Авторская программа по математике Занимательная математика

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа по математике Занимательная математикаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 1 «Ласточка»

протокол № 1 ________________ В.С.Хамидуллина

от « 27 » 08__2015г.













Авторская программа

по формированию элементарных

математических представлений

«Занимательная математика»










Составила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Трегулова Лилия Евгеньевна







Пояснительная записка


Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

Основой для разработки рабочей программы по Формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 1 «Ласточка» ЗМР РТ

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 года № 655

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666

- СанПин 2.4.1.2660- 10

Учебно-методический комплекс:

- Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях «От рождения до школы» под редакцией Веракса

- «Моя математика» Е.В.Соловьева, пособие для детей старшего дошкольного возраста

- Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений»

- З.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М.: Просвещение, 1987 г.

Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 74, в неделю - 2. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться в первой и во второй половине дня.

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

  • Закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки;

  • Представление об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда;

  • Закреплять представления о параметрах величины и относительности признаков; способствовать овладению способами сравнения предметов по величине путем непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определения результатов измерения (Физическая культура, Социализация, Коммуникация);

  • Проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку; конкретизировать понимание отношения: часть - целое, равенство - неравенство (Физическое развитие, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

  • Расширять представления о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах; проводить классификацию по заданному признаку (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

  • Развивать элементарные пространственные представления, способствовать пониманию относительности пространственных характеристик; совершенствовать определение положения собственного тела относительно других предметов, описание маршрутов движения (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

  • Расширять представления о времени, относительности временных характеристик (Социализация, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы);

Рабочая программа написана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.

Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.

Интеграция содержания образовательной области

- «Коммуникация» - развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

-«Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирование целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира









Основные требования к уровню подготовки

воспитанников старших групп.

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.

2. Любознательный,

активный

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.

Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет

собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к

участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении.

6.Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в

исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию

(например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить

интеллектуальные задачи.

7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия.

Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Способен использовать элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти

заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Сенсорная культура:

  • использовать перцептивные (обследовательские) действия и сенсорные эталоны;

  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам из нескольких разновидностей;

  • обобщать предметы по выделенным признакам.

Формирование элементарных математических представлений:

  • оперировать числами и цифрами в пределах 10;

  • использовать счётные навыки;

  • устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;

  • понимать закономерности построения числового ряда;

  • сравнивать предметы по величине путём непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определять результаты измерения;

  • классифицировать предметы по выделенному признаку;

  • устанавливать отношения: часть-целое, равенство-неравенство;

  • различать геометрические фигуры, их особенности и общие свойства;

  • классифицировать предметы по заданному признаку;

  • определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения;

  • использовать временные ориентировки, определять относительность временных характеристик.


Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области



Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.


















Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы


Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь - май.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.



























Промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы

Область « Познание»

Группа №

Воспитатели: --------------------------------------- --------------------------Дата проведения:------------------------


ФИО

Любознательный,

активный

Эмоционально

отзывчивый

Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Вывод

























































































































Протоколы промежуточного освоения основной общеобразовательной программы

в области « Познание» для детей старшей группы

Любознательный, активный:

В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, фактура, материал, из которого сделан предмет, способы его

использования и т. д.). Применяет обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Стремится самостоятельно объединять предметы в видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Проявляет интерес к отгадыванию и сочинению загадок.

Эмоционально отзывчивый:

Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

Получает удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми, при наблюдениях, обсуждении увиденного и пр.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

Регулирует свою познавательную деятельность. Считается с желаниями другого. Проявляет интерес к результатам познавательной деятельности сверстника и его высказываниям.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения:

Исследует объекты с использованием простейших поисковых действий, использует разные способы для их решения. Осуществляет перенос известных способов в новые ситуации. Умеет связывать действие и результат. Стремится оценить полученный результат, при затруднениях обращается за помощью.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе:

Интересуется отдельными объектами, событиями, фактами, находящимися за пределами непосредственного восприятия. Устанавливает элементарные зависимости на основе содержания ближайшего окружения.

Проявляет индивидуальные познавательные предпочтения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Использует рекомендованные взрослым способы в разных видах деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий, преодолевать затруднения, добиваться задуманного результата.

Овладевший необходимыми умениями и навыками: Сенсорная культура:

- выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия;

- различать и находить сходство признаков предметов;

- узнавать предметы по сочетанию свойств;

- обобщать предметы по одному или нескольким признакам.

