- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Перспективное планирование образовательной области «Экология» в старшей группе на 2014 – 2015 учебный год
Перспективное планирование образовательной области «Экология» в старшей группе на 2014 – 2015 учебный год
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горюшина Л.В. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Перспективное планирование образовательной области «Экология» в старшей группе на 2014 - 2015 учебный год.
Используемая литература:
-
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
-
Т.В.Хабарова «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Наблюдение за черепахой
Цели. Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к поведению животных.
с.191-192
Золотая осень
Уточнить и закрепить представления детей о изменениях в природе ранней осенью. Упражнять детей в употреблении глаголов и прилагательных в собственной речи. Развивать умения четко формулировать свои ответы и составлять сложные предложения
Т.В.Хабарова с.21
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов
Цели. Закрепить знание детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде - овощеводы, в саду - садоводы). Развивать умение ребят сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания - сад, огород). Сформировать представления о плоде и семени, ввести модели плода и семени
с.192-193
Наш дом-природа.
Закрепить знания детей о живой и живой природе. Познакомить с взаимосвязью компонентов природы. Дать представление о том, что человек - тоже часть природы. Воспитывать желание бережно относиться к природе.
Т.В.Хабарова с.22
октябрь
Беседа о домашних животных
Цели. Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки внешнего сходства домашних животных с предметами, расположенными вокруг (элементы ТРИЗ). Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
с.193-196
Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь)
Цели. Познакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям: пшеницу (колос метелкой, тутой, с короткими волосинками, золотой), овес (колосок длинный, зернышки и волосинки тоже длинные, напоминают сережки), ячмень (зернышки округлые, колосок серого цвета, волосинки длинные, но короче чем у овса), рожь (колосок крепкий, коричневато-золотистый, почти без волосинок). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.
с.196-197
Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река»
Цели. Расширять представления об окружающем мире: реки и их характерные признаки, возникновение рек. Продол-
жать учить детей составлять описательные рассказы. Развивать умение детей сравнивать, расширять и активизировать словарь детей
с.198-201
Беседа «Чудесное яблоко»
Цели. Познакомить с органом чувств - глазом и его основными функциями. Формировать познавательный интерес к человеку.
с.197-198
Рассматривание комнатных растений.
Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус)
Цели. Познакомить детей с новым комнатным растением (аспарагусом). Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания.
С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещении (светолюбивые - теневыносливые).
Предложить детям самостоятельно придумать модели формы листа аспарагуса (похож на елочку).
с.211-212
ноябрь
Рассматривание и сравнение лисы и собаки
Цели. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, способ передвижения). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении - звери, птицы, рыбы, насекомые (логические задачи). Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей. Развивать мышление, учить думать, отстаивать свое суждение, развивать память.
Воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.
с.201-203
Рассматривание и сравнение комнатных растений
Цели. Закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра). Название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растением.
Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей (корень, стебель, лист, цветок), сравнивать растения, находить общее и различия. Закрепить знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев).
с.203-204
Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире»
Цели. Познакомить с важным органом чувств - ухом. Дать понятие о его функциях. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила; объяснить, что ухо - очень чувствительный и нежный (ранимый) орган, от состояния которого зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
с.204-205
Кто живет в реке и в озере
Цели.
Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер .Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей.
с.205-208
декабрь
Беседа о снеге
Цели. Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ).
Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа».
Учить анализировать (игра»Хорошо-плохо»).
с.212-214
Знакомство с волком
Цели. Дать детям новые знания о волке: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты зимой и летом, о пользе и вреде волков .Обогащения словарного запаса словами - «вожак», «логово», «хищник»; активизация словаря - «волчья стая», «добыча», «сильные ноги», «острые клыки», «настороженно», «подкрадываться».
Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную вещь.
с.208-211
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Цели: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
с.214-216
Изготовление плаката «Оставь елку в лесу».
Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката ,направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.
Т.В. Хабарова, с.26
январь
Беседа «Зимой в лесу»
Цели. Уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.
Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь (нора, дупло, хищник).
с.216-218
Беседа «Растение как живое существо»
Цели. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода, земля.
с.218-219
Рассказ педагога «Для чего человеку нос?»
Цели. Познакомить детей с важным органом обоняния - носом и его функциями. Учить бережно относиться к своему здоровью.
с.220-221
февраль
Знакомство детей с животными жарких и холодных стран
Цели. Расширять и углублять представление детей о диких животных. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
с.222-225
Игровое занятие «Наши умные помощники - органы чувств»
Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.
с.225-227
.
с.228-231
Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой!»
Цели. Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать позитивное отношение детей к зиме.
с.231-234
март
Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка комнатных растений
Цел и. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением
весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.с.237
Обобщающее занятие «У нас в гостях животные»
Цели. Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние - дикие, хищные травоядные). Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного.
с.235-237
Путешествие с брызгалкой.
Закрепить знания об агрегатных состояниях воды. Расширить представление детей о свойствах воды. Развивать любознательность и навыки проведения опытов. Воспитывать желание бережно относиться к воде.
Т.В. Хабарова.с 24-25.
Рассказ воспитателя «Муравьи - санитары леса»
Цели. Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.
с.240
апрель
Экологическая сказка «Ручеек»
Цели. С помощью сказки показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей.
с.241-247
Игровое занятие «Что и как человек ест»
Цели. Выявить различие в употреблении пиши животными и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Закрепить исторические сведения, как первобытные люди добывали и употребляли пищу.
с.237-240
С Днем рождения, Земля! (игра-путешествие).
Уточнить представления о жизни на Земле. Формировать желание сделать полезное для планеты Земля.
Т.В. Хабарова.с.32
Весенние первоцветы.
Развивать представления детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в природе. Формировать реалистическое представление об окружающей природе. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Т.В. Хабарова.с.32
Комплексное занятие «Доктора леса»
Цели. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых. Развивать зрительную память и логическое системное мышление.
с.247-251
май
Экскурсия в весенний парк.
Обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе в связи с наступлением теплой погоды. Учить детей понимать причины наступивших в природе изменений. Закрепить знание правил поведения в парке.
Т.В. Хабарова с.33
Все нужны на Земле.
Развивать эмоционально-положительное , экологически правильное к внешне непривлекательным объектам. Развивать понимание ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе. Закрепить представления детей о приспособляемости животных к среде обитания.
Т.В.Хабарова с.32
Культурные и дикорастущие растения.
Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях. Научить различать грибы, плоды, ягоды. Воспитывать интерес к растениям.
Т.В.Хабарова с.31
Заключительная беседа о весне
Цели. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Развивать логическое и системное мышление. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
с.252-256