Дифференциация и индивидуализация обучения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференциация и индивидуализация обучения


Ключевые понятия: «дифференцированное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход».

Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые - обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Почему? Да потому, что, во-первых, необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а дети с низким уровнем развития с отставанием.

Какой же выход их этой ситуации?

Дифференцированный подход в воспитании и обучении на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа способностей детей к обучению.

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;

  2. комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференцированного обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп различают дифференциацию (виды дифференциации):

  • по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

  • по полу (мужские, женские, смешанные);

  • по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

  • по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети; дети, входящие в группу общего развития; дети, требующие повышенного индивидуального внимания);

  • личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

  • по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически не возможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов), но и для "категорий" детей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.

Именно дифференцированный подход в обучении создает благоприятные условия для этого.

При осуществлении дифференцированного подхода к личности педагога предъявляются особые требования:

  1. доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений, стремление к развитию индивидуальных сдвигов в развитии каждого педагога;

  2. специальная подготовка педагога, включающая помимо знания методик умения гибко (с учетом развития каждого ребенка) выбирать любые методические приемы и средства);

  3. продуманный подбор методического материала, позволяющий педагогу в процессе ООД использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;

  4. разработка нескольких вариантов программных задач для каждой ООД, определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от различных объединений детей.

Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы в ДОО показал, что разделение детей в подгруппы носит формальный характер.

1) Педагоги комплектуют подгруппы путем деления детей на две равные по количеству, без учета интересов, условий развития, способностей.

2) Даже при условии деления по уровню развития детей (на слабых и сильных, это не всегда находит отражение в планировании, в подборе наиболее эффективных методов и приемов, учитывающих степень подготовленности детей.

3) Наиболее часто используемыми видами дифференциации являются деление детей по уровню здоровья, по уровню развития (на слабых и сильных). Недостаточно используется дифференциация по полу - в основном на музыкальных занятиях.

4) На организованных занятиях воспитатели испытывают трудности в подборе тем в зависимости от интересов детей, а также самой организации деятельности детей.

Требования индивидуального подхода не означают противопоставления личности коллективу. В коллективе возможна личностная свобода, только коллективными усилиями можно обеспечить свободу каждой отдельной личности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, писал К.Д.Ушинский, необходимо хорошо знать его.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально - типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных, так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

а) характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

б) уровень осознанности, действенности;

в) работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

г) уровень самостоятельности и активности;

д) отношение к обучению;

е) характер познавательных интересов;

ж) уровень волевого развития.

Воспитатель должен стремиться избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать и эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия.

Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главная задача воспитателя - сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ребенка к определенному типу нервной системы. Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются дети с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение.


© 2010-2022