Познавательно-исследовательская деятельность:

- организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность;

- участвовать в совместной познавательно-исследовательской деятельности;

- выполнять поисковые действия, экспериментировать и видеть результат;

Конструктивная деятельность:

- использовать различные способы решения конструктивных задач на разном материале;

- анализировать образцы, близкие к выполняемой конструкции; выполнять поисковые действия;

- применять обобщённые способы действия и аналитические навыки в процессе конструирования из любого материала;

- конструировать по замыслу с учётом особенностей материала и

новых условий.

Формирование элементарных математических представлений:

- выделять параметры величины протяжённых предметов;

- использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;

- оперировать числами и цифрами в пределах 5;

- использовать счётные навыки;

- устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;

- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их

свойства (углы, стороны);

- классифицировать предметы по заданному признаку;

- определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;

- использовать временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года, определять их последовательность.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

- использовать в различных видах деятельности представления о предметах ближайшего окружения и о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия;

- устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении;

- высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях.

Оценка уровня развития:

0 баллов - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла - проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.






Старшая группа

Сентябрь.

I неделя.

  1. Закрепить счет в пределах 10. Вспомнить цифры.

  2. То же на раздаточном материале.

  3. Закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра».

  4. Работа в тетради в клетку.

II неделя.

  1. Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10.

  2. Закрепление порядкового счета на раздаточном материале, используя Блоки Дьенеша, закрепление знаний о геометрических фигурах.

  3. Выкладывание орнамента из палочек по образцу.

  4. Работа в тетради в клетку.

III неделя.

  1. Закрепить состав числа из единиц до 5.

  2. Закрепление порядкового счета до 10 на раздаточном материале, используя геометрические фигуры.

  3. Счет на ощупь.

  4. Работа в тетради в клетку.

IV неделя.

  1. Закрепление порядкового и количественного счета до 10, закрепление понятий: высокий-низкий, тонкий-толстый.

  2. Закрепить состав числа из единиц в пределах 5, используя палочки Кьюизенера.

  3. Дидактическая игра на ориентировку в пространстве в направлении от себя.

  4. Работа в тетради в клетку.

Октябрь.

I неделя.

  1. Счет в разных направлениях.

  2. Закрепить порядковый счет в пределах 10 на раздаточном маетриале.

  3. Ориентировка на листе бумаги (выкладывание орнамента из геометрических фигур) .

  4. Работа в тетради в клетку.

II неделя.

  1. Познакомить с названиями дней недели.

  2. Закрепить счет в разных направлениях.

  3. Счет на ощупь до 10.

  4. Работа в тетради в клетку.

III неделя.

  1. Закрепление счета в разных направлениях.

  2. Состав числа из единиц в пределах 5 с использованием палочек Кьюизенера

  3. Закрепление знаний дней недели.

  4. Работа в тетради в клетку.

IV неделя.

  1. Состав числа из единиц с использованием предметных картинок.

  2. Счет в разных направлениях, ориентировка на листе бумаги.

  3. Счет движений до 10.

  4. Работа в тетради в клетку.

Ноябрь.

I неделя.

  1. Деление целого на 2 и 4 части.

  2. Упражнять в сравнении предметов по высоте.

  3. Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы»

  4. Работа в тетради в клетку.

II неделя.

  1. Познакомить с обратным счетом, закрепить прямой счет в пределах 10.

  2. Деление предмета на 2 и 4 части путем складывания и разрезания.

  3. Ориентировка на листе бумаги.

  4. Работа в тетради в клетку.

III неделя.

  1. Закрепить умение делить на 2 и 4 части путем складывания и разрезания.

  2. Упражнять в сравнении по высоте.

  3. Дидактическая игра «Назови соседей», закрепить знаний дней недели.

  4. Работа в тетради в клетку

IV неделя.

  1. Продолжать учить считать в обратном направлении в пределах 10.

  2. Упражнять в сравнении чисел до 10.

  3. Дидактическая игра «Подбери скакалку» - сравнение по длине.

  4. Работа в тетради в клетку.

Декабрь.

I неделя.

  1. Дать представление о том, что при увеличении любого числа на 1, всегда получается следующее число по порядку.

  2. Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от их размеров и площади, которую они занимают.

  3. Закрепить знания обратного счета.

  4. Работа в тетради в клетку.

II неделя.

  1. Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на 1 получается предыдущее число.

