Проект Природа и жизнь в М ордовии

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«О природе и жизни людей в Мордовии»

Познавательно-творческий проект

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста ».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: ноябрь 2015 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с растительным и животным миром Республики Мордовия.

• Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;

• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;

• Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;

• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;

• Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву) .

• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.

Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Информирование участников о цели проекта .

3. Беседа с детьми «Что я знаю о Мордовии? ».

4. Введение новой лексики: малая родина, мокша, эрзя, шокша, панар, сорока.

5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.

3. Беседы: «Древняя мордва», «Саранск - столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые земляки» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».

4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

5. Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула».

6. Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» и т. д.

8. Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина» и т. д.

9. Пошив национальной одежды для кукол.

10. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

11. Информирование родителей о знаменитых людях Мордовии в области культуры и спорта.

12. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

13. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

14. Роспись заготовки мордовского национального костюма.

15. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».

16. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

17. Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.

18. Викторины: «Животные Мордовии», «Наши пернатые друзья».

19. Подвижные мордовские игры в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.

20. Беседа «Наши земляки - олимпийские чемпионы».

ИТОГОВЫЙ ЭТАП:

1. Оформление папки-передвижки «Наш земляк - С. Эрьзя».

2. Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм ».

3. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о Мордовии? »

4. Обновление патриотического уголка в группе.

5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой дом».

6. Тематическое развлечение «Моя Мордовия».

Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:

- формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;

- обмен впечатлениями по теме;

- проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

- формирование у детей понятия «малая родина»;

- обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

- обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ. Перспективный план работы с детьми

Октябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Рисование «Семейный портрет».

3. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

4. Рисование на тему «Я и моя семья».

Работа с родителями «Моя родословная».

Ноябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1. Целевая прогулка «Моя улица»

2. Беседа на тему «Наши добрые дела»

3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5. оформление папки-передвижки «Мой любимый город»

Работа с родителями: Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

Декабрь

«Я живу в Мордовии»

1. игра - путешествие «Я живу на земле Мордовской»

2. Рассматривание открыток «Птицы и животные нашего края» 3. Беседа «Будем беречь, и охранять природу».

4. Беседа на тему «Красная книга Мордовия »

5. Рисование «Белая берёза под моим окном»

Январь

«Наша Родина - Россия»

1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»

3. Беседа «Государственная символика России»

4. Рисование «Российский флаг»

5. Рассматривание альбома «Москва - столица нашей Родины»

Работа с родителями: игра-викторина «Россия - Родина моя»

Февраль

«День защитника Отечества»

1. Беседа на тему «День Защитника Отечества »

2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3. Дидактическая игра «Найди место на карте для военной технике»

4. Рассматривание картины В. Васнецовой «Богатыри»

Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия - Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1. Беседа на тему «Мама - самое прекрасное слово на земле»

2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3. Рисование «Для мамы расчёску я нарисую, порадую милую, дорогую»

4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5. Чтение стихов о маме

Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Реки Мордовии».

1. Беседа о реках, показ иллюстраций и фотографий о красоте рек и людей, которые трудятся на реке.

2. Рисование на тему «Мокша - матушка»

3. Аппликация «Подводное царство»

4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»

Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.

3. Встреча с ветеранами труда и детьми войны

4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию МБДОУ д/с № 17 «Колокольчик»

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Мой детский сад» -Занятие «Познавательное развитие»: «Детский сад - моя вторая семья»

Цель: вызвать положительные эмоции о д/саде

-Рассматривание сюжетной картины «Дети в детском саду»

-Беседа с детьми «Кто работает в детском саду» (экскурсия по детскому саду)

- Сюжетная игра «Наш детский сад открывается»

- С/p игра «Семья»

- Конструирование «Детский сад моей мечты»

- Развлечение «Здравствуй осень, осень золотая» (экскурсия в парк)

- Беседа «Богатства нашего края» (знакомство с животными и растениями мест)

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Беседа «Мои друзья»

Заучивание пословиц, поговорок о дружбе Чтение: Осеева «Цветик - семицветик»

Рисование портрета своего друга (оформить выставку)

Тема «С чего начинается Родина? »

- познавательное занятие - «Знакомство с родным селом» (из истории малой Родины)

-Экскурсия в музей СОШ (беседа «Из истории родного села») - Рассматривание иллюстраций, фотографий «Наше село».

