Рабочая программа по обучению чувашского языка для подготовительной группы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» г. Ядрина Чувашской Республики


«Рассмотрено»

на заседании Педагогического Совета

протокол № 1 от « 23 » 08. 2015г.

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад

«Росинка» г. Ядрина

Т.Е. Карпова

Приказ №21 от « 23 » 08. 2015г



Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

образовательная область: коммуникация

(обучение чувашскому языку)



(подготовительная группа(6-7))

2015-2016


по программе "Программа образования ребенка дошкольника" Л.В.Кузнецова

Составитель: Матвеева Арина Владиславовна, преподаватель по чувашскому языку





г. Ядрин, 2015



Пояснительная записка

Национально-региональный компонент включает выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (О.В.Драгуновой, г.Чебоксары, 1995г.) подраздела «Чувашский язык» раздела «Речевая деятельность»

Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа. Основными задачами работы дошкольного образовательного учреждения в этом направлении являются:

  1. - воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;

  2. - развитие способности воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту;

  3. - формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, осваивать умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

Выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (О.В.Драгуновой, г. Чебоксары, 1995г.) подраздела «Чувашский язык» раздела «Речевая деятельность» детей выпускной группы раздел включает задачи:

-использование чувашского языка на специальных занятиях и в повседневной жизни.

-расширение знакомства с доступной для детского восприятия культурой чувашского народа;

- развитие способности самостоятельно наблюдать, сопоставлять, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать простые выводы на чувашском языке;

- формирование навыков речевой самокоррекции;

- развитие умения и навыка аудирования и говорения в игровых, учебных ситуациях по темам:»В детском саду»,»Наши занятия в детском саду», «Зимние забавы», «Пришла весна», «Мамин праздник», «Наши игры»,»Ждем лета», «Скоро в школу» и т.д.

Программа по обучению чувашскому языку содержит следующие блоки:

  • словарная работа;

  • звуковая культура речи;

  • грамматический строй речи;

  • связная речь;

  • художественная литература.

Национально-региональный компонент будет реализовываться через занятия по обучению чувашскому языку 2 раза в неделю. Длительность занятий 30 минут. Основная форма обучения игровые занятия с подгруппой детей.





Тематическое планирование занятий по обучению чувашскому языку

Месяц

Наименование тем

Количество занятий

Сентябрь

Тема № 1 «В детском саду»

8

Октябрь

Тема № 2 «Осень пришла»

9

Ноябрь

Тема: №3 «Наши занятия в детском саду»

7

Декабрь

Тема : №4 «Зимние забавы»

10

Январь

Тема : №5 «Наши игры»

6


Февраль

Тема : №6 «Мамин праздник».

4

Март

Тема: №7 «Пришла весна»

9

Апрель

Тема :№ 8 «Ждем лета»

8

Май

Тема: № 9 «Скоро в школу»

6

Обобщающие занятия по темам

1

Итоговые занятия

4





Содержание рабочей программы.

Задачи воспитания и развития личности ребенка

Осознание своеобразия элементов чувашской национальной культуры (сказка, вышивка, песня и др.);

становление устойчивой мотивации к усвоению чувашской речи;

овладение умениями свободно оперировать усвоенными единицами чувашской речи: звуком, словом, предложением;

использование чувашского языка для выражения своих эмоций и чувств в различных ситуациях общения, в разных видах деятельности.

Задачи воспитательно-образовательной деятельности

Расширять кругозор детей в процессе знакомства с доступной для детского восприятия культурой чувашского народа.

Формировать у детей устойчивый интерес к изучению чувашского языка, желание учиться.

Совершенствовать орфоэпически правильное чувашское произношение.

Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр.

Добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию.

Проверять устойчивость грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуативные картинки.

Учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций. Формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т.п.). Развивать как монологическую, так и диалогическую речь на чувашском языке, навыки аудирования.

Проверять устойчивость навыков общения на чувашском языке.

Развивать языковые и познавательные способности ребенка, его память, внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно языковых явлений.

Развивать навыки речевого самоконтроля.

Формировать предпосылки учебной деятельности: речевую и познавательную активность, умение слушать объяснения педагога и речь товарищей, принимать решение в несложной проблемной ситуации.

Вводить учебный материал в сравнении, в сопоставлении. Побуждать рассуждать, анализировать, делать выводы.



Содержание речевой культуры

Словарь

А.: ав, акăш, ан (частица отрицания не), антар, анчах, апатлан, асамлă, ачаш, ачашла, ачашшăн, аякра, аялта.

Ё:ăвăс, ăслă,ăстала, acтaçă, ăшала,ăшшăн.

В:валеç, варалан, варринче, васка, ватă, вăйлă, вăлта, вăрăм, вăрттăн, вăхăт, вĕрене, вĕренÿ, вĕренекен, вĕрентекен, вĕри, вĕçле, вĕтĕ (вĕт), виç, витре, вырсарникун, выçă.

Е.: ен, ерипен.

Ё.: ĕлĕк, ĕлкĕр, ĕçчен.

И.: икерчĕ.

Й.: йĕп, йывăр.

К.: кайра, кансĕрле, кантра, карап, катаччи, кахал, кашни, кăвакарчăн, кăкшăм, кăмăлла, кашкăр, кĕпер, кĕске, кĕçнерни кун, кĕтес, кимĕ, кинемей, кирлĕ, купа, купала, курăк, куçкĕски .

JI.:лавкка, лĕпĕш, лутра.

М.: майла, малта, мана, мăйăр, мăшăр, михĕ, мухта.

Н.: ниçтa.

П.: пай, пайла, палăк, паллашу, парнеле, паттăр, пăши, п.л.т, п.рле, пи=, пит(ё), путене, пу=ла, пучах, пух, пушат, пушё, пуян, пытан, пытар.