  2. Упражнять детей в решении задач на установление отношений между величинами.

  3. Ориентировка в пространстве (от себя).

  4. Работа в тетради в клетку.

III неделя.

  1. Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел, учить пользоваться словами «до» и «после».

  2. Упражнять детей в мысленном объединении предметов в группы на основе выделенных признаком.

  3. Работа в тетради в клетку.

IV неделя.

  1. Закреплять представления о последовательности чисел до 10, упражнять в счете (прямом и обратном).

  2. Дидактическая игра «Какие предметы похожи на круг, квадрат, треугольник».

  3. Работа в тетради в клетку.

Январь.

I неделя

Каникулы.

II неделя.

  1. Учить разлагать числа 2 и3 на два меньших, используя палочки Кьюизенера

  2. Работа в тетради в клетку.

  3. Упражнять в сравнении смежных чисел.

III неделя.

  1. Учить разлагать числа 3 и 4 на два меньших, из двух меньших составлять число.

  2. Работа в тетради.

  3. Развивать умение анализировать форму предметов.

IV неделя.

  1. Закрепить знания о составе чисел 2,3,4 из двух меньших, используя палочки Кьюизенера.

  2. Работа в тетради.

  3. Дидактическая игра «Танграм» (составление фигуры из частей).

Февраль.

I неделя.

  1. Знакомство с задачей (условие, вопрос, решение).

  2. Работа в тетради.

  3. Логическое упражнение «Какая фигура лишняя».

II неделя.

  1. Продолжать знакомить с задачей. Уметь выделять условие и вопрос.

  2. Работа в тетради в клетку.

  3. Закрепление смежных чисел 3,4 из двух меньших.

III неделя.

  1. Закрепить представления о структуре задачи. Раскрыть арифметическое значение вопроса задачи (вопрос начинается со слова «сколько»).

  2. Работа в тетради в клетку.

  3. Закрепить состав числа из двух меньших.

IV неделя.

  1. Упражнять в сравнении смежных чисел, закрепить представление о структуре задачи, упражнять в составлении задач на сложение.

  2. Работа в тетради.

  3. Игра «Танграм» - составление новых геометрических фигур из имеющихся.

Март.

I неделя.

  1. Закрепить умение раскладывать числа 3,4,5 на два меньших. Закрепить прямой и обратный счет.

  2. Работа в тетради в клетку.

  3. Решение задач на + и -

  4. Закрепить знания дней недели, частей суток.

II неделя.

  1. Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формировать арифметические действия.

  2. Работа в тетради в клетку.

  3. Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел.

III неделя.

  1. Дать представление о составе чисел 6,7 из двух меньших.

  2. Составление задач на + и -

  3. Работа в тетради в клетку.

IV неделя.

  1. Упражнять в составлении задач, учить выделять числовые данные задачи.

  2. Закрепление представлений о составе чисел 3,4,5,6,7 из двух меньших с использованием палочек Кьюизенера.

  3. Работа в тетради в клетку.

Апрель.

I неделя.

  1. Закрепить навыки прямого и обратного счета до 10.

  2. Дать представление о составе чисел 8,9 из двух меньших.

  3. Работа в тетради в клетку.

  4. Упражнять в составлении задач разнообразного содержания по одной и тойже теме на основе конкретных данных.

II неделя.

  1. Учить самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным.

  2. Закрепить знания о составе чисел от 3 до 9 из двух меньших.

  3. Работа в тетради (учить делать рисунок, отражая в нем условие задачи).

III неделя.

  1. Составление задач; предложить детям логические задачи.

  2. Закрепить смежные числа (работа с раздаточными цифрами).

  3. Работа в тетради в клетку.

  4. Логическое упражнение на поиск недостающих фигур.

IV неделя.

  1. Закрепить прямой, обратный, порядковый счет в пределах 10.

  2. Составление и решение задач на + и -

  3. Работа в тетради в клетку.

  4. Логическое упражнение на поиск недостающих фигур.

Май.

Повторение пройденного за весь учебный год.








Подготовительная группа.

Сентябрь.

1 занятие.

Повторение пройденного материала в прошлом году. Выявление имеющихся знаний у детей (счет до 10, счет двойками и т.д.). Повторить все, что связано с цифрой 1 (на что похожа, найти, что в группе по 1, 1 человек - 1, пословицы , крылатые выражения со словом «один»). Работа в тетрадях.

2 занятие.

