- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Комплексное занятие по теме Пусть всегда будет книга!
Комплексное занятие по теме Пусть всегда будет книга!
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рекина И.В. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рекина Ирина Владимировна, дошкольная группа «Берёзка» МКОУ Сосновская СОШ Карсунского района
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-БЕСЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:
«ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!»
(Слайд №1)
Цель: Формировать у старших дошкольников представление о значимости книги в жизни современного человека.
Программные задачи: Закрепитьзнания детей о ценности книги для познания окружающего мира; обогатить их представление о процессе создания книги;
Развивать связную речь детей, интерес к чтению.
Воспитывать у каждого ребёнка бережное отношение к книге.
Словарная работа:Книголюб, читатель, библиотека, книжная полка, книжный уголок, книжный шкаф, типография, печатный станок, переплёт, обложка, лесорубы, сплавщики.
Материал и техническое оборудование: интерактивная доска, слайды, воздушные шары (4 штуки).
Предварительная работа: Рисунки детей на тему: «Оживим сказки», выставка «Моя любимая книга», заучивание отрывков стихов о книгах, пословиц, загадок и афоризмов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(слайд№2)
Воспитатель: Дети, по изображению на экране вы догадались, о чём пойдёт наша беседа?
Дети:Да. Мы будем беседовать о книгах.
Воспитатель: 2015 год в России объявлен Годом Литературы. Это значит, что взрослые должны вспомнить, а дети понять, что книга - это главный «Учебник жизни». Поэтому надо покупать книги, читать книги, дарить книги. Конечно, много информации мы можем получать из интернета, телевидения, с помощью компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, но польза книги не теряет до сих пор своей важности в жизни человека.
Теперь вспомним, как мы читали «Книгу Сказок», как вы «оживляли» сказки в своих рисунках, и чему они вас научили.
(По ходу ответов, дети демонстрируют свои рисунки)
Ксюша: Я рисовала Лису и Колобка (сказка «Колобок»). Я узнала, что Лиса хитрая, притворщица, а Колобок доверчивый и наивный. Это плохо для него закончилось.
Юля: Я нарисовала Медведя с коробом (сказка «Маша и Медведь»). Я узнала, что надо проявлять смекалку, чтобы добиться, чего хочешь. Что Медведь оказался недогадливым, Маше даже повезло.
Алан: Я рисовал море, Золотую Рыбку и Старика. Мне понятно, что жадным быть плохо, от жадности страдают не только другие люди, а больше ты сам.
Воспитатель:Итак, дети,вы сами видите, что то, о чём мы узнаём из книг, может нам пригодиться в жизни.
(слайд №3)
Воспитатель: Помните, мы устраивали в группе выставку «Моя любимая книга»?
Для чего и как мы это делали?
Дети:(1-й) Я приносил из дома свою книгу и рассказывал о ней другим детям.
(2-й) Я узнал что-то новое и интересное, чего раньше не знал.
(3-й) Я увидел на выставке книги, которых нет у меня дома.
(слайд №4)
Воспитатель: А давайте сейчас прочитаем наизусть то, что вы выучили о книгах и об их пользе для человека: отрывки из стихотворений, пословицы, загадки, афоризмы…
1-й ребёнок читает стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметьчитать».
2-й ребёнок читает отрывок из стихотворения С. В. Михалкова «Как бы жили мы без книг?» (по выбору воспитателя).
3-й ребёнок читает строчки из стихотворения В. Маяковского «История Власа - лентяя и лоботряса»: «Вооружись
учебником - Книгой!
С детства
мозги
развивай и двигай!»
4-й ребёнок читает пословицу «Если книг читать не будешь -
скоро грамоту забудешь!»
5-й ребёнокговорит афоризмы: «Книга - лучший подарок»,
«Книга - учебник жизни».
6-й ребёнокзагадывает загадку: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» (Книга)
Воспитатель: И теперь, дети, ко всему сказанному я хочу добавить, что книги дают нам знания, развивают память, повышают нашу грамотность. Вот сколько пользы приносит нам чтение книг!
Физминутка. (Проводит ребёнок).
