Консультация Обеспечение индивидуализации образования через организацию кружковой работы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















Обеспечение индивидуализации

образования через организацию

кружковой работы.

Чернякова Т.В.,

воспитатель МДОУ №8





Слайд 1 Сегодня мои коллеги уже рассказывали о том, как организовать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, а именно - особенностей детей с ОВЗ, способностей и склонностей детей в разных формах (это и проектная деятельность, сюжетно-ролевая игра, создание книги и другие). В условиях группы детского сада, с учетом современных тенденций развития образования широкие возможности для развития способностей детей, удовлетворения образовательных запросов родителей предоставляет организация кружковой работы.

Слайд 2 Я, как и любой воспитатель, набрав группу детей, в ходе наблюдений, общения с ребенком и его родителями, изучаю особенности каждого из своих воспитанников. Кто-то из детей более ловок и вынослив, физически развит, кто-то с удовольствием участвует в инсценировках, некоторые дети проявляет творчество в рисовании, их работы занимают места на городских выставках детского творчества. Способности и склонности детей педагоги детского сада развивают в кружках по рисованию, пению, театрализации, ритмике и других.

Слайд 3. Еще я отметила, что есть группа детей, которые проявляют интерес к интеллектуальным играм: такие дети умеют рассуждать, делать выводы, проявляют интерес к интеллектуальным заданиям. Возникла необходимость создания условий для развития этой группы детей, с учетом их способностей. Собственное увлечение шахматами, изучение литературы привели меня к идее использования возможностей игры в шашки и шахматы для развития дошкольников. Так появился кружок «Умники и умницы».

Слайд 4 Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий - способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

Слайд 5. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3-8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Известно, что такие великие шахматисты X. Р. Капабланка, А. Карпов, Г. Каспаров познакомились с игрой в шахматы в 5 лет. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое - существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.

Я на протяжении нескольких лет являюсь руководителем «Умники и умницы» по обучению детей игре в шашки, а затем и шахматы. Хочу отметить, что игра в шашки и шахматы развивает у детей воображение, память, способствует становлению логического мышления. Ребенок, играя в шашки или шахматы, следует определенным правилам, контролирует свое поведение, а все это является предпосылками учебной деятельности.

Слайд 6.Планируя работу кружка, определяя цели и задач обучения дошкольников игре в шашки и шахматы, последовательности работы руководствовалась следующими пособиями «Малыши играют в шахматы»Гришин В.Г., « Шашки для детей» В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк.

Немаловажное значение в данной работе имеют используемые методы и приемы работы. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, активно использовала игровые технологии. Сам процесс обучения шахматам имеет характер увлекательной игры. Знакомство детей с шахматными фигурами и шахматной доской проходит с использованием загадок, сказок, придуманных историй, методы и приемы варьируются.

Слайд 7. Важно, чтобы обучение детей проходило непринужденно, поэтому стараюсь выступать в роли партнера, проводника в удивительную страну шахмат. Ведь только в атмосфере доверия и психологического комфорта можно раскрыть способности каждого ребенка, проведение занятий в форме кружка создает для этого оптимальные условия.

Слайд 8., 9, 10 Работа по обучению детей игре в шахматы состояла из нескольких этапов На первом этапе работы, детей средней группы знакомили с лото, домино, танграм, уникуб. Проведенная диагностика показала, что в начале учебного года не все дети проявляли интерес к данным играм, и, конечно же, не все могли следовать правилам игры. Поэтому в течение года мы с детьми знакомились с правилами игр, постепенно решали задачи повышенной трудности. В ходе этой работы не все дети продвигались одинаково, но у большинства воспитанников сформировался устойчивый интерес к играм, дети освоили их правила, самостоятельно инициировали игры со сверстниками.

Слайд 11 Следующим этапом работы, в старшей группе стало обучение игре в шашки и судоку. Беседы с родителями показали, что и дома дети с удовольствием играют в шашки. Дети продемонстрировали свои успехи на шашечном турнире, который был проведен в нашей группе.

Слайд 12. И в подготовительной группе мы начали знакомиться с шахматами.

Вместе с детьми мы упражнялись в правильном и быстром нахождении полей, вертикалей, и диагоналей, показывая и называя их вслух, также дети сами рисовали шахматную доску. Затем постепенно знакомились с шахматными фигурами. Знакомство с фигурой всегда сопровождалось сказкой, историей или загадкой. Вот одна из них:

Один раз погибает, два раза родится. (Пешка)

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

Каждое занятие проходило как путешествие в королевство Шахматных чудес, где живут шахматные фигуры, которые дружат, ссорятся, помогают друг другу, ходят в гости. Таким образом, дети осваивали правила шахматной игры.

Среди воспитанников, которые посещали кружок, выделился один ребенок, который легко овладел правилами шахматной игры. Его интерес поддерживался и в семье, папа тоже активно включился в работу. Наши наблюдения показали, что мальчик в этом плане действительно одаренный.

Слайд 13. Это подтвердилось и диагностикой психолога, которая провела изучение способностей ребенка по методике «Экспертная оценка одаренности» Дж.Рензулли. Методика представляет собой опросник для воспитателей и родителей по оценке способностей ребенка: по познавательным характеристикам, мотивационно-личностным, творческим и лидерским. Таким образом, по этой методике выявляется интеллектуальная одаренность, лидерская одаренность, музыкальная, техническая, спортивная одаренность. Результаты диагностики показали, что наш воспитанник обладает одаренностью по познавательным характеристикам, способности к обучению: это способность быстро понять, запомнить и воспроизвести информацию, глубокое понимание причинно-следственных связей, умение быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях, предметах.

Слайд 14 Получив заключение психолога об одаренности ребенка, я разработала индивидуальный маршрут. Разработка маршрута осуществлялась по схеме:

  • изучение результатов диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей;

  • определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты

(кроме центральной задачи - обучения ребенка правилам шахматной игры, были определены и другие задачи: это развития умения ориентироваться на плоскости, активизация мыслительной деятельности, освоения действия моделирования, схематизации, развитие памяти, внимания);

  • определение роли родителей ребенка в реализации образовательного маршрута

(родители получили рекомендации по развитию ребенка - какие игры предложить ребенку, как поощрить его самостоятельность, расширить кругозор);

  • разработка плана и содержания индивидуальной работы, выбор оптимальных форм работы

(разработала план на учебный год, содержание работы постенно усложняется, по принципу от простого - к сложному, от знакомства с шахматными фигурами до самостоятельного участия ребенка в шахматном турнире);

  • интеграция с другими специалистами

Совместно с родителями мы пришли к выводу, что ребенку необходимо сопровождение квалифицированного специалиста. У нас в городе работает шахматный клуб, и в соседней школе №5 тренер Гудов Иван Васильевич занимается с детьми.

Мы родителями обратились к заведующей детского сада с предложением позволить ему заниматься с мальчиком в дневное время, т. к. дошкольнику трудно заниматься вечером в полном объеме. Итак, с ребенком работал и тренер, он приходил в детский сад, а также и я, учитывая его рекомендации. ;

  • на последнем этапе необходимо определить успешность освоения ребенком индивидуального маршрута.

Слайд 15.Итогом нашей совместной деятельности стало участие в первенстве Курской области по шахматам среди юношей, где Никита занял первое место, хотя он еще был воспитанником детского сада. В дальнейшем Никита еще раз побеждал в области и участвовал и во всероссийских соревнованиях.

Таким образом, кружковая работа позволила нам организовать образовательную деятельность с учетом определенных способностей детей, а также выявить и одаренность ребенка.

А индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку

раскрыть все свои таланты , свою индивидуальность.

© 2010-2022