С.:савён, савёнё=, савёт, салан, салма, салт, сана, сарлака, сасартăк, сас палли, сăмах, сăпайлă, сенкер, сехет, сукмак, сулахай, сулхăн, сунчăк, суран, сут, сутуçă сыват, сывла, сывлăш, сьлтăм.

Çавах, çавăнпа, çавăт,çаврашка, çаврăн, çамрăк, çара, çăлтăр, çăмăл, çепĕç, çерçи, çеçпĕл, çĕвĕç, çĕле, çĕкле, çивĕт, çитĕн, çĕмĕрт ,çĕрĕ, çум, çумла, çумĕнче, çунат, çура, çăвăр,çурăм, çурт, çутă,çÿллĕ, çÿлте, çыврат, çыпăçтар,çыр.

Т.: такам, таса, тасат, тахçан, тăван, тăваткал, тăмана, тăпăрчă, тăрăш, тевет, тенкĕ, тĕпел, тимлĕ, тирпейлĕ, тиха, ту, тутă, тунти кун, тухтăр, тухъя, тÿле, тÿме.

У.:укçа, ухмах, ушкăн.

X.: хак, хаклă, халап, халăх, хаçат, хатĕрле, хаяр, хăйăр, хăпар, хулăн, хуравла, хушпу, хыв, хыр.

Ч.:чăкăт, час, чее, чечек, черет, чипер, чир, чирлё.

Ш.: шаркку, шăл, шăмат кун, шăнкăрав, шăнкăртат, шăнкăрч, шăп, шăрçа, шăтăк, шăхăр, шăхлич, шĕшкĕ, шултра (шултăра), шутла, шÿтле, шÿрпе, шкул, шкул ачи.

Ы.: ывăç, ывăт, ыйхă, ытлари кун, ытлашши.

Э.: эмел, эрне, эрне кун.

Ю.: юман, юнашар, юн кун, юрать, юса, юханшыв.

Я.: ялав, яка, якат.

Звуковая культура речи

Совершенствование умений:

  • различать на слух и воспроизводить чувашские звуки, звукосочетания;

  • пользоваться интонационными различиями согласно ситуациям общения (побуждение, просьба, вопрос и т.п.).

Формирование автоматизированных, устойчивых произносительных навыков, обеспечивающих орфоэпически правильную неподготовленную спонтанную речь.

Обучение элементарному анализу чувашских слов с целью подготовки к овладению грамотой.

Грамматический строй речи

Обучение составлению форм совместного падежа существительных. {Кĕреçе - кĕреçепе. Коля - Кольăпа).

Формирование умений и навыков употребления в речи форм совместного падежа. (Ромăн кăранташ пур. Кăранташпа Рома картина ÿкерет).

Формирование умений и навыков понимания значений предложений со словами: юратъ, юрамасть, кирл.. (Столовăйра чупма, шавлама юрамасть. Мана кăранташ кирлĕ. Халĕ выляма юратъ).

Усвоение речевых форм вежливого обращения. (Сывлăх сунатăп (сунатпăр), Анна Ивановна! Тепре куриччен. Тавтапуç (тавах), тархасшăн. Кĕме (тухма, илме) юрать-и?).

Обогащение словарного запаса словами те,.нт., mama. (Манăн пичче mama anna студентсем. Пичче те, anna та студентсем. Халĕ эп.пысăк ĕнтĕ).

Формирование умений и навыков аудирования вопросительных предложений со словом кампа? (Атте кампа ларать? - Атте Машăпа ларать).

Формирование умений и навыков употребления в речи вопросительных предложений со словами кам (мĕн) çинчен? и отвечать на них. (Эпир мĕн çинчен юрларăмăр? - Эпир елка çинчен юрларăмăр).

Формирование умений и навыков понимания предложений с вопросительными словами ăçта? (ăçталла?), кам (мĕн) патне? (Эс ăçта юлтăн?).

Формирование умений и навыков аудирования предложений, составленных путем соединения личных местоимений в единственном числе и послелога çинчен. (Ачасем тилĕ çинчен юмах итлеççĕ. Ун çинчен воспитательница каласа парать).

Обогащение словарного запаса наречиями, отвечающими на вопрос ăçта? (инеç, çывăх, аякра) хăçан?(çулла, кĕркунне).

Обогащение словарного запаса глагольными наречиями, отвечающими на вопрос мĕнле?: хуллен, тĕрĕс, тĕрĕс мар, чăвашла, вырăсла, хаваслă, туслă.

Формирование умений и навыков аудирования предложений конструкции «инфинитив + юрататăп (юратмастăп)». (Эпĕ сĕт ĕçме юрататăп(-мастăп). Эсĕ сĕт ĕçме юрататăн-и?)

Обучение выражению принадлежности предмета аффиксами принадлежности 2 и 3 лица единственного числа. (Ручка - ручку - ручки. Атте-аçу - ашшĕ).

Формирование умений и навыков употребления в речи словосочетаний с аффиксами принадлежности 1,2 и 3 лица единственного числа. Манăн мечĕк симĕс

Санăн мечĕк мĕн тĕслĕ?

Русланăн мечĕкĕ хĕрлĕ.

Формирование умений и навыков употреблении в речи терминов родства в форме 1,2,3 лица.

Манăн анне Таня

Санăн анне мĕн ятлă?

Сашăн амăшĕ Зоя ятлă.

Формирование умений и навыков выражения принадлежности предмета с помощью местоимения унăн. (Ку кĕнеке Артемăн. Ку кĕнеке камăн? Ку кĕнеке унăн).

