- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Повышение качества дошкольного образования
Повышение качества дошкольного образования
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Тюнина Л.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Повышение качества дошкольного образования
Людмила Александровна Тюнина
преподаватель БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Россия, г. Орел
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Именно стандарт, как нормативный правовой документ, призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. По мнению общественности детский сад - скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Все согласны с тем, что ребёнок, пришедший в детский сад, должен получить дошкольное образование хорошего качества.
Сегодня качество образования неоднозначно определяется в рамках различных методологических и теоретических подходов:
- в контексте личностно ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;
- с позиций системного подхода качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;
- в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;
- культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;
- программно-целевой подход - с точки зрения реализации целей;
- представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определённый период;
- затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата.
Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиций потребителя. Эти позиции имеют огромное значение для выстраивания стратегии управления качеством в дошкольном образовании, так как применение маркетинга в детских садах практически не наблюдается.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования, как явление в целом положительное, имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования). Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательной деятельности, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.
Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.
Литература
Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - С. 26.
Скоролупова, О. А. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2.
Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 14.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].