Конспект занятия на тему Воспоминания о лете

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 14 «РУЧЕЁК»













КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ»

(поисково- исследовательская деятельность)













Воспитатель МДОУ № 14 «Ручеёк»

Хожирахимова Римма Александровна








2015 год

«Воспоминание о лете»

Задачи. Закрепить названия летних цветов, растущих на клумбах, показать роль окраски в жизни насекомых. Учить детей объяснять влияние факторов (тепло, холод, влажность, свет) внешней среды на процесс развития (прорастание) семян. Совершенствовать умение выполнять медитационные упражнения под музыку. Продолжать знакомить со свойствами песка и глины, и проявлениями этих свойств в повседневной жизни. Формировать у детей представления о лесе как о сообществе, экосистеме, о взаимосвязях лесных растений, животных с окружающей средой и друг с другом. Совершенствовать умение ритмично выполнять физические упражнения под музыку. Закреплять умение разыгрывать сюжет, эмоционально передавая характер героев.

Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы. Сбор и оформление гербария листьев лиственных и хвойных деревьев. Ежедневное ведение календаря природы.

Материалы, инструменты, оборудования. Искусственная клумба с игрушечными насекомыми, семена пророщенной фасоли в разных условиях, морская галька, образцы речного и морского песка, глины в стаканчиках, пластиковые бутылки с отрезанным дном, кусочки губки, щебень, стаканчики с чистой и «грязной» водой, одноразовые ложки, салфетки, карточки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, их листьев, семян, плодов,; карточки с изображениями обитателей леса, спиртовка, спички, клеенчатые фартуки, нарукавники, чепчики.

Содержание образовательной деятельности.

Дети заходят в муз. зал, рассаживаются на стулья за столы в «лабораторию».

Сценка «Воспоминание о лете»

Вос-ль: - Здесь всё было как обычно - сквозь надоевшие шторы в цветочек светило солнце, на полках стояли фигурки из киндер-сюрпризов, а в шкафу сиротливо подмигивал папин фотоаппарат. Старый добрый фотоаппарат, с которым почти месяц Леночка с родителями путешествовала в тёплых странах и фотографировалась в самых разных местах.

Проснувшись в своей кровати, Леночка вздыхает, потягивается, кидает маленького мягкого мишку.

Дев.: -Опять старая комната, опять старые игрушки. Как же мне всё всё это надоело! Как было весело на юге. Ну, зачем мы сюда снова вернулись?

Вос-ль: Её слова услышала бабушка. Она не ездила отдыхать с Леночкой, она оставалась на даче, поливала морковку с капустой. Но прекрасно знала, как сложно бывает, когда заканчиваются развлечения.

-1-

Баб.: Внученька, солнышко! Папа принёс целую пачку фотографий. Можешь рассказать мне, где вы отдыхали?

Вос-ль: -Леночка рассердилась. Ей итак было плохо, а бабушка хочет, чтобы они рассматривали фотографии тех событий, которых уже никогда не будет! Бабушка вновь настойчиво позвала:

Баб.:- Внученька, солнышко!

Пришлось идти в гостиную. На журнальном столике стояла вазочка с орешками в сахаре - их Леночка очень любит. И рассыпана целая пачка фотографий. Они уселись поудобнее. Леночка взяла в рот сладкий орешек, закрыла глаза и … словно очутилась в том самом волшебном парке, где было много красивых клумб.

Все дети подошли и встали вокруг искусственной клумбы, на которой спрятаны насекомые.

Вос-ль: - Ребята, вспомните, какие цветы летом цвели на клумбах. (розы, лилии, ноготки, петунии, китайская гвоздика, декоративный подсолнух). Наблюдая летом и сейчас в теплые осенние дни, мы с вами замечаем, что рядом с цветами всегда много насекомых. Как вы думаете, почему? (пчелы и осы собирают нектар, чтобы переработать в мед; насекомые питаются нектаром, без него они не смогут жить; бабочки любят красивые цветы; насекомые опыляют цветы, без опыления у них не появятся семена, которые дадут новую жизнь).

- Вспомните, каких насекомых мы с вами наблюдали на клумбе и фотографировали? (бабочки, стрекозы, кузнечики, богомолы, божьи коровки

и др.).

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Следопыт» (кто больше обнаружит насекомых на клумбе, с ограничением во времени).

- Будьте внимательны: нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки, какого цвета было их окружение.

- Почему не спряталась божья коровка? (все птицы и животные знают, что божью коровку есть нельзя, она горькая на вкус).

- Молодцы! Вы очень наблюдательны!

А сейчас мы отправляемся в исследовательскую лабораторию, будем рассматривать семена проросшей фасоли.

(дети садятся за столы, на которых стоят четыре стаканчика с проросшей фасолью в разных условиях: 1- на свету, 2 - в темноте, 3 - в холоде, 4- фасоль полностью покрытая водой)

Вос-ль: - Какие изменения произошли после того как мы замочили фасоль?