Закрепить прямой и обратный счет, счет от 2 до 8, от 5 до 1, счет двойками. Повторить все, что связано с цифрой 2 (на что похожа, найти то , чего по 2, пословицы, крылатые выражения, назвать второй месяц года, 2-ой день недели и т.д.). закрепить знания состава числа из дух меньших. Составление задач на сложение в пределах 2. Работа в тетради.

3 занятие.

Закрепить счет (прямой и обратный) и порядковые числительные. Развивать понятия - высокий, низкий, тонкий, толстый, худой, слева, справа, между, научить ребенка рассуждать.(игра «Мальчики» - «Давайте поиграем», стр. 8). Закрепить все, что связано с цифрой 2. Познакомить со знаками < и >. Задачи на сложение и вычитание в пределах 2. Состав числа 2 из двух меньших. Работа в тетради.

4 занятие.

Обобщение и систематизирование количественных и пространственных представлений у детей. Обучение их сравнению предметов по разным признакам. Закрепить все, что связано с цифрами 1,2, знаки < и >, задачи на сложение и вычитание, используя цифры. Работа в тетради.

5 занятие.

Упражнять детей в делении предметов на 2 и 4 части, отображать в речи действия и результат деления. Закрепить образование числа 3. Состав числа 3 из двух меньших. Вспомнить все, что связано с цифрой 3 (третий день недели, 3 месяца осени, сказки , пословицы, поговорки). Работа в тетради.

6 занятие.

Закрепить образование числа 3, состав числа 3 из двух меньших, задачи на сложение и вычитание в пределах 3. Закрепить знаки < и >, правильно расставлять их в выражениях. Продолжать упражнять детей в делении целого на 2 и 4 части, отражая в речи результат деления. Работа в тетради.

Октябрь.

1 занятие.

Упражнять детей в делении предмета на 2 и 4 части, отражать в речи действия и результаты деления, закрепить образование числа 2, состав числя из двух меньших. Вспомнить все, что связано с цифрой 2 (второй месяц осени, второй день недели, сказки и т.д). составление и решение задач на сложение и вычитание. Работа в тетради.

2 занятие.

Продолжать закреплять знания детей о цифрах 1,2,3 и все, что связано с ними. Упражнять в составлении и решении задач, учитывая их составные части (условие, вопрос, решение, ответ). Закрепить знаки < и >, учить правильно применять их и уметь объяснять то или иное тождество. Развивать мышление, внимание. Работа в тетради.

3 занятие.

Закрепить счет - порядковый, обратный, упражнять в решении и составлении задач. Уточнить название дней недели, частей суток. Работа в тетради. Игра «Ищи вопросы»-кто из детей больше задаст вопросов «Сколько» по сюжетной картине. Воспитывать интерес к занятию, повышать умственную активность детей.

4 занятие.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по разным признакам (выше, ниже, длиннее, короче). Закрепить образование числа 4, закрепить знания состава числа 4 из двух меньших (использовать палочки Кьюизенера). Уточнить знания детей о знаках < и >. Счет предметов в прямом и обратном порядке. Знать все, что связано с цифрой 4. Работа в тетради. Развивать внимание, воспитывать усидчивость.

5 занятие.

Закрепить все, что связано с цифрой 4. Образование и состав числа 4, закрепить знания состава числа 4 из двух меньших. Упражнять в решении задач. Закрепить знаки < и >, упражнять в составлении и объяснении тождеств, связанных с этими знаками. Работа в тетради. Развивать внимание, логику, память.

6 занятие.

Познакомить с новыми геометрическими фигурами: ромбом, трапецией на основе знаний о четырехугольниках и уточнить их признаки. Работа в тетради. Закрепить знаки < и >, закрепить счет двойками дл 10.

7 занятие.

Закрепить знания детей о трапеции и ромбе на основе сравнения с квадратом и прямоугольником. Состав числа 4 из двух меньших (палочки Кьюизерена). Закрепить умение детей делить квадрат и прямоугольник на 2 и 4 части, решение задач на сложение и вычитание в пределах 4. Работа в тетради.

8 занятие.

Уточнить знания детей об образовании числа 5, состав числа 5 из двух меньших. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5 (использовать палочки Кьюизенера). Вспомнить все, что связано с цифрой 5. Работа в тетради.

Ноябрь.

1 занятие.

