Консультация для родителей Нужна ли в дошкольном возрасте самостоятельность

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нужна ли в дошкольном возрасте самостоятельность?

Текущие задачи современного человека по достижению определенных целей в жизни предъявляет повышенные требования к способности самостоятельно решать разнообразные задачи. Основная проблема воспитания детей кроется в том, что, как правило, взрослые, из лучших побуждений стараются оградить детей от ошибок, постоянно участвуя в принятии ими решений, но следствием такого подхода является отсутствие навыков самостоятельности. В данной статье я попыталась кратко сформулировать те вопросы, которые связаны с воспитанием самостоятельности и обозначить способы решения данной задачи.

В пятилетнем возрасте ребенок вступает в период, который на языке педагогов называется старшим дошкольным возрастом. Этот период характеризуется началом подготовки к школьным задачам и нагрузкам и является важнейшим этапом формирования личности. Хорошо известно, что дети в этом возрасте пытаются проявлять самостоятельность во многих вопросах, но происходит это, зачастую, спонтанно и вызывает сопротивление у взрослых и чаще всего - у родителей. Не всегда это связано с нежеланием видеть ребенка самостоятельным, а, скорее, с желанием помочь, исключить ошибки. Иногда родителям просто не хватает мудрости и терпения дать ребенку немного времени, поскольку очевидно, что ребенку в подавляющем случае решения задач, особенно - впервые, требуется больше времени, чем при получении помощи от взрослых. А иногда прямо противоположная ситуация: ребенок обращается за помощью, а взрослому некогда уделить его трудностям достаточно внимания и времени и ребенок слышит: «некогда».

В данный период у детей изменяется психологическая позиция: они уже ощущают себя взрослее, т.е. понимают, что являются старшими по отношению к другим детям и не только в стенах дошкольного учреждения. Задача взрослых в этот период - помочь детям осознать происходящие изменения и правильно их использовать в своей жизни. Необходимо обратить внимание детей на качества, присущие состоянию «взрослости» и на этом основании пробудить у них стремление к решению других, более интересных и трудных задач познания окружающего мира и общения в социуме.

Для решения этих задач взрослые должны, прежде всего, основываться на необходимости сформировать у ребенка желание на получение новых знаний, воспитывать в детях навыки самостоятельного решения текущих жизненных зачач, интерес к окружающему миру, уверенность в собственных силах, учить высказывать свои мысли и задавать вопросы, ответы на которые помогут ребенку лучше понять окружающий мир.

Что можно отнести к самостоятельности ребенка? В понятие «самостоятельность» по отношению к ребенку вкладывается, не только его умение действовать без помощи взрослого, но и стремление проявлять в этом вопросе инициативу, потребность в поиске ответов на возникающие вопросы, самостоятельность невозможна, таким образом, без активности и целеустремленности. Умение ставить перед собой цели и задачи является неотъемлемым спутником процесса развития самостоятельности. Ребенок, который получил навыки самостоятельности при поддержке окружающих, в результате полученного опыта (и необязательно только положительного), чувствует себя гораздо увереннее. Очевидно, что самостоятельное решение задач, относящихся к соответствующему возрастному уровню, особенно актуально для периода начального школьного образования, т.е. период, когда количество и сложность таких задач существенно возрастает. Дети, которым не прививают навыки самостоятельности достаточного уровня, как правило, при попадании в школу испытывают большие эмоциональные перегрузки. К возросшим требованиям по самостоятельному решению определенного круга задач прибавляется ещё и достаточно большие нагрузки по переработке и усвоению учебного материала. Успешное привитие навыков самостоятельности существенно повысит эффективность процесса школьного обучения и снизит отрицательный эффект от ощущения неспособности преодолеть трудности, решить текущие задачи. Состояние, когда взрослые контролировали почти каждый шаг ребенка сменяется состоянием, близким к состоянию «свободного плавания», что может помешать войти в общий ритм учебного процесса, и вызвать ощущение беспомощности при выполнении заданий. Другим возможным следствием чрезмерной опеки со стороны взрослых может стать возникновение комплекса неполноценности, так как у ребенка постепенно вырабатывается уверенность, что любые трудности и задачи он сможет преодолеть и решить только при участии взрослых, когда возникает такая проблема, ребенок очень часто замыкается к себе, становится слабо восприимчив к информации, поступающей извне, у него возникают проблемы в общении, успеваемости.

Итак, мы убедились, что развитие самостоятельности - важный, если не сказать - исключительно важный этап воспитания и обучения ребенка. Что для этого нужно? Как в дошкольном учреждении, так и дома, в первую очередь - это создание некой среды, где ребенок постоянно, в повседневном режиме будет принимать самостоятельные решения, решать текущие (бытовые) задачи. Это - самый начальный, простой уровень. И, если в дошкольном учреждении эта среда как бы есть изначально (индивидуальные шкафчики для одежды, кровати и т.д.), то в домашних условиях родители не всегда уделяют этому вопросу должного внимания. А много и не нужно. Это: места для полотенца, предметов гигиены, вешалки для одежды. Важно не «подгонять» процесс обучения. Например, прежде чем научить пользоваться вилкой, необходимо обучить пользованию ложкой, сначала научить мыть руки с мылом, а потом переходить к умыванию лица.







Памятка
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

1. Побуждать детей к самостоятельному получению знаний и навыков.

2. Создавать мотивацию, направленную на активное использование полученных и имевшихся знаний и навыков и главную мотивацию развития самостоятельности - чувство удовлетворения за собственные успешные самостоятельные действия.

3. Вызывать интерес к самостоятельным действиям, закреплять удовлетворение от полученных результатов, помочь почувствовать «вкус» от успешных самостоятельных действий. Реже использовать порицание, чаще - похвалу, но похвалу заслуженную.

4. Создавать условия, при которых будет возникать желание преодолевать препятствия, доводить дело до конца, не бросая решение текущих задач «на пол-пути».

5. Регулярно менять сферы приложения навыков самостоятельности, тем самым постепенно расширять сферу приложения самостоятельности детей, менять методы и формы обучения. Разъяснять его успехи, перспективы, показывать, насколько он преуспел в решении самых разных задач.

6. Использовать простые и доступные способы воспитания самостоятельности: детская вешалка для одежды, индивидуальные места для детского полотенца, зубной щетки и т.д.

7. Быть примером для подражания.

В статье обозначены общие задачи и рекомендации по формированию самостоятельности. Конкретные приёмы и способы взаимодействия с ребенком зависят от уровня развития ребенка, его опыта самостоятельно решать повседневные задачи и умений взрослых помочь в движении по этому пути.


© 2010-2022