Гендер. Общение. Рисование. Точки соприкосновения в контексте ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гендер. Общение. Рисование.

Точки соприкосновения в контексте ФГОС


Головченко И. А.

Научный руководитель: д.п.н. Л.И. Пономарева

г. Шадринск




Проблема гендерного воспитания в настоящее время приобретает все большую популярность, призывая педагогов и психологов в значительной мере задумываться над необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Об основных направлениях развития ребенка дошкольного возраста соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) достаточно емко сказано в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП). При этом в приложении 1 к данному приказу указано:

  • «Основные направления развития ребенка» - интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

  • «Интеграция содержания дошкольного образования» - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В данной статье рассматриваются точки соприкосновения трех областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

«Социализация» - область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

  • личностное развитие;

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;

  • приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

  • развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Коммуникация» - область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

  • развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Художественное творчество» - область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству;

  • развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.

/

//

//

/


Образовательная область «Коммуникация» - выступает интегративным стержнем образовательных областей «Социализация» и «Художественное творчество»; организации совместной деятельности взрослого и детей и детей со сверстниками, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, учитывая гендерное развитие каждого ребенка.

Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей - это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование - один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).

Проблема художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г. В. Лабунской, P.M. Чумичевой, Б.П. Юсова. Авторы исследований отмечают, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ОУ ведет к формированию у детей творческих начал в деятельности.

Проблема гендерной социализации детей дошкольного возраста раскрыта в исследованиях О.А. Ворониной, Д. Еремеевой, Д. В. Колесова, Л. В. Поповой, Т. П. Хрипковой, Т. А. Репиной, И. Н. Евтушенко.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников.

Важное место при гендерном подходе в процессе социализации детей средствами изобразительной деятельности (рисования) занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Важно помнить, что уголок изотворчества в равной степени рассчитан как на девочек, так и на мальчиков. Поэтому к оформлению уголка разумно привлекать самих детей, учитывать их цветовые пристрастия. Уметь договориться друг с другом, при оформлении. В этом случае свою роль сыграет и умение общаться в процессе творчества.

Таким образом, художественное творчество, безусловно, способствует общению мальчиков и девочек не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной творческой активности. Соответственно, очевиден аспект гендерной социализации в рамках интеграции образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Литература

  1. BIBLIOGRAPHY \l 1049 И.Н. Евтушенко Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста // Диссертация. - Челябинск : [б.н.], 2008.

  2. Р.Г. Казакова Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова - М., 2004. - 167 с.

  3. Л.Л. Лашкова «Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях» // К проблеме воспитания основ культуры речи у старших дошкольников (статья). - г. Шадринск: : Сб. науч. статей. - ШГПИ, 1999.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299

< PAGE \* MERGEFORMAT 3>


© 2010-2022