Продолжать закреплять знания детей о составе числа 5 из двух меньших. Упражнять в решении задач на сложение и вычитание в пределах 5. Вспомнить и закрепить геометрические фигуры - трапецию и ромб, их признаки. Продолжать вести работу в тетрадях. Развивать ориентировку на листе бумаги, мышление.

2 занятие .

Закрепит счет двойками от 0 до 10, от 1 до 9. Познакомить с четными и нечетными числами. Решение и составление задач. Работа в тетради.

3 занятие.

Цифра 6 - все, что связано с цифрой и числом 6 (день недели, пословицы, поговорки, стихи о цифре и т.д.). состав числа 6 из двух меньших (палочки Кьюизенера). Решение задач на сложение и вычитание с использованием раздаточного материала (цифры). Работа в тетради.

4 занятие.

Прямой и обратный счет, порядковый счет, счет двойками. Вспомнить понятия «четные и нечетные числа». Логическое упражнение на поиск недостающих фигур. Работа в тетради.

5 занятие.

Цифра 7 - работа над цифрой (все, что связано с ней, на что похожа, 7 дней недели, пословицы, поговорки, крылатые выражения с цифрой 7). Состав числа 7 из двух меньших (палочки Кьюизенера). Решение задач на сложение и вычитание (раздаточный материал). Закрепление знаков < и >.

6 занятие.

Повторить все о цифре 7. Знакомство с основными геометрическими понятиями - прямые и кривые линии. Составление узоров из геометрических фигур. Работа в тетради.

7 занятие.

Закрепление понятий «прямые и кривые линии». Состав чисел от 3 до 7 из двух меньших. Решение задач на сложение и вычитание. Закрепление знаков < и >.

8 занятие.

Закрепление понятия «четные и нечетные» числа. Счет прямо и обратно, двойками, цепочкой. Игра «Танграм». Работа в тетради.

Декабрь.

1 занятие.

Цифра 8 - работа с цифрой. Состав числа из двух меньших с использованием палочек Кьюизенера. Составление и решение задач на сложение и вычитание. Логическое упражнение на поиск недостающих фигур. Работа в тетради.

2 занятие.

Счет прямо и обратно, двойками, закрепление понятий «четные и нечетные» числа. Повторение цифры 8. Решение задач, закрепление знаков < и >. Работа в тетради.

3 занятие.

Закрепить знания о прямых и кривых линиях. Познакомить с ломаной линией. Составление и решение задач. Выкладывание линий из палочек, проволоки, ниток. Работа в тетради.

4 занятие.

Закрепление понятия «ломаная линия». Состав чисел от 3 до 8 из двух меньших. Составление и решение задач, закрепить основные части задачи. Работа в тетради.

5 занятие.

Цифра 9 - работа с цифрой, закрепление понятий «четные и нечетные» числа. Состав числа 9 из двух меньших. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9. Упражнение на развитие логического мышления.

6 занятие.

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10. продолжать учить детей делить целое на 2 равные части, закреплять представление о том, что половина - это 1 из двух равных частей целого, показать отношение между целым и частями, учить пользоваться следующими выражениями: разделить на две равные части, пополам, половина целого. Закрепить. Знания о прямоугольнике и квадрате.

7 занятие.

Закрепить умение детей делить предметы на 2 и 4 равные части. Отражать в речи действия и результат деления: разделим пополам - получили 2 равные части, каждую часть еще раз делим пополам - получили 4 равные части, соединили части вместе, получили 1 целый предмет. Уточнить знания о том, что половиной называют одну из двух равных частей целого. Учить устанавливать отношения между целым и его частью, упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними..

8 занятие.

Цифра 0 - работа с цифрой. Состав числа до 9 из двух меньших, знаки < и >, четные и нечетные числа. Закрепление понятий прямые, кривые линии, ломаная линия. Составление и решение задач на + и -. Работа в тетради.

Январь.

1 неделя января - каникулы.

1 занятие.

Закрепление всех чисел от 0 до 10, состав чисел из двух меньших (палочки Кьюизенера). Повторение знаков < и >, решение задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Работа в тетради (графический диктант).

2 занятие.

Закрепить прямой и обратный счет, счет двойками, счет от любого числа, названного воспитателем (от 3 до 7, от 9 до 2). Закрепить понятия «четные и нечетные» числа. Уточнить знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) - сравнить их. Решение задач. Работа в тетради.

3 занятие.