-Чтение стихотворений о Родине, заучивание с детьми.

-Заучивание пословиц о труде.

-Беседа: «Село моё родное». (Нравиться ли тебе наше село? Каким было, каким стало, чем отличается от города)

-Беседа «По памятным местам» (какие памятники находятся в нашем селе)

- Конструирование из строительного материала «Дома на нашей улице»

Тема: «Я среди людей» (старшая группа)

Лепка «Человек»

Рисование «Я и мой дом»

Рассматривание иллюстраций на тему «Я и общество»

Рисование на тему «Кто меня окружает»

Тема: «Моё село» (старшая группа)

Познавательное развитие: «Село моё - Стефанидинодар»

Рисование: «Улицы моего села»

Рассматривание фотографий села.

Заучивание стихотворений о Родине.

Вспомнить пословицы о Родине, о родных местах, крае.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Ялюблю тебя, Россия»

Познавательное развитие. Занятие: «Я люблю тебя, Россия», (рассматривание символики)

- Лепка «Российский флаг»

- Чтение и заучивание стихотворений:

3 «Родина» Прокофьев.

4 «Наша страна» Е. И. Соколов - Беседа «Малая Родина»

-Рисование «Вот эта улица, вот этот дом»

Тема: «Животные нашего края» (старшая группа) Познавательное развитие. Занятие:

«Жизнь зверей осенью»

Развитие речи: «Как ёжик выручил зайца» Рассматривание альбома «Животные донского края» Беседы о животных.

Загадки о животных

Лепка: «Учимся лепить зайцев»

Рисование «Кто живёт в донских степях? »

НОЯБРЬ

Тема: «Профессии-какие они? »

-Занятие «Познавательное развитие»- «Профессии, - какие они? »

-Рассматривание сюжетных картин о профессиях, отгадывание загадок о профессиях, орудиях труда; д/и «Профессии», «Назови профессию», «Кто, что делает? »

-Рисование «Любимая профессия»

-Рисование «Мой папа. » или «Моя мама -. »(профессия)

-Групповая презентация семейных работ «Моя семья - мой дом родной»

Тема: «Я и моя семья»

-Занятие «Познавательное развитие»- «Я и моя семья»

-Рассказы детей о своей семье.

-Беседа «Что такое семья? », «Для чего человеку семья? »

- Разучивание пословиц о семье, заучивание стихотворения «Моя семья» Я. Аким

- Рисование «Моя семья».

- Аппликация «Голубь мира».

ДЕКАБРЬ

Тема: «Мы-Стефанидинодаровиы» (старшая группа)

- Занятие «Познавательное развитие» - «Село-Стефанидинодар»

-Рассказ детей о своём селе, доме -Рисование «Река наша -Дон»

-Предложить нарисовать рисунки на тему «Моё село». Оформить выставку рисунков.

-Рисование «Здания (достопримечательности) нашего села» (больница, почта, школа, аптека, магазины)

-Аппликация «Дома нашего села»

Тема: «Моя малая Родина» (старшая группа)

Познавательное развитие: «Край, где я живу»

Рисование: «Животные нашего края»

Рисование: «Сорока»

Аппликация: «Трусишка зайка серенький»

Беседа о Стефанидинодаре.

Рассмотреть фотографии предприятий, местные достопримечательности. Оформить выставку-стенд «Мой край родной»

Повторить стихи, песни о родном крае.

Рассматривание герба «Азовского района».

ЯНВАРЬ

-Игра - викторина «Знатоки малой Родины»

Тема: «История русского костюма»

Познавательное развитие: «История русского костюма»

Рисование: «Барыня»

«Укрась сарафан для куклы»

Аппликация: «Кукла в русском костюме»

Рассматривание иллюстрацией русских народных костюмов.

