Комплексное мероприятие Приобщение детей к прошлому советского народа

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект комплексного занятия на тему : « Приобщение дошкольников к истокам

героизма старших поколений родного края».

Программное содержание:

1.Формировать представление детей о том, как советский народ защищал Родину от врагов, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом.

2.Формировать конкретные представления детей о героических защитниках страны в годы ВОВ. Расширять представления детей о советском солдате, на примере жизни и подвиге нашего земляка Ф. Полетаева.

3.Воспитывать любовь, уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал нашу Родину. Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Словарная работа:

Обогащение словаря: ВОВ, Гитлер, немцы, фашисты, полководец, героизм, сражение, торф, колхоз, похоронка, лагерь, Италия, г. Генуя, Золотая медаль, монумент, ветераны, земляк, бронзовый барельеф.

Активизация словаря: праздник, войска, война, Родина, смелость, победа, грузчик, кузнец, тракторист, комбайнёр, горы, площадь, памятник.

Материал: фотографии Ф. Полетаева, Золотой медали за воинскую доблесть, бронзового барельефа Ф. Полетаеву, установленному в г. Генуя, копии страницы итальянской газеты, где изображён подвиг Ф. Полетаева, картинка с изображением гор.

Предварительная работа: чтение рассказов о войне, героях войны, заучивание стихов, беседы о подвиге советского народа в ВОВ, рассматривание картины «Мы помним о героях» художника И. И. Пчёлко, иллюстраций на военную тему. Встреча с ветераном ВОВ Беловым В. Я., рассматривание на фото памятников, мемориалов г. Рязани. Знакомство с жизнью и подвигом нашего земляка Ф. Полетаева. Оформление стенда к 70-летию Победы.

Ход занятия:

Воспитатель: Много лет тому назад наш народ пережил чудовищную трагедию-войну. Война унесла жизни миллионов людей (это огромное количество.) Мы сегодня побеседуем о ВОВ, о героях войны, о том, как люди чтут память о погибших. Как началась война?

(ребёнок читает отрывок из стихотворения «Победа» С. Михалкова):

Летней ночью на рассвете, когда крепко спали дети,

Гитлер дал войскам приказ и послал солдат немецких

Против всех людей советских, это значит - против нас.

Воспитатель: 22 июня 1941 года в 04 часа утра гитлеровцы напали на нашу страну.

Казалось было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник и пограничник протянул к ним руки

А немцы кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось. Щипачёв.

-Началась ВОВ, страшная, кровавая, которая длилась 1418 дней. Это очень много, целых четыре года. Это было испытание сил каждого советского человека. Война нанесла тяжёлые раны советским людям и людям многих стран. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе - кто потерял сына или дочь, кто отца или мать, кто брата или сестру. Г. К. Жуков - наш выдающийся полководец, Маршал Советского Союза писал в воспоминаниях: « Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, который отказывая себе в самом необходимом, в питании и сне, делал всё от него зависящее… чтобы приблизить час победы над фашизмом». Мы должны гордиться такими людьми. Совершая героизм, самоотверженность наши люди не жалели себя и своей жизни. Мы много читали с вами о таких героях, кто вам запомнился больше всего?

Дети: А. Матросов.

Воспитатель: Какой подвиг он совершил? (закрыл амбразуру дзота своим телом.)

Кто из наших рязанцев повторил подвиг А. Матросова? (А. Типанов.)

Дети : Зоя Космодемьянская

Воспитатель: Какой героический подвиг она совершила?( поджигала дома, в которых находились немцы в с. Петрищево)

Воспитатель: Не только взрослые приближали день победы, но и дети. В то время, когда отцы, деды, братья воевали их место у станков занимали дети. Они оказывали посильную помощь: работали у станков, подставляя ящики из-за малого роста, участвовали в партизанском движении. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому вы об этом должны знать. Вы должны расти, мужать, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь. Нам нужен мир, а не война.

