Кружок в старшей группе по безопасности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад № 3 «Золотой ключик» общеразвивающего вида







ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей старшего дошкольного возраста



кружок

«Спасик»





Руководитель: воспитатель первой

квалификационной категории:

Мухина Ирина Михайловна






П.Медведево, 2015 г.

Пояснительная записка

В настоящее время все чаще слышим о увеличении частоты проявления разрушительных сил природы, о промышленных авариях и катастрофах, и других опасностях социального характера. Отсутствие навыков правильного поведения людей в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализирует необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка и характеризуется нарастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, поскольку основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются в дошкольном возрасте и, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто также встречающихся ситуациях.

При обучении детей по обеспечению безопасности их жизнедеятельности должны принимать участие и педагоги, и родители, и общественность, а также различные ведомственные структуры, которые несут ответственность за жизнь и здоровье граждан.

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения в быту, включающую сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в различных чрезвычайных ситуациях.

Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования - формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Тип: информационно-практико-ориентированный.

Участники: дети, педагоги.

Целевая группа: дети 5-7лет.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей в быту.

Название кружка: «Спасик».

Актуальность: сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всего мира. Правила и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Безопасность - это не сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому необходимо стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности. Участившиеся случаи детского бытового травматизма, говорят о том, что дети не имеют практических навыков поведения в экстремальных ситуациях. Поэтому профилактика бытового травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими и сформировать практические навыки безопасного поведения детей в быту.

Задачи:

1.уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту;

2.формировать навыки безопасного поведения дома у детей через практическую деятельность;

3.способствовать формированию навыков разумного поведения; научить адекватно вести себя в различных ситуациях;

4.закрепить правила безопасного поведения и практические навыки в условиях игрового пространства;

5.формировать представления об источниках опасности в доме (острые предметы, пожароопасные предметы, электроприборы и т.д.);

6.довести до сознания детей, к чему может привести несоблюдение правил безопасности;

7. обучить детей умению распознавать и оценивать опасности в быту;

8. развивать речь.

Для работы кружка была подобрана методическая литература, наглядные пособия, картотека подвижных и дидактических игр. Программа кружка рассчитана на детей старшей группы. Кружок проводится два раз в неделю по 20-25 минут. Форма работы - подгрупповая.

Параллельно работе с детьми проводится работа с родителями: метод опроса и анкетирования; в виде папок передвижек и стендов и консультации.

Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса (организованная деятельность; совместная деятельность; самостоятельная деятельность), что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, стимулирует у детей самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность.

В своей работе применила сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

- наблюдения, экскурсии (кухня, медицинский кабинет, эвакуационный выход);

- игры-тренинги («Раз, два, три, что опасно - найди», «Учимся набирать 01, 02, 03», «Вам позвонили в дверь» и др.), дидактические («Что мы знаем о вещах», «Подбери игрушку Танюшке» и др.), сюжетно-ролевые («Один дома», «Мы - спасатели», «Полиция» и др.);

- беседы: «Как хранить опасные предметы дома», «Притягательные баночки и бутылочки», «Чтобы не было беды», «Огонь - друг, огонь - враг», «Опасности вокруг нас» и др.;

- моделирование заданных ситуаций; («Мокрый пол», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»);

- сочинение историй;

- чтение и анализ художественных произведений («Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванов; «Пожар» С. Я. Маршак, «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и др.).

- -рассматривание иллюстраций и плакатов;

- рисование и моделирование; аппликация и конструирование;

- беседы;

- просмотр мультипликационных фильмов;

-игры подвижные, словесные, сюжетно-ролевые и дидактические.

Работа с детьми:

1. Занятия:- «Опасные предметы»- «Незнакомые предметы»- «Горячие предметы на кухне»

- «Добрый и злой огонь»- «Мамины помощники»- «Пожар»- «Балкон, открытые окна и другие бытовые опасности»

- «Кто стучится в дверь ко мне»

2. Беседы:- «Как хранить опасные предметы дома»- «Притягательные баночки и бутылочки»

- «Чтобы не было беды»- «Огонь - друг, огонь -враг»- «Безопасность на елке»- «Загадочный ток»- «Опасности вокруг нас»- «Чтобы не было беды (пожарная безопасность)»

- «Внешность человека может быть обманчива».

