Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель: знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

  • Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

  • Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].

  • Упражнять в делении слов на слоги.

  • Закреплять образование множественного числа существительных.

  • Закрепить знания о предложении.

  • Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».

  • Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивающие

  • Развивать фонематический слух.

  • Расширять и уточнять словарь детей.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Развивать навыки творческого воображения.

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

  • Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;

  • Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.









Ход занятия.

I. Организационный момент:

- Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная гимнастика).

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных яблок).

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

- А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

- Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)
- Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись, расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это, отгадайте загадку:

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК
ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК)

-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение «РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что это?

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел нас сегодня познакомить? (Дети отвечают - [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

- Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

- С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как храпел Хомка. (Дети отвечают - [Х]).

- Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают характеристику по схеме) - Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]. (Дают характеристику по схеме)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] - мягкий, а [Х] - твёрдый)
-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари, компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

- Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки, определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

- Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем, называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох, пух)

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах. Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. - ...пастухи, лопу. - …….., пету. - ……., запа. - ……..,стра. - …….)

V. Физпауза

- Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец «Веселая зарядка»)

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

- Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх». Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из гороха)

- А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог их хвалит от имени Хомки).

VII. Закрепление навыка слогового чтения.

Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.

VIII. Рефлексия.

- А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться обратно в детский сад.

-Посмотрите, что-то Хомка вам написал. (Читающие дети читают6»ХОМКА ВАС ЛЮБИТ»

- Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ - эту улыбку подарят те ребята, кто активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ - эту улыбку подарят те ребята, кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ - эту улыбку подарят те ребята, кто часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску к надписи «ХОМКА ВАС ЛЮБИТ»)

-Что удалось сегодня вам на занятиии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

- С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)

© 2010-2022