- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия на тему Воспоминания о лете
Конспект занятия на тему Воспоминания о лете
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хожирахимова Р.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 14 «РУЧЕЁК»
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ»
(поисково- исследовательская деятельность)
Воспитатель МДОУ № 14 «Ручеёк»
Хожирахимова Римма Александровна
2015 год
«Воспоминание о лете»
Задачи. Закрепить названия летних цветов, растущих на клумбах, показать роль окраски в жизни насекомых. Учить детей объяснять влияние факторов (тепло, холод, влажность, свет) внешней среды на процесс развития (прорастание) семян. Совершенствовать умение выполнять медитационные упражнения под музыку. Продолжать знакомить со свойствами песка и глины, и проявлениями этих свойств в повседневной жизни. Формировать у детей представления о лесе как о сообществе, экосистеме, о взаимосвязях лесных растений, животных с окружающей средой и друг с другом. Совершенствовать умение ритмично выполнять физические упражнения под музыку. Закреплять умение разыгрывать сюжет, эмоционально передавая характер героев.
Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы. Сбор и оформление гербария листьев лиственных и хвойных деревьев. Ежедневное ведение календаря природы.
Материалы, инструменты, оборудования. Искусственная клумба с игрушечными насекомыми, семена пророщенной фасоли в разных условиях, морская галька, образцы речного и морского песка, глины в стаканчиках, пластиковые бутылки с отрезанным дном, кусочки губки, щебень, стаканчики с чистой и «грязной» водой, одноразовые ложки, салфетки, карточки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, их листьев, семян, плодов,; карточки с изображениями обитателей леса, спиртовка, спички, клеенчатые фартуки, нарукавники, чепчики.
Содержание образовательной деятельности.
Дети заходят в муз. зал, рассаживаются на стулья за столы в «лабораторию».
Сценка «Воспоминание о лете»
Вос-ль: - Здесь всё было как обычно - сквозь надоевшие шторы в цветочек светило солнце, на полках стояли фигурки из киндер-сюрпризов, а в шкафу сиротливо подмигивал папин фотоаппарат. Старый добрый фотоаппарат, с которым почти месяц Леночка с родителями путешествовала в тёплых странах и фотографировалась в самых разных местах.
Проснувшись в своей кровати, Леночка вздыхает, потягивается, кидает маленького мягкого мишку.
Дев.: -Опять старая комната, опять старые игрушки. Как же мне всё всё это надоело! Как было весело на юге. Ну, зачем мы сюда снова вернулись?
Вос-ль: Её слова услышала бабушка. Она не ездила отдыхать с Леночкой, она оставалась на даче, поливала морковку с капустой. Но прекрасно знала, как сложно бывает, когда заканчиваются развлечения.
-1-
Баб.: Внученька, солнышко! Папа принёс целую пачку фотографий. Можешь рассказать мне, где вы отдыхали?
Вос-ль: -Леночка рассердилась. Ей итак было плохо, а бабушка хочет, чтобы они рассматривали фотографии тех событий, которых уже никогда не будет! Бабушка вновь настойчиво позвала:
Баб.:- Внученька, солнышко!
Пришлось идти в гостиную. На журнальном столике стояла вазочка с орешками в сахаре - их Леночка очень любит. И рассыпана целая пачка фотографий. Они уселись поудобнее. Леночка взяла в рот сладкий орешек, закрыла глаза и … словно очутилась в том самом волшебном парке, где было много красивых клумб.
Все дети подошли и встали вокруг искусственной клумбы, на которой спрятаны насекомые.
Вос-ль: - Ребята, вспомните, какие цветы летом цвели на клумбах. (розы, лилии, ноготки, петунии, китайская гвоздика, декоративный подсолнух). Наблюдая летом и сейчас в теплые осенние дни, мы с вами замечаем, что рядом с цветами всегда много насекомых. Как вы думаете, почему? (пчелы и осы собирают нектар, чтобы переработать в мед; насекомые питаются нектаром, без него они не смогут жить; бабочки любят красивые цветы; насекомые опыляют цветы, без опыления у них не появятся семена, которые дадут новую жизнь).
- Вспомните, каких насекомых мы с вами наблюдали на клумбе и фотографировали? (бабочки, стрекозы, кузнечики, богомолы, божьи коровки
и др.).
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Следопыт» (кто больше обнаружит насекомых на клумбе, с ограничением во времени).
- Будьте внимательны: нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки, какого цвета было их окружение.
- Почему не спряталась божья коровка? (все птицы и животные знают, что божью коровку есть нельзя, она горькая на вкус).
- Молодцы! Вы очень наблюдательны!
А сейчас мы отправляемся в исследовательскую лабораторию, будем рассматривать семена проросшей фасоли.
(дети садятся за столы, на которых стоят четыре стаканчика с проросшей фасолью в разных условиях: 1- на свету, 2 - в темноте, 3 - в холоде, 4- фасоль полностью покрытая водой)
Вос-ль: - Какие изменения произошли после того как мы замочили фасоль?
