Статья по теме: Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования

Работая в учреждении дополнительного образования детей, для достижения целей экологического воспитания наш коллектив старается уделять особое внимание: осознанию ребенком себя как части природы; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа для нас - кладовая солнца с великими

сокровищами… И охранять природу - значит

охранять Родину» (М. М. Пришвин)

Работая в учреждении дополнительного образования детей, для достижения целей экологического воспитания наш коллектив старается уделять особое внимание: осознанию ребенком себя как части природы; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного, безопасного и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.

Воспитывая экологическую культуру в реализации программы по предмету "Мир вокруг", педагоги нашего учреждения используют интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач и видеозаписей, прослушивания аудиозаписей, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. При подобном подходе экологические знания не являются самоцелью, они лишь средство формирования бережного и созидательного отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в различных видах деятельности. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены не только на знакомство с окружающим миром, но и на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного, экологически безопасного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое внимание экологическому воспитанию детей уделяется и во внеучебной деятельности. Традиционными стали совместные экскурсии наших малышей и их родителей в тепличные комплексы, животноводческие фермы. Ярко и красочно проходят праздники по экологической тематике, на которых дети являются не только гостями, но и активными участниками. С большим интересом и активностью дети принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, в экологических проектах и акциях.

При отборе содержания экологического воспитания мы придерживаемся следующих принципов:

Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность. Данный принцип связан с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Ведь и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться .

Прогностичность. В результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. В силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Целостность. Этот принцип отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

Конструктивизм. Приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, друзья, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Общим итогам экологического воспитания детей становится:

  • появление устойчивого интереса к природе, желания общаться с ней и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; появление потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

  • появление потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им; проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; здоровьесбережение; бережное отношение ко всему окружающему;

  • дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы; с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности; пытаются контролировать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения … будущее человечества окажется в серьёзных руках», - писал профессор М. Камшилов.

© 2010-2022