- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма к родине
Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма к родине
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шадская Е.Е. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 459 комбинированного вида»
Доклад
Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма к Родине
Подготовила воспитатель
подготовительной группы компенсирующий направленности
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата №4
Шадская Елена Евгеньевна
(первая квалификационная категория)
Новосибирск 2015г.
В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Патриотическое воспитание - это и воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, эмоциональной привязанности, чувства собственного достоинства, которые выражаются в нравственном поведении и в поступках человека. Уважение к народу, его образу жизни - это высшие социальные чувства. Социальное окружение - первые воспитатели, знакомящие с малой Родиной и общечеловеческими ценностями: любовью к семье, родной земле и природе, истории и культуре края, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души. «Только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности», - справедливо подчеркивали древние мыслители.
Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.
Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях региона является началом формирования социально значимых ценностей в жизни ребенка: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках - все это национальные черты русской культуры. В условиях социальных перемен меняется и содержание патриотического воспитания, возрастает значимость воспитания у детей любви к малой Родине. Малая Родина - это уголок страны, это ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить: дом, улицу, город. Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует не только патриотическому воспитанию, но и социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром. Современное патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, т. е. участие детей в жизни родственников, земляков, соотечественников начинается с малого.
Родина начинается с семьи, а формирование отношения к земле, стране, где живет ребенок, начинается с детства и в условиях ближайшей среды: чем больше ребенок будет знать о родных местах, тем ответственнее и бережнее будет к ним относиться. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.
Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А. У. Хараша быть «партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».
Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию детей опирается на актуальность данного вопроса. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования - «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям.
Большое внимание в детском саду должно быть уделено приобщению к родному краю при участии родителей. Совместное посещение культурных и исторических мест, последующее обсуждение увиденного оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Поэтому важность семьи, родителей в воспитании ребенка нельзя недооценивать, семья вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение - это обогащение детей.
Конечно, семейное воспитание не всегда системно, досугом детей родители, к сожалению, занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. Практика показывает, что в семьях, где организуют досуг детей, добиваются хороших результатов в их воспитании. Все начинается с детства, когда каждое впечатление оставляет глубокий след. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными.
Именно родители - первые воспитатели детей, потому что семья - это старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передающая накопленный жизненный опыт и информацию о Родине. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной культуры.
Содержание патриотического воспитания дошкольников заключается в следующем:
-
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
-
знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом - его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями: с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; с малой и большой Родиной, её историей и культурой;
-
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
-
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет свои творческие способности на благо семьи, детского сада, окружающих;
-
проведение тематических занятий с участием родителей, бабушек и дедушек;
-
работа совместно с родителями и детьми над детскими проектами.
Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения - его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья - частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. А.М. Горький писал: "Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего". Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья - это где живут в согласии. Каждый и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут. Самые близкие люди - его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце - в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Направления работы по патриотическому воспитанию. Работу по привитию детям духовно - нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:
-
образовательном (тематические занятия: изготовление вместе с родителями русских народных костюмов и современной одежды (шьем, вяжем, вышиваем), предметов быта (различные поделки необходимых дома вещей), беседы (о традициях, русской культуре народных промыслах, достижениях страны и отдельных людей - родственников, знакомых, друзей), чтение литературы (русские народные сказки, былины, современные произведения), рассматривание иллюстраций);
-
воспитательно - образовательном (развлечения: игры, КВНы, викторины, народные праздники (Рождество, Масленица, День Ивана Купала), игровая деятельность);
-
культурно - познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми («Мои знаменитые предки», «Спасибо деду за Победу», «Наши земляки - наша гордость»);
-
нравственно - трудовом (продуктивная деятельность: «Чиполлино в нашей группе» - посадка лука, «Растет огород» - посадка и выращивание бобовых, моркови, укропа и петрушки в группе, организация труда детей-ежедневный уход за растениями в группе и зимнем саду ДОУ, дежурство по группе)
По любому направлению работы тесное сотрудничество педагогов детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. Но только обогащение родителей педагогическими и культурными знаниями недостаточно, необходимо постоянно организовывать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Направления работы с родителями по патриотическому воспитанию в семье (обмен опытом)
-
оснащение групповой комнаты необходимыми для продуктивной и свободной игровой деятельности предметами и оборудованием (покупка развивающих игр, игрушек и конструкторов для разных возрастных групп, приобретение мягкой мебели для детского уголка - «Играем в домик», изготовление совместно детьми и родителями кукол и одежды к ней для развивающей деятельности и игры, покупка различных видов техники (современных машин, машин военных лет) и солдат (для знакомства с видами военной формы и техническим оснащением армии) и т.д.