Формирование умений и навыков понимания и употребления в речи предложений в форме отрицательного падежа. (Манăн кăранташçук. Эпĕ кăранташсăр ларатăп).

Формирование умений и навыков понимания предложений с личными местоимениями в форме косвенных падежей (Атте мана юратать).

Усвоение навыков элементарного анализа предложений из 2-4 слов (деление предложения на слова, определение порядка слов в предложении и т.п.).

Формирование начальных умений определения качества звуков в словах:

Кĕнеке - мягкое слово.

Anna - твердое слово.

[а] - гласный звук.

[п ] - согласный звук.

Простейший анализ слов. Ат-те, ан-не, пу-ка-не.

Аудирование

Совершенствование аудитивных умений:

  • удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности;

прогнозировать содержание речи по формальным и смысловым признакам;


  • понимать основное содержание сообщения с опорой на зрительную и двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, ритм, интонация, эмоциональная поддержка);

  • понимать обращенную к ним речь как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста, соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по словесному описанию.

Связная речь

Развитие умений называть лица, предметы и действия; давать их количественную, качественную, временную характеристику.

Формирование умений:

  • выражать эмоциональную оценку (чувства, эмоции, желания, нежелания) на воспринимаемую информацию;

  • понимать и отдавать простые указания в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.

Совершенствование умений:

  • ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства;

  • отдавать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в виде полного предложения;

  • пользоваться формами вежливого общения, принятыми для выражения просьбы, благодарности;

  • давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая на наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);

  • описывать собственные действия и действия других лиц, указывать время действия, его переход на какой-либо предмет;

  • давать краткую оценку предмету или явлению;

  • рассказать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);

  • рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);

  • рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня, уметь отдавать распоряжения;

  • составлять описание сюжетной картины, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 2-8 предложений.



Календарно-тематическое планирование.

Месяц

№ занятия

Тема занятия и форма его проведения.

Программное содержание

Обязательная часть.

Часть, формируемая участникам образовательного процесса.

Сентябрь



1

В гостях у детей в детском саду

Празднование праздника 1 сентября.

Упражнять в описании наблюдаемой ситуации.

Закрепить слова: ача сачĕ, хитре, кермен, пысăк, пÿлем и т.д.

Словарь:Ача сачĕ, пысăк , кермен , хитре , илемлĕ и т.д.

1.Игры на свежем воздухе по желанию детей.

2. Диалог «Нумай - сахал».

3. Ситуативные высказывания о происходящем.

Сентябрь

2

В гостях у детей в детском саду

Обогатить словарь введением новых слов - перле,хасян.

Учить понимать и упражнять в образовании родственных

слов: выляççĕ- вылямалли,çывăраççĕ - çывăрмалли,

тăхăнаççĕ - тăхăнмалли.

Упражнять в произношении чувашского звука «ÿ»,

Придумать слова со звуками «ÿ».

Упражнять в описании наблюдаемой ситуации.

акЗрепить слова: ача сачĕ,хитре,кермен,пысăк,пулĕм и т.д.

Разговариваем на тему: «Где мы живем».

Словарь пĕрле ,хăçан.

Выляççĕ - вылямалли, çывараççĕ - çывармалли, тăхăнаççĕ - тăхăнмалли.

1.Игра «Телефон»

2.Диалог «Нумай - сахал».

3.Игра «Ман пата кил» (выполнение

движений).

4.Звуковаякультура речи«Узнай

Звук «а» в словах».

5.Ситуативные высказывания об

игрушках.

6.Игра «Чĕрчунсен ячĕсене пĕл,

Вĕсем мĕнле кăшкăрнине кала».

Сентябрь

2

В гостях у детей в детском саду

Расширять словарь новыми словами: юнашар, кашни, ытлашши, куçкĕски, юрать.

Закрепить слова: сулахайра, сылтăмра, варринче.

Закрепить использование в речи прилагательных -пысăк, пĕчĕк.

Продолжать развивать навыки говорения и аудирования, придумать слова со звуком «ă» определить место звука в слове.

Словарь: юнашар, кашни, ытлашши, куçкĕски, юрать.

1. Игра «Пĕрре - нумай».

2. Игра «Тимлě пул»

3. Звуковая культура речи «Поднимите ту игрушку, в названии которой есть звук «ă».

4. Игра «Фокусник».

5. Физкультминутка «1, 2, 3 - алăсене çĕклĕр».

Сентябрь



3

Рассказ про детский сад

Обогащение словарного запаса с введением новых слов: çурт, аялта, çÿлте, хут /этаж/, аякра, васка, использование их в диалоге. Учить слушать и понимать содержание и идею рассказа, правильно оценивать поступки героев.

Словарь: çурт, аялта, çÿлте, хут /этаж/, аякра, васка,

1. Счет до пяти (с игрушками).

2. Игра «Фокусник».

3. Работа по звуковой культуре речи.

4. Чтение скороговорки.

5. Рассматривание картины «Ача сачĕ».

6. Вопросы.

7. Физкультминутка «1, 2, 3 - алăсене çĕклĕр».

8. Ситуативные высказывания по картине.

9. Чтение наизусть стихотворения П.Ялгира «Ача сачĕ».

10. Чтение пословицы о дружбе.

Сентябрь

4

Рассказ про детский сад

Формирование умения и навыков слушания и понимания чувашской речи и говорение в игровых и учебных ситуациях по теме «Детский сад».Продолжаем изучать слова : çурт , аялта , çÿлте ,хут , аякра , васка.

Словарь: çурт, аялта, çÿлте, хут /этаж/, аякра, васка,

1. Счет до десяти (с игрушками).

2. Работа по звуковой культуре речи.

3. Чтение скороговорки.