Раскрашивание образцов костюмов.

Просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Защитники Отечества»

Познавательное развитие: «Защитники Отечества»

Лепка: «Кораблик для папы»

Развитие речи: рассказ по сюжетным картинкам Рисование: «Военная техника»

Заучивание «Родина», А. Прокофьев.

Рассматривание альбомов иллюстраций о защитниках Отечества.

Беседа о Российской Армии. Заучивание пословиц, поговорок об армии. Беседа о силе.

Л. Котляров «На передовой»

«Победители» К. Антонов

МАРТ

Тема: «Москва-столица России»

Познавательное развитие: «Россия-Москва»

Рисование «Башня Кремля»

Аппликация «Спасская башня»

Рассматривание иллюстраций о Москве. Выучить стихотворение о Москве, о Родине.

АПРЕЛЬ

Тема: «Я- россиянин» (старшая группа)

Познавательное развитие: «Символика в жизни нашей страны», «Символика и мы»

- Лепка «Триколор»

- Развитие речи: пересказ текста «Наше Отечество» (К. Д. Ушинский)

- Музыкально-литературный час «Наш дом-Россия»

- Беседа о государственных символах.

- Рассматривание стягов, флагов, гербов различных стран.

- Прослушивание гимна России.



Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 93»

г.о. Саранск Республики Мордовия



ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

«О природе и жизни людей в Мордовии»



Авторы проекта:

Арютина И. Е.

Грунюшина Е. А.









г. Саранск 2015г.



Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу»

Цели и задачи.

  1. закреплять знания детей о предприятиях города, о профессиях,

  2. развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения,

  3. формировать организованность, дружелюбие,

  4. воспитание положительных чувств и привычек,

  5. формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.

В игре могут принимать участие 10 - 15 человек. С помощью загадок воспитателя, дети выбирают себе роли. Расходятся по игровым зонам, выбирают игровой материал, атрибуты и начинают развивать сюжет. Оставшиеся дети выполняют роль приезжих гостей, воспитатель - экскурсовод ведет на экскурсию по городу. Дети, в соответствии с сюжетом, имеют возможность исполнять различные роли, используя атрибуты, игровой материал, конструкторы.

Предварительная подготовка. Проводится конкурс рисунков по теме «Мой город».

Ход игры

1 этап игры Слово воспитателя

- Сегодня мы совершим путешествие по нашему любимому городу Медвежьегорску. Кто из вас знает: что раньше было на месте нашего города? Просмотр иллюстраций.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый наш город и с каждым годом он становится всё краше и краше! А сколько людей с полезными и необходимыми профессиями живут в нашем городе!

Поэтическая строка (Читает воспитатель)

Кем ты будешь, малыш?
Быстро вырасти спешишь.
Может, будешь программистом,
Химиком или танкистом?
Может, станешь модельером?
Выучишься на юриста, педагога, пианиста?
Хоккеистом можешь стать,
Как стрела по льду летать.

Отгадывание загадок о профессиях

Загадка 1Ножницы возьмем у мамы.
Подстригаться будем сами.
Срежем волосы с макушки,
Оголим немножко ушки.

Воспитатель. Кем себя представлял ребенок?

Дети. Ребёнок представлял себя парикмахером.

Воспитатель. А кто из вас хочет быть парикмахером и клиентами?

Воспитатель. Идите, занимай свое место, делайте прически своим клиентам.

Загадка 2 Зайка сильно заболел,
Простудил он уши.
Маму слушать не хотел,
Измеряя лужи.

Воспитатель. Куда мама с зайчиком должна пойти?

Дети. Мама с зайчиком должна пойти в больницу.

Воспитатель. А кто хочет быть врачом? Почему?

Загадка 3 В магазине возле касс
Продавец встречает нас.
То пакетами шуршит,
То бумагой шелестит.

Воспитатель. Кого встречает продавец.

Дети. Продавец встречает покупателей.

Воспитатель. Кто будет продавцом? Кто покупателем?