-
участие в тематических праздниках, проектах, конкурсах и развлечениях (родители с удовольствием берут на себя различные роли, а дети гордятся тем, что именно их мама или папа принимали участие в развлечениях; для тематических выставок родители вместе с детьми делают кормушки для птиц, скворечники, сооружают композиции из природного материала; совместно с родителями была проведена работа на тему «Мода в нашей жизни» (мы все вместе узнали много нового и интересного об одежде, о тканях, о создателях одежды и законодателях моды, показали свое выступление и поделились информацией с воспитанниками соседней параллельной группы))
-
организация семейных походов в различные развивающие центры и затем обмен информацией, впечатлениями (в общении друг с другом родители дают свою оценку, делятся результатами проделанной работы, обмениваются адресами и необходимой информацией)
-
часто в группе организовываем выставки совместных домашних работ детей и родителей, выступления детей на любые темы («Мы были за границей», «Путешествие на корабле», «Поход в Березовую рощу», «Мой ДОМ, моя УЛИЦА, мой ГОРОД» - мини-проект (детские плакаты-планы) для закрепления детьми домашнего адреса, детального ознакомления с родным двором и т.д.)
-
совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники: «Самая теплая группа», «Наша уютная спальня», «Приемная - лицо группы», «Тяни-Толкай на нашем участке», «Зимние забавы», «Строим горку», «Расчистим участок от снега», «Скоро лето»)
-
с помощью родителей в группе ведется работа по ознакомлению детей с семейными фотографиями (в фотоальбом включены семейные фотографии детей, фотографии воспитанников группы, ведется фотографическая летопись группы)
-
большая работа ведется ко дню Победы (совместно с родителями выбран определенный материал для ознакомления детей в саду и дома со значением Победы в жизни советского народа, памятными датами, защитниками Отечества, основными событиями войны, техникой и т.д.)
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.
Приложение № 1
Примерный перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей старшей группы
Формы работы
Содержание работы
Сроки проведения
Планирование работы с родителями
1. Банк данных по семьям воспитанников
Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:
-
"Социальная анкета семьи";
-
анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
-
тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
-
анкета "Семья глазами детей";
-
изучение рисунков детей "Моя семья".
сентябрь-октябрь
2. Анкетирование
и опросы
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
-
анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
-
опрос "Ваши пожелания и ожидания".
сентябрь
1 раз в квартал
3. Родительские собрания
Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:
-
"Гражданин воспитывается с детства";
-
"Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка".
ноябрь
апрель
4. Заседания "Круглого стола"
-
"Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
-
"Из чего складывается трудолюбие?"
декабрь
февраль
5. Дни открытых дверей
Участие родителей в групповых занятиях, проектах
1 раз в квартал
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы
-
Занятия с участием родителей:
-
"Что есть дома интересное, о чем можно рассказать";
-
"Семейные реликвии".
-
-
Семейные проекты:
-
"Я и моя семья";
-
"Мой дом. Моя улица";
-
"Широка страна моя родная";
-
"Наши родные защитники";
-
"Наши мамы и бабушки";
-
"Война в истории моей семьи".
-
-
Встречи с интересными людьми:
-
строителем;
-
музыкантом;
-
военнослужащим;
-
ветеранами войны.
-
-
Участие в организации выставок:
-
"Природа и фантазия";
-
"Прошлое и настоящее предметов быта";
-
"Новогодняя композиция".
-
-
Экскурсии по городу, в лес, в Парк победы.
-
Выставки работ, выполненных детьми и родителями:
-
"Моя улица";
-
"Космический коллаж";
-
"Мир строит, а война разрушает".
-
-
Оформление "Летописи группы".
октябрь
апрель
сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
декабрь
март
февраль
май
октябрь
ноябрь
декабрь
в теч. года,май
ноябрь
апрель
май
в теч. года
2. Праздники, развлечения
-
"День знаний";
-
Семейный праздник "Давайте познакомимся";
-
"Праздник урожая";
-
"Именины";
-
"Новогодний утренник";
-
"В гостях у гжельских мастеров";
-
"День защитника Отечества";
-
"Праздник 8 Марта";
-
"Масленица";
-
Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
-
"День смеха";
-
"Праздник Победы";
-
"Здравствуй, лето".
сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
апрель
май
июнь
Педагогическое просвещение родителей
1. Наглядная педагогическая информация
-
Тематические выставки:
-
"Воспитание у детей любви к природе";
-
"Мой дом. Мой город";
-
"Прогулки с детьми по городу";
-
"Как знакомим детей с окружающим миром".
-
-
Памятки для родителей:
-
"10 заповедей родителям";
-
"Известные люди о воспитании любви к Родине";
-
"О воспитании у детей трудолюбия".
-
-
Выставки детских работ;
-
Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.
в теч. года
2. Консультирование
-
"Азбука общения";
-
"Как приучить детей охранять природу";
-
"Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
-
"Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе"
октябрь
ноябрь
март
апрель
в теч.года
Приложение № 2
Анкетирование родителей
Уважаемые родители, прежде чем начать работу по патриотическому воспитанию детей, нам необходимо понять, как Вы относитесь к данному направлению в воспитании Вашего ребенка и готовы ли сотрудничать с ДОУ. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.
-
Как Вы считаете, какова роль семьи в патриотическом воспитании ребенка?
-
Нужно ли оно, это воспитание, в наше время? Насколько актуально?
-
С чего необходимо начинать работу?
Анкетирование родителей
-
Как происходит знакомство Вашего ребенка с семьей, с ее историей?
-
Знает ли Ваш ребенок бабушек, дедушек, других родственников (как их зовут, чем они занимаются и т.д.)?
-
Рассматриваете ли Вы вместе с ребенком фотографии из семейного альбома?
-
Какие традиции есть у вашей семьи, каким образом Вы знакомите с ними ребенка?
-
Как Вы считаете, нужно ли ребенку знать свой домашний адрес, телефон (с какого возраста)?
-
Ваш ребенок знает свой двор, дорогу к нему?
-
Считаете ли Вы необходимым оберегать и беречь свой дом, двор, улицу, город…?
-
Сажали ли Вы во дворе своего дома вместе с ребенком цветы, деревья, кусты? Необходимо ли это для воспитания Вашего ребенка?
-
Знает ли Ваш ребенок номер детского сада, адрес, дорогу к нему?
-
Разговариваете ли Вы с ребенком о детском садике? Какие чувства испытывает ребенок при этом?
-
Какой свой посильный вклад в жизнь группы и детского сада Вы планируете внести?
Приложение № 3
Примерный план работы с родителями для более успешного нравственно-патриотического воспитания детей
1. Шире привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции групповых уголков краеведения.
2. Провести семинары - практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края».
3. Организовать консультации на следующие темы.
Роль родителей в воспитание у детей любви к родному городу»
«Куда повести малыша в выходной»
«Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания»
«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей».
«Устное народное творчество-кладезь народной мудрости».
«О мудрости народной педагогики».
«Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили».
4. Провести вечер вопросов и ответов «как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
5. Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети».
6. Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Новосибирска» фотографии детей в самых красивых местах города.
7. Организовать видеосъемку различных мероприятий в детском саду.
8. Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» (игры, упражнения в смекалке, ловкости)
9. Провести викторину «Что? Где? Когда?» Соревнуются команды детей подготовительной группы и родителей - кто лучше знает родной город, край (с вручением призов, дипломов) .
10. Оформить выставки творческих работ по теме.
Список литературы
Зарипова Ф. Х. авторская программа «Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников на принципах народной педагогигики» 1997.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» Москва 2012.
Колпакова Н. П. Книга о фальклоре. Ленинград 1984.
Маханеева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Москва 2004.
Покровский Е. А. Детские игры. 1994.
Одежда народов СССР /сост. Н.М. Калашникова, А. Плужникова/ Москва 1990
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть! Детский игровой фольклор. /сост. М. Ю. Новицкий/ Москва 1995
Сохранение и возрождение традиций. Сборник статей. Выпуск №7. Москва 1994
Ушинский К. Д. Родное слово. Новосибирск 1994
Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию». Москва «ВАКО» 2006
Шаймарданов Р. Х., Сибгатуллина А. Т. «Татарская народная педагогика». Н.Челны 1997
Энциклопедия праздников. Москва 1998.