Закрепить знания о разных видах линий. Уметь различать, называть и находить их. Познакомить с понятиями «отрезок» и «точка». Закрепить умение решать примеры, соотносить получившиеся ответы с определенным цветом в закрашивании фигур.

4 занятие.

Закрепить понятия «отрезок», «точка», уточнить названия линий. Познакомить с пунктирной и замкнутой линиями. Закрепить состав чисел от 6 до 10 из двух меньших, используя задачи. Работа с палочками по образцу.

5 занятие.

Закрепить знания детей о простейших признаках и особенностях известных им геометрических фигур. Дать представление о многоугольниках. Решение задач, используя раздаточный материал (цифры). Работа в тетради (слуховой диктант по клеточкам).

6 занятие.

Закрепить понятие «многоугольник». Выявить уровень развития логики мышления у детей и их умение группировать фигуры методом исключения, выделяя черты схожести и различия (д.игра «Какая фигура не подходит»). Решение задач. Игра «Танграм».

Февраль.

1 занятие.

Познакомить с цифрами второго десятка. Дать знания об образовании чисел 11 и12. Закреплять умение выделять группы фигур на основе общих признаков. Дидактическая игра «Найди общее в фигурах». Решение задач с использованием раздаточного материала. Работа в тетради (слуховой диктант по клеточкам.)

2 занятие.

Закрепить образование чисел 11 и 12. Логическое упражнение на поиск недостающих фигур. Решение задач. Работа в тетради: закрепить умение детей применять полученные знания о линиях на практике (Игра «Каждая зверушка по своей дорожке»).

3 занятие.

Дать понятия об измерительной деятельности. Развивать логику мышления при практическом измерении времени. Дидактическая игра «Назови соседей двухзначного числа»-закрепление знаний об образовании чисел от 0 до 12. решение задач с использованием раздаточного материала. Игра «Колумбово яйцо».

4 занятие.

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах первого десятка и продолжать знакомить с числами второго десятка. Упражнять в придумывании и решении задач на сложение и вычитание. Работа с палочками.

5 занятие.

Закрепить образование чисел второго десятка (11,12,13,14,15). Продолжать знакомить с измерительной деятельностью. Познакомить с условной меркой. Решение задач с использованием раздаточного материала. Работа в тетради. (слуховой графический диктант).

6 занятие.

Закрепить знания об измерительной деятельности, вспомнить, что такое условная мерка, как ею пользоваться, что измерять. Продолжать работу с числами второго десятка. Решение примеров, закреплять умение соотносить получившиеся ответы с определенным цветом. Работа в тетради.

7 занятие.

Продолжать закреплять знания детей о числах второго десятка (от 11 до 15). Знать местонахождение чисел. Закреплять умение отгадывать математические загадки. Закреплять умение решать логические задачи на поиск недостающих фигур. Работа в тетради.

8 занятие.

Закрепить знания об условной мерке, продолжать уточнять знания об измерительной деятельности. Дидактическая игра «Что чем измеряют» - закрепить знания об измерительных приборах. Закреплять умение рассуждать оп аналогии и высказывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, используя наглядный материал. Работа с палочками. Работа в тетради.

Март.

1 занятие.

Познакомить детей с объемными фигурами (шар и куб) на основе сравнения с плоскостными (круг, квадрат). Продолжать учить отгадывать математические загадки. Игра «Танграм». Закреплять умение пользоваться математическими знаками. Работа в тетради.

2 занятие.

Закреплять умение детей классифицировать геометрические фигуры на объемные (шар, куб) и плоскостные (круг, квадрат). Упражнять детей в расстановке математических знаков < и >, используя числа второго десятка. Развивать творческое воображение и мышление, используя игру: «Составь узор из цифр». Работа в тетради.

3 занятие.

Познакомить детей с объемными фигурами (конус и цилиндр) на основе сравнения с плоскостными (треугольник и прямоугольник).продолжать учить отгадывать математические загадки. Дидактическая игра: «Покажи фигуру, которая не подходит», выявить умения детей группировать методом исключения. Решение примеров, уметь соотносить получившиеся ответы с определенным цветом.

4 занятие.

Закрепить знания об объемных фигурах (конус, цилиндр), учить находить предметы, похожие на данные фигуры. Закрепить знания о последовательности дней недели, частей суток. Игра: «Колумбово яйцо». Работа в тетради.

5 занятие.

Продолжать закреплять знания об объемных фигурах (определять на ощупь). Уточнить знания о различных линиях (игра «Путаница»). Закрепить состав числа из двух меньших. Работа в тетради.