Загадка 4 Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Воспитатель. Кто подаёт обед в кафе, ресторанах?

Дети. В кафе и ресторанах обеды подаёт официант.

Загадка 5 Что забашенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем.
И она зовется, (дом)

Воспитатель Кто из вас мечтает стать строителем? Что для этого надо уметь?

Заочная экскурсия по городу

Выставка детских рисунков на тему «Мой город».

Экскурсовод (воспитатель или ребенок). Дорогие гости, приглашаю Вас на экскурсию по городу. Наш город Медвежьегорск находится на севере, республике Карелия. У нас есть Дом Детского Творчества, дом культуры, художественная школа, краеведческий музей, спортивная школа, железнодорожный вокзал и другие достопримечательности.

2 этап игры Районная поликлиника

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением Районной поликлиники. Роль врача играет ребёнок.

Экскурсовод. Я приглашаю вас посетить «Поликлинику».

Врач. У меня на приеме сидит больной, у него болит живот. Я выписал ему рецепт, лекарство он купит в аптеке. Принимать лекарство два раза в день, и боль в животе пройдет.

Экскурсовод. Зачем нужна больница? Какое значение имеет профессия врача в нашей жизни?

Салон красоты

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением салона красоты. Роль парикмахера играет ребёнок.

Экскурсовод. Теперь отправимся в «Салон красоты».

Парикмахер. Я делаю клиентам разные прически. Им нравится красить волосы, стричься и т д.

Экскурсовод. Какое значение имеет профессия парикмахера в жизни каждого человека?

Продовольственный магазин

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением продовольственных магазинов. Роль продавца играет ребёнок.

Экскурсовод. Давайте зайдем в продовольственный магазин «Магнит».

Примерный диалог продавца и покупателя:

Продавец. Что вы хотите купить?

Покупатель. Лимон.

Продавец. Лимон стоит восемь рублей (ребенок отсчитывает 8 руб.)

Покупатель. Яблоко

Продавец. Яблоко стоит шесть рублей и т д.

Кафе «Пингвин»

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением кафе. Роль официанта играет ребёнок.

Экскурсовод. Мы с вами купили продукты, теперь пойдем в кафе «ПИНГВИН».

Примерный диалог официанта и посетителя:

Официант. Проходите, пожалуйста, садитесь за этот стол. Вот меню, выбирайте. Что вы будете заказывать?

3 этап игры Новостройки города

Экскурсовод. В конце нашей экскурсии заглянем на стройку. Предлагаю вам попробовать себя в роли строителя. Постройте такой дом, в котором бы вы хотели жить сами, а потом расскажите о своём проекте.

Детям предлагается выполнить какое-либо сооружение из конструктора «Лего». Участвует большое количество детей.

4 этап Защита проекта строительного сооружения

Итог игры

Воспитатель. Вот мы и проехались по нашему городу, наша экскурсия подошла к концу. Ребята, вам понравился наш город? Что вам понравилось больше? Спасибо нашим гостям за внимание.

Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.

Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей - от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать как играть в подвижную игру.

3. Отгадать загадку.

4. Назвать сказку и др..



Проблемные ситуации и дидактические игры

«Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван - заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

«Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.

Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.

«Народы - как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».

Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос - картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, - необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» - значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).

I этап - перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.

II этап - карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа.





Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

__________________________________________________________________

3. Какие народные праздники вы знаете?

__________________________________________________________________

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

__________________________________________________________________

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________

Анкета для родителей

Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье



  1. Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с культурными традициями и обычаями своего народа?

    • - Да

    • - Нет

    • Только своего народа.

    • Только русские.

  2. С культурой какого праздника, вы хотели бы познакомить детей? ____________

  3. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие? ________________________

  4. Какие народные праздники вы знаете? _________________________________

  5. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье? __________________

  6. О каком празднике вы узнали у своих предков? __________________________

  7. Как вы знакомите с народными праздниками ребенка? ____________________

  8. Каковы особенности народных традиций вашего города, края? _____________

  9. Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода, утварь, передающие национальный колорит, присущий другим национальным культурам? Укажите какие _______________________________________________________________

  10. Как Вы думаете, детский сад или семья имеют главенствующее значение при решении следующих задач? Поставьте любые знаки в соответствующих графах.