1- фасоль хорошо набухла, проросла, 2- фасоль также хорошо набухла, у неё ростки длиннее, 3 - в размерах почти не увеличилась, проросло очень мало фасоли, 4- фасоль полностью испортилась, вода мутная, неприятного запаха с пенкой на верху, не проросла, потому что ей не хватило воздуха.
Вос-ль: - И вот, Леночка взяла второй орешек в сахаре, закрыла глаза, и вновь услышала шум морского прибоя.
(дети с воспитателем садятся вокруг имитационного моря из голубой ткани, по краям которой лежит крупная морская галька, звучит шум моря, дети медитируют)
-2-
Вос-ль: - История этой морской гальки началась много лет назад. Когда-то давным-давно, может даже сотни или тысячи лет назад, под воздействием проливных дождей, лютых морозов и пронизывающих ветров от высокой горы или скалы откололся огромный кусок. Он упал в море…
- Как вы думаете, что дальше с ним произошло? (он раскололся на мелкие части, вода обмывало, сглаживала края и уменьшало в размерах).
- Возьмите в руки морскую гальку, что вы ощущаете? (холодная, тяжелая, гладкая, приятная, она имеет форму…)
- Морская галька может быть сувениром, основой для поделки, на плоских камушках можно нарисовать, из мелкой гальки выкладывают мозаику.
- А теперь пройдем в нашу лабораторию и исследуем песок.
Опыт №1 с морским песком.
Дети высыпают на лист бумаги песок и рассматривают его под лупой
Вос-ль: - Какой морской песок? (лёгкий, сыпется).
- Из чего состоит? (из мелких частичек ракушек, из мелких камушков).
- Морской песок имеет специфический запах, он пахнет йодом, водорослями, белого цвета, так как содержит морскую соль.
Опыт №2 с речным песком.
Дети высыпают на лист бумаги песок и рассматривают его под лупой
Те же вопросы (сыпучий, легкий, рыхлый).
Опыт №3 с глиной.
Дети высыпают на лист бумаги глину и рассматривают её под лупой
Те же вопросы (глина падает мелкими комочками, состоит из мелких слипшихся частичек).
Опыт №4 с водой.
Дети наливают чистую воду в стаканчик с песком и в стаканчик с глиной
Вос-ль: В каком стаканчике вода впитывается быстрее? (в песок вода впитывается быстрее, в глину медленнее и стоит наверху, мокрая глина похожа на пластилин).
Опыт №5 Определение веса на ладонях
Вос-ль: - Что тяжелее сухой песок или мокрый? (мокрый).
- Вспомните, как мы лепили колобки из песка и глины, какими они получились когда они высохли? (легко лепятся, но из песка трескаются и рассыпаются, а из глины плотные, пластичные, тяжелые и крепкие).
Опыт №6 с песком, щебнем и глиной
У каждого ребенка на столе 3 прозрачные разрезанные пластиковые бутылки, наполненные песком, щебнем и глиной, на дне у горлышка вставлен кусочек паралона)
Вос-ль: - Дети, налейте равные части воды в каждый сосуд.
- Через что вода пробежала быстрее? (через щебенку, потому что в ней много пустого места).
- А через что вода просочилась медленнее (через глину, т.к. она плотнее).
Опыт №7 фильтрование «грязной» воды
Дети пропускают окрашенную воду через песок и через глину
-3-
Вос-ль: - Через какой фильтр вода очистилась? (через песочный фильтр, потому что, песок природный фильтр и в нем меньше «грязи»).
- А сейчас мы с вами отдохнем.
Физкультминутка.
1. Вот наши гости -2р.- руки вперед
Делай, как я -2р.
Вы постарайтесь и не стесняйтесь - повороты влево, вправо с пружинкой
Делай, как я -2р.
Припев:
Это так, это очень просто -3р. - левым коленом достать правый локоть и наоборот, повороты с пружинкой
2. К верху тянитесь-2р.
Делай как я - 2р.
Низко присядем - 2р.
Делай, как я - 2р.
Припев:
3. Пола коснитесь - 2р.
Делай, как я- 2р.
И улыбнитесь - 2р. Ладони сложены под подбородком
Делай, как я - 2р.
Припев:
Вос-ль: И взяла Леночка третий орешек, закрыла глаза… И словно вновь очутилась в сказочном лесу, в котором пели птицы.
Дети встали полукругом и декламируют стихи о лесе.
«Лето по лесу ходило»
Лето по лесу ходило,
Солнце ласково светило,
Сосны теплые шумели
Что-то ветру пели ели,
Дятел клювом бил кору,
Зрели ягоды в бору:
Тут черника, там брусника,
Голубая голубика.
Муравьи по-деловому
Все сучки тащили к дому,
Голосистых птичек трель
Заглушал мохнатый шмель.
На полях зерно поспело,
Мыши принялись за дело.
Ёж грибы таскает в норку.
Лето катится под горку.
Ирина Гурина
-4-
«Лес проснулся»
Тянут шляпки вверх грибочки
Тесновато под листвой.
