ИКТ как средство развивающего обучения дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интерактивная среда как современное средство развивающего обучения дошкольников»

Стороженко А.Ф.

методист ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»,

тьютор регионального образовательного проекта

«Региональный центр компетенций:

Интерактивная среда обучения»

г.Жигулевск Самарской обл.




Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования. Сегодня мы уже не обходимся без применения технических средств обучения и компьютерных технологий. Это во многом упрощает и экономит время, вносит разнообразие в образовательную деятельность. Не секрет, что качество проведения образовательной деятельности в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала. На смену традиционным интерактивным доскам с ограниченной функциональностью приходят интерактивные доски НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, отличительной особенностью которых является тактильность (сенсорность) - управление пальцами рук, без использования специальных маркеров, а также возможность одновременной работы не менее трех пользователей.

Электронная доска Elite Panaboard является замечательным инструментом, привлекающим внимание дошкольников. Она облегчает и ускоряет подготовку эффектных наглядных пособий и способствует внедрению активного стиля обучения. Такой стиль превращает процесс обучения в настоящее удовольствие, как для воспитателя, так и для детей. Совместное применение доски, компьютера, подключенного к сети Интернет, и проектора дает возможность использовать всю имеющуюся в сети информацию в течение непосредственно образовательной деятельности или при ее подготовке. Распознавание двух - трех касаний одновременно (доски Elite Panaboard UB-T580 или Elite Panaboard UB-T880) позволяет использовать управление жестами или организовать совместную работу у доски нескольких детей. Очень удобно, что доска распознает одновременные касания пальцем или любым другим предметом по всей поверхности без деления на отдельные рабочие зоны, при этом не требуется переходить в специальный "многопользовательский" режим.

Интерактивная доска Panaboard разработанная специалистами Panasonic специально для образовательных учреждений имеет матовое пластиковое покрытие, обеспечивающее наилучшее качество изображения с проектора. Она устойчива к повреждениям, что позволяет использовать магнитные фишки для крепления наглядных материалов, когда доска не используется, как интерактивная, и безболезненно предоставлять ее детям для самостоятельной деятельности.

Электронный маркер сделан максимально прочным и устойчивым к случайному повреждению, эргономический дизайн делает его удобным инструментом для работы. Боковая кнопка на корпусе маркера работает как правая клавиша мыши, делая управление любыми приложениями с интерактивной доски более удобным.

Программное обеспечение для интерактивных досок Panaboard разрабатывается в России, его отличает простота настройки и освоения, интуитивно понятный русскоязычный интерфейс. Данное ПО состоит из двух частей - Elite Panaboard Software и Elite Panaboard Book.
Elite Panaboard software - это набор инструментов для создания и редактирования учебных и презентационных материалов. Плавающая панель инструментов может располагаться в любой части экрана вне зависимости от того, какое приложение управляет активным окном. Инструменты рисования, лупа, затемнение экрана (для скрытия правильных ответов), экранная клавиатура, подсветка экрана помогают взрослому в подаче материала. Возможность переместить рабочее окно вниз удобно для детей дошкольного возраста. С помощью инструмента записи экрана можно записать все происходящие действия на доске и сохранить в виде отдельного файла. При подключенном к ПК микрофоне видеозапись можно комментировать. Электронная доска Elite Panaboard позволяет использовать материалы, созданные в различных программах (PowerPoint, Word, Excel и пр.) В процессе образовательной деятельности, презентации можно рисовать поверх изображения, делать пометки, чтобы обратить внимание на важный фрагмент.
Elite Panaboard Book позволяет педагогам создавать собственные многостраничные интерактивные занятия, в том числе готовить их заранее на другом компьютере, например, домашнем. Использование изображений из встроенной галереи позволяет педагогу сэкономить время при подготовке непосредственно образовательной деятельности (НОД). Большие возможности вставки собственных изображений позволяют встроить имеющиеся цифровые наглядные пособия в интерактивный процесс обучения, позволяет добавлять видео и флеш-анимации (в том числе управляемые) прямо на страницу занятия, а не открывать их в сторонних приложениях, как другие добавленные файлы. Функция добавления на страницы ссылок на файлы, открывающихся в других приложениях, очень востребована - результат работы можно продемонстрировать детям, затратив как можно меньше времени на открытие нужного файла. Дополнительное преимущество при управлении имеющимися на странице объектами дает возможность использования боковой кнопки на корпусе маркера в качестве правой кнопки мыши. Копировать и вставлять объекты, получать доступ к выпадающим меню можно привычным большинству пользователей образом. Боковая кнопка маркера позволяет изменять параметры некоторых инструментов. Программное обеспечение Elite Panaboard Book не требует сложных настроек, и на освоение основных функций не потребуется много времени.

Существенную помощь воспитателям оказывают коллекции готовых ресурсов, созданные с помощью программы итнерактивной доски - «PebSTUDIO- Детский сад» . Для решения проблемы методического и дидактического обеспечения мы в своем учреждении начали формировать электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по различным образовательным областям.

Созданные учебно-игровые электронные средства обучения (ЭСО) мы подразделили по своему методическому назначению на:

Обучающие программные средства, методическое назначение которых - сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) - тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала, и предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Программы, предназначенные для контроля уровня овладения учебным материалом, - контролирующие программные средства.

Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Программные средства, используемые для организации коррекционной работы, имеющие целью развитие внимания, мышления, памяти, речи и т.д.

Все ЭСО, используемые в образовательном процессе, соответствуют общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Использование в работе ЭСО позволяет воспитателю по ходу ведения образовательной деятельности поэтапно выводить необходимый материал на экран и рассматривать основные вопросы изучаемой темы. В случае использования слайда-задания можно организовать обсуждение поставленного вопроса и подводить его итоги. В случае необходимости воспитатель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужный материал. Эти возможности ЭСО позволяют максимально настраивать любой имеющийся обучающий материал под конкретную образовательную деятельность в конкретной возрастной группе.

ЭСО являются источником информации и рационализируют формы преподнесения учебной информации. Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события. Организуют и направляют восприятие, обогащают круг представлений воспитанников, удовлетворяют их любознательность. Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам воспитанников, создают эмоциональное отношение детей к учебной информации. Усиливают интерес детей к обучению путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов и делают доступным для детей такой материал, который без технических средств обучения недоступен. Активизируют познавательную деятельность воспитанников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности и являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний. Иллюстрируют связь теории с практикой и создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному). Экономят учебное время (порой до15-20 %), энергию педагога и воспитанников за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем педагог.

Педагоги нашего учреждения убедились, что целенаправленное и систематическое использование созданных в учреждении ЭСО (интерактивных дидактических игр и тренажеров, представляющие собой коллективную или индивидуальную деятельность в условиях смоделированных ситуаций, и направленных на формирование умений, знаний и навыков дошкольников) в сочетании с традиционными методами, позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставленных знаний. Такое комплексное использование электронных средств обучения всех видов создаёт благоприятные условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности.



© 2010-2022