Картотека игр для лучшего понимания детьми навыков игры в шахматы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Волшебный мешочек»

По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку.

В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок»

Сделайте из деревянной шахматной доски «Теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

«Шахматный колобок»

Дидактическую игру - инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса», колобка не съест - колобок от неё убежит.

«Шахматная репка»

Посадите «Репку» - клубок. Около неё малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.

«Большая и маленькая»

Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

«Запретная фигура»

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметил вашу ошибку, сами укажите на неё.

«Что общего?»

Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белый ферзь»

В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.

«Угадай - ка»

Загадайте какую - нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться , что это за фигура. Когда ребёнок назовёт загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т.д.

«Куча мала»

Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую - нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно вы называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа»

Переверните шахматная доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?... А этого?..»

«Цвет»

Попросите малыша поставить в ряд все белые и все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну - две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу и указать на неё.

«Ряд»

Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида»

Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту»

Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Над головой»

Назовите какую - нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

«Догонялки»

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и называть какую - либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Прятки»

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

«Кто быстрее?»

Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определённом месте две - три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле»

Поставьте на стул какую - нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счёт «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Убери такую же»

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.

«Полна горница»

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом с клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

© 2010-2022