Комплексное занятие по теме Пусть всегда будет книга!

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекина Ирина Владимировна, дошкольная группа «Берёзка» МКОУ Сосновская СОШ Карсунского района



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-БЕСЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:



«ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!»

(Слайд №1)



Цель: Формировать у старших дошкольников представление о значимости книги в жизни современного человека.

Программные задачи: Закрепитьзнания детей о ценности книги для познания окружающего мира; обогатить их представление о процессе создания книги;

Развивать связную речь детей, интерес к чтению.

Воспитывать у каждого ребёнка бережное отношение к книге.

Словарная работа:Книголюб, читатель, библиотека, книжная полка, книжный уголок, книжный шкаф, типография, печатный станок, переплёт, обложка, лесорубы, сплавщики.

Материал и техническое оборудование: интерактивная доска, слайды, воздушные шары (4 штуки).

Предварительная работа: Рисунки детей на тему: «Оживим сказки», выставка «Моя любимая книга», заучивание отрывков стихов о книгах, пословиц, загадок и афоризмов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(слайд№2)

Воспитатель: Дети, по изображению на экране вы догадались, о чём пойдёт наша беседа?

Дети:Да. Мы будем беседовать о книгах.

Воспитатель: 2015 год в России объявлен Годом Литературы. Это значит, что взрослые должны вспомнить, а дети понять, что книга - это главный «Учебник жизни». Поэтому надо покупать книги, читать книги, дарить книги. Конечно, много информации мы можем получать из интернета, телевидения, с помощью компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, но польза книги не теряет до сих пор своей важности в жизни человека.

Теперь вспомним, как мы читали «Книгу Сказок», как вы «оживляли» сказки в своих рисунках, и чему они вас научили.

(По ходу ответов, дети демонстрируют свои рисунки)

Ксюша: Я рисовала Лису и Колобка (сказка «Колобок»). Я узнала, что Лиса хитрая, притворщица, а Колобок доверчивый и наивный. Это плохо для него закончилось.

Юля: Я нарисовала Медведя с коробом (сказка «Маша и Медведь»). Я узнала, что надо проявлять смекалку, чтобы добиться, чего хочешь. Что Медведь оказался недогадливым, Маше даже повезло.

Алан: Я рисовал море, Золотую Рыбку и Старика. Мне понятно, что жадным быть плохо, от жадности страдают не только другие люди, а больше ты сам.

Воспитатель:Итак, дети,вы сами видите, что то, о чём мы узнаём из книг, может нам пригодиться в жизни.

(слайд №3)

Воспитатель: Помните, мы устраивали в группе выставку «Моя любимая книга»?

Для чего и как мы это делали?

Дети:(1-й) Я приносил из дома свою книгу и рассказывал о ней другим детям.

(2-й) Я узнал что-то новое и интересное, чего раньше не знал.

(3-й) Я увидел на выставке книги, которых нет у меня дома.

(слайд №4)

Воспитатель: А давайте сейчас прочитаем наизусть то, что вы выучили о книгах и об их пользе для человека: отрывки из стихотворений, пословицы, загадки, афоризмы…

1-й ребёнок читает стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметьчитать».

2-й ребёнок читает отрывок из стихотворения С. В. Михалкова «Как бы жили мы без книг?» (по выбору воспитателя).

3-й ребёнок читает строчки из стихотворения В. Маяковского «История Власа - лентяя и лоботряса»: «Вооружись

учебником - Книгой!

С детства

мозги

развивай и двигай!»

4-й ребёнок читает пословицу «Если книг читать не будешь -

скоро грамоту забудешь!»

5-й ребёнокговорит афоризмы: «Книга - лучший подарок»,

«Книга - учебник жизни».

6-й ребёнокзагадывает загадку: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» (Книга)

Воспитатель: И теперь, дети, ко всему сказанному я хочу добавить, что книги дают нам знания, развивают память, повышают нашу грамотность. Вот сколько пользы приносит нам чтение книг!

Физминутка. (Проводит ребёнок).