Воспитатель:Сегодня вы узнаете и увидите, как создаются книги. Над изготовлением книги трудится огромное число людей, поэтому это множество технологических процессов, и в каждом надо проявить ум, знания, приложить труд и воспользоваться достижениями науки и техники. Очень давно книги переписывали от руки. Писец гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой заказанной ему книги. Он писал очень медленно, и книга оставалась в единственном экземпляре. А читать хотелось многим. И поэтому в Китае появился первый печатный станок, а позже в Германии и Италии. На Руси первый печатный дом был открыт в Москве в 1563 году по указу царя Ивана Грозного. Первопечатник Иван Фёдоров выпустил первую российскую печатную книгу под названием «Апостол». Давайте проследим путь создания книги.
(Слайд №5)
Воспитатель:Жизнь любой книги начинается в лесу. Лесорубы спиливают деревья, обрубывают ветки, крепко связывают стволы железными канатами и лесные вездеходы везут их к реке.
(Слайд№6)
Самая удобная дорога для брёвен - река. Точно огромные рыбины плывут брёвна по реке. Это называется сплав леса. Иногда брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, плыть дальше не могут и образуются заторы. Чтобы заторов не было, специальные люди - «сплавщики» подплывают на моторных лодках к затору и длинными баграми (крючками) с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся брёвна. Река приведёт стволы деревьев на бумажную фабрику.
(Слайд №7)
Здесь в одних цехах брёвна распиливают, в других мельчат в опилки, в третьих варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его разливают и раскатывают в длинные и широкие полосы, а уже из них получается бумага.
(Слайд №8)
Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова, но книгу должен написать писатель.
(Слайд№9)
Писатели много путешествуют, много видят, много всего знают и очень интересно и грамотно пишут обо всём этом. Труд писателя сложный. На каждой книжке всегда пишут фамилию писателя - автора.
(Слайд№10)
Чтобы книжка понравилась и заинтересовала читателя, в ней должны быть картинки, рисунки, чертежи. И писатель работает вместе с художником.
(Слайд №11)
Чтобы книг хватило всем желающим, её надо размножить в типографии. В печатную машину попадает чистая белая бумага, а выходит уже с текстом и разноцветными рисунками.
(Слайд №12)
Но это ещё отдельные листы, их надо сложить так, чтобы странички шли одна за другой, не рассыпались и не повреждались. Для этого на специальном станке делается переплёт страниц и книжная обложка.
Из типографии книги расходятся по магазинам, библиотекам, книжным киоскам.
(Слайд №13)
Вот какой длинный путь проходит книга от дерева до книжной полки! А значит, огромный труд вложен в создание книги. А любой труд надо уважать и ценить. Послушайте стихотворение про Скворцова Гришку и подумайте, почему книжки «горько плакали».
(Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»)
(Дети рассказывают, как нельзя обращаться с книгами)
Воспитатель: Дети, я хочу напомнить вам некоторые правила обращения с книгой для читателей-книголюбов:
- Книги надо брать только чистыми руками.
- Рассматривать книги лучше за столом.
- Перелистывать страницы нужно аккуратно, по одной, не торопясь, не загибая страницы.
- Не мочить пальцы слюной, когда листаешь книгу.
- Нельзя есть и читать одновременно.
- Хранить книги надо на книжных полках, в книжном уголке или в книжном шкафу.
- Надо возвращать вовремя книги, взятые в библиотеке, так ка как они другим читателям тоже могут понадобиться.
Давайте наше занятие закончим призывом, который прочтём на воздушных шариках: «Пусть всегда будет книга!» (на каждом шаре по одному слову).
А на прогулке мы шары свяжем, отпустим в небо и дружно крикнем для всех:
«ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!»
Список литературы
1.Летова И. Воспитание интереса к книге / И. Летова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №3. - С. 7-10.
2. Михеева А. А. Зарница: Кн. для доп. чтения в нац. школах РСФСР / А. А. Михеева. - Л.: Просвещение, 1987.
3. Цыбина Б. Родители - книга - ребёнок / Б. Цыбина // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С. 70-73.
4. natlib.udm.ru/first.htm - об истории создания книг.
5. offpoly.ru/useful/izgotovlenie-knig.php - об изготовлении книг.