3. Моделирование ситуаций:

- «Вызываем скорую помощь»- «Один дома»- «Звоним в полицию»- «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»

4. Игры - тренинги:

- «Раз, два, три, что опасно - найди»- «Учимся набирать 01, 02, 03»- «Разговор по телефону с незнакомыми людьми»

- «Вам позвонили в дверь»

5. Дидактические игры:- «Что мы знаем о вещах»- «Опасный-безопасный»- «Источники опасности»

- «Так и не так»- «Высоко-низко»- «Убери на место»- «Как избежать неприятностей»- «Если ребенок поранился»- «Подбери игрушку Танюшке»- «Игра- дело серьезное»- Игра «Если кто-то заболел»

6. Чтение художественной литературы:- «Шкатулка загадок» (об опасных предметах)

- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванов- «Пожар» С. Я. Маршак- «Пожарные собаки» Л.Толстой- «01» Л.Зильберг - «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен- «Три поросенка»- «Кот, петух и лиса»- «Волк и семеро козлят»

7. Целевые прогулки:- В медицинский кабинет - На кухню детского сада

8. Сюжетно - ролевые игры:- «Наш дом»- «Семья»- «Больница»- «Скорая помощь»- «Мы пожарные»

- «Полиция»- «Мы спасатели»

Перспективный план работы кружка «Спасик» для детей старшей группы.


Месяц

Тема

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

«Наши помощники и враги»

Дать детям сведения о трех группах предметов опасных дома:

1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям дома- спички, печки, электрические розетки, электроприборы.

2. Предметы, с которыми в зависимости от возраста, детей нужно научиться правильно обращаться- иголка, ножницы, нож.

3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных местах для детей- быт. химия, лекарства, спирт. напитки, сигареты, режущие- колющие предметы.

4. Развитие графических навыков, закрепить предназначение бытовой техники.

5 .Закрепить правила безопасности при пользовании режущими, колющими предметами.

6. Помочь детям сделать вывод, что лекарства, таблетки приносят пользу, если их назначает врач и назначение исполняют родители.

7. Привлечь внимание родителей к полезной информации, вызвать у них желание провести беседу с ребенком по данной теме.

1. Беседы: «Спички- детям не игрушка!», «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!»

Рассматривание картинок, загадки.

2. Чтение художественной литературы: «Умный наперсток», загадки о электроприборах, колющих- режущих предметах.

3. Игры: «Опасно -безопасно!», с/р игры «Больница», «Дочки-матери», «Семья» и т.д..

4. Рисование «У меня дома есть бытовая техника».

5. Практическое занятие «Учимся правильно вырезать», «Заправляем иголку ниткой», «Как правильно передать нож».

6. Беседа «Запомните детки, таблетки- не конфетки!»

7. Рассматривание домашней аптечки, какие бывают лекарства.

8. Папка- передвижка для родителей «Правила безопасности в доме».

Октябрь

«Открытое окно, балкон- источник опасности!» «Вызов экстренных служб».

1. Довести до сведения детей об опасностях, которые несут открытое окно и балкон при не правильном и самостоятельном использовании.

2. Продолжать знакомство с экстренными службами- 01, 02,03,04 или единой службой 112, с их назначением. Научить детей правильно делать вызов по телефону (адрес, причина).

3. Внимательное слушание, помочь детям сделать выводы.

4.. Обратить внимание детей на строение транспорта спецслужб, приспособления для выполнения определенной задачи транспорта.

5. Вызвать у детей желание изобразить увиденное, какая техника понравилась больше.

6. Закрепить порядок действий при выполнении вызова по телефону: причина, адрес, И.Ф.О. родителей, место работы.

7. Уметь выстраивать игровой сюжет, соединять несколькие с/р игры между собой.

8. Определить степень заинтересованности родителей по основам безопасности своих детей.

1.Беседа «У меня дома есть окно, балкон» ( их предназначение, как правильно ими пользоваться).

2. Вместе с родителями рисуем план нашей квартиры.

3. Д/игра- «Опасно- безопасно» по данной теме.

