- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Давлятянова Г.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»
Выполнила: учитель - логопед
МАДОУ «ЦРР - детский сад №10
«Солнышко»
Давлятянова Г. А.
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.
Задачи обучающие:
-
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
-
Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.
-
Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.
-
Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.
-
Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)
-
Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.
Задачи коррекционные:
-
Развивать артикуляторную моторику, внимание, координированность движений с речью, зрительную память; мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Задачи воспитательные:
-
Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.
Оборудование:
Предметные картинки: лужи, лампа, лошадь; схемы упражнений артикуляционной гимнастики, «Лошадка», «Качели», «Ступени»; «паутинка» из бумажной салфетки, серия сюжетных картинок про путь Айболита, «слоговые дорожки лягушек», рисунок гор на листе в клеточку для графического диктанта, игрушки резиновые: 4 лягушки, технические средства обучения: презентация на ПК.
Ход занятия:
-
Организационный момент. Развитие фонематического слуха
-
Артикуляционная гимнастика.
-
Развитие речевого дыхания - направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»
-
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.
-
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).
-
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.
-
Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.
-
Гимнастика для глаз.
-
Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке. Графический диктант.
-
Физминутка.
-
Итог занятия.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь. Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.
Сюрпризный момент. Посмотри к нам пришёл Айболит. Ему надо срочно добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей. Айболит просит нас помочь ему, он уже старый, и не уверен, что справиться со всеми препятствиями в пути. Ты согласен, помочь?
Ребенок: Да.
-
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.
Артикуляционное упражнение: «Лошадка»
Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;
Артикуляционное упражнение: «Качели»
Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.
Артикуляционное упражнение: «Ступени»
Ребенок: выполняет упражнения для язычка.
-
Развитие речевого дыхания - направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»
Логопед: Вот пошли мы по дороге и дошли до леса, пробираемся через лес, смотри, везде висит тонкая паутина, которая прилипает нам к лицу. Сдуем её с нашего лица? Набрали плавно глубокий вдох, приподняли язычок чашечкой и выдохнули, так чтобы «паутинка» слетела с носа.
Ребенок выполняет упражнение «Фокус»
-
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.
Логопед: Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт - ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт - ЛЫ - ЛЫ - ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая - ЛУ - ЛУ - ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)
Ребенок повторяет за логопедом:
ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА
ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛА-ЛЫ-ЛО
-
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
Логопед: Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.
Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки - при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) - планшет №2(презентация на ПК)
АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ..
ЯЛ-ЕЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ…
-
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.
Логопед: Впереди нас ждёт река, ох она и глубока! Переплыть поможет плот, только где же он, кто поймёт? Разлетались комары, ну не видно уж ни зги! Помогите нам лягушки очистить берег от комаров! А мы тоже вам поможем - повторяй вслед за ними слоговые дорожки.
Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3
СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ
ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.
-
Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.
Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.
- ты что делаешь? /плыву/,
- на чём? /на плоту/.
- Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.
- Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./
-
Гимнастика для глаз.
Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?
Ребенок выполняет гимнастику для глаз.
-
Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.
Логопед: Думаю, будет надёжней, если путь между гор будет зарисован у каждого из нас, мало ли что может с каждым случиться. Доставай блокнотик, запиши «тропинку».
Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.
-
Физминутка.
Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.
Ребенок выполняет физминутку «Мы летаем высоко, мы летаем низко…» Логопед: Пока мы летим, поиграем?
-
Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:
-Летали …;
- летал….;
- летала…;
-
Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:
-Плыл…;
- плыли…;
- плыла….
-
Итог.
Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь, чтобы он не забыл, как вернуться домой.
Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки . С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.