Консультация для педагогов Особенности примерной образовательной программы «Детство» в свете ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для педагогов

«Особенности примерной образовательной программы «Детство» в свете федерального государственного стандарта дошкольного образования»


Быльцева И.А., методист

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Программа «Детство» существует 20 лет, успешно реализуется во многих регионах России, в том числе и нашем учреждении. На сегодняшний день программа имеет статус вариативной примерной программы дошкольного образования. Она полностью перестроена в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сегодня в учебно-методический комплекс программы входит планирование по федеральному государственному образовательному стандарту, отдельные книги из опыта работы детских садов, реализующих программу.

На сегодняшний день согласно ФГОС дошкольного образования каждое учреждение составляет свою образовательную программу, на основе которой выстаивается образовательный процесс. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы, с учетом вариативной примерной программы. Также в содержание программы могут быть включены и парциальные программы в соответствии с приоритетными направлениями организации.

Что же изменилось в программе «Детство» с введением ФГОС дошкольного образования? По мнению Веры Александровны Деркунской, ФГОС дошкольного образования оказался гораздо ближе авторам программы, нежели ФГТ. Стандарт позволил более ярко показать особенности программы. Почему? Во-первых, потому что стандарт призывает нас к реализации трех основных идей, которые всегда были в основе программы «Детство».

Первая идея - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства. В общем, это идея всегда существовала в дошкольном образовании, но, к сожалению, ограничивалась рамками подготовки к школьному обучению, «натаскиванию на школу». Но идея готовить к будущему, минуя настоящее, сама по себя является утопичной. Каждая ступень образования должна быть ориентирована на свой возраст. И задача подготовки к школьному обучению не должна превалировать на дошкольной ступени образования. В то же время нельзя сказать, что педагоги вообще не готовят ребенка к школе. Конечно, готовят. Задачи, которые решаются в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», служат основой для дальнейшего школьного обучения. Деятельность педагогов направлена, прежде всего, на подготовку ребенка к решению постепенно усложняющихся задач.

Для дошкольного детства характерны, прежде всего, игра, фантазирование, творчество, общение, экспериментирование, а не учебная деятельность. И замечательно, что сегодня часть задач по подготовке к школьному обучению взяли на себя школы, организую курсы подготовки первоклассников.

Вторая идея стандарта - социализация, индивидуализация развития личности ребенка. Сегодня в нашей стране нет другой такой организации, кроме детского сада, которая бы занималась вопросами социализации ребенка в таком объеме.

В то же время, социализация одна из самых важных проблем современного общества. Социализация - приобщение к социальным нормам, традициям, усвоение правил, умение общаться (собственно сам процесс коммуникации), эмоциональные проявления. С рождения ребенка окружают множество взрослых (мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети…), а вот общения с другими детьми ему не хватает. Психологи отмечают, что приходя в детский сад, ребенок свободно общается со взрослыми, но совершенно не умеет взаимодействовать с другими детьми, договариваться, играть вместе. Ушли в прошлое совместные игры во дворах, когда дети всех возрастов играли вместе, совместные прогулки, походы в гости друг к другу, что создавало естественную среду для социализации. Естественный процесс социализации нарушен, остался только организованный процесс. Поэтому сегодня дошкольное образование получает основную цель, миссию социализировать ребенка. Он может к семи годам не уметь читать, для этого у него впереди и школа, и как показывает практика, уже к концу первой четверти эта задача успешно решается, но если ребенок не научился общаться, делится впечатлениями, вступать в совместное дело, это, прямо сказать, разрушенная судьба. И это не просто громкое высказывание, так как человек по сути своей существо социальное, и социализация ведущий процесс, от которого зависит его будущее. Поэтому программа Детство» уделяет этому процессу особое внимание.

Социализация важна и для понимания ребенком самого себя. Но открыть, познать себя он может только через призму других детей. Это закон психологического восприятия.

К тому же ребенок уже в дошкольном возрасте осваивает большое количество социальных ролей: мальчик - девочка, сын - дочь, пассажир, покупатель, зритель др. И помочь ему в этом процессе главная задача педагогов и родителей.

Третья идея стандарта - развитие ребенка как субъекта деятельности и поведения. Программа «Детство» всегда стояла на позиции, что ребенок - это субъект, а не объект, на которого направлено воздействие. Ребенок наделен субъектными качествами и свойствами, такими как активность, самостоятельность, инициативность, интерес. Познавая, преобразуя окружающий мир, ребенок является активным субъектом этого процесса, то есть является активным субъектом деятельности. В процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Огромное значение имеет ориентация ребенка на результат своей деятельности. Современный ребенок - продуктивен. Если ещё примерно 15 лет назад психологи утверждали, что дошкольнику интересен и важен только процесс, то сегодня это утверждение утратило свою актуальность. Сама по себе деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, носит продуктивный характер. Результат - итоговый компонент в структуре деятельности. То есть, уже по определению, деятельности без результата быть не может. Продукт (материальный, нематериальный) должен быть всегда.