(ребёнок читает стихотворение : « Нет войне» О. Воробьёва)

Мы скажем снова «нет - войне», и повторим мы это слово,

Пусть мирно будет на земле, пусть будет мир - всему основой.

(дети поют песню « Мир нужен всем» слова С. Богомазова. Музыка В. Мурадели)

Воспитатель: Сколько же лет прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное: «ПОБЕДА!»

Дети: 70 лет.

Воспитатель: Когда мы будем отмечать эту дату?

Дети: 9 мая.

Воспитатель: Много полегло на полях сражений и наших рязанцев. Многие из них награждены орденами и медалями за героизм, отвагу, смелость. Давайте вспомним об одном из них. (выставляет фото Ф. Полетаева)

Кто это ? ( Ф. Полетаев)

Кто такой Ф. Полетаев?

Дети: наш земляк, Герой Советского Союза, Национальный герой Италии. Кто хочет рассказать о его жизни до войны?

Дети: Ф. Полетаев родился 14 мая 1909 года в селе Катино Скопинского района. Когда ему было шесть лет , у него умер отец, и он стал помогать маме заботиться о сёстрах и младшем брате. В 15 лет Фёдор начал работать в Подмосковье грузчиком торфа .Проработав там почти семь лет он ушёл служить в армию. Там он стал умелым воином- артиллеристом. Он мечтал после армии вернуться домой , но его направили на Кубань поднимать колхозы. А когда он вернулся домой, то работал и кузнецом, и трактористом, и комбайнёром.

Воспитатель: Когда началась война, Фёдора не сразу взяли на фронт, потому что у него было четверо детей, но в ноябре 1941 года прислали повестку. На фронте он стал наводчиком орудия. Когда Ф. Полетаев воевал под Харьковом, где развернулись кровопролитные бои, в списках погибших числилось его имя. Его родные получили похоронку, где сообщалось, что Фёдор похоронен с другими солдатами в братской могиле. Но на самом деле Фёдор был жив, участвовал в боях, был ранен осколком, а когда он, после ранения, хотел перейти линию фронта, то был схвачен фашистами и отправлен в лагерь для военнопленных. Начались его скитания по лагерям. Однажды он с товарищами решил совершить побег, но они были схвачены фашистами, их бросили в товарный вагон поезда, который направлялся в Италию. Так Ф. Полетаев оказался в Италии, близ г. Генуя. Его и ещё двоих русских заперли в сарайчик, а сразу за сарайчиком начинались горы. Хозяева сарайчика Марио и Мария выпросили у немцев разрешение подкармливать пленных. Хозяин Марио был связан с партизанами, и они решили помочь устроить побег пленникам. Побег удался, и Фёдор со своими друзьями оказались в партизанском отряде гарибальдийцев. Фёдор вызывал всегда восхищение у итальянцев. Почему, как вы думаете?

Дети: Потому что он был красивый, крепкий, сильный как богатырь. В газете они писали: « Он постоянно был готов добровольно отдать свою жизнь ради других. Фёдор завоевал всеобщее восхищение товарищей и дружеские симпатии местных жителей». Его ласково называли « Гигант Фёдор», « Русский богатырь», « Геркулес Фёдор». 2 февраля 1945 года случилось непоправимое : жизнь отважного партизана оборвалась. Кто расскажет как погиб Ф. Полетаев?

Дети: Однажды партизаны узнали , что в деревню недалеко от которой они находились, прибыл отряд карателей. Фашистов во чтобы - то ни стало, надо было выбить из занятой деревни. Но фашистов было больше, создалось трудное положение. И тогда Фёдор, подавая пример своим товарищам, выскочил на шоссе и начал строчить из автомата, приказывая немцам бросить оружие сдаться в плен. Немцы от неожиданности растерялись, а к Фёдору устремились партизаны, стреляя в немцев. Фашистов разгромили, но в этом бою погиб только один партизан это был Ф.Полетаев.

