Консультация для родителей Нравственные нормы в жизни подготовишек

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки

Республики Татарстан

Отдел Образования исполнительного комитета

Сармановского муниципального района












Нравственные нормы в жизни подготовишек.


(Консультация для родителей)






МБДОУ-Джалильский детский сад № 1

«Берёзка»-общеразвивающего вида

Воспитатель 1 квалификационной

категории

Гареева Лилия Ильдусовна



2011год

Нравственные нормы в жизни подготовишек.

Нравственное воспитание - это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношении людей в общественной и личной жизни.

Претворение в жизнь задач нравственного воспитания предполагает их конкретизацию, в частности для детей дошкольного возраста.

В подготовительной к школе группе дети способны регулировать свое поведение, не только выполняя требования воспитателя, но и в силу сформированных у них нравственных представлении, чувств и качеств личности. Потребность в общении приобретает устойчивый характер. Развивается умение и желание трудиться в коллективе и для коллектива, требовательность к своему поведению и к поведению окружающих. Появляется стремление улучшить результат самостоятельно выполняемой, практически полезной деятельности.

Умение осознавать значимость результатов своей деятельности с точки зрения их общественной полезности повышает активность детей. Расширяются и углубляются знания об окружающем, жизненный опыт.

Все это дает возможность осуществлять задачи нравственного воспитания, обеспечивающие выполнение требовании, предъявляемых школой: желание учиться, приобретать новые знания; умение заниматься и трудиться в коллективе и для коллектива, помогать товарищам и старшим; радость за успехи товарища; нетерпимость к отрицательным поступкам; уважение к людям труда; бережное отношение к вещам, книгам, пособиям, игрушкам, предметам обихода. Формируется такие нравственные качества, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, аккуратность, правдивость, способность спланировать предстоящую деятельность, сосредоточить внимание на ее выполнении и достижении нужного результата. Возрастает значение овладения детьми правилами и нормативами культурного поведения, общения в различной деятельности.

Формируются любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, дружеские чувства к другим народам.

Воспитание детей осуществляется в активной детской деятельности - в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой. В совместной деятельности возникают моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.

Наблюдая в процессе деятельности за детьми, воспитатель направляет их поведение, или поощряет их поступки, или выражает неодобрение. Оценка поступков детей влияет, в свою очередь, на складывание взаимоотношений.

Следует реже использовать запреты, наказания. Постоянные нравоучения, сетования по поводу нарушений детьми норм поведения вызывают у них раздражение, желание сделать наперекор. Поэтому следует направлять свое внимание не на формирование торможения вообще, а на воспитание понятных ребенку мотивов, способных оказать тормозящее действие на отрицательные поступки.

Воспитание вне коллектива, как взаимопомощь, дружба, организованность, умение подчинять свои желания требованиям коллектива, ответственность в выполнении обязанностей, доброжелательность, уважение и предупредительность друг к другу, к старшим. Положительное влияние коллектива особенно велико в преодолении таких отрицательных качеств ребенка, как эгоизм, зазнайство, капризы и жадность и другие.

В подготовительной к школе группе учебная деятельность приобретает ведущее место, предопределяя успех обучения ребенка в школе.

Ведя наблюдения на занятиях, воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания, проверяет быстроту и рациональность их действии, наличие различных умении. И, наконец, определяет у них способность соблюдать правила поведения, внимательно слушать объяснения.

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают правила поведения тогда осознанно, когда взрослые конкретно обосновывают их. Они способны понимать, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих неприлично; что, находясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.

Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что-то уронил?»; «Ты нечаянно задел прохожего: как быть?»; «Тебя послали к соседям одолжить соль: как бы ты обратился с просьбой?»; «Как надо вести себя, когда ты разговариваешь с взрослым?».

Руководя поведением детей, важно творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия; в способности определять, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы. В любом случае взрослый старается подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить»; «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые дети лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку.

Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми.

Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда ребенок прочно овладеет культурой поведения, то он будет вести себя, как его учили, и в отсутствии воспитателя.

Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Педагоги и родители добиваются этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.

Жизнь детей в детском саду предоставляет большие возможности для воспитания у них бережного отношения к имуществу детского сада. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду - игрушки, книги, мебель, посуда, - твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься. А в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намериваются делать, мысленно представляя план своих действии. Умение планировать свою деятельность предполагает и умение рассчитать время. Необходимо прививать детям чувство времени, иначе трудно выработать в них стремление завершить начатое.

Дети старшего дошкольного возраста все убирают после себя без напоминания, это должно стать привычкой. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым, умение самостоятельно организовывать дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо; расходовать свою энергию на разумную деятельность, подчиняя свое поведение распорядку жизни в семье и детском саду.

В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения. Отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания. Формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.


© 2010-2022