Представленные основные идеи ФГОС дошкольного образования находят отражение в программе «Детство».

Что же ещё изменилось в программе «Детство» с введением ФГОС дошкольного образования?

1. В программе появился раздел, посвященный раннему возрасту. Рассмотрены характеристики особенностей развития этого возраста, определены задачи, представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста по каждой образовательной области, определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания в период адаптации ребенка к условиям детского сада.

Раннее детство - один из самых насыщенных периодов детства. Сегодня наблюдается заметная акселерация развития, отражающаяся на результатах развития детей раннего возраста. Отмечается опережающее социальное развитие, значительно раньше наступает кризис трех лет. Все это заставило авторов программы обратить особое внимание именно на этот период, выделив его в самостоятельный раздел.

2. За результат в программе «Детство» принята компетентность. Каждая образовательная область заканчивается тем, что у ребенка появляется какая-либо компетентность. Формирование компетентности процесс сложный и длительный. Сначала это появление изначальных умений, которые переходят в навыки (младший возраст). Далее это опыт деятельности (4-6 лет). К 7-8 года у ребенка появляется компетентность. То есть ребенок способен переносить полученный опыт в разные ситуации жизни.

3. Изменились подходы к планированию. Как и в любой программе, планирование в программе «Детство» строится на основе пяти образовательных областей. А вот содержание областей несколько отличается. Но никак не противоречит стандарту дошкольного образования, который предусматривает минимум. Меньше этого минимума педагоги дать не могут, а вот больше - вполне могут.

Авторский коллектив программы не пошел по пути комплексно тематического планирования, считая его менее интересным для современных детей. За единицу планирования в программе взята образовательная ситуация. Авторы обратились к такой единице, так как именно в ней можно эффективно реализовать ситуационный, проблемный подход к планированию, который соответствует современному ребенку.

В особенности планирования образовательного процесса в программе «Детство» попадает событийные подход. Сегодня ни в одной программе нет жесткого перспективного плана, которого строго должны придерживаться педагоги. Сегодня план - это гибкая ткань образовательного процесса, которая дает возможность насыщать этот процесс интересными событиями, проектами. Событие - особенность современного детства. Любое событие интересное детям может стать основой для занятия, совместной деятельности. Оно может изменить разработанный ранее план, и ничего страшного в этом нет. Планирование должно идти от ребенка, от его интересов, поэтому жесткого, категоричного подхода к планированию быть и должно. Почему сложилось такое положение? Любая программа должна, прежде всего, отвечать психологическим особенностям ребенка. А современные дети сегодня другие. Они уже не такие как 10-15 лет назад. Изменились и условия, в которых существуют и развиваются дети, изменилась их субкультура. Все это должны учитывать авторы программ.

Событийному подходу соответствует и экспромтность. Экспромтные дни - неотъемлемая часть программы «Детство». Они позволяют интересно построить день в детском саду. Экспромтные дни нельзя запланировать заранее, они возникают спонтанно. Например, выпал первый снег. И это явление может основой для деятельности детей в этот день. Таким образом, может появиться День первого снега.

Авторы программы приветствуют появление в планирование воспитателей тематических дней, неделей, так как целостность восприятия окружающего мира очень важна для развития ребенка. В отличии от экспромтных дней их можно запланировать заранее. Например, День оранжевого, когда всё (среда, предметы, стихи, песни и т.д.) направлено на освоении оранжевого цвета, его оттенков. Рассматривая оранжевый цвет в природе, в одежде детей (родителям заранее может быть предложено привести ребенка в детский сад в одежде оранжевого цвета), в окружающих предметах, фруктах, овощах и т.д., дети начинают осваивать этот цвет более живо, целостно, во всех способах познания.

Еще одной единицей планирования в программе являются проекты. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение разных областей знаний формируется целостное восприятие картины окружающего мира.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Такие подходы к планированию сегодня очень актуальны, поэтому авторы программы не могли не обратиться к ним. И события, и экспромтные дни, и тематические дни вызывают живой интерес у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, самих педагогов). А интерес, как известно, один из самых сильных стимулов развития.

3. Программа «Детство» строится на проблемном подходе, когда дети совместно разрешают какие-либо ситуации, опытным путем добывают информацию, знания, которые интериаризуются во внутренний мир ребенка.

4. В программе изменены подходы к диагностике. Авторы отошли от уровневого подхода. В новом варианте программы определены две стороны «Что нас радует?» и «Что заставляет задуматься?» Основная идея педагогической диагностики - увидеть ребенка. Она должна быть направлена на изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.

Основой для доклада послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»




© 2010-2022