4. Беседа « Экстренные службы-01,02,03,04 или единая служба 112 (их предназначение).

5. Чтение художественной литературы: «Кошкин дом» С.Маршак, «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой, стихи Л.Зильберга «01»,»02», «03».

6. Рассматривание транспортных машин спецслужб (площадь города), игрушечные модели.

7. Рисование транспорта, написание номеров- 01,02,03,04.

8. Практическое занятие с моделью телефона « Как правильно сделать вызов по телефону спецслужбы».

9. С/ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Полиция».

10. Родительское собрание «Безопасность в вашем доме».

Ноябрь

« Физическое здоровье».

1. Продолжать знакомство со своим организмом.

2. Вызвать у детей желание следить за чистотой и опрятностью своего организма.

3. Поддерживать интерес к занятиям физкультуры, желание заниматься спортом.

4. Уметь внимательно слушать, развивать любознательность, беседа о прочитанном.

5. Учить детей сочувствию, быть сострадательными. Описать музыку по характеру.

6. Воспитание дружеских отношений.

7. Развитие физкультурных навыков, командного духа.

8. Донести до родителей права ребенка и родительские обязательства.

9. Помочь детям понять , разобраться в защите прав ребенка.

1.Рассматривание иллюстраций, беседа «Из чего состоит наш организм» (части тела).

2. Рисование на тему «Я здоровый и счастливый!»

3. Беседа «Паста, мыло и вода наши лучшие друзья!»

4. Чтение художественной литературы: «Прививка» С.Михалков, «Девочка чумазая» А.Борто, «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковский.

5. Прослушивание мелодии «Болезнь куклы».

6. С/ ролевые игры: «Семья», «Поликлиника».

7. Физкультурный досуг «Быстрые, смелые, ловкие» (командные соревнования).

8. Информационный стенд для родителей « 7 правил для родителей. Ребенок имеет право на…..».

9. Коллективная беседа, рассматривание иллюстраций на тему « Я имею право на ….».

Декабрь

«Эмоциональное здоровье».

1. Дать детям понятия «о конфликтах», учить избегать их, находить примирение и согласие.

2. Учить детей осознавать понятия «добро» и «зло». Побуждать к совершенствованию добрых поступков, которые влияют положительно на окружающих.

3. Выяснить, что такое «детские страхи», как они влияют на здоровье детей, учить избегать их, бороться с ними.

4. По картинкам определить эмоциональное состояние- удовольствие, гнев, радость, плач.

5. Помочь детям подобрать правильные слова, действия в ситуации.

6. Закрепить самостоятельное распределение ролей в игре, вариативность игрового сюжета. Уметь договариваться между собой, избегать конфликтных ситуаций.

7. Побуждать детей выполнять добрые поступки, помогать товарищам, говорить как можно больше добрых слов.

1. Коллективная беседа «Чего мы боимся?»

2. Рисование на тему «Нарисуй свой страх», (затем «уничтожают» его с помощью закрашивания, порвать на маленькие кусочки, тем самым избавляемся от него).

3. Чтение художественной литературы: С.Маршак «Чего боится Петя?», В.Катаев «Цветик - семицветик».

4. Игры психологического характера «Приятно познакомиться!», «Сострой рожицу» и т.д.

5. Коллективная беседа на тему «Наши эмоции», рассматривание картинок «Что случилось?»

6. Игра- тренинг «Разыграем ситуацию»: помирись с подружкой, одолжи игрушку, предложи игру и т.д..

7. С/ролевые игры: «День рождения куклы», «Моя семья», «Детский садик», «Гараж», «Автобус», «Корабль» .

8. Помочь детям понять смысл пословиц: «Всякая ссора красна миром», «Где любовь да совет, там и горя нет», «Друга ищи, а не найдешь - береги», «Добрые слова дороже богатства».

9. «День вежливых слов и добрых поступков».

Январь

«Встреча с опасными людьми».

1. Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми (психических больных, наркоманов, воров, похитителей, террористов). 2. Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Побеседовать о работе сотрудников полиции.

3. Выяснить, как дети понимают смысл, не запугать, а предостеречь их, предупредить о последствиях.

4. Напомнить родителям порядок действий при встрече, побеседовать с ребенком дома.