Воспитатель:Сегодня вы узнаете и увидите, как создаются книги. Над изготовлением книги трудится огромное число людей, поэтому это множество технологических процессов, и в каждом надо проявить ум, знания, приложить труд и воспользоваться достижениями науки и техники. Очень давно книги переписывали от руки. Писец гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой заказанной ему книги. Он писал очень медленно, и книга оставалась в единственном экземпляре. А читать хотелось многим. И поэтому в Китае появился первый печатный станок, а позже в Германии и Италии. На Руси первый печатный дом был открыт в Москве в 1563 году по указу царя Ивана Грозного. Первопечатник Иван Фёдоров выпустил первую российскую печатную книгу под названием «Апостол». Давайте проследим путь создания книги.

(Слайд №5)

Воспитатель:Жизнь любой книги начинается в лесу. Лесорубы спиливают деревья, обрубывают ветки, крепко связывают стволы железными канатами и лесные вездеходы везут их к реке.

(Слайд№6)

Самая удобная дорога для брёвен - река. Точно огромные рыбины плывут брёвна по реке. Это называется сплав леса. Иногда брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, плыть дальше не могут и образуются заторы. Чтобы заторов не было, специальные люди - «сплавщики» подплывают на моторных лодках к затору и длинными баграми (крючками) с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся брёвна. Река приведёт стволы деревьев на бумажную фабрику.

(Слайд №7)

Здесь в одних цехах брёвна распиливают, в других мельчат в опилки, в третьих варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его разливают и раскатывают в длинные и широкие полосы, а уже из них получается бумага.

(Слайд №8)

Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова, но книгу должен написать писатель.

(Слайд№9)

Писатели много путешествуют, много видят, много всего знают и очень интересно и грамотно пишут обо всём этом. Труд писателя сложный. На каждой книжке всегда пишут фамилию писателя - автора.

(Слайд№10)

Чтобы книжка понравилась и заинтересовала читателя, в ней должны быть картинки, рисунки, чертежи. И писатель работает вместе с художником.

(Слайд №11)

Чтобы книг хватило всем желающим, её надо размножить в типографии. В печатную машину попадает чистая белая бумага, а выходит уже с текстом и разноцветными рисунками.

(Слайд №12)

Но это ещё отдельные листы, их надо сложить так, чтобы странички шли одна за другой, не рассыпались и не повреждались. Для этого на специальном станке делается переплёт страниц и книжная обложка.

Из типографии книги расходятся по магазинам, библиотекам, книжным киоскам.

(Слайд №13)

Вот какой длинный путь проходит книга от дерева до книжной полки! А значит, огромный труд вложен в создание книги. А любой труд надо уважать и ценить. Послушайте стихотворение про Скворцова Гришку и подумайте, почему книжки «горько плакали».

(Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»)

(Дети рассказывают, как нельзя обращаться с книгами)

Воспитатель: Дети, я хочу напомнить вам некоторые правила обращения с книгой для читателей-книголюбов:

- Книги надо брать только чистыми руками.

- Рассматривать книги лучше за столом.

- Перелистывать страницы нужно аккуратно, по одной, не торопясь, не загибая страницы.

- Не мочить пальцы слюной, когда листаешь книгу.

- Нельзя есть и читать одновременно.

- Хранить книги надо на книжных полках, в книжном уголке или в книжном шкафу.

- Надо возвращать вовремя книги, взятые в библиотеке, так ка как они другим читателям тоже могут понадобиться.

Давайте наше занятие закончим призывом, который прочтём на воздушных шариках: «Пусть всегда будет книга!» (на каждом шаре по одному слову).

А на прогулке мы шары свяжем, отпустим в небо и дружно крикнем для всех:

«ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!»



Список литературы

1.Летова И. Воспитание интереса к книге / И. Летова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №3. - С. 7-10.

2. Михеева А. А. Зарница: Кн. для доп. чтения в нац. школах РСФСР / А. А. Михеева. - Л.: Просвещение, 1987.

3. Цыбина Б. Родители - книга - ребёнок / Б. Цыбина // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С. 70-73.

4. natlib.udm.ru/first.htm - об истории создания книг.

5. offpoly.ru/useful/izgotovlenie-knig.php - об изготовлении книг.



© 2010-2022