4. Рассматривание картины «Ача сачĕ».

5. Вопросы.

6. Физкультминутка «1, 2, 3 - алăсене çĕклĕр».

7. Ситуативные высказывания по картине.

8. Чтение наизусть стихотворения П.Ялгира «Ача сачĕ».

Сентябрь



5

Тимук приглашает на день рождения

Расширить словарь новыми словами.

Закрепить употребление в речи числительных.

Формировать навыки говорения.

Вести диалог типа:

- Паян мĕн кун? - Ыран мĕн кун?

- Енер мĕн кун пулнă?

Словарь: тунтикун , ытларикун,

Юнкун, кĕçнерникун,эрнекун,

Шăматкун,вырсарникун ,

эрне

1. Игра «Сехет».

2.Наблюдение за Тимук.

3. Песня «Çуралнă кун».

4. Физкультминутка «Сикĕр-вĕçĕр».

5. Рассматривание вышитой рубашки для Тимук.

6. Д/и «Кам мĕн тăвать».

Сентябрь

6

Угощения на дне рождения Тимук

Продолжать учить дни недели и правильно отвечать на вопросы. Строить предложения из 3-4слов.Понимать простую чувашскую речь.

Словарь: тунти кун , ытлари кун,

Юн кун, кĕçнерни кун,эрне кун , шăмат кун,вырсарни кун

Эрне , панулми , хăяр ,помидор , кукăль, и т.д.

1.Игра выбираем овощи.

2. Песня «Çуралнă кун».

3. . Физкультминутка «Ăшă- сивĕ»

4.Рассматривание подарков для Тимук.

5. . Дидактическая игра «какое слово пропустила».

Сентябрь



7

День рождения Тимук

Расширить словарный запас, ввести новые слова: сехет, икерчĕ, хуплу, нăхăт, кăкшăм, кăвас.

Закрепить в речи названия дней недели.

Учить работать по карте-схеме.

Находить звук «ă» в словах.

Воспитывать нравственные качества детей.

1. Игра «Мулкач(сем) ăçта?».

2. Игра-инсценировка «Кĕнеке».

3. Игровой прием - у Тимук День рождения.

4. Чтение стихотворения детьми: «Параппан» В.Д.-Анатри, «Автан» Я.Васильев.

5. Словесные игры: «Эпир паян мĕн турăмăр?», «ĕнер мĕн тунă?», «Ыран мĕн тăватпăр?».

6. Чтение чистоговорок.Словарь:

сехет, икерчĕ, хуплу, нăхăт, кăкшăм, кăвас.

Сентябрь



8

В гостях у Тимук

Продолжать развивать навыки говорения.

Вести диалог между детьми.

Развивать фонематический слух.

Вести новые слова: кинемей, тăпăрчă, чăкăт, шýрпе, вырнаç.

1.Знакомство со словом «Эп.»

2 Игра «Паравозик»

3 Дети отправляются в гости к Тимук.

4 Рассказ И.Я. Яковлева «Йăлăнтарни» Словарь: кинемей

тăпăрчă, чăкăт, шýрпе, вырнаç.

Сентябрь

9

Итоговое занятие по пройденным темам

Закрепить слова: тунтикун , ытларикун , юнкун , кĕçнерникун , эрнекун , шăматкун,вырсарникун.

Понимать простую чувашскую речь . Строить предложения из 3-4 слов.

Словарь: тунтикун , ытларикун,

Юнкун, кĕçнерникун,эрнекун,

Шăматкун,вырсарникун ,

эрне

1.Словесные игры «- Паян мĕн кун? - Ыран мĕн кун?

- Енер мĕн кун пулнă?»

2. . . Дидактическая игра «какое слово пропустила».

3.Игра «Съедобное не съедобное»

4. Физкультминутка «- Пĕрре , иккĕ , виççĕ-»

Октябрь



10

Кĕркунне çитрĕ

Вспомнить с детьми знакомую лексику прошлого года. Ввести новые слова: сарă.

Продолжать развивать навыки аудирования небольшого текста описательного характера.

Учить составлять небольшие рассказы по картине.

Закреплять слова: йывăç, хĕрлĕ, симĕс, ÿкер, ÿкерчĕ, кайăк, вĕç, хурăн, кĕркунне, çил, çумăр.

1.Стихотворение «Кăмпа»

2 Игра «Коршун и курочка с цыплятками»

3 Раскрашивание рисунка «Кĕркунне»

4 Чтение сказки «лаша шырани» Словарь: сарă

Октябрь



11

Кĕркунне çитрĕ

Вспомнить знакомую лексику на тему «Овощи»

Закреплять слова: йывăç, хĕрлĕ, симĕс, ÿкер,ÿкерчĕ,сарă.

Ввести новые слова:кавăн, пуян, шултра

Продолжать развивать навыки аудирования небольшого текста описательного характера.

Учить составлять небольшие рассказы по картине.

1 Игра «Ăшă-сивĕ»

2 Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Сашăн карап.»

3 Физкультминутка

4 Разучивание стихотворения «Упа» Словарь: кавăн, пуян, шултра

Октябрь

12

Сывă-и , кĕркунне

Здравствуй , осень!

Вспомнить знакомую лексику на тему «Осень». Прогулка на свежем воздухе . Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ о природе.

Закрепить слова: йывăç ,çулçă,хĕрлĕ,сарă,симĕс,çÿллĕ.

Словарь: йывăç, çулçă, хĕрлĕ, тăкăнать, çут-çанталăк.

1.Игры по желанию детей.

Октябрь



13

Сывă-и, кĕркунне Здравствуй, осень!

Вспомнить знакомую лексику на тему «Овощи»

Ввести новые слова: кавăн, пуян, шултра, пух, михĕ.

