Организация уголков занимательной математики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

Игры математического содержания проводятся в детском саду как на занятиях, так в утреннее и вечернее время. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателя такие игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическим фигурам, решению задач.

Таким образом, математические представления у детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Поэтому в детском саду надо создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявил бы самостоятельность в выборе игрового материала. Весь игровой материал целесообразно поместить в УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, при этом обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам. Исходя из этого, детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

ЗАДАЧИ уголков занимательной математики:

  1. Целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности. А также развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для дальнейшего овладения математикой.: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

  2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми. А занимательный материал в этом случае должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности во многом определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства самостоятельной деятельностью. Заинтересованность, увлеченность педагога -основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей данной группы. В уголок помещается разнообразный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по душе и по интересу. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, игры, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волк и овца» и другие; различными головоломками (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов, игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах («Веселые картинки»), газетах имеются рисунки, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать такой материал можно также из книг по занимательной математике для дошкольников и младших школьников, популярных сборников. Интересные материалы можно почерпнуть из журналов «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» и других. Весь этот материал необходимо накапливать, систематизировать, помещать в специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебным круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и другие. Далее дети уже смогут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2-3 наборов; один и тот же силуэт, например, лису - составлять из разных наборов. Для стимулирования деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и другие. В оформлении можно использовать фотографии из книг по занимательной математике.

Руководство самостоятельной деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственного развития, проявление активности.

Привлекает и малоактивных детей, заинтересовывая их игрой и помогая освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.

Руководство со стороны педагога должно быть направленно на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Основные указания к руководству самостоятельной деятельностью детей могут быть следующими:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

  2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.

  3. Создание элементарных проблемно-поисковых ситуаций в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэты, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

  4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

  5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

  6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их.

  7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе.


© 2010-2022