Психологическое сопровождение образовательного процесса

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Современная дошкольная организация - сложная структура, нормальное функционирование которой зависит от слаженной работы множества взаимосвязанных звеньев. Сбой в одну звене отрицательно сказывается на работе всей ДО. Психологический мониторинг позволяет выявить причины, ведущие к снижению работоспособности коллектива.

В настоящее время человек любой профессии испытывает как психологическую, так и физическую нагрузку. В силу специфических особенностей профессии педагоги в большей мере испытывают эмоциональные нагрузки и стрессовые ситуации, которые во время проверок в ДО повышаются.

В связи с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу и руководителю, появилась необходимость обновления содержания управленческой деятельности. Сегодня заведующая и методист выступает как менеджеры - управленцы, обладающие потребностью и готовностью решать образовательные проблемы.

Продуктивное и конструктивное общение, взаимодействие заведующей, методиста с участниками педагогического процесса на разных уровнях, благоприятный социально - психологический климат в коллективе - залог успешной проверки ДО. Именно коммуникативные навыки являются важной частью эффективной работы администрации ДО. От искусства делового общения во многом зависит качество работы, эмоциональный настрой педагогов, стабильность кадрового состава.

Методы и стиль руководства связаны между собой и относительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражается в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близкого к нему по существу стиля руководства. Например, при административно- командной системе предпочтение отдается авторитарному, или директивному стилю руководства.

Существует 3 оценки контроля руководства: авторитарный, демократичный, и либеральный. Каждый из них имеет как свои недостатки, так и преимущества.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность - организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач.

сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся родителей.
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся родителей, педагогов.
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
- пред профильная подготовка и профессиональная ориентация;
- сопровождение одаренных обучающихся, детей.
3. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе детского сада. 4. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Умениям:
- Применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;
- Соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
- Использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
- Выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
- Применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Методологическую основу модели составляют теории и идеи, в основе которых лежат деятельностный, личностный, ценностный, системный, интегративный и культурологический подходы.
При моделировании психолого-педагогического сопровождения и развития духовно-нравственной личности педагог-психолог учитывает культурно - образовательную среду.
Культурно-образовательная среда - это организация материальной и духовной культурной среды в интересах ребенка. Специфика культурно-образовательной среды заключается в том, что творческая деятельность детей и взрослых направлена на освоение культуры отношений человека с человеком, культуры быта, поведения в семье и в обществе, культуры образования, культуры труда (физического, интеллектуального и духовного), культуры творчества.
Работа педагога-психолога нацелена на изучение личности, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность этого процесса определяет успешность освоения новой деятельности.
Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является деятельность по психопрофилактике негативных явлений, вызванных разными причинами.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся.
1. Профилактическое направление.
Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Психопрофилактическая работа в условиях рассматривается как гуманистическая, организованная, интегрированная система психолого-педагогических мероприятий со всеми участниками образовательного и воспитательного пространства: кадетами, педагогами, воспитателями, родителями, администрацией в центре которых находятся интересы ребенка. Психолог организует и формирует непрерывность психопрофилактических мероприятий с четким распределением функций и обязанностей каждого участника сопровождения, с осознанием ответственности за деятельность и взаимодействие друг с другом во имя ребенка.
Для решения выявленных проблем разрабатываются новые методы психологического сопровождения, внедряются новые формы, способы и средства в психопрофилактических целях. Основным методом, используемым в работе педагога-психолога с кадетами, является метод творческого самовыражения. Метод творческого самовыражения в организации психопрофилактических мероприятий способствует развитию в личности учащихся таких качеств как:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - ответственность, само актуализация, самопознание, креативность, стремление познать окружающий мир, независимость, спонтанность, активность, социальная смелость, независимость, жизнерадостность.
Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме - групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
- Проведение бесед возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.





© 2010-2022