Учить с естественной интонацией внятно и отчетливо произноситься слова и словосочетания.

Учить выражать эмоциональные чувства.

Закреплять слова: кученеç, карçинка, сухан, кишĕр, çарăк, пăрçа, хăяр, çĕрулми.

Словарь: пух, михĕ,

1. Игровой прием. В гостях у огородного чучела. Зна-комство с огородом и овощами.

2. Волшебное превращение детей в овощи.

3. Фонетическое упражнение «Докажи слово».

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

5. Дидактическая игра «Найди пару».

6. Описание овощей.

7. Дидактическая игра «Тутлă - тутлă мар».

Октябрь

14

Осень!

Продолжать учить правильно отвечать на простые вопросы, строить предложения из 3-4 слов. Понимать простую чувашскую речь. Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить слова: кученеç , карçинка, çарăк, пăрçа, хăяр, çĕрулми

Словарь: : кученеç , карçинка, çарăк, пăрçа, хăяр, çĕрулми .

1 Игра «Съедобное не съедобное»

2.Рассматривание и описание рисунков.

3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.Описание предметов

5.Стихотворение «кĕркунне çитрĕ» стр.204

6. Физкультминутка «- Пĕрре , иккĕ , виççĕ-»

Октябрь



15

Осень!

Повторить знакомую лексику на тему «Овощи»

Ввести новые слова:йўçĕк

Учить с естественной интонацией внятно и отчетливо произноситься слова кученеç, карçинка, сухан, кишĕр, çарăк, словосочетания.

Учить выражать эмоциональные чувства.

Закреплять слова: кученеç, карçинка, сухан, кишĕр, çарăк, пăрçа, хăяр, çĕрулми.

Словарь: йўçĕк

кученеç, карçинка, сухан

1.Приход почтальона.

2.Поездка в деревню на лошади.

3.Фонетическое упражнение.

4.Приезд в деревню, знакомство с новыми словами, закрепление новых слов.

5.Рассматривание овощей.

6.Подарки от бабушки.

Октябрь



16

Осень!

Формировать навыки речевой самокоррекции

Развивать навыки аудирования.

Продолжать учить детей состовлять небольшой описательный рассказ о природе.

Воспитывать интерес и положительное отношение к изучению чувашского языка и литературы.

Словарь: пăрçа, хăяр, çĕрулми.

1. Игровой прием. В огороде у Верук.

2. Загадывание загадок.

3. Игра «Один-много».

4. Фонетическое упражнение

5. Дидактическая игра «Мěн кирлĕ мар?»

6. Дидактическая игра «Çимелле çимелле мар»

Октябрь

17

«Кĕркуннехи вăрман»

«Осенний лес»

Расширить словарный запас, ввести новее слова: вĕрене,

Çăка, хыр, шĕшкĕ, хурăн, вăрман.

Продолжать учить правильно отвечать на простые вопросы, строить предложения из 3-4 слов. Понимать простую чувашскую речь. Учить выражать эмоциональные чувства.Научить бережно относиться к природе.

Словарь: вĕрене, çăка, хыр, шĕшкĕ, хурăн, вăрман.

1.Чтение стихотворения.

2.Игра «Сивĕ-ăшă»

3.Раскрашивание рисунка «Осенние листья»

4.Изучение пословиц об осени.

5. . Дидактическая игра «какую цифру пропустила»

Ноябрь












18

«Вăрманти тĕлпулу» «Встреча в лесу»

Знакомить детей с глаголами, обозначающими трудовые действия.

Развивать умения и навыки аудирования и говорение по теме «Встреча в лесу».

Развивать способность наблюдать и рассказывать на чувашском языке.

Ввести новые слова: ăста, ăстаçă, ăстала, виç, пайла, юханшыв, кĕпер, кĕске, вăрăм.

Словарь: ăста, ăстаçа, ăстала, виç, пайла, юханшыв, кĕпер, кĕске, вăрăм.

1.Игровой прием. В гостях у правительницы леса.

2.Знакомство с чувашскими умельцами.

3.Физкультминутка.

4.Игра «çÿллĕ тата пĕчĕк»

Ноябрь



19

«Ăстасем»

«Мастера».

Стихотворение П.А. Ялгира «Тĕрĕç».

Развивать у детей диалогическую речь, правильно произносить и составлять повествовательные предложения.

Научить различать рассказ от стихотворения, обобщать делать простые выводы.

Ввести новые слова: ав, варринче, кĕтес, машăр, валеç, асамлă.

Закрепить слова: ăста, ăстаçă, ăстала, тĕрĕ, укерчĕк, тĕрĕçĕ, алшăлли.

1.Беседа о Чувашии.

2.Знакомство с чувашскими вышивками.

3.Детские чувашские узоры.

Словарь: ав, варринче, кĕтес, мăшăр, валеç, асамлă.

Ноябрь


























20

«100 пин юрă-сăвă çĕршывĕнче»

«В краю 100 тысяч песен»

Продолжать приобщать детей к культуре чувашского народа, окружающему миру, желание слушать чувашскую музыку.

Воспитывать чувства любви к родному краю.

Активизировать разговорную чувашскую речь.

С естественной интонацией внятно и отчетливо произностиь слова и словосочетания.

Ввести новые слова: ĕçчен, пĕрле, ĕлĕк, авал, халăх, шăхлич.

Закрепление: варринче, мăшăр.

1.Беседа о Чувашии.

2.Знакомство с гербом, с флагом и с гимном.

3.Разучивание стихотворения «Çĕршывăм»

Словарь: ĕçчен, пĕрле, ĕлĕк, авал, халăх, шăхлич.

Ноябрь








21

«Асанне

картишенче»

«Во дворе у бабушки».

