Рабочая программа по театральной деятельности в старшей группе детского сада (по Сорокиной)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад № 385»

Приволжского района

города Казани















Методическая разработка

по театральной деятельности

в старшей и подготовительной группах













Воспитатель:

Чемборисова Дания Галимзяновна -

высшая квалификационная категория









Казань 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Задачи разработки

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Оборудование

  5. Работа с родителями в старшей группе

  6. Работа с родителями в подготовительной группе

  7. Календарно-тематическое планирование в старшей группе

  8. Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

  9. Ожидаемые результаты в старшей группе

  10. Ожидаемые результаты в подготовительной группе

  11. Список используемой литературы









Пояснительная записка

Программа «Театр-творчество-дети» способствует развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства. Авторы: Н.Ф. Сорокина, музыкальный руководитель; Л.Г. Миланович, заведующая ясли-садом № 790 Юго-западного округа Москвы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Вся система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.

Педагогический процесс в детском саду обеспечивает у детей не только формирование системы знаний, умений и навыков , которые необходимы для обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре так и публично, не стесняясь слушателей.

В связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованные занятия создают условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Каждый ребенок на занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается уверенность в себе и социальные навыки поведения. Это поможет ребенку более полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный опыт.

Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. У детей этого возраста более устойчивая память, что позволяет им легче чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.











Задачи разработки:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

  • Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;

  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.


Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- конусный

- теневой

- фланелеграф

- магнитный

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы




Работа с родителями в старшей группе

  1. Сентябрь:

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник» .


  1. Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Фотовыставка.

  1. Декабрь:

Помощь детям при участии в конкурсах., изготовление карнавальных костюмов.

  1. Апрель:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Помощь в организации похода в кукольный театр.















Работа с родителями в подготовительной группе



  1. Сентябрь:

Консультация для родителей «Театр - помощник в воспитании детей» .


  1. Октябрь:

Подготовка костюмов к спектаклю «Гуси-лебеди».

  1. Декабрь:

Помощь детям при участии в конкурсах, изготовление карнавальных костюмов к сказке «Спящая красавица»

  1. Апрель:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю «Муха - Цокотуха идет в школу» (Выпуск в школу)








Календарно-тематическое планирование

в старшей группе

на 2015-2016 учебный год

День недели

Время в режиме дня

Вторник

15.30- 15.55

Режим работы кружка:


Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.

Группа: №8

Воспитатель: Чемборисова Д.Г.

Количество часов:

всего: 36 занятий;

в неделю: 1 занятие.

Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1


Просмотр спектакля «Первое сентября»

2


Знакомство с театром



- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

3


Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

4


Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.



ОКТЯБРЬ

1


Мимика - русская народная песенка «Уж как шла лиса»

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

Развитие мимики; жестов, движений

раскрепощение через игровую деятельность;

2


Знакомство с пальчиковым театром

игра «Кто это?», викторина, загадки, игра

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

3

Игра «Запомни свою позу»

Изображение позы, тренировка слуховой и зрительной памяти, фантазии

Продолжать развивать зрительную и слуховую память, раскрепощение.

4


Просмотр сказки в детском саду «Лягушки и цапля

Формировать умение изображать гнев, радость, удивление с помощью мимики и жестов

Развивать творческую самостоятельность, побуждать участвовать в танцевальной импровизации.







НОЯБРЬ

1


Знакомство с масочным театром

Инсценировка сказок «Лягушки и цапля».

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

2


Пантомима

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Я садовником родился»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

3


Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

4


Знакомство с настольным театром

Инсценировка сказки «Три поросенка»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

5


Мимика и жесты

Русская народная скороговорка «Все за стол сели»

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние, отработка четкой дикции.





ДЕКАБРЬ

1

Знакомство со сказкой «Золушка»

Разучивание фрагмента Золушки и мачехи, дочерей

Учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

2


Разучивание мини сценки: «Встреча с феей»

Совместная деятельность детей и родителей.

Учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

3


Сцена «На балу»

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью

Учить передавать эмоциональное состояние персонажей

4 -5


Премьера сказки «Золушка»

Артикуляционная гимнастика;

Совместная деятельность детей и родителей.

Развитие слуха и чувства ритма у детей

Поощрять участие в театрализованных импровизациях








ЯНВАРЬ

2



Показ новогодней сказки детям младших и средних групп

Артикуляционная гимнастика; вызвать желание и собственную инициативу выступать перед публикой.

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3



«О чем разговаривают кошки?» Кошки-театральные куклы

Учить управлять «куклами-кошки», участвующих в диалоге

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

4


«В гостях у сказки»

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

5

Сценическая пластика по стихотворению Николаенко «Все сделалось грустным»

Артикуляционная гимнастика;

Развиваем умение передавать через движения выразительные чувства и мимику.








ФЕВРАЛЬ

1- 4


Подготовка к инсценировке сказки «Заячья избушка»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей, создать атмосферу на утреннике «Маму свою очень люблю»













МАРТ

1


Расслабление мышц

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

2


Знакомство с английской поэзией «Перчатки»

Чтение стихотворения, инсценировка

. Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей (мамы-кошки, котят)

3


Театр кукол-оригами.


Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Репка».

Совместная деятельность детей и родителей

Ощутить себя «творцами» кукол

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

4


Чувства, эмоции

Заучивание скороговорки «Заяц, заяц, чем ты занят?»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими





АПРЕЛЬ

1


Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба»

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

2


Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

3

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Павушка летела»;

русская народная потешка

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

4

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас







МАЙ

2


Театрализованное представление «Как заяц Степа потерялся в лесу»

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

3



Экскурсия в кукольный театр


Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.











Календарно-тематическое планирование

в подготовительной группе

на 2016-2017 учебный год

День недели

Время в режиме дня

Режим работы кружка:


Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.

Группа: №8

Воспитатель: Чемборисова Д.Г.

Количество часов:

всего: 36 занятий;

в неделю: 1 занятие.







Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1


Просмотр архива видео выступлений

2


Знакомство с русско-народной дразнилки «Витя-титя-карапуз»



Заучивание рифмовок

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса, определить характер Вити.

3


Игра «Спи, Танюшка» музыка М Карасевой стр.24

Развитие пластики и постановка движений

Воспитание нежности, ласки

4


Игра «Здравствуйте» стр. 27

Разучивание различных поз и силы голоса

Снятие эмоционального напряжения.







ОКТЯБРЬ

1- 4


Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Знакомство со сказкой, игры, этюды, распределение ролей, разучивание текста, разводка, наработка, отработка, прогон, генеральная репетиция, премьера







НОЯБРЬ

1


Миниатюрный мюзикл (песня+ танец и пантомимические движения на музыку В. Шаинского «В траве сидел кузнечик») стр.35

песня+ танец и пантомимические движения на музыку В. Шаинского «В траве сидел кузнечик» стр.35

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

2


Театр игрушек

«Мишка Ушастик в магазине» по мотивам сказки Чеслава Янчарского стр.163

Бережное отношение к игрушкам

3


Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Колыбельная для мишки»;

скороговорки; стр.38

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

4


Этюд «Посещение больного» М.И. Чистякова

Этюд стр.25

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние, отработка четкой дикции.








ДЕКАБРЬ

1- 4


Подготовка к инсценировке сказки «Спящая красавица»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Знакомство со сказкой, игры, этюды, распределение ролей, разучивание текста, разводка, наработка, отработка, прогон, генеральная репетиция, премьера









ЯНВАРЬ

1-2



Показ новогодней сказки детям младших и средних групп

Артикуляционная гимнастика; вызвать желание и собственную инициативу выступать перед публикой.

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3-4



«Танечка-хозяйка» стихотворение Н. Глазкова

Разучивание стихотворения

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.















Февраль

1- 4


Подготовка к инсценировке сказки «Сказка о Глупом Мышонке» по мотивам сказки С.Я. Маршака

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей, создать атмосферу на утреннике «8 Марта»





Март

1


Премьера сказки «Сказка о Глупом Мышонке» официальное представление родителям

Исполнение ролей на празднике

Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей

2


Настольный театр «Упрямые козлики» по мотивам узбекской народной сказки

Чтение стихотворения, инсценировка (стр.116)

Учить передавать эмоциональное состояние литературных героев, осуждение упрямства

3


Театр кукол-оригами.


Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Упрямый козлик» для детей младших групп

Совместная деятельность детей и родителей

Ощутить себя «творцами» кукол

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

4


Чувства, эмоции

Заучивание и инсценировка народной шутки «Филя, есть хочешь?»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими







Апрель

1


Знакомство с чешской народной поэзией «Помогите»

Чтение, инсценировка

Самостоятельно придумывать движения для создания игрового образа

2


Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

3

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

русская народная потешка

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

4

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас







МАЙ

1-4


Подготовка к выпускному балу «До свидания, детский сад!». Показ спектакля «Муха-Цокотуха идет в школу»

Показ спектакля родителям.

Создать атмосферу праздника на утреннике «До свидания, детский сад!»













Ожидаемые результаты в старшей группе:

-воспитание в ребенке готовность к творчеству;

-развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки;

-активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

-привитие навыков вежливого поведения;

-воспитание зрительской культуры;

-воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.











Ожидаемые результаты в подготовительной группе:

-развивать чуткость к сценическому искусству;

-совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;

-развивать умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

-совершенствовать умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

-развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики; правильного речевого дыхания, дикции; расширение диапазона и силы звучания голоса;

-стимулировать интерес и желание импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок, как драму; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;

-осуществлять устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-развивать коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста.







Список используемой литературы

  1. «Театрализованные игры дошкольников» Сорокина М.Ф.

  2. «Театр в детском саду» Кошманская И.П.

  3. «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.

  4. «Театрализованная деятельность в детском саду» Аншинина А.Е.

  5. «Театрализованные игры дошкольников» Артемова Л.В. М.:1983г.





© 2010-2022