5. Закрепить данные- адрес, И.Ф.О. родителей, место их работы, уметь рассказать о случившейся ситуации.

6. Дать детям элементарные сведения о работе служб полиции, что все они важны.

1.Коллективная беседа «Встреча с незнакомцем», рассматривание иллюстраций по теме.

2. Чтение художественной литературы: стих «Как вести себя с незнакомцем», сказка «Лиса в заячьей шкуре», «Волк и семеро козлят», рассказ «Марта и Чичи в парке» ( из «Осторожные сказки» Т.А.Шорыгиной).

3. Коллективная беседа «Опасные люди- это …».

4.Папка-передвижка для родителей «Встреча с незнакомцем на улице, в подъезде, в лифте..».

5. Игра- занятие «Вызов по телефону - 02».

6. Д/игра « Опасно - безопасно» по данной теме.

7. Коллективная беседа на тему «Службы полиции» (дежурная часть, ППС, ДПС их предназначение).

Февраль

«Будь внимателен и осторожен!»

1. Учить детей безопасному, правильному поведению с незнакомцами, с не понятными находками (объектами) и т.д..

2. Привести пример из жизни в нашем городе (лица без определенного места жительства; лица цыганской национальности, продающие товар по домам; лица не в трезвом виде и т.д.).

3. Дать детям понять, что любой незнакомый человек, может иметь нехорошие намерения.

4. Уметь внимательно слушать, вступать в беседу по смыслу.

5. Сделать анализ работ, сравнить по цветовой гамме, по размеру, изображению лица.

6. Подвести детей к пониманию и осознанию опасных мест и встреч с незнакомцами во время прогулки.

7. Развитие ориентации на местности.

8. Развитие театрализованных способностей, сделать вывод по теме.

9. Дать детям понять, что нельзя этот предмет брать в руки, поднимать, нести куда- либо и рассматривать, нужно позвать взрослых. Это может быть опасно,

10. Работа по замыслу, рассмотреть и описать свои работы.

1.Коллективная беседа «Внешность человека может быть обманчива», рассматривание картинок.

2. С/игра « Опасно - безопасно» по данной теме.

3. Чтение художественной литературы: С.Маршак «О мальчиках и девочках», В.Катаев «Цветик- семицветик», Ю.Олеша « Три толстяка», Л.Толстой «Старый дед и внучек».

4. Рисование на тему «Злой и добрый человек», «Мои друзья».

5. Составление творческих рассказов с родителями на тему «Как я гуляю на улице, во дворе, на площадке».

6. Д/ игра «Помоги мальчику добраться до дому».

6. Театрализация сказки «Красная шапочка».

7.Коллективная беседа «Если ты нашел непонятный предмет (пакет, сумка, коробку)».

8. Аппликация «Неопознанная находка» (красивая и опасная).

Март

«Остановись! Посмотри! Перейди!» (1)

1.Рассмотреть взаимоотношений участников дороги (дорога, транспорт, пешеход).

2. Знать и различать виды транспорта их назначение.

3. Совершенствовать правила поведения в городском транспорте.

4. Закрепить изображения дорожных знаков, уметь читать их. Развитие графических навыков.

5. Вызвать интерес у детей изготовить игру (дорожное полотно, дома, здания, транспорт, дорожные знаки) для дальнейшей игры. Развитие старания, аккуратности, самостоятельности.

6. Развитие внимания, наблюдательности.

7. Напомнить родителям о ПДД, предложить их не нарушать, подавать своим детям положительный пример.

8. Вызвать у детей желание всегда соблюдать ПДД. Уметь внимательно слушать, выразительно читать стихотворение.

9. Закрепить безопасные правила поведения в городском транспорте.

1.Экскурсия к проезжей дороге. Рассмотреть взаимодействие транспорта и пешеходов, движение, дорожные знаки.

2. Рассмотреть машину ДПС, отметить ее особенности.

3. Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Автозаправка», «Медицинский пункт», «Столовая», «Светофор».

4. Изготовление настольной игры «Улицы города».

5. П/игра «Стой, готовься, иди».

6. Д/игры: «Юный пешеход», « Внимание, дорога!».

7. Информационный стенд для родителей: «Большое уважение к правилам дорожного движения».