Рассматривание картины «Куры»

Учить понимать содержание картины на чувашском языке.

Учить правильно отвечать на вопросы на чувашском языке

Составлять по картине «Куры» описательный рассказ из 5-6 предложений.

Учить использовать в речи частицу отрицания - ан.

Ввести новые слова: ан, çунат, пуçла, çыпăçтар, тирпейлĕ.

Закрепление слов: тăм, йăвала, апат-симĕç, чăкăт, икерчĕ, шăрттан, шаркку, шÿрпе, ĕçчен.

Использование частицы - ан.

1.Игровой приём: «Помоги бабушке собрать домашних птиц» 2.Разучивание стихотворения «Автан»

3.Чтение сказки «Автанпа тилĕ.»

4.Раскрашивание курочки или петушка.

5.Игра «Пастух»

Словарь: ан, çунат, пуçла, çыпăçтар, тирпейлĕ.

К следующему занятию дети получают слова героев сказки «Колобок на новый лад»

Ноябрь



22

«Верукăн çуралнă кун » «День рождение Верук».

Упражнять в умение понимать чувашскую речь, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Закрепить умение пользоваться с двумя формами числительных.

Закрепить счет до 10 на чувашском языке.

Развивать разговорную чувашскую речь.

Ввести новые слова:тăваткал,çаврашка,хуравла,шутла,çумĕнче,пай,

пайла

Закрепить слова: пĕрле, малта, кайра, кĕтес, сылтăмра, сулахайра.

1.Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

Словарь: тăваткал,çаврашка,хуравла,шутла,çумĕнче,пай,

пайла

Ноябрь



23

«Супетей ача саденче хăнара»

«Супетей в гостях у детей»

Учить составлять предложения из 3-4 слов.

Упражнять в определении места звука в слове.

Правильно произносить чувашские слова.

Вызвать чувства радости от общения.

Вести новые слова: ĕлкĕр, кĕске, вăрăм, пĕрерĕн, сайра, ăслă.

Закрепление: хуравла, шутла, ĕçчен, кĕтес.

Словарь: ĕлкĕр, кĕске, вăрăм, пĕрерĕн, сайра, ăслă.

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о нашем д/с

2.Приход.Супетея. Приветствие.

3.Рассматривание альбома «Ача сачē»

4.Диалоги

5.Звуковая культура речи:звук «ĕ»

6.Илемпи фотографирует детей «Ларăр- тăрăр»

7.Рассматривание фотографий,пирēн ача сачē, пирēн ача сачē пысăк, пирēн ача сачē хитре

8.Игра «Кто живет в детском саду?» (в окошечко вставляется фото)Дети : эпĕ.

9.Чтение стихотворения П.Ялгир «Ача сачē»

10.Илемпи и Супетей прощаюся.

Ноябрь



24

«Эпир ĕлĕкхи пурнăçра»

«Путешествие в страну»

Вызвать у детей интерес и восхищение старинными чувашскими женскими уборами, показать их разновидности.

Развивать мыслительную и речевую деятельность детей, умение вычказывать свое мнение.

Ввести новые слова: çăпата, тĕвет, тухья, хушпу, тĕпел, йĕке, кивĕ.

Словарь:çăпата, тĕвет, тухья, хушпу, тĕпел, йĕке, кивĕ.

1.Игровой приём: «приход Нарспи и Сетнера в чувашских нарядах»

2. Беседа о чувашской национальной одежде.

3.Подбор украшений для Нарспи.

4.Слушание чувашских частушек.

Ноябрь



25

Чувашская народная сказка

«Дети ветра»

Приобщать детей к подлинно- художественной речи.

Учить владеть родным чувашским языком.

Учить ребенка четко и последовательно строить рассказ, не упуская глаголов.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Ввести новые слова: ачам,улăм,чыш, чукмар.

Закрепить произношение глаголов: шăхăрать, веçтерсе çитет, сикет.

Словарь:. ачам,улăм,чыш, чукмар.

1.Слушание сказки

2.Вопросы по сказке

3. Пересказ сказки, с помощью нарисованных героев сказки.

Ноябрь



26

«Спортсменсем» - «Спортсмены»

Учить детей выполнять определенные команды на чувашском языке: сылтăмалла, сулахаялла, малалла, каялла, çÿлелле, аялалла.

Учить использовать разговорную речь в повседневной жизни.

Вызвать интерес к чувашским играм и чувашскому языку.

Научить правильно выговаривать слова со звуком «ç».

Ввести новые слова: ялав, вайлă, тирпейлĕ.

Закрепить слова: мăшăрăн- мăшăрăн, варринче, çавран, вĕçлĕ, малта, кайра, сылтăмра, суллахайра.

Словарь: ялав, вайлă, тирпейлĕ.

1.Работа по сюжетной картине «Спортсмены»

2.Игра «Сылтём сулахай аялта çÿлте»

3 Подвижная игра- эстафета.

Ноябрь



27

Итоговое занятие по пройденным темам

Закрепить слова: сулахайра, сылтăмра, варринче. юнашар, кашни, ытлашши, куçкĕски, юрать.

Закрепить использование в речи прилагательных -пысăк, пĕчĕк.

Упражнять в определении места звука в слове.

Продолжать развивать навыки аудирования небольшого текста описательного характера.

Учить составлять небольшие рассказы по картине.

1.Игра «Скажи наоборот» (суллахай - сылтăм,пысăк-пĕчĕк)

2.Приход Анюк и Ванюк.

3.Приветствие

4.Рассматривание и называние одежды Анюки Ванюк.

5.Показ картины осень,зима,весна ,лето-обобщение - это круглый год.Çулталăк,

6.Фонетическое упражнение ç ç ç-сильно

ç ç ç-слабо

7.Загадывание загадоук

8.Ванюк и Анюк прощаются.

