«Духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к истории родного края»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Духовно- нравственного воспитания детей через приобщение их к истории родного края»

Цель : Воспитание у детей любви к родному краю.

Задачи:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

7. Взаимодействие с родителями в вопросах патриотического воспитания детей.

Много лет подряд наш детский сад работает над проблемой духовно- нравственного воспитания детей через приобщение их к истории родного края.

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач ДОУ является патриотическое воспитание. Только любовь к России, Башкирии к их истории, их культуре, к народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину - место, где они родились и живут.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Важным для дошкольников является природное краеведение - ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение - один из важнейших путей исследования природы.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Каковы же источники краеведческих сведений?

Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Обращение к русским, башкирским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.

Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки - художественные и фотографические. Они могут быть видовыми - запечатлевшими виды города, природы и предметов быта. Открытки - репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственны источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел (Свиблова башня коломенского кремля).

Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения изобразительного искусства. Если есть возможность, для детей организуются встречи с художниками и писателями.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.

Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и культуре, природе, экономике и хозяйству края являются музеи: краеведческий, боевой и трудовой славы, музеи школ и предприятий.

Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.

Знакомя детей с родным городом и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

В практике нашего детского сада сложилась определенная система работы с дошкольниками по краеведению:

1. Непосредственная образовательная деятельность по краеведению с детьми 3-7 лет.

2. Курс лекций для детей 6-7 лет «Башкирия моя».

3. Экскурсионная работа.

4. Музейная педагогика.

Особенности работы по краеведению.

1. Введение личности ребенка в поле родной культуры.

2. Формирование целостного представления об окружающем мире, установление соотношения между информацией и деятельностью.

3. Отбор материала с учетом возрастных возможностей дошкольников.

4. Работа проводится системно в различных видах детской и совместной со взрослыми деятельности.

5. Деление материала по темам.

Примерные темы с учетом возрастных особенностей детей (по принципу узнавания и усложнения):«Я и моя семья».«Детский сад»,«Природа вокруг нас», «Труд родителей, промышленность г.Учалы», «Учалы - мой город родной», «История»,«Имя в истории».

Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке и т.п. В традициях детского сада проведение конкурса чтецов «Салават Юлаев», «Урал-батыр эпосы», знакомство с народной музыкой, народными песнями, частушками, народными танцами , сказками, с предметами русского и башкирского быта, знакомство с башкирским народным костюмом, знакомство с жизнью и творчеством деятелей культуры и искусства наших земляков, организация встреч с известными людьми, посещение выставок художников Учалинского района, проведение национальных праздников с использованием народных подвижных игр, изучение военного наследия нашего города.

Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Педагогами разработан ряд консультаций по патриотическому воспитанию. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является поисковая деятельность, создание семейных шэжэрэ, результатом которой стало создание уголков краеведения и мини-музеев в группах.

Целевые ориентиры:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы местных писателей и поэтов, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории ,

  • ребенок овладевает такими качествами личности, как патриотизм, активная жизненная позиция, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, уверенность в том , что он живет в великой многонациональной стране с героическим прошлым и счастливым будущим.


© 2010-2022