Конспект интегрированного заняти «Путешествие в прошлое Казахстана»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Путешествие в прошлое Казахстана»

Цель: Формирование представления детей о прошлой жизни казахского народа

Задачи:

Познакомить с предметами быта казахов; Юрта, ее убранство; На конкретных примерах показать, как постоянно менялся образ жизни народа;

- Вызвать интерес к получению знаний об истории своей Республики;

- Учить называть предметы быта на казахском языке;

-Развивать умение применять полученные знания в игровой деятельности;

-Воспитывать любовь к своей Родине через пословицы, художественное слово.

Оборудование: карта Республики Казахстан, макет Джайлау, картины с домашними животными: овцы, лошади, верблюды; иллюстрации юрты, предметов быта: текеметы, түскиизы, коржун, торсык; персонажи кукольного театра: Әже, внук Ардак по рассказу Д. Досжанова «Качевка».

Словарная работа: Джайлау, кочевой образ жизни, оседлый, ат, түйе, бота, қой.

Методические приемы:

1.Психогимнастика ««Солнце ласково смеется,

В круг зовет своих друзей!

Мы друг другу улыбнемся,

Станем мы еще добрей!

Дружно все идем по кругу,

И надеемся на друга.

2.Воспитатель: ребята! У каждого из нас есть свой любимый родной край. Как называется ваш край? Это Республика, в которой вы живете? - Казахстан! Сегодня на занятии вы узнаете о жизни казахского народа в прошлом.

- С давних времен войны казахского народа, благодаря своему мужеству и смелости, берегли и защищали свою землю от нашествия войск джунгаров. Своими подвигами они прославляли свою родину. А вы любите свою родину? Какие пословицы о родине вы знаете? Как вы их понимаете?

- Родина - мать - умей за нее постоять!

- Человек без родины, что соловей без сада.

- От родины веет теплом а от чужбины холодом.

- Түйе - байлық, қой - мырзалық, жылқы - сәңдік.

- Верблюд - богатство, овца - щедрость, лошадь - роскошь.

- Ел іші - алтын бесік - родная земля - золотая калыбель.

- На чужбине и запах полыни мил.

Показать карту Республики Казахстан

I. Республика Казахстан среди других республик СНГ занимает одно из первых мест по величине территории. Первой столицей нашей страны стал город Туркестан; не раз приходилось переносить столицу из одного города в другой, выбирая их вблизи караванных путей или железно - дорожных веток.

Столицей были города: Оренбург, Кызыл - орда, Алма - ата, но отдаленность их от других регионов республики затрудняло управление страной, поэтому по Указу Президента РК в 1997 году столицей стал город Астана.

II. Издавна, занимаясь животноводством, казахский народ вел кочевой образ жизни (показ картин домашних животных). Благодаря разведению овец, люди получали питание и одежду в зимние бураны, чабанов и табунщиков, пастухов спасали тулупы, сшитые из овечьих шкур.

Из овечьей шерсти изготавливали кошму, ковры, войлок

Овцы отличались особой выносливостью.

При длительном перегоне они поедали как сочные, зеленые, так и сухие пустынные растения.

Козы часто паслись вместе с овцами. Из овечьего и козьего молока получали простоквашу, сыр, курт.

Особое отношение у казахов было к лошадям. Лошади - неприхотливые животные. Зимой и летом они сами добывают корм. Они питаются разными растениями, поэтому мясо и молоко лошади полезно для здоровья человека.

Как называют напиток кобылиц? - Кумыс.

Казахи, разводили и верблюдов, которые стремились к берегам соленых озер, там росли солесодержащие, горьковатые на вкус растения - верблюжья колючка. Верблюдов использовали для перевозки грузов. Из их молока готовили напиток - шубат, он полезнее кумыса.

Коров стали разводить позднее, когда казахи стали вести оседлый образ жизни. Для них с осени в места зимовки возили сено. В зимние месяцы крупный рогатый скот должен находится крытых помещениях.

3. Обратить внимание на макет «Джайлау».

- Кого вы здесь видите? Что они делают?

- Предложить детям вспомнить и рассказать стихотворение Н. Жанаева «На жайлау»

На, жайлау, на жайлау Мчаться к речке босиком,

С головой укроют травы. Соревнуюсь с ветерком,

На жайлау каждый рад И на камушках валятся

Покормить из рук ягнят Загорать и закалятся.