Декабрь



28


«Зима».

Учить детей употреблять чувашские слова и словосочетания в диалогах данной ситуации.

С интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Познакомить с новыми словами: купа, купалăр, пух, сывлăш.

Словарь: купа, купалăр, пух, сывлăш.

1.Прогулка вокруг детского сада. Закрепить: ача сачĕ, пирĕн ача сачē и т.д.

2.Беседа с детьми о времени года.

3.Рассматривание снега.

4.Игры со снегом.

5.Чтение стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

6.Игры по желанию детей

Декабрь



29

«Зима».

Познакомить детей с глаголами, обозначающими трудовые действия: çĕкле, со словами - антонимами: йывăр - çăмăл, васкаса - ерипен.

В речи использовать частицу АН для выражения отрицания в различных конструкциях: ан çĕкле, ан васка, ан ĕçлĕр.

Закреплять умение выразительно читать стихотворения.

Словарь: Çĕкле

йывăр - çăмăл, васкаса -ерипен.

1.Игровая мотивация :приход Анюк и Илемпи, хотят узнать чему научились (принесли картинки)

2.Рассматривание картинок, иллюстраций

3.Фонетическое упражнение:

девочка замерзла:ĕ-ĕ-ĕ

4.Вопросы, диалоги.

5.Наблюдение из окна.

6.Песня «Хĕлле»(слова и музыка А.Петрова

Декабрь



30

«Зима».

Учить детей составлять описание сюжетной картины из 5-6 предложений.

Познакомить со словами: савăнăç -савăн

Упражнять в определении места звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Звук «ă» в словах: хăпар, савăнаç, çавăн, кăшкăр.

Словарь: савăнăç -савăн,

1.Игровая мотивация(поможем Анюк собраться на прогулку)

2.Дидактическая игра «Оденем Анюк на прогулку»

3.Показ предметов одежды, внесение новых словосочетания

4.Фонетическое упражнение:

девочка замерзла:ĕ-ĕ-ĕ

5.Вопросы

6.Повторение стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

Декабрь



31

«Зима».

Учить составлять описание наблюдаемой ситуации из 5-8 предложений.

Выразительно, с интонацией читать стихи на чувашском языке.

Познакомить с новыми словами: хăпар, кăшкăр.

Активизировать знакомые слова.

Словарь: хăпар, кăшкăр.

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки - ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин,диалоги

Декабрь



32

«Зима».

Познакомить со словами: саланăр, йывăç, ывăт.

Учить детей употреблять чувашские слова и словосочетания в диалогах данной ситуации.

С интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Словарь: саланăр, йывăç, ывăт.

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки - ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин,диалоги

Декабрь



33

«Зима».

Познакомить детей с новыми словами: аялта, çÿлте, çăлтăр, çуп.

Развивать умение использовать в своей речи частицу АН для выражения отрицания, слова антонимы: аялта-сÿлте.

Воспитывать умения выразительно, внятно и отчетливо читать стихи.

Словарь: аялта, çÿлте, çăлтăр, çуп.

1.Сюрпризный момент:Почтальон приносит посылку. Приглашение на елку.

2.Рассматривание костюмов на елку.

3.Беседа

4.Действия детей (танцы,игры)

5.Песня «Хĕлле»(слова и музыка А.Петрова

Декабрь

34

«Çĕнĕ çул çитет»

«Скоро новый год»

Вспомнить знакомую лексику на тему «Новый год».Закрепить слова: çĕнĕ çул, хĕл мучи , юр пике, юр,

Юр пĕрчи, çăлтăр и т.д.

Наизусть выучить стихотворение на чувашском языке про новый год.

Словарь: çĕнĕ çул,хĕл мучи , юр пике, юр, юр пĕрчи, çăлтăр.

1.Наизусть учим стих.

2.Расматривание костюмов на новый год.

3.Игра «сивĕ- ăшă»

4.Беседа про новый год.

Декабрь

35

«Çĕнĕ çул»

Празднование нового года!

Игры по желанию детей

Январь




36

Наши игры.

Больница

Совершенствовать умение вести доступный возрасту детей разговор по - чувашски в пределах тематики «Наши игры» , выразить приветствие, спросить и отвечать на вопросы, выразить согласие или несогласие.

Ввести новые слова: тухтăр, чир, чирлĕ, сыват, эмел, эмелле.

Продолжать учить слоговому анализу слов: тухтăр, сыват.

Воспитывать интерес к устной чувашской речи.

Словарь: тухтăр, чир, чирлĕ, сыват, эмел, эмелле.

1.Приход врача. Он привел Илемпи, так как она выздоровела.

2.Илемпи:тавтапуç, сирĕн ылтăн алăсем.

3.Диалоги.

4.Физкультминутка «Пляшите, пляшите»

5.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

6.Зарисовка «Чего не хватает»(на закрепление частей тела)

Январь



37

Больница

Развивать умение и навыки аудирования и говорения в игровой ситуациях.

С естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Познакомить со словами: суран, вăл.

Учить детей понимать значение родственных слов:эмел, эмелле.

Закрепить слова: чир, чирлĕ, тухтăр, сыват, эмелле, эмел

Словарь: суран, вăл,шÿтле

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи .Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

7.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

8.Зарисовка «Чего не хватает»(на закрепление частей тела)

Январь



38

Больница

Закрепить умение и навыки составления и употребления повествовательных и вопросительных предложений с раннее усвоенными конструкциями.

Закрепить слова: тухтăр, чир, чирлĕ, , сыват, эмел, эмелле.

Воспитывать у детей интерес к чувашской устной речи и художественной литературе.

