Доклад для родителей на тему: «Развитие ребенка средствами изобразительной деятельности»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад для родителей

на тему

«Развитие ребенка средствами изобразительной деятельности»

Чем обычно дети занимаются дома ? (ответы родителей) Сегодня мы с вами хотим поговорить о том как организовать творческие игры с красками, пластилином и многими другими материалами детей дома.

Зачем надо научить детей рисовать и лепить? (ответы родителей)

Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих достижениях.

Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка.

Почему же рисунок и лепка оказывает такое стимулирующее действие на деятельность мозга ребенка?

Прежде всего, нельзя забывать, что мышление детей первых лет жизни есть по преимуществу мышление образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс "сцепления" ассоциаций.

Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов, стимулирует мыслительную деятельность ребятишек.

Чтобы ни нарисовал или слепил Ваш ребенок, обязательно похвалите его и повесьте Ваш шедевр на стену или поставьте на видном месте , чтобы малыш ощутил себя настоящим художником!

Любая деятельность детей, а особенно художественная , требует соответствующей организации предметно - развивающей среды. Для домашних занятий рисованием , лепкой важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

Конечно же в идеале у ребёнка должно быть своё место - рабочий стол и стул по росту. Желательно, чтобы крышка парты или стола была наклонной. Так ваш малыш будет меньше уставать. Всегда обращайте внимание на то, на каком расстоянии от глаз находится бумага.

Ребёнок должен знать правила:

  • сидеть прямо;

  • придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;

  • локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

  • Свет всегда должен падать с левой стороны , чтобы не затенять рабочую поверхность.

У детей 5лет должна быть возможность рисовать карандашами, восковыми мелками, пастелью, фломастерами, краски акварельные или гуашь. Бумага может быть из альбома(лучше если она будет отдельными листами), или из папки для рисования акварелью. Так же подойдёт обойный рулон оставшийся после ремонта (из него можно вырезать квадратные листы или силуэты предметов, животных, для разрисовывания или разукрашивания) Если малышу не удается сразу нарисовать например цветок, не пытайтесь его заставлять, а предложите другой способ : можно обвести готовый распечатанный либо нарисованный Вами цветок, а затем ее разукрасить, можно использовать трафареты .

Для занятий лепкой хорошо иметь специальные пластиковые досточки и пластилин. Сейчас предлагается очень широкий выбор пластилина: восковый, флюрисцентный, обычный хорошо нам знакомый, так же шариковый пластилин , пластилин который застывает и может плавать , так же для лепки предлагается специальная смесь которую называют солёным тестом , но дома его можно сделать самим.

Для выполнения работ по аппликации у детей должны быть детские ножницы с закруглёнными концами, наборы цветной бумаги , а так же предлагайте детям старые журналы для вырезывания из них картинок. Потом эти изображения можно вставить в прищепку и разыгрывать какую- нибудь игровую ситуацию.

Когда у вас накопиться много разнообразных работ детей или будет приближаться праздник можно организовать выставку пригласив домашних , родных и друзей ребёнка .

Это будет очень приятно вашему ребёнку и будет стимулировать его на дальнейшее творчество , а значит на то чтобы у ребёнка шло развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, умения выражать своё видение мира.

Мы уже сказали что дома дети играют или рисуют . А что будет если совместить эти два их излюбленных время провождения? (ответы родителей) Как заинтересовать ребёнка и совместить игру и творчество вместе? (ответы родителей)

Сегодня мы остановимся немного на нетрадиционных техниках которые мы используем в детском саду и которые легко вы можете использовать дома.

Ребёнок 5 лет легко справиться с рисованием пальчиками и ладошками .Краску надо взять легко смывающуюся, лучше гуашь, но и акварель подойдёт только рисунок будет не таким выразительным. Можно начать с простых изображений - цветок, дождик, горошинки на мухоморе, кисть винограда. Необходимые детали потом дорисовываем карандашом или фломастером. (образец)

Детям этого возраста очень нравится рисование ушными палочками , это не потребует особого вашего внимания так как руки детей остаются чистыми. Используем как гуашь так и акварель . Рисуем приёмом примакивания то есть точечками (точечный рисунок) или проводим линии ( волны на море , узоры на силуэте косынки или платья) (образец)

Детям очень нравится выполнять волшебные рисунки .Мы называем это монотипией- лист складывается пополам , потом разворачивается и на одной стороне выполняется рисунок например - половина бабочки, потом накрываем рисунок второй половиной , хорошенько проглаживаем ладошками и открываем , получая симметричное изображение , детали так же дорисовываем . Этот приём очень хорош для развития воображения у ребёнка так как позволяет нарисовать например просто округлости , потом их отпечатки превращать в предметы или животных как подскажет ваша фантазия , дорисовывая детали фломастерами или карандашами. (образец)

«Игры с рисунками» прекрасно подходят для проведения семейных праздников:

« Угадай ка» необходимы рисунки детей . Ход игры: дети ищут рисунок соответствующий словесному описанию взрослого. За правильный ответ фишка.