1- фасоль хорошо набухла, проросла, 2- фасоль также хорошо набухла, у неё ростки длиннее, 3 - в размерах почти не увеличилась, проросло очень мало фасоли, 4- фасоль полностью испортилась, вода мутная, неприятного запаха с пенкой на верху, не проросла, потому что ей не хватило воздуха.

Вос-ль: - И вот, Леночка взяла второй орешек в сахаре, закрыла глаза, и вновь услышала шум морского прибоя.

(дети с воспитателем садятся вокруг имитационного моря из голубой ткани, по краям которой лежит крупная морская галька, звучит шум моря, дети медитируют)

-2-

Вос-ль: - История этой морской гальки началась много лет назад. Когда-то давным-давно, может даже сотни или тысячи лет назад, под воздействием проливных дождей, лютых морозов и пронизывающих ветров от высокой горы или скалы откололся огромный кусок. Он упал в море…

- Как вы думаете, что дальше с ним произошло? (он раскололся на мелкие части, вода обмывало, сглаживала края и уменьшало в размерах).

- Возьмите в руки морскую гальку, что вы ощущаете? (холодная, тяжелая, гладкая, приятная, она имеет форму…)

- Морская галька может быть сувениром, основой для поделки, на плоских камушках можно нарисовать, из мелкой гальки выкладывают мозаику.

- А теперь пройдем в нашу лабораторию и исследуем песок.

Опыт №1 с морским песком.

Дети высыпают на лист бумаги песок и рассматривают его под лупой

Вос-ль: - Какой морской песок? (лёгкий, сыпется).

- Из чего состоит? (из мелких частичек ракушек, из мелких камушков).

- Морской песок имеет специфический запах, он пахнет йодом, водорослями, белого цвета, так как содержит морскую соль.

Опыт №2 с речным песком.

Дети высыпают на лист бумаги песок и рассматривают его под лупой

Те же вопросы (сыпучий, легкий, рыхлый).

Опыт №3 с глиной.

Дети высыпают на лист бумаги глину и рассматривают её под лупой

Те же вопросы (глина падает мелкими комочками, состоит из мелких слипшихся частичек).

Опыт №4 с водой.

Дети наливают чистую воду в стаканчик с песком и в стаканчик с глиной

Вос-ль: В каком стаканчике вода впитывается быстрее? (в песок вода впитывается быстрее, в глину медленнее и стоит наверху, мокрая глина похожа на пластилин).

Опыт №5 Определение веса на ладонях

Вос-ль: - Что тяжелее сухой песок или мокрый? (мокрый).

- Вспомните, как мы лепили колобки из песка и глины, какими они получились когда они высохли? (легко лепятся, но из песка трескаются и рассыпаются, а из глины плотные, пластичные, тяжелые и крепкие).

Опыт №6 с песком, щебнем и глиной

У каждого ребенка на столе 3 прозрачные разрезанные пластиковые бутылки, наполненные песком, щебнем и глиной, на дне у горлышка вставлен кусочек паралона)

Вос-ль: - Дети, налейте равные части воды в каждый сосуд.

- Через что вода пробежала быстрее? (через щебенку, потому что в ней много пустого места).

- А через что вода просочилась медленнее (через глину, т.к. она плотнее).

Опыт №7 фильтрование «грязной» воды

Дети пропускают окрашенную воду через песок и через глину

-3-

Вос-ль: - Через какой фильтр вода очистилась? (через песочный фильтр, потому что, песок природный фильтр и в нем меньше «грязи»).

- А сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка.

1. Вот наши гости -2р.- руки вперед

Делай, как я -2р.

Вы постарайтесь и не стесняйтесь - повороты влево, вправо с пружинкой

Делай, как я -2р.

Припев:

Это так, это очень просто -3р. - левым коленом достать правый локоть и наоборот, повороты с пружинкой

2. К верху тянитесь-2р.

Делай как я - 2р.

Низко присядем - 2р.

Делай, как я - 2р.

Припев:

3. Пола коснитесь - 2р.

Делай, как я- 2р.

И улыбнитесь - 2р. Ладони сложены под подбородком

Делай, как я - 2р.

Припев:

Вос-ль: И взяла Леночка третий орешек, закрыла глаза… И словно вновь очутилась в сказочном лесу, в котором пели птицы.

Дети встали полукругом и декламируют стихи о лесе.

«Лето по лесу ходило»


Лето по лесу ходило,

Солнце ласково светило,

Сосны теплые шумели

Что-то ветру пели ели,

Дятел клювом бил кору,

Зрели ягоды в бору:

Тут черника, там брусника,

Голубая голубика.

Муравьи по-деловому

Все сучки тащили к дому,

Голосистых птичек трель

Заглушал мохнатый шмель.

На полях зерно поспело,

Мыши принялись за дело.

Ёж грибы таскает в норку.

Лето катится под горку.

Ирина Гурина



-4-

«Лес проснулся»


Тянут шляпки вверх грибочки

Тесновато под листвой.

