Обобщение опыта: Тема: «Проектная деятельность - метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы






Тема:«Проектная деятельность - метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления дошкольников».



Выполнил:

Учитель-дефектолог МДОАУ №1

Кулагина Е.А.





г. Орск

2015 г.

Проектная деятельность - метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления дошкольников.


Слайд 1.

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическомуровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности.

Слайд 2.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Наше учреждение МДОАУ «Детский сад № 1» посещают дети с основным диагнозом - ЗПР.

Слайд 3.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.

В познавательной деятельности ребенка с таким диагнозом наблюдается:

  • слабая память (замедленное запоминание, быстрое забывание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала)

  • недостаточная полнота и точность восприятия (поверхностное, ограниченное, фрагментарное, часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, не обдумывают информацию, которую воспринимают)

  • неустойчивость внимания (сниженная концентрация и объем внимания, быстрая утомляемость, «прилипание внимания», повышенная отвлекаемость)

  • медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость

  • недоразвитие социальной зрелости (слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому)

(Слайд 4)

  • снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности

  • снижение познавательной активности (беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности)

  • нарушен контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу, редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Слайд 5.

Все это создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы, В связи, с этим педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти инновационные, наиболее эффективные пути решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность

Чем же интересен метод проектов?

Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно - ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 6.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя - дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, детей, родителей.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Слайд 7.

Проектная деятельность позволяет решить следующие задачи:


  • Эффективно изучать познавательные способности воспитанников с ЗПР, проникать в их внутренний мир (Педагоги помогают детям обнаружить проблему, вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект);

  • Свободно общаться с детьми, совместно обсуждать какие-либо действия ;

  • Индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на психофизические возможности детей (Дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели.);

  • Сблизить детей и взрослых между собой, …что улучшает микроклимат группы.

(Родители получают возможность принять участие в коррекционно-образовательном процессе. Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты, дети испытывают чувство гордости за свою семью. В ДОУ между родителями и педагогами складываются доверительные отношения, что немаловажно, поскольку без участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.

Но использование метода проектов в работе с детьми с задержкой психического развития в полной мере невозможно.

  1. Дети с ЗПР особенные, поэтому цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты мы адаптируем, исходя из особенностей воспитанников.

  2. Темы проектов основываются сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей с ЗПР (игрушки, семья, детский сад и т.д.). Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни.

  3. Особые требования необходимы в организации развивающей среды во время работы над проектом: предметно-развивающую средумаксимально насыщаем наглядным демонстративным и раздаточным материалом по теме проекта, чтобы ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений, а также стимулировать ребенка на развитие, активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

Исходя из особенностей психического развития ребенка - дошкольника, существуют следующие уровни развития проектной деятельности дошкольников:

Слайд 8.

Подражательно - исполнительский (от 3,5 - 4 до 5 лет)

Развивающий (конец 5-го года жизни)

Творческий (конец 6 и 7-го года жизни)

4. Проектная деятельность с детьми ЗПР осуществляется не на всех уровнях, поскольку, по возрастному показателю уровень психического развития проблемных детей на порядок ниже, усвоение полученной информации проходит более длительный период времени.

Дети с ЗПР пяти - шести лет не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти. Значит, активная роль ложится на педагога. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне.

5.Затруднена защита проектов.

Ребенок с ЗПР не всегда способен рассказать о том, что узнал другим. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения, выступить публично.

Слайд 9.

Внедряя в свою педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:

  • всестороннее познавательное и личностное развитие, направленное на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений;

  • активизация познавательных процессов;

  • формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи;

  • развитие и обогащение сенсорного опыта детей.