Воспитатель: Пуля оборвала жизнь замечательного бойца. На следующий день его похоронили там же, на сельском кладбище. Командир отряда выражал восхищение героизма солдата, который оказался в плену и , находясь за тысячи километров от Родины и семьи, продолжал бороться и пожертвовал жизнью за свободу Италии. Позже прах Ф. Полетаева перенесли на могилу в г. Генуя. А ещё позднее, когда установили точную фамилию Ф. Полетаева , на его могиле был установлен бронзовый барельеф, который отлили на рязанском заводе « Центролит». За выдающие заслуги перед республикой Италия итальянское правительство наградило посмертно Ф. Полетаева «Золотой медалью за воинскую доблесть» и присвоило звание «Национальный герой Италии». И в нашей стране Указом Президиума Верховного Совета СССР Полетаеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем Полетаева названы улица и площадь в г. Рязани и улица в г. Генуя. Его имя носит танкер, который ходит в Италию. Ребята, вы когда вырастете большими,я уверена, что вы тоже будете защищать свою Родину, а пока давайте покажем, что мы можем уже сейчас.

Ребёнок: Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубым,

Нет, не забудем никогда героев,

Что ради жизни шли на смертный бой!

Игра - эстафета» Донесение»

( дети делятся на 2 отряда: Патриот и Боец)

После игры дети садятся на стульчики, звучит тихая музыка И. С. Баха ребёнок читает отрывок из стихотворения Т. Белозёрова «Вечный огонь».

Идём мы в сквер мемориальный по плитам, гладким как стекло

От звуков музыки печальной на сердце грустно и светло

Молчат чугунные знамёна, мерцает мрамор и гранит,

И зелень тихого газона росу полночную хранит.

Не птица огненная машет своим задумчивым крылом

Горит огонь в латунной чаше - живая память о былом.

Воспитатель: В Рязани установлено много памятников воинам, погибшим в ВОВ. Установлен памятник и Ф. Полетаеву. С гранита стены смотрит на земляков лицо героя, высеченного из камня. Мужественное, выражающее непреклонную волю и твёрдость лицо советского солдата, идущего в бой. Сдвинуты каменные брови, сурово сжаты губы. Могучая рука сжимает автомат: он, отстоявший мир и свободу на земле, по - прежнему на боевом посту. Рядом, словно из плодородной земли, вырастает из гранита стелы чудесный цветок- колос и олива на одном стебле. Это символ нерушимого братства русского и итальянского народов, который своей горячей кровью скрепил советских солдат. Ещё один памятник, который стоит в г. Рязани - это памятник победы. Кто видел этот памятник? Кто был у него? Это монументальный комплекс в честь Победы советского народа над фашистской Германией в ВОВ. В центре памятника скульптурная группа, которая символизирует единство фронта и тыла в то героическое время. Здесь же обелиск поднял на 30-метровую высоту многократно увеличенную копию ордена победы .Вечный огонь славы, горящий у монумента , зажжён от Вечного огня на могиле неизвестного солдата в г. Москве. Из серого камня высечены фамилии всех рязанцев, которые не вернулись с фронта. Сюда в День Победы приходят ветераны, здесь встречаются фронтовые друзья, в день свадеб молодожёны возлагают цветы к вечному огню в дань благодарности за счастливую жизнь. Ребята , память о войне живёт не только в бронзовых и каменных монументах. Она живёт прежде всего в человеческих сердцах. Песня « Вечный огонь».слова Д. Чибисова, музыка А. Филиппенко.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой « Памяти друга»

Неугасима память поколения , и память тех, кого так свято чтим

Давайте люди, встанем на мгновенье и в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания

Воспитатель: Приближается замечательный праздник День Победы. Весь наш народ готовится к этому радостному празднику, хоть и со слезами на глазах ,потому что наш народ одержал Великую Победу!

Слушание песни «День Победы».











© 2010-2022