Задачи

Детский сад

Семья

Знакомство с культурными и традициями соответствующих этнической принадлежности ребенка

Знакомство с культурными традициями русского народа

Знакомство с культурными традициями народов, с которыми взаимодействует ребенок

Формирование толерантного (терпимого) отношения к народным традициям, обычаям, особенностям других народов




  1. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»? _____________________________

  2. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

    • Да

    • Нет

    • Другое_____________________________

  3. Имеете ли Вы необходимость получить информацию о том, как организовать поликультурное и интернациональное воспитание ребенка в семье.

    • Да

    • Нет

  4. Укажите, в получении какой информации по поликультурному воспитанию ребенка в семье Вы испытываете необходимость ___________________________

  5. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?_____________






Русский масляничный фольклор

Как на масленой неделе

Из трубы- блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои! -

Пришла маслена неделя.

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица.

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели!

Тин-танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Ах ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь!

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица -кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

Прошли дворы,

Наполнили сумы.

Ах, Масленица, обманщица!

С конями пошли,

Со двора свели,

Ах, Масленица, обманщица!

Надели зипуны,

По гостям пошли,

Кати домой,

Шевели ногой,

Шевели ногой,

Вовсю рысцой!

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Народные игры на Масленицу

«Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

«Ходули»
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.

«Русская метла»
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

«Кто быстрее на метле»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

«Метла на лбу»
А теперь попробуйте как можно дольше поносить на лбу.

«Русская красавица»
Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

«Русская баня»
Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Русские пословицы

  • Блин добро не один

  • Блины брюхо не портят

  • Блин не клин, брюхо не распорет

  • Не все коту масленица, будет и великий пост.

Русский фольклор на Рождество

Пришла коляда накануне Рождества

Дайте коровку, масляну головку!

Дай бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И жильем и бытьем и богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того!

Овсень, Овсень, давай блин совсем!

Подавай, не ломай, будет сын Николай!

Отломи немножко, будет Ермошка!

Отломи горбушку, будет Андрюшка!

Не подашь коляду, я корову уведу!

Уж ты бабушка, подай!

Таусень, таусень!

Ой, коляда, коляда!

Посконная борода!

Открывай ворота,

Выноси - кА пирога!

Кто подаст лепешки -

Золоты окошки.

Кто подаст каши, золоты каши.

Кто даст свежины - золотые чугуны.

Сею - вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

Сею - вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка,

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили1

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал!

Ходи народ, солнышко встречать

Мороз прогонять!

Наша Масленица годовая,

Она гостийка дорогая,

Она пешей не ходит, -

Все на конях разъезжает,

Кони - коники вороные,

Слуги - слуги все молодые…

Здравствуй Масленица»

Здравствуй, Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красивые, ее состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая на двор въезжает!

Масленица? «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

Ай, да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече.









Народные подвижные игры к праздникам



Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма - Демьян»

(в избе)

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение

«Веселые посиделки»

(в избе)

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда - отворяй ворота!»

«Слепой козел», «Два мороза»

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица»

(на улице)

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Народные игры

«Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Народные игры «Ерыкалице», «Заря - заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Народные игры «Вербочка», «Солнышко - ведрышко»

Народные игры с пасхальными яйцами:

«Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение

«Красная горка».

Народные игры «Венок»,

«В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

Народные игры «Ручеек», «Горячее место»

Праздник «Ивана Купалы»





Список использованной литературы



  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. - М., -1957. - 165 с.

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144 с.

  3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67 - 73.

  5. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). - Барнаул: БГПУ, 2003. - 160 с.

  6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000. - 244 с.

  8. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.

  9. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 304 с.

  10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 12 - 24.

  11. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. - 400 с.



© 2010-2022