Словарь: тухтăр, чир, чирлĕ , сыват, эмел, эмелле.

1.Игры мячами с Илемпи.

2.Илемпи заболела, надо помочь вылечить.

3.Илемпи повели в медкабинет к врачу.

4.Рассматривание одежды врача (калпак, шурă, халат)

5.Наблюдение за работой врача (Итлет- слушает. Мĕн ыратать ?Пуç.)Рассматривание частей тела у куклы.

6. Фонематическое упражнение (звуки «ĕ»,»ç»)

7.Илемпи остается у врача.

Январь



39

Овощной магазин

Развивать способности самостоятельно сопоставлять простые выводы делать на чувашском языке.

Формировать навыки речевой само коррекции.

Развивать умение и навыки говорения в игравых ситуациях.

Продолжать учить определять место звука «ÿ» в словах: тÿле, йÿнĕ.

Ввести новые слова: лавкка, хак, хаклă, тенкĕ, тÿле, йÿнĕ.

Словарь: лавкка, хак, хаклă, тенкĕ, тÿле, йÿнĕ.

1. Поедем в овощной магазин

2. Игровая мотивация: покупка овощей (требуется знание чувашского языка)

3.Рассматривание овощей, введение новых слов.

4.Физкультминутка (Пысăк-

пĕчĕк)

5.Диалог с продавцом.

Январь



40

Магазин игрушек.

Развитие умение навыка говорения в игровых ситуациях.

Составлять продолжать из 3-4 слов.

Учить составлять описание игрушки из 5-8 предложений.

Ввести в словарь детей: сут, сутăç, укçа, енчĕк.

Закрепить слова : лавкка, хак, хаклă, тенкĕ, тÿле.

Словарь: сут, сутăç, укçа, енчĕк.

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Рассматривание игрушек , введение новых слов.

4.Физкультминутка (Пысăк-

пĕчĕк)

5.Диалог с Кĕтерук.

6.Чтение стихотворения П.Ялгир «Мечĕк»

Январь



41

Магазин «Универсам»

Развитие умение навыка говорения в игровых ситуациях по теме «Универсам».

Закреплять слова лавкка, хаклă, сутăç, укçа, енчĕк.

С естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Закрепить слова с обобщающим значением: теттесем, пахча-çимĕç, улма-сырла, тумтир, кĕнекесем.

Составить описание предметов из 5-8 предложений.

Словарь: теттесем, пахча-çимĕç, улма-çырла, тумтир, кĕнекесем.

1.Фонетическое упражнение

2.Отгадывание загадок

3.Рассматривание подарка Кĕтерук.

4.Чтение стихотворения Е.Афанасьев»Самолет»

5.Закрепление названия игрушек, знакомство с цветами.

6.Встреча с Упанка. Диалоги о жизни в детском саду.

Январь



42

В гостях.

Продолжать развивать умение и навыки говорения на чувашском язык.

Совершенствовать умения образовывать и употреблять формы настоящего, прошедшего, будущего времени.

Познакомить со словами: сăмавар, савăт, майла.

Формировать умение различать на слух качество звуков в словах, отличающихся друг от друга одним звуком: кашăк-чашăк.

Закрепить слова: парне, апат-çимĕç, вырсарникун, кашăк, чашăк- тирĕк.

Словарь: сăмавар, савăт, майла.

1.Знакомство с друзьями Упанка

2.Рассматривание подарка для Упанка

3.Фонетическое упражнение

4.Пение песни «Параппан»

5.Вручение подарков Упанка

6.Ситуативные высказывания обигрушках.

7.Пение песни «Каравай»

8.Игра «Чудесные превращения»

Январь



43

Мы - строители.

Продолжать развивать умения и навыки аудирования и говорения на чувашском языке в игровых ситуациях.

Определять и называть местоположение предмета и закреплять в активной речи слова - антонимы: аялта-çÿлте.

Называть слова с определенным звуком «ç», находить слова со звуком «ç» в предложениях.

Закрепить слова: кил, кирпĕч, чÿрече, алăк.

Ввести новые слова: хут, купала, çурт.

Словарь: хут, купала, çурт.

1.Игра с кубиками «Мы - строители»

2. .Фонетическое упражнение

3.Физкультминутка

4. Игра «Кам хăвăртрах?»

5. Разучивание стихотворения В. Давыдова-Анатри «Тракторпа»

Январь



44

Экскурсия на стройку.

Продолжать развивать умение и навыки аудирования и говорения на чувашском языке.

Развивать способность самостоятельно наблюдать, сравнивать делать простейшие выводы на чувашском языке.

Познокомить с новыми словами: пуша, пушă, пушат.

Закрепить слова: çурт, хут, аялта, çÿлте, купала, ăçта, ăстаçă, шултра, вĕтĕ.

С естественной интонацией, внятно и четко произносить слова: вĕтĕ, пушă, пушат.

Словарь: çурт, хут, аялта, çÿлте, купала, ăçта, ăстаçă, шултра, вĕтĕ.

1.Работа по сюжетной картине или показ презентации «Стройка»

2.Работа над произношением новых чувашских слов.

3.Физкультминутка

4. Разучивание стихотворения П. Эйзина «Мĕн тума?»

Январь



45

У нас в гостях швея.

Знакомить детей с существительными, обозначающими профессии, орудия труда: çĕвĕç, йĕп и глаголами, обозначающими трудовые действия: çĕле, якат.

Совершенствование умения понимать и употреблять в речи формы повелительного наклонения: тăхăнать-тăхăн, çĕлет-çĕле, илет-ил.

Упражнять в произношении согласных между шумными звуками.

Закрепить слова: касать, хачă, пиçиххи