Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию тема «Путешествие в мир природы»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие

по экологическому воспитанию «Путешествие в мир природы»

Программное содержание:

  • уточнить представления детей о признаках весны, особенностях весеннего состояния деревьев, о жизни диких животных и птиц;

  • познакомить детей с биологическими процессами в природе на примерах размножения растений, упражнять в навыках посадки;

  • воспитывать любовь к природе;

  • развивать внимание, мышление, речь детей.

Материал:

  • 3 картинки с видами весны, репродукция «Медведи весной» из серии «Картины из жизни диких животных»;

  • карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц, экологический светофор;

  • комнатные растения: бальзамин, бегония, фиалка, семена ноготков и бархатцев, все необходимое для посева семян.

I. Организационный момент. Мимические упражнения. Релаксация.

Воспитатель: Я превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки - вдоль тела, опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнышку.

II. Ход занятия.

- Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир природы. Поедем мы с вами на поезде и с песней.

1. Станция «Весенняя» (воспитатель выставляет картинки с видами весны)

Зима недаром злится,

прошла ее пора.

Весна в окно стучится

и гонит со двора… (Ф. Тютчев)

- Ребята! Рассмотрите эти картинки, сравните их между собой и назовите все признаки весны. Как изменился снег? В каких местах мы наблюдаем проталины? Что стало с водой после таяния снега? На крышах домов появляются… (сосульки). Почему это происходит только весной? Что можно рассказать о сосульках? Как изменилась почва с приходом весны? Изменилась ли температура воздуха? (Стало заметно теплее, ведь мы постоянно ведем наблюдение за температурой воздуха с помощью уличного термометра.) Какие осадки выпадают весной?

Вспомните, как мы с вами проводили наблюдение за ветками вербы, тополя, осины и березы.

Почки на лиственных деревьях и кустарниках зимой спали, а с приходом весны, тепла проснулись и набухают.

Дима, докажи, что это ветки вербы, тополя и осины.

Ребята! Послушайте, какая прекрасная музыка (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»). Как вы думаете, о каком времени года писал эту музыку композитор?

Нам пора продолжить свое путешествие. Занимайте места в вагонах. Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение С. Маршака «Апрель». О каком животном говорится в этом стихотворении?

2. Станция «Медвежья» (рассматривание картины)

- Вот и медведи проснулись после зимней спячки. Давайте за ними понаблюдаем. Кто это там вы брался из берлоги? Правильно, это медведица с медвежатами. Они родились зимой. Что делает медведица? Что делают медвежата? Ребята, а кто еще зимой впадает в спячку? Как называют детенышей ежа, лягушки, летучей мыши?

- Молодцы, ребята! Садимся в поезд, едем дальше. А в пути давайте отгадывать загадки.

Маленький мальчишка

в сером армячишке по дворам шныряет,

крохи собирает (Воробей)

Днем спит, а ночью летает, всех

пугает (Сова)

3. Станция « Птичья»

Ребенок читает стихотворение:

Вот и кончилась зима.

От такого счастья

Воробьи сошли с ума -

Всем горланят «Здрасте».

- Почему так счастливы воробьи? (Потому что прошли холода, кончилась зима). Зимой птицам трудно добывать корм, и поэтому их необходимо подкармливать. Назовите зимующих и перелетных птиц. Покажите их на картинках.

4. Подвижная игра «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания)

- А теперь давайте немного разомнемся.

Воспитатель включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.

5. - Продолжим наше путешествие. Мы подъехали к станции «Наш дом - Земля». 22 апреля весь мир отмечает День Земли. На нашей планете обитает множество живых существ: в океанах, в морях, реках живут рыбы и морские животные, на суше растут растения, обитают разные животные, живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Стало трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить и беречь природу.

6. - Ребята, мы с вами уже не раз говорили о том, как нужно вести себя в лесу, как относиться к животным и птицам. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Зоологическое лото».

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

- Послушайте стихотворение «Живой букварь» В. Орлова.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ну а весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Загадки.

Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

и развеял этот шар (Одуванчик)

7. - Итак, мы на станции «Цветочная»

Входит доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Я - доктор Айболит из «Зеленой службы», хожу по группам и проверяю состояние зеленых пациентов - комнатных растений. А какие комнатные растения вы знаете?

Дети: Аспарагус, бальзамин, герань, фиалка, бегония…

Доктор Айболит: Молодцы! Сколько растений назвали. Посмотрим на это растение. Как оно называется? Да, это бальзамин, его еще «огоньком» называют, а некоторые зовут Ванькой мокрым. Ох, как плохо он себя чувствует, листья желтые, цветов нет. Его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его можете вылечить сами. Выпишем ему рецепт…

Обрезать все веточки, оставив пеньки в 5-7 см, присыпать их углем, чтобы не попала инфекция. Поменять землю в горшке, каждый день опрыскивать растение, на солнце не ставить и на сквозняк тоже. Помните, бальзамин болеет, относиться к нему надо бережно.

Воспитатель: Спасибо, доктор, за рецепт. Мы обязательно вылечим наш бальзамин.

Доктор Айболит: Посмотрим на другие растения. Эти вполне здоровы. Как они называются? Какие еще бывают цветы? Назовите полевые, садовые цветы. Я вам принес семена ноготков и бархатцев. Я вижу, у вас земля приготовлена. Давайте посеем семена.

Дети: Давайте!

Доктор Айболит: Изогнутые серые - это семена ноготков, а ровные черные - бархатцев. Я напомню вам, как надо сеять. Нужно взять палочку, неглубоко воткнуть ее в землю и сделать небольшую лунку. Когда сделаете лунки по всему ящику, в каждую положите по одному семечку, потом закройте семена землей. Что нужно сделать после посева? Поливать нужно осторожно по всей площади.

Воспитатель: Мы будем ухаживать за цветами, а кто первый заметит ростки, скажет об этом всем.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Хочу угостить вас конфетами. А называются они, как цветы, - «Ромашка». Как доктор напоминаю: не забудьте перед едой помыть руки.








© 2010-2022