6 занятие.

Закреплять умение решать логические задачи на поиск недостающих фигур. Закреплять умение решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание. Продолжать учить отгадывать математические загадки. Работа в тетради.

7 занятие.

Закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации. Закреплять умение отгадывать математические загадки. Закреплять умение решать простые примеры на сложение и вычитание, формировать арифметические действия. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Работа в тетради.

8 занятие.

Закрепить числа второго десятка, как они называются (двухзначные). Решать задачи, продолжать учить формулировать арифметическое действие.

Апрель.

1 занятие.

Закрепить понятия «отрезок, луч, прямая». Познакомить с понятием «угол» - (какие бывают углы: прямые острые, тупые, развернутые), особо рассмотреть прямой угол. Решение задач. Работа в тетради (слуховой графический диктант).

2 занятие.

Продолжать знакомить детей с понятием «угол», рассмотреть острые углы (на примере треугольника). Закрепить знания о различных линиях. Решение задач. Работа в тетради.

3 занятие.

Закрепить понятие «угол». Вспомнить , какие бывают углы. Закрепить знания детей о составе чисел 5,6,7 из двух меньших, используя палочки Кьюизенера. Решение задач. Работа в тетради.

4 занятие.

Уточнить знания детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Состав чисел7,8,9 из двух меньших с использованием палочек Кьюизенера. Решение задач. Игра «Танграм».

5 занятие.

Повторить дни недели (закрепление порядкового счета). Закрепить умение ориентироваться в тетради (слуховой диктант). Упражнять в нахождении объемных и плоскостных фигур. Продолжать их сравнивать между собой. Решение задач. (повторить части задачи), продолжать учить придумывать задачи.

6 занятие.

Закрепить знания о цифрах второго десятка. Продолжать работу над решением арифметических задач. Активизировать словарь детей за счет названий линий: отрезок, прямая, ломаная, волнистая, пунктирная. Развивать логическое мышление, память, внимание.

7 занятие.

Повторить знание смежных чисел. Дидактическая игра «Назови соседей». Закрепление состава чисел в пределах 10 из двух меньших. Решение задач. Развивающая игра «Точечки».

8 занятие.

Уточнить представления детей об измерительных приборах (какие знаете?). измерение с помощью условной мерки. Состав числа из двух меньших в пределах 10 (палочки Кьюизенера). Решение задач. Работа в тетради.

Май.

Повторение пройденного за год.





ПРИЛОЖЕНИЕ


ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ








Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

(Стул)

Пять братцев -

Всем одно имя.

(Пальцы)

Пять мешочков шерстяных -

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)



Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)

А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)

У него четыре лапки,

Лапки - цап - царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)




Число 1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

(Гриб)

Число 2. Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Число 3. У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

(Светофор)

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати!

С. Маршак

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Число 4. Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Число 5. Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.




Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.




Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.




Математик


Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.


Все за одного и один за всех.

Два медведя в одной берлоге не уживаются.

Два сапога - пара.

Для друга и семь вёрст не околица.

Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнёт.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Первый блин всегда комом.

Семь дел в одни руки не берут.

Семеро одного не ждут.





Я считаю



Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр,

Это - раз,

Чистит пёрышки сова,

Это - два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой - черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Это - пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять - это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать -

Надо снова начинать!

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи:

Один этаж, два этажа,

Три, четыре -

Мы в квартире.


Величина



Что за зверь лесной -

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

(Заяц)

Как столкнутся - стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт -

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)

Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд)

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)



Геометрические фигуры,

форма предметов


Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки -

Вот и я!

(Треугольник)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)

Мы треугольники - два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)

От всех я отличаюсь -

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны, и три угла, и столько же вершин.

И трижды трудные дела мы трижды совершим.


Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.

(Прямоугольник)

Что такое перед нами:

Круглое, совсем без грани.

В основаниях по кругу.

Катим мы его друг другу,

А назвать никак не можем.

Может, кто-то нам поможет?

(Цилиндр)

Он совсем, совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну конечно….

(Огурец)

Рос шар бел.

Ветер дунул - шар улетел.

(Одуванчик)

ТОЧКА

Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается ТОЧКА.

ЛИНИЯ

Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Мне посоветовала мама,
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой -
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая,
Это линия -ПРЯМАЯ.

УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ)

Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже -ОСТРЫМ,
Если шире, то -ТУПЫМ.