Серый заяц на пенёчке

Сел позавтракать корой.

Две косули и сохатый

Умываются с утра.

Бурундук кричит: «Ребята,

На зарядку всем пора!»

Волк лисичке улыбнулся

И цветочки подарил.

Это значит, лес проснулся,

Это значит, лес ожил.

Тамара Логачёва


Вос-ль: Ребята, представьте, что лес, это дом, чужой дом. Как мы будем себя в нем вести?

Правила поведения в лесу ответы детей

  1. В лесу гулять тихо, не шуметь, не включать громко музыку, чтобы не испугать птиц и животных.

  2. Костер разводить в специально отведенном месте, после засыпать песком или землей, или залить водой.

  3. Мусор выбросить в контейнер или увезти домой.

Вос-ль: - Дети, назовите, какие вы знаете леса? (лиственные и хвойные)

Выложите на верхней полоске карточки с лиственными деревьями.

Д/и «С какого дерева лист?»

Дети на полосках выкладывают карточки с изображением лиственных деревьев, карточки с изображением листьев с этих деревьев, семян или плодов этих деревьев.

Один ребенок работает у доски.


- Молодцы! А теперь выложите карточки с изображением хвойных деревьев, их плодов и ягод.

- Мы с вами будем заселять два лиственных леса и хвойный лес. На трех досках на магнитах прикреплены клен, береза и ель. Дети делятся на три команды.

- Прежде давайте вспомним, что в них растет и, кто там обитает. В каждом доме есть подвал. Как вы думаете, в лесу, что будет подвалом? (земля)

- Кто живет в земле? (лесная мышь, крот, дикие пчелы, дождевые черви)

- Какую пользу они приносят? (рыхлят землю)

- А кто еще рыхлит землю? (кабан, когда собирает желуди).

- Кто ползает по земле? (змеи, ящерицы, разные жуки, муравьи)

- Поднимаемся на поверхность. Какие цветы растут в лиственном лесу? (первоцвет, дикие фиалки, горный лук, ландыш, подснежники).

- В хвойном лесу растут цветы? (нет, там растут: мох, крапива, папоротник).

-5-

- Какие ягоды растут в хвойном лесу? (земляника, черника , брусника).

- Какие кустарники растут в лиственном лесу? (орешник и шиповник)

- А в хвойном? (можжевельник и рябина).

- Назовите какие грибы растут в лиственном? (подберезовик, подосиновик, белый гриб, дубовик).

- А в хвойном лесу? (грузди, рыжики, сыроежки, белый гриб).

- Если в лесу есть грибы, значит, их кто-то ест. (животные: белка, медведь, волк, лиса, заяц, ёж. Они живут и в лиственном и в хвойном лесах).

- Какие животные обитают только в лиственном? (косуля, барсук).

- А какие - только в хвойном? (лось, горностай).

- Чем питается лось? (мох, хвоя, мухоморы)

- Поднимите головы, закройте глаза и прислушайтесь, как красиво поют птицы в лиственном лесу. (иволга, сойка, поползень, тяжело с ветки на ветки перелетает сова, стучит дятел).

- Назовите птиц хвойного леса. (глухарь, рябчик, клест).

Команды работают у магнитных досках. Капитаны проверяют правильность выполнения заданий.

- Ребята, представьте, если в лесу долго нет дождя, почему не погибают растения? (в земле есть влага).

Опыт№8 Нагревание земли в стеклянной банке над спиртовкой.

Дети стоят полукругом и наблюдают за опытом

- Какие изменения произошли в банке после нагревания? (стекло запотело, образуются капли воды, значит, в земле есть влага, которую растения всасывают корнями).

Бабушка: -Леночка, мне очень понравились твои воспоминания, на следующее лето я обязательно поеду с вами.

Вос-ль: - Ребята, наше занятие подошло к концу, вы настоящие исследователи природы! Я уверена, что полученные сегодня знания надолго вам запомнятся и пригодятся в жизни! Давайте завершим занятие веселой песней «Шишковяк».

Список литературы:


  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».

  3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Авторы-составители С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова, Я.К. Березняк, Т.А. Макаренко, Л.П. Магомедова.

  4. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет под редакцией Л.А Парамоновой.


-6-

Список вновь приобретенной литературы:


  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. «Образовательный процесс» планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» подг. группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  3. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» подг.гр.

  4. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» подг.гр.

  5. «От осени до лета» составитель Л.А. Владимирская

  6. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

  7. «Веселые уроки этикета и вежливости для девочек и мальчиков» О.В.Завязкин.

  8. Хаткина М.А. «Веселые уроки здоровья».

  9. О.Г. Рибцун, Ю.В. Рибцун «Оригами».

  10. О.Г. Рибцун, Ю.В. Рибцун «Конструирование из бумаги».

  11. «Изобразительная деятельность и художественный труд» комлексные занятия. Автор-составитель О.В.Павлова

  12. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

  13. О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».

  14. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет под редакцией Л.А Парамоновой


© 2010-2022