«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» город Качканар Свердловской области


«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования» (Опыт работы)





Выполнила: Лямина С.С.

воспитатель


Содержание работы

Введение

1. Актуальность работы.

2. Цели и задачи работы.

3. Ожидаемые результаты.

Глава 1. Понятие о нетрадиционных техниках рисования.

Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.

2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.

2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.

Заключение.

Список используемой литературы.







Актуальность работы

В образовательной деятельности с детьми особое место отвожу использованию нетрадиционной технике рисования. По наблюдениям знаю, что у детей часто возникает страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться, что получится некрасиво. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. В процессе работы ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающей действительности, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Объект работы: изобразительные умения и навыки дошкольников.

Предмет: нетрадиционные техники рисования как средство формирования изобразительных умений и навыков у детей.

Задачи работы:

- Формировать у детей технические навыки рисования.

- Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.

- Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов.

- Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дошкольники должны знать:

- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания для получения оттенков;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

- различные нетрадиционные техники рисования;

- название материалов и инструментов и их назначение.

Дошкольники должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, тычок, ватную палочку, поролон, печатку;

- рисовать предметы с использованием различных инструментов, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.








Глава 1. Понятие нетрадиционного рисования.

«Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

душа художника.

Иначе говоря,

когда каждый будет находить

радость в своём труде».

Роден.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования развивает интерес к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.

Одним из приёмов, используемых мной, является создание условий для творческого самовыражения ребёнка, организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.

Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования: хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость.

Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.

2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.

Для развития творческих возможностей, фантазии, интереса изобразительному искусству в группе мной создана богатая развивающая среда:

- сухие листья;

- тычок;

- гусиные перья;

- печатки;

- шаблоны;

- пенопласт;

- смятая бумага;

- ватные палочки;

- уголь;

- салфетки;

- восковые мелки;

- акварельные мелки;

- пробки;

- мыльные пузыри;

- нитки;

- зубные щетки.

Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по-детскому, а не по указанному шаблону.

Используя на занятиях нетрадиционные техники и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!

2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

С детьми младшего возраста использую техники:

- рисование пальчиками,

- оттиск печатками,

- рисование ладошками,

- рисование тычком (кисточка с поролоном);

- рисование поролоном.

С детьми среднего возраста:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- рисование поролоном,

- печать пробками,

- восковые мелки + акварель,

- отпечатки листьями,

- рисование ладошками;

- рисование тычком.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагается освоить более сложные методы и техники:

- мятой бумагой,

- кляксография с трубочкой,

- монотипия обычная,

- монотипия пейзажная,

- пластилиновая живопись,

- витражными красками на стекле,

- граттаж,

- ниткой,

- использование смешанных техник.

Для активизации внимания детей использую:

- сюрпризный момент (приход героя, отправление в путешествие),

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

Выделяю основные направления работы:

1. Создание в группе условий для творческого рисования.

2. Раскрытие творческого потенциала посредством нетрадиционных техник рисования.

3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования строила по следующему алгоритму:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Для реализации этих направлений создала соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для уголка рисования. В раздевальной комнате создала небольшую выставочную зону для готовых работ - детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши другие инструменты. Учитывая возможности детей, продумала темы для работы, составила перспективный план.

В изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования развиваю у детей умение работать самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия.

Руководство изобразительной деятельностью детей осуществляла в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.

Совместную деятельность с использованием нетрадиционных техник проводила 1 раз в месяц. При применении нетрадиционных техник рисования старалась получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.

Познакомились с рисованием по сырой бумаге (например, «Небо», «Радуга»). Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям поэкспериментировать: дорисовать по желанию картину.

С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, деревья.

Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге, размыванием краски, рисованием цветными кляксами рисованием с помощью оттиска, монотипии.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.

Работа фантазии объединяла случайный набросок цветных клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную задумку.

На занятиях с детьми я использую также способ нетрадиционной техники рисования - монотипию («Бабочка», «Стрекоза»). Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей («Деревья смотрят в воду») и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу.)

В свободное время ребята сами занимаются творчеством, обсуждают свои работы, которые находятся на выставке.

Кроме этого, мы вместе готовим материал: разрезаем бумагу, оформляем работы в рамки, тонируем альбомные листы бумаги для занятий. Читаем стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумываем рассказы и к ним рисуем рисунки.

Родителей наша работа очень интересует. Некоторых мамы и папы заинтересовались нетрадиционными приёмами изображения. По каждой технике я даю им свои рекомендации. Они с удовольствием вечером дома ещё раз рисуют по этой же теме, тем самым закрепляя данную технику и вдохновляя детей на дальнейшее экспериментирование. Совместно с родителями и детьми мы создаём выставку работ, выполненных дома.

Заключение

В результате формирования изобразительной деятельности посредством современных нетрадиционных техник мной были выявлены следующие результаты работы:

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему работы по формированию изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт детей.

Список литературы:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 80с.

  4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.

  5. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.

  6. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.

  7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.

  8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

  9. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» - М.: Классике Стиль, 2004.

  10. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Изд.: Академия развития, 2007.



© 2010-2022