Конспект тренинга с родителями будущих первоклассников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Игровой тренинг для родителей, будущих первоклассников»

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

План мероприятия.

1. Упражнение «Имя-качество».

2 .Упражнение «Серьезный момент».

3 .Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4 .Игра-ассоциация «Школа».

5 .Игровое упражнение «Инструкция».

6 .Упражнение «100 способов похвалы».

7 .Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

8. Обратная связь

Содержание мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе.

Первым упражнение «Имя - качество» начали встречу, и у участников появилась возможность узнать друг другу и создать наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия. (Все родители сидели в кругу.) Каждый из родителей по очереди называли свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т. д.

Конспект тренинга с родителями будущих первоклассников

2. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе - один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас. Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч. Ответы: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки. Вот, как много серьезных моментов, с которыми предстоит вскоре столкнуться в скором будущем вашим детишкам!

Конспект тренинга с родителями будущих первоклассников

3. Игра-ассоциация «Школа».

Так как к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. И от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Выполняя упражнение по кругу, участники, передавая мяч, друг другу думали и говорили, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Ответы, учеба. Следующий участник давал свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.

После выполнения упражнения анализировались предъявленные ассоциации. Сделали вывод: получилось многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определялись опытом школьного обучения родителей.

4 . Игровое упражнение «Инструкция»

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. Ваши слова: «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу, или правило по русскому языку? Данное упражнение помогает осознать это.

Из группы выбрали, ведущего. Ему дали лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего была - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверял их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждали, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее родители выявили причины неточного выполнения задания и совместно формулировали точную инструкцию.

5. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике». Но, даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала психолог предложила, давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывали свои варианты. Их было не много. Далее психолог предложила вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.

Конспект тренинга с родителями будущих первоклассников

6. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Психолог предложила вниманию родителей следующее упражнение, которое помогло приоткрыть завесу школьного будущего их ребенка. Психолог раздала бланк с несколькими незаконченными предложениями, которые необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Она сказала, что там нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

• Я всегда мечтал, чтобы в школе мой ребенок….

• Когда ребенок оказывается не на высоте, я….

• Когда моего ребенка хвалят, я…..

• Когда ребенок пойдет в первый класс…..

• Когда он получит двойку или замечание, я…….

• Я думаю, что в школе мой сын или дочь …..

После они перечитали каждое предложение еще раз и задумались, совпадают ли их предположения с возможностями их ребенка и какие ожидания они связывают с его поступлением в школу. Конспект тренинга с родителями будущих первоклассников

7. Обсуждение рисунков детей на тему

"Как я представляю себя в школе"

Потом педагог-психолог раздала каждому родителю рисунок его ребенка и спросила: А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением?

Затем вместе с психологом родители обсуждали рисунки детей на тему "Как я представляю себя в школе"

Психолог предложила: «Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над темой»:

- хочет ли ребенок взрослеть,

- хочет ли стать школьником.

- Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?

- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.

- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?

- Есть ли на рисунке ученики, учитель?

- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?

- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: "Я не боюсь, школы и буду рад сесть за парту", "Мне интересно выйти к доске...". "Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, они меня любят или мне тревожно.

Психолог знакомила родителей с «10 советов родителям будущих первоклассников»

И сказала, я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!

8. Итог занятия. Обратная связь

Родителям предложили заполнить бланки для обратной связи, где участники тренинга ответили на вопросы:

На тренинге мы вырабатывали новые навыки взаимодействия с ребенком - будущим школьником, расширили возможности понимания своего ребенка, развивали умения осмысливать свои поступки, взглянув на себя со стороны, развивали умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. Родители познакомились поближе друг с другом. Познакомились с трудностями адаптации ребенка к школе и получили рекомендации, данной теме. Вооружились практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе. Затем последовало награждение самого активного участника и ему вручили «Почетное свидетельство».

Тренинг проходил в дружественной теплой обстановке, родители с удовольствием принимали участие в игровых упражнениях.

© 2010-2022