8. Чтение художественной литературы: Цыферов «Светофор», Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», С.Михалков «Дядя Степа- милиционер», заучивание стиха С.Михалкова «Если свет зажжется красный…»

9. С/ролевая игра «Автобус».

Апрель

«Животные могут быть опасными!»

1. Познакомить детей- чем опасны контакты с больными, с незнакомыми животными.

2. Предупредить о осторожном поведении по отношению к животным (агрессивное поведение животных между собой).

3. Прививать детям гуманное отношение к животным (нельзя их дразнить, жестоко обращаться с ними).

4. Учить детей понимать состояние и поведение животных в разных ситуациях.

5. Дать детям понятие о ветеринарной клинике, ее значение. Что животные тоже болеют, им тоже нужна медицинская помощь.

6. Пояснить детям, что собаки бывают разные не только по росту и окрасу, но и породы есть разные (отличительные черты, предназначение).

7. Воспитывать любовь к животным; правильное, заботливое отношение.

8. Закрепить уменьшительно-ласкательные названия животных. Развитие мелкой моторики, умения работать по схеме, поэтапно.

1.Творческий рассказ, составленный вместе с родителями на тему «У меня дома есть животное».

2. Рисование на тему « Мой любимец».

3. Просмотр м/фильма « Доктор Айболит».

4. Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Лев и собачка», М.Пришвин «Томка» , К.Чуковский «Доктор Айболит» и т.д..

5. С/ролевая игра «Ветеринарная больница».

6. Д/ игра «Какие бывают собаки?»

7. Коллективная беседа на тему «Как нужно заботиться о домашних животных».

8. Конструирование из бумаги «Котенок», «Щенок».

9. Д/ игра «Опасно - безопасно».

Май

«Растения- вредные и полезные».

«В лесу и у воды».

1.Познакомить детей в доступной форме с лекарственными растениями: подорожник, ромашка, одуванчик, мать и мачеха.

2. Развивать интерес к растению, познакомить с лечебными свойствами этого растения.

3. Закрепить знания детей о том, что есть грибы, ягоды, травы, которые могут принести вред здоровью, нужно соблюдать осторожность, родительский контроль обязателен.

5. Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время похода в лес, чтобы не нанести вред природе и не забывать о личной безопасности.

6. Довести до сведения детей правила поведения на воде, во время ледохода.

7. Развитие эмоциональной памяти, умение составить композицию.

8. Сформировать представление о том, что нельзя близко походить к воде. Воспитывать чувство самосохранения.

9. Воспитывать желание активно беречь и защищать природу.

1.Рассказывание сказки «Я лечебная трава» с использованием иллюстраций.

2. Рисование полевых цветов (ромашка, одуванчик, колокольчик и т.д.).

3. Заучивание стихотворения «Одуванчик» Е.Благининой.

4. Составление рассказа совместно с родителями на тему «По грибы, по ягоды».

5. Совместный поход в лес с родителями, игры, эстафеты, чаепитие.

6. Экскурсия к реке «А у нас на Печере ледоход», наблюдение за льдом, за уровнем воды.

7. Аппликация «Льды такие разные».

8. Экскурсия к реке Печере. Наблюдение за уровнем воды, за речным транспортом.

9.Коллективная композиция «Природа наш- дом» (аппликация, рисование).

Прогнозируемые результаты: У детей к концу обучения сформируются навыки безопасного поведения в быту. У детей должны закрепиться знания о элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека, о опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в различных чрезвычайных ситуациях.

Список литературы:

1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», «Мозайка- Синтез», 2011год.

2.Васильева, Ю.Н. Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности на тренинговых занятиях / Ю.Н. Васильева, О.И. Кокорева // Перемены в России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. В двух томах. Том I. - Казань: Таглимат, 2007. - С.224-225.

3. Мельничук В.М. «Я и мое здоровье», Новосибирск, 1997 год.

4. Поляков В.В. «Основы безопасности жизнедеятельности», М. Издательский дом «Дрофа».

5.Полынова В.К.,Дмитренко З.С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Детство- Пресс», 2009год.

6. Скорлупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», Москва, 2006 год.

7. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет», Москва,2009 год.







© 2010-2022