Договор о сотрудничестве с медико-педагогическим реабилитационным центром «Аконит», Договор о сотрудничестве с гуманитарным центром «СпАрт» Российской государственной академии физической культуры,

Кадровое:

врач-педиатр городской детской поликлиники №150, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, учителя-логопеды, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, воспитатели групп.

Материально-техническое: Ширма театральная, набор Пертра, домик игровой, малые архитектурные формы, фонтан декоративный, центр воды и песка, качалки на пружине (6 шт.), горка детская деревянная с лестницей, игровые комплекты: Парикмахерская (5 шт.), стенка детская «Теремок», «Спальня», комплект плетеной мебели детский, стенка детская «Мальвина», игровые наборы (5 шт.), стеллаж «Домик», уголки природные «Оазис» (5 шт.), мягкие напольные конструкторы (5 шт.), театральные костюмы, набор музыкальных инструментов, кинопроектор, пианино «Ноктюрн»,, диапроектор «Диана», музыкальный центр «Sony», аккордеон, видеомагнитофон, видеокамера, караоке. спортивный комплекс ДСК-2 (2шт.), спорткомплекс «Юниор», комплект мягких модулей, физкультурное оборудование, ванна гидромассажная (4 шт.), осанкомер, угломер, комплект детских спортивных тренажеров, степпер (4шт.), аппарат по обезвреживанию воздуха АОВ, кушетка массажная, ингалятор.

6. Система мониторинга.

Осмотр врачами-специалистами - 1 раз в год

Антропометрия - 2 раза в год

Плантограмма - 1 раз в год

Динамометрия - 2 раза в год

Силометрия - 2 раза в год

Определение силы мышц спины и брюшного пресса детей 3-7 лет - 2 раза в год.

Осмотр врачом-ортопедом - 2-3 раза в год

Диагностика физической подготовленности- 2 раза в год

Диагностика знаний умений и навыков детей по Программе- 2 раза в год

Обследование речи детей учителем-логопедом - 2-3 раза в год

Диагностика развития детей раннего возраста - сентябрь-ноябрь

Диагностика адаптации детей к ДОУ - сентябрь-декабрь

Диагностика психического развития детей среднего - старшего возрастов - 1 раз в год

Диагностика определения психологической готовности детей к поступлению в школу - в середине и конце учебного года

Сбор данных о выпускниках ДОУ - 2 раза в год

7. Ожидаемые результаты работы.

  • Снижение некоторых видов опорно-двигательной паталогии;

  • Укрепление силы мышц;

  • улучшение функций ведущих физиологических систем организма;

  • снижение числа случаев заболеваний в течение года до 3-х и менее;

  • улучшение физического развития и его гармоничности;

  • повышение уровня двигательного развития и улучшение реакции организма на физическую нагрузку (по показателям функциональной пробы);

  • повышение уровня работоспособности;

  • улучшение качества сна (сон спокойный, глубокий);

  • уменьшение длительности периода засыпания;

  • улучшение аппетита;

  • положительные изменения в психоневрологическом статусе, улучшение эмоционального состояния ребенка (снижение тревожности, появление адекватных способов поведения и общения и др.).

Модель программы для детского сада с приоритетом коррекционно-оздоровительной работы

© 2010-2022