- Преподавателю
- Дошкольное образование
- «Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования»
«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лямина С.С. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» город Качканар Свердловской области
«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования» (Опыт работы)
Выполнила: Лямина С.С.
воспитатель
Содержание работы
Введение
1. Актуальность работы.
2. Цели и задачи работы.
3. Ожидаемые результаты.
Глава 1. Понятие о нетрадиционных техниках рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.
Заключение.
Список используемой литературы.
Актуальность работы
В образовательной деятельности с детьми особое место отвожу использованию нетрадиционной технике рисования. По наблюдениям знаю, что у детей часто возникает страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться, что получится некрасиво. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. В процессе работы ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающей действительности, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Объект работы: изобразительные умения и навыки дошкольников.
Предмет: нетрадиционные техники рисования как средство формирования изобразительных умений и навыков у детей.
Задачи работы:
- Формировать у детей технические навыки рисования.
- Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
- Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов.
- Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дошкольники должны знать:
- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания для получения оттенков;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- различные нетрадиционные техники рисования;
- название материалов и инструментов и их назначение.
Дошкольники должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, тычок, ватную палочку, поролон, печатку;
- рисовать предметы с использованием различных инструментов, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Глава 1. Понятие нетрадиционного рисования.
«Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет
душа художника.
Иначе говоря,
когда каждый будет находить
радость в своём труде».
Роден.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования развивает интерес к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.
Одним из приёмов, используемых мной, является создание условий для творческого самовыражения ребёнка, организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования: хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.
Для развития творческих возможностей, фантазии, интереса изобразительному искусству в группе мной создана богатая развивающая среда:
- сухие листья;
- тычок;
- гусиные перья;
- печатки;
- шаблоны;
- пенопласт;
- смятая бумага;
- ватные палочки;
- уголь;
- салфетки;
- восковые мелки;
- акварельные мелки;
- пробки;
- мыльные пузыри;
- нитки;
- зубные щетки.
Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по-детскому, а не по указанному шаблону.
Используя на занятиях нетрадиционные техники и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!
2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы является:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
С детьми младшего возраста использую техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование тычком (кисточка с поролоном);
- рисование поролоном.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисование ладошками;
- рисование тычком.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагается освоить более сложные методы и техники:
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на стекле,
- граттаж,
- ниткой,
- использование смешанных техник.
Для активизации внимания детей использую:
- сюрпризный момент (приход героя, отправление в путешествие),
- просьба о помощи,
- музыкальное сопровождение,
- сказки, стихи, загадки.
Выделяю основные направления работы:
1. Создание в группе условий для творческого рисования.
2. Раскрытие творческого потенциала посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования строила по следующему алгоритму:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Для реализации этих направлений создала соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для уголка рисования. В раздевальной комнате создала небольшую выставочную зону для готовых работ - детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши другие инструменты. Учитывая возможности детей, продумала темы для работы, составила перспективный план.
В изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования развиваю у детей умение работать самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия.
Руководство изобразительной деятельностью детей осуществляла в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.
Совместную деятельность с использованием нетрадиционных техник проводила 1 раз в месяц. При применении нетрадиционных техник рисования старалась получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.
Познакомились с рисованием по сырой бумаге (например, «Небо», «Радуга»). Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям поэкспериментировать: дорисовать по желанию картину.
С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, деревья.
Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге, размыванием краски, рисованием цветными кляксами рисованием с помощью оттиска, монотипии.
В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.
Работа фантазии объединяла случайный набросок цветных клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную задумку.
На занятиях с детьми я использую также способ нетрадиционной техники рисования - монотипию («Бабочка», «Стрекоза»). Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей («Деревья смотрят в воду») и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу.)
В свободное время ребята сами занимаются творчеством, обсуждают свои работы, которые находятся на выставке.
Кроме этого, мы вместе готовим материал: разрезаем бумагу, оформляем работы в рамки, тонируем альбомные листы бумаги для занятий. Читаем стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумываем рассказы и к ним рисуем рисунки.
Родителей наша работа очень интересует. Некоторых мамы и папы заинтересовались нетрадиционными приёмами изображения. По каждой технике я даю им свои рекомендации. Они с удовольствием вечером дома ещё раз рисуют по этой же теме, тем самым закрепляя данную технику и вдохновляя детей на дальнейшее экспериментирование. Совместно с родителями и детьми мы создаём выставку работ, выполненных дома.
Заключение
В результате формирования изобразительной деятельности посредством современных нетрадиционных техник мной были выявлены следующие результаты работы:
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему работы по формированию изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт детей.
Список литературы:
-
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
-
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
-
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 80с.
-
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
-
Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.
-
Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.
-
Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
-
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
-
Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» - М.: Классике Стиль, 2004.
-
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Изд.: Академия развития, 2007.