Я ОСТРЫЙ - начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

КВАДРАТ

Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ

Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.

ТРАПЕЦИЯ

Трапеция, трапеция,
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

ОВАЛ

А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.





ОБЪЁМНЫЕ ТЕЛА

КУБ

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.





ЦИЛИНДР

-Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся : - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

КОНУС

Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

ПИРАМИДА

Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!

ШАР

Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.




Жили-были два брата


Жили-были два брата: треугольник с квадратом.

Старший - квадратный, добродушный, приятный.

Младший - треугольный, вечно недовольный.

Стал же спрашивать квадрат:

- Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

- Брат,

Я ведь старше, я квадрат!

И сказал ещё нежней:

- Неизвестно, кто нужней.

Вот настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столбы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы:

«Приятных я желаю снов,

Спать ложился - был квадратным,

А проснёшься - без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет квадрата…

Онемел, стоит без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов!


Ориентировка в пространстве


Сели детки на карниз

И растут всё время вниз.

(Сосульки)

Крыльями не машет,

А выше облаков летает.

(Самолёт)

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывёт пароход -

То взад, то вперёд.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Пушистая вата плывёт

куда-то.

Чем вата ниже -

Тем дождик ближе.

(Туча)



Вверх - вниз, вверх - вниз.

Качать хочешь -

на нас садись.

(Качели)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

Два братца спереди бегут,

Два сзади догоняют,

А догнать не могут.

(Лестница)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль плывёт,

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт.

(Утка с утятами)


Ориентировка во времени




Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)

Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

(12 месяцев)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)




Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга находят.

(Месяцы)

Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети -

Не догонишь его.

(Время)

Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.

(День и ночь)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели

Когда это бывает? (части суток)

Доброе утро - птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

(утром)

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

(днём)

Говорит Зайчиха-мать:

- Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

(вечером)

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все в округе спать должны,

Наши дети тоже.

(ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)

Когда петушок раньше всех встаёт,

Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?

(утром)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает? (днём)

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает? (вечером)



Век долог, да час короток.

Век живи, век учись.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

День да ночь - сутки прочь.

Готовь сани летом, а зимой телегу.

Делу - время, потехе - час.

Долг день до вечера, коли делать нечего.

Кто рано встаёт, того удача ждёт.

Не суйся, середа, прежде четверга.



Мы спросили у Емели…


Мы спросили у Емели:

«Назови нам дни недели».

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть:

Дядька крикнул мне: «Бездельник!»

Это было в понедельник.

На забор я лез и дворник

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку -

Изорвал себе рубаху.

А в субботу - вот потеха! -

На свинье верхом проехал.

В воскресенье отдыхал -

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!...
















Дидактические игры и игровые упражнения




Раздел



Задачи


Д/и и упражнения




Количество и счёт

Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами

(в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

«Сосчитай предметы», «Сосчитай ягоды», «Не ошибись», «Посчитай и ответь», «Сосчитай сколько?», «Продолжаем считать», «Отсчитай столько же», «Парные предметы», «поезд», «Сосчитай пассажиров», «Составим число», «Число и цвет», «Посчитай игрушки», «Собери цветок», «Считай дальше», «Найди пропущенное число», «Отгадай число».




Величина

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Развивать глазомер.

«Строим лесенку для матрёшки», «Завяжем куклам бантики», «Выложи фигуру», «Подарки для гостей», «Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую», «Постройся по росту», «Наведи порядок», «Построй забор», «Кто, где живёт?», «Лесенка».






Форма

Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела. Развивать мышление, внимание, комбинаторные способности.

«Собери картину», «Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Разложи предметы правильно», «Заполни пустые клетки», «Чудесный мешочек», «Бусы», «Угостим гостей», «Раз, два, три - в круг фигуру положи», «Какой фигуры не стало?», «Назови правильно», «Узнай фигуру по описа-нию и покажи её», «Узнай на ощупь», «Найди лишнюю фигуру», «Выложи силуэт», «Найди(назови) предмет такой же формы», «Подбери ключ», «Составь целое по его частям».


Ориентировка в пространстве

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

«Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?», «Кубики Никитина», «Запомни и повтори», «Реши головоломку», «Составь картину», «Поручение», «Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта».


Ориентировка во времени

Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели.

«Когда это бывает?», «Что мы делаем?», «Дни недели», «Расставь по порядку».


Литература:


З.А. Михайлова. Математика - это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.

А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.

И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.



© 2010-2022