Серый заяц на пенёчке
Сел позавтракать корой.
Две косули и сохатый
Умываются с утра.
Бурундук кричит: «Ребята,
На зарядку всем пора!»
Волк лисичке улыбнулся
И цветочки подарил.
Это значит, лес проснулся,
Это значит, лес ожил.
Тамара Логачёва
Вос-ль: Ребята, представьте, что лес, это дом, чужой дом. Как мы будем себя в нем вести?
Правила поведения в лесу ответы детей
-
В лесу гулять тихо, не шуметь, не включать громко музыку, чтобы не испугать птиц и животных.
-
Костер разводить в специально отведенном месте, после засыпать песком или землей, или залить водой.
-
Мусор выбросить в контейнер или увезти домой.
Вос-ль: - Дети, назовите, какие вы знаете леса? (лиственные и хвойные)
Выложите на верхней полоске карточки с лиственными деревьями.
Д/и «С какого дерева лист?»
Дети на полосках выкладывают карточки с изображением лиственных деревьев, карточки с изображением листьев с этих деревьев, семян или плодов этих деревьев.
Один ребенок работает у доски.
- Молодцы! А теперь выложите карточки с изображением хвойных деревьев, их плодов и ягод.
- Мы с вами будем заселять два лиственных леса и хвойный лес. На трех досках на магнитах прикреплены клен, береза и ель. Дети делятся на три команды.
- Прежде давайте вспомним, что в них растет и, кто там обитает. В каждом доме есть подвал. Как вы думаете, в лесу, что будет подвалом? (земля)
- Кто живет в земле? (лесная мышь, крот, дикие пчелы, дождевые черви)
- Какую пользу они приносят? (рыхлят землю)
- А кто еще рыхлит землю? (кабан, когда собирает желуди).
- Кто ползает по земле? (змеи, ящерицы, разные жуки, муравьи)
- Поднимаемся на поверхность. Какие цветы растут в лиственном лесу? (первоцвет, дикие фиалки, горный лук, ландыш, подснежники).
- В хвойном лесу растут цветы? (нет, там растут: мох, крапива, папоротник).
-5-
- Какие ягоды растут в хвойном лесу? (земляника, черника , брусника).
- Какие кустарники растут в лиственном лесу? (орешник и шиповник)
- А в хвойном? (можжевельник и рябина).
- Назовите какие грибы растут в лиственном? (подберезовик, подосиновик, белый гриб, дубовик).
- А в хвойном лесу? (грузди, рыжики, сыроежки, белый гриб).
- Если в лесу есть грибы, значит, их кто-то ест. (животные: белка, медведь, волк, лиса, заяц, ёж. Они живут и в лиственном и в хвойном лесах).
- Какие животные обитают только в лиственном? (косуля, барсук).
- А какие - только в хвойном? (лось, горностай).
- Чем питается лось? (мох, хвоя, мухоморы)
- Поднимите головы, закройте глаза и прислушайтесь, как красиво поют птицы в лиственном лесу. (иволга, сойка, поползень, тяжело с ветки на ветки перелетает сова, стучит дятел).
- Назовите птиц хвойного леса. (глухарь, рябчик, клест).
Команды работают у магнитных досках. Капитаны проверяют правильность выполнения заданий.
- Ребята, представьте, если в лесу долго нет дождя, почему не погибают растения? (в земле есть влага).
Опыт№8 Нагревание земли в стеклянной банке над спиртовкой.
Дети стоят полукругом и наблюдают за опытом
- Какие изменения произошли в банке после нагревания? (стекло запотело, образуются капли воды, значит, в земле есть влага, которую растения всасывают корнями).
Бабушка: -Леночка, мне очень понравились твои воспоминания, на следующее лето я обязательно поеду с вами.
Вос-ль: - Ребята, наше занятие подошло к концу, вы настоящие исследователи природы! Я уверена, что полученные сегодня знания надолго вам запомнятся и пригодятся в жизни! Давайте завершим занятие веселой песней «Шишковяк».
Список литературы:
-
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-
О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».
-
Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Авторы-составители С.В. Машкова, Г.Н. Суздалева, Л.А. Егорова, Я.К. Березняк, Т.А. Макаренко, Л.П. Магомедова.
-
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет под редакцией Л.А Парамоновой.
-6-
Список вновь приобретенной литературы:
-
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-
«Образовательный процесс» планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» подг. группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» подг.гр.
-
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» подг.гр.
-
«От осени до лета» составитель Л.А. Владимирская
-
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
-
«Веселые уроки этикета и вежливости для девочек и мальчиков» О.В.Завязкин.
-
Хаткина М.А. «Веселые уроки здоровья».
-
О.Г. Рибцун, Ю.В. Рибцун «Оригами».
-
О.Г. Рибцун, Ю.В. Рибцун «Конструирование из бумаги».
-
«Изобразительная деятельность и художественный труд» комлексные занятия. Автор-составитель О.В.Павлова
-
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
-
О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».
-
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет под редакцией Л.А Парамоновой