В наш зеленый дивный край -

На Жайлау приезжай!

Валеоминутка с элементами ТРИЗа.

Предложить детям представить себя козлятами, ягнятами, жеребятами и под присмотром чабана перекочевать с пустого пастбища на жайлау, имитируя движение повадки домашних животных.

4. Показать иллюстрации с юртой

При постоянных перекочевках с одного мета на другое, юрта была самым удобным сборным жилищем.

- Расскажите, как выглядит юрта, из чего она состоит?

- Что находится у нее внутри? Почему она круглой формы?

-Остов юрты состоит из перекрещенных решеток, покрытых войлоком - кереге, состоит из нескольких секций.

Шанырак - вершина юрты, кроме того, он - выполняет роль окошка и часов.

Бас кур - наиболее яркая узорная лента, служит для скрепления всего остова юрты, охватывающая его по кругу.

В дверной проем устанавливаются двух створчатые двери.

Когда двери закрываются, сверху отпускается кашма.

На середине юрты устанавливался треножник для котла.

Все, войлочный изделия из шерсти теплые, мягкие и удобные.

Тускиизы развешивали на кереге, что украшало и утепляло юрту.

В юрте имелись и постилочные ковры - текеметы.

Войлочные сумки - аяк-кап, коржуны, торсыки удобны для перевозки посуды и молока, кумыса.

- Что же хранилось в сундуках?

Юрта спасала людей от знойной жары, от стужи и холода, от сырости, бурана и ветра.

5. В ней светло и уютно, всегда свежий воздух. Она удобно при переезде, ее можно разобрать за полчаса и поставить на новое место за короткое время.

В те далекие времена нелегко жилось казахскому народу. Семьи были многодетными, так как считалось, что дети - главное богатство жизни.

Поэтому у казахов есть пословица: «Балалы үй - базар, баласыз үй - мазар»

«Дом с детьми, что базар, шумлив и весел. Дом без детей - мазар, что могила - тих и печален». Дети росли рядом с родителями, помогая им по хозяйству. Взрослым приходилось идти работниками к баям. Работали с утра до вечера, но пользы от этого было мало. Приходилось голодать, терпеть унижение.

Неужели казахская земля была нищей? Она была всегда щедрой и гостеприимной, но принадлежала не народу, а местным и иностранным богачам. Были времена, когда баев прогнали, а рабочие и жители аулов стали управлять страной.

6. Чтобы помочь казахскому народу освоить земли и построить города и села, был дан клич молодежи всех республик. - помочь поднять целину. Так появились палаточные городки. Молодежь осваивала технику: трактора и комбайны, чтобы было легче пахать, сеять, убирать урожай. Прежде чем осваивать целину, ученые - агрономы думали, гадали, что посеять, чтобы хватило и тепла и света. Пока одни работали на полях и в садах, другие строили дома, д\с и школы, магазины. На месте палаточных городков появились села и поселки. В безлюдных степях, где гулял один только ветер, теперь зреют рожь и пшеница, ячмень и овес, просо и гречиха. Хлеб - стал богатством нашей страны; Казахстан славился богатством полезных ископаемых - углем и рудой, медью и золотом, железом и нефтью; поэтому на месте месторождений появились города Караганда, Темиртау, Актау, Мангышлак, Рудный, Майкаин - золото. Екибастуз.

7. Звучит фрагмент национальной музыки.

С народными песнями, звуками домбры, в которой звучала вся степь, связана жизнь казахов. Народная музыка и песни помогали в трудное время, веселили их на праздниках.

- Посмотрите на картину, как нарядно одеты люди! (показ картины «Сабантуй» и беседа по содержанию).

На праздники приглашались старейшины, аксакалы, акыны, кюйши. Люди пели, прославляя свой край, радовались переменам в жизни. Они мечтали о светлом будущем.

Любой праздник заканчивался спортивными состязаниями: байгой, как - паром, қыз - күү, борьбой казакша - күрес, где молодежь показывала свою силу, ловкость и удаль.

Казахстан наш цветет и развивается. О его настоящем и будущем вы узнаете на следующих занятиях.

8. Итог занятия: О чем вы сегодня узнали? Какое жилище было у казахов, когда они кочевой образ жизни? Что вам понравилось? Что вы запомнили?

9. Рефлексия своей деятельности на занятии.


© 2010-2022