В результате совместной работы педагогов нашего ДОУ определяется тематика проектов, котораяреализуется в ходе выполнения адаптированной образовательной программы. Нам это удобно, так как программа, реализуемая нами, предполагает изучение тем, которые прослеживаются по всем образовательным областям. Поэтому, опираясь на учебную программу раздела «Ознакомление с окружающим миром» в области «Познание» и исходя из перспективно- тематического планирования лексических тем, мы в начале учебного года разработали темы проектов:

лексическая тема «Овощи» - «Фрукты» - проект «День здоровой семьи»;

лексическая тема «Зима. Новый год»- проект «Елочка - зеленая иголочка»

Слайд 10.

В 2014-2015учебном году я начала работать над образовательным проектом «В гостях у сказки».

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год) .

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проблемы:

Формирование познавательной, коммуникативной деятельности является одной из главных задач воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития познавательной и коммуникативной деятельности ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство со всем миром в целом. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную познавательно-речевую работу.(Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи).

Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня познавательно - речевого развития дошкольников.Одной из причин -является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах развития детей. Участие родителей в познавательно-речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Слайд 11.

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества - сказкам.

  2. Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

  3. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

  4. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

  5. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

  6. учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Слайд 12.

Для педагогов:

1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

1.Дать родителям знания о влиянии сказок на познавательно-речевое развитие ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

2.Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

3.Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Продукт проекта: альбом «Русские народные сказки»; маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Три медведя», «Колобок»; дидактическая игра «Найди героев сказки»; пальчиковый театр «Курочка ряба»; настольный театр «Колобок», «Репка»; альбом «Загадки про сказочных героев»; аппликация «Колобок», подборка раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: (слайд 13)

  1. Дети хорошо знают сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя».

  2. В процессе ознакомления со сказками расширится круг представлений об окружающем (разовьются психические процессы: память, внимание)

  3. В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь

  4. Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

  5. У детей появится интерес к играм, драматизациям.

Для педагогов:

  1. Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

  2. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.

Слайд 14.

Для родителей:

  1. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают альбом «Русские народные сказки»; маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»; дидактическую игру «Найди героев сказки»; пальчиковый театр «Курочка ряба»; настольный театр «Колобок», «Репка»; подборка раскрасок на тему «Русские народные сказки» Слайд 15

  2. Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Для реализации этого проекта мною были использованы такие методы и приемы как:

Наглядный метод

Словесный метод

Игровой метод

Слайд 16-17.

Наглядный метод: посещение театрализованных представлений, демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Слайд 18.

Словесный метод: познавательные занятия, коллективное чтение, заучивание наизусть сказок, песенок, сочинение сказок,

Слайд 19.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры

«Будьте внимательны и найдите ошибки»

«Кто лишний» «Кого не хватает?» «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»

«Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)

«Узнай по контуру», «Сложи из частей»,

Слайд 20.

Настольно-печатные игры, физкультурные паузы,

Также мною были разработаны консультации для родителей на различные темы: «Какие сказки читать детям»; «Роль сказки в жизни ребенка», «Воспитание сказкой» и т.д.

С некоторыми из них вы можете ознакомиться на выставке.

Последний этап проекта - презентация намечена на конец года. Этот этап всегда самый зрелищный. На презентацию проекта мы пригласим гостей (педагогов), родителей. Формой презентации проекта мы выбрали интегрированное занятие «По дорогам любимых сказок». Я надеюсь, что все пройдет интересно, постараюсь продумать все так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Слайд 21.

В перспективе я планирую:

1. Продолжить работу в данном направлении.

2. Провести выставку рисунков и книжек малышек «Моя любимая сказка».

3.Провести викторину между семьями «Что за прелесть эти сказки ».

4.В марте принять участие во всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Лучший проект 2015 г.»

ВЫВОД:

Таким образом, анализируя всю проделанную работу, я пришла к выводу, что метод проектов актуален и очень эффективен. Проектный метод можно и нужно использовать в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, т.к. сочетание различных видов деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже и позволяет целенаправленно развивать познавательные и творческие способности проблемных детей.








Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. В связи, с этим педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Содержание адаптированной образовательной программы нашего ДОУ предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства для развития детей с ЗПР. Реализации этому так же активно способствует педагогическое проектирование.


© 2010-2022