- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа кружка Юный эколог для детей подготовительной группы
Программа кружка Юный эколог для детей подготовительной группы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева Е.Н. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
кружка «Юный эколог»
для детей подготовительной группы
составитель:
воспитатель МБДОУ «Д/с №63 «Калинка»
Григорьева Е.Н.
Пояснительная записка
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,
Ни зуба, чтобы защищаться от недругов.
Ее сокровища вверены нашей совести,
Справедливости, уму и благородству»
Л.Леонов
В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Цель кружковой работы: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи кружковой работы:
Расширять представления детей о различных природных объектах.
Знакомить с растениями и животными родного края.
Объяснять экологические зависимости.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Учить правильному поведению в природной среде.
Закреплять знания о животных, обитающих в нашей стране и в других странах.
Расширять представления о классификации животного мира.
Развивать творческое воображение в процессе исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности : активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»;
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.
Формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.
Кружковая работа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6 - 7 лет). Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 24 человека.
Срок реализации кружковой работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год.
Длительность - 30 минут.
Месяц
Содержание
Цели
Кол-во
часов
Сентябрь
«Природа - наш дом»
Показ презентации на тему: «Что в природе я найду, то в поделку превращу»
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям, любовь к природе и учить правильному поведению в природе; способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Развивать у детей способность внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
1 час
Травушка - муравушка
Презентация на тему: «Правила сбора лекарственных растений»
Познакомить детей с лекарственным растением - птичий горец; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном. Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе.
1 час
След белого человека»
Опыт «Летающие семена»
Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь; формировать навыки поведения в природе
1 час
«Грибное царство»
Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Грибы»
Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе.
1 час
Октябрь
«Во саду ли в огороде…»
Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Фрукты, Овощи»
Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
1 час
«Лес, точно терем расписной»
Рассматривание листочков через лупу
Закрепить знания детей, учить различать и показывать особенности диких животных обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; формировать композиционные умения размещать силуэты животных на панораме осеннего леса; учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных из бумаги; воспитывать бережное отношение к животным.
1 час
1 час
«Жизнь осеннего леса»
Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным.
1 час
«Кора деревьев»
Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки; кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева); закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; учить моделировать кору из бумаги.
1 час
Ноябрь
«Чистый и загрязненный воздух»
Опыт «Мой весёлый звонкий мяч»
Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении воздуха для нашего здоровья, дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха; воспитывать бережное отношение к растениям.
1 час
«Почему исчезают животные?»
Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир; внушить сочувствие к животной природе, научить сопереживать.
1 час
«Кто главный в лесу?»
Дети рисуют плакаты с правилами поведения в лесу
Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Уточнить знания детей о том, какие звери живут в наших леса. Стараться помочь лесникам, изготовив плакаты правил поведения в лесу.
1 час
Подземные богатства земли»
Опыт (показать, что в почве есть воздух)
Расширять знания о природе, познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и в природе.
1 час
Декабрь
«Животные жарких стран».
Показ слайдов
Уточнить и расширить представление детей о животном мире, живущих в Африке и других теплых континентах: внешний вид, характерные особенности; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера и использовать для обобщения предметно - схематическую модель; продолжать развивать умение относить животных имеющих выделенные признаки, к птицам, рыбам и доказательно строить суждения; развивать у детей наблюдательность, любознательность, сообразительность и познавательный интерес к жизни птиц.
1 час
«Животный мир Арктики»
Презентация « Растения и животные Арктики»
Дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей, воспитывать доброе бережное отношение к животным.
1 час
«Животный мир Тундры»
Показ слайдов о севере
Описательные рассказы детей о животных (мнемотаблицы)
Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде , повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе.
1 час
«Знакомство с пустыней»
Показ слайдов о пустыни
Опыт «Барханы»
Познакомить детей с особенностями пустыни, её растительным и животным миром; показать детям взаимосвязь между внешнем видом растений и животных и условиями жизни в пустыни; учить детей строить модель пустыни отражающую взаимосвязь растений и животных и условий их жизни с помощью нового способа моделирования объектов природы - контурное изображение; развивать умение узнавать природные объекты по контурному изображению; формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам.
1 час
Январь
«Зимние забавы»
Отгадывание кроссворда
Опыты
Закрепить представление о характерных признаках зимы; познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать у детей устойчивый интерес к природным явлениям.
1 час
«В гости в подледное царство»
Формировать у детей представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закрепить знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; умение устанавливать причинно - следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям; навыки безопасного поведения у реки зимой и ранней весной.
1 час
«Покормите птиц зимой» (на прогулке)
Насыпать корм в кормушки
Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела.
1 час
Февраль
«Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»
Со Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; познакомить с разнообразием камней, их свойствам, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог; поддерживать интерес к опытнической работе.
л
1 час
«Где зимуют лягушки?»
Сфсформи Сформировать представление детей о жизни
Орщдлдо лягушек в разные сезоны, закрепить
Преставл представление детей о способах появления
новых лягушек, развивать любознательность, воспитывать у детей
интерес и гуманное отношение к природе.
Лягушек
ля
1 час
«Земноводные животные»
Углублять у детей знания и представления о земноводных животных, продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основанием, воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
1 час
«Стоит красавица в зелёном платьице»
Инсценировка сказки «Кому хорошо живётся под ёлкой, а кому на ёлке?»
Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели.
1 час
Март
«Вода - источник жизни»
Опыты.
Рисунки «Давайте беречь природу!»
Показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
1 час
11.03.20 « Мир природы.
Экосист Экосистемы -болото. Мхи.»
Показ слайдов
показ
пока
Закреплять знания об этажах леса, представления о знакомых экосистемах ручей, река; продолжать формировать представления о экосистемах - болото; формировать реалистические представления детей о природе, знакомить с растениями леса, болота (пушица, шейхцерия); формировать представления о разных видах земли - торф и его свойства материалов, по средствам опытно- экспериментальной деятельности; развивать интерес к исследовательской деятельности с целью получения новых знаний; воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе и окружающему миру.
1 час
«Весенние заботы птиц»
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам.
1 час
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»
Развивать у детей понятие того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей.
1 час
Апрель
«Первоцветы»
Презентация «Первоцветы»
Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об из значении в нашей жизни.
1 час
«Бабочка, давай дружить!»
Презентация «Бабочки»
Расширять и закреплять знания детей о насекомых (бабочках), из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально - положительное отношение к природе.
1 час
«В гостях у пасечника»
Строительство сот из палочек Кюизенера.
Опыт
Формировать представления детей о профессии пасечника, о том, как пчелы делают запасы меда на зиму, как устроен улей; познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами; развивать умение строить наглядно- схематическую модель процесса, закрепить умение использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств продукта; развивать исследовательскую деятельность детей; воспитывать бережное отношение к пчелам, интерес к профессии пчеловода.
1 час
«Берёзы тоже плачут»
Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом России, уточнить представление детей об особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
1 час
«Посадка бархатцев»
Опыт «Куда растут корни?»
Обобщить знания детей об условиях роста и развития растений; расширять знания о бархатцах; учить называть названия цветов (их части), функции насекомых ; познакомить с новыми названиями лесных цветов: ветреница, медуница; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения по уходу за растениями.
1 час
Май
«Муравьи - санитары леса»
Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям.
1 час
«Земля - наша голубая планета»
Закреплять знания детей о материках Земного шара, их природе и обитателях; научить детей определять местоположение материков на глобусе; развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
1 час
Конкурс знатоков экологии»
День открытых дверей для родителей.
Закрепить представление о живой и неживой природе, об экологии как науке, о связи живых существ с окружающем миром; развивать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; закрепить знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе.
1 час
Итого 36 часов