« Знайка» ходигры: среди детей выбираем « Знайку» .Он встаёт возле выбранного рисунка , дети по очереди задают ему вопросы на которые он должен дать точный ответ : какое время года на картине?, какого цвета лепестки у цветка справа и тд. ?

« Путаница» ход игры : выбирается рисунок , дети по очереди пытаются запутать автора , который должен исправлять ошибки , например: дети говорят « на этой картине небо тёмно - синее» Ребёнок должен исправить ошибку сказав какого цвета небо на самом деле « Небо на моей картине голубое и жёлтое»

« Каракули» дети получают лист с нарисованной ломанной линией и начинают дорисовывать её придумывая какой это будет предмет , животное (например петушок) или просто узор пересекающихся линий , ограниченные участки этих линий закрашиваются разными цветами , заполняются крапинками или штрихами получается оригинальный коврик .

« Рисуем настроение» - детям дают заготовки с изображением головы и просят нарисовать то выражение лица которое покажут : грусть, смех, страх, веселье и тд.

« Рисуем город» - большой лист бумаги и карандаши или фломастеры , дети рисуют дома которые им нравятся, магазины где продают сладости, школу, детский сад , зоопарк. Также можно нарисовать морское дно , звёздное небо.

Что касается нетрадиционных приёмов лепки мы используем в нашей работе приёмы - мозаики , барельефа и пластинографики. Всё это доступно и вам дома , необходимо иметь пластилин , силуэтные рисунки на плотной бумаге или картоне.

Пластилиновая мозаика - это создание предметов с помощью мелко скатанных шариков из пластилина и склеенных между собой на листе бумаги. Для этого ребёнку надо дать силуэтный рисунок на плотной бумаге , лучше картоне и обычный пластилин. (образец)

Барельеф - это выполнение работы путём скатывания длинных столбиков и потом выкладывание ими выпуклого изображения - домики, деревья , машины. (образец)

Пластилинографика - этот приём очень нравится детям так как требует размазывания пластилина по поверхности листа , необходимо только следить чтобы дети не выходили за контуры нарисованного силуэта и не оставляли пустых мест внутри силуэта. (листики, ёлочные игрушки)

Так же детям очень нравиться работа с тестом , если вы будете привлекать детей к лепке печенья , вареников , пельменей вы будете вознаграждены искренней радостью ребёнка .А если для лепки вы сделаете солёное тесто , то радости вашего ребёнка не будет предела. В основном конечно наши детки могут на данном этапе работать только с формочками и тестом , но и лепить простейшие поделки тоже стоит попробовать. Например : вылепить колобок прилепив ему глазки и ротик и носик из теста, а когда высохнет раскрасить лучше гуашью , но можно и акварелью , вылепить гусеничку , неваляшку, тортик , пиалку , колокольчики . Солёное тесто - можно найти рецепт в интернете , а можете воспользоваться нашим : часть муки и часть соли смешать (соль лучшее мелкая ) потом потихоньку залить частью воды в которую добавить 1-2 столовые ложки клея обойного и потом в эту смесь добавить растительного масла ложку столовую. Дать тесту постоять часа 2 в холодильнике, потом если тесто липнет к рукам добавить муки и соли, если крошится добавить воды. Тесто можно хранить в холодильнике несколько дней. Оно очень быстро нагревается в руках.

Что касается нетрадиционных приёмов аппликации то те из вас кто посетил мастер класс , который проводила наша родительница Горева Марина смогли оценить и почувствовать какой интерес вызывает эта техника у взрослых , мы с детьми используем конечно в работе то что доступно для них на данном этапе - это ниткография , аппликация из ткани и аппликация из круп и макаронных изделий.

Ниткография - аппликация из разрезанных шерстяных ниток , которыми заполняют силуэт предмета или животного , так же можно использовать вату (образец)

Аппликация обрывной бумагой - обрываются кусочки бумаги и наклеиваются по контуру силуэта и заполняют весь силуэт. ( образец)

Аппликация из круп и макаронных изделий - необходим клея ПВА, силуэт предмета и крупа. (образец) .

Конечно для всех этих приёмов ИЗО деятельности обязательным является не только ваше присутствие , но и ваше непосредственное участие в работе детей , а так же наличие разнообразных средств для творчества детей : карандаши, краски, клей, ножницы, фломастеры, бумага и рисунки с силуэтами . и очень важно чтобы ребёнок всегда сам участвовал в подготовке необходимых предметов для ваших развлечений и помогал вам в уборке их на место.

Доклад для родителей на тему: «Развитие ребенка средствами изобразительной деятельности»

© 2010-2022