Конспект занятия во второй подготовительной к школе группе Знакомство дошкольников с вулканом

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект проведения занятия
во второй подготовительной к школе группе.


Тема: «Знакомство дошкольников с вулканом»

к программе С.Г. Шевченко «Готовим к школе детей с ЗПР»


Составитель: учитель-дефектолог Бакума Я.Г.

Цель: Познакомить детей с природным явлением - вулкан.

Программное содержание:

-познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы;

-формировать интерес к неживой природе;

-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполне­ния опытов

  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспери­мента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

  • развивать аккуратность, взаимопомощь.

-воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Словарная работа: лава, магма, кратер, жерло.

Материал: поддоны, пластилин, доски для лепки, сода, сок лимона, сок красной свёклы, моющая жидкость, чайные ложки.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о вулканах. А кто из вас знает, что такое вулкан? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и по­этому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. По­слушайте, я расскажу вам одну легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у нако­вальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раска­ленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и ухо­дили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали на­зывать вулканами».

Воспитатель. Вот такая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами кар­тинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом, пеплом - это действующий вулкан. А ещё я вам принесла макет гор (изготов­лен из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены - одна гора с ледником, другая - вулкан, между ними горное озеро.) Давайте вместе рассмотрим его. Что вы видите на макете? (Ответы детей)

Воспитатель.

На что похож вулкан?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель : Верно. Кто знает, как называется эта часть вулкана? Предположение детей.

Воспитатель. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вул­кана.

Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато -оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Внутри Земля очень горячая. Жар расплавляет горные породы, и они находятся там в жидком состоянии. Этот жидкий камень заключен в огромный подземный пакет. Огненная масса называ­ется магмой. Жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Когда лава вырыва­ется наружу, то говорят, что вулкан извергается, то есть происходит извержение вул­кана.

Захотел вулкан чихнуть-
Поднялось давленье.
Через жерло магма в путь
Пустилась в приключенье.
Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу
С шумом треском из прорех
Разлилась. О, ужас!

(С. Белокурова-Видерхольд)

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана... Ответы детей.

Воспитатель. Тогда я вам сейчас покажу. Показываю видео.

Воспитатель. А как вы думаете, сейчас в группе мы сможем сделать извержение вул­кана?

Ответы детей.

Воспитатель. Я думаю, сможем. А что же нам для этого понадобится сначала? Предположение детей.

Воспитатель: Прежде всего, нам необходим сам вулкан. Сделаем? Ответы детей.

Воспитатель. Тогда приступим.

Разделите пластилин на 2 части. Одну половину расплющите (это будет основание), а из другой слепите конус, вверху надо сделать углубление (кратер и жерло вулкана) Соедините обе части. Перенесите вулкан на круглую картонку, которую мы поместим на большой поднос. А как вы думаете, из чего можно сделать лаву? Предположение детей

Воспитатель. А Лаву мы сделаем так. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной гуаши и 5 капель моющей жидкости. Я добавляю 5 капель лимонно­го сока. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы.

Воспитатель: - Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан и посмотрим, что у нас полу­чится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «изверже­ние» вулкана.

Воспитатель:

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохо­та, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Воспитатель.

Наше занятие заканчивается, и в заключении я предлагаю вам разгадать кроссворд, который называется «Вулкан»

Кроссворд "Вулкан"

1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.

2.Вершина, из которой извергается вулкан.

  1. "Труба" внутри вулкана.

  2. Раскаленное море глубоко под землей.

Воспитатель.

Отгадайте загадку.

Пока спит гора - молчит
Как проснётся - зарычит. Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня вы познакомились с вулканом, с его частями, знаете теперь, как происходит извержение вулкана. Вы были активны и внимательны.

Большое вам спа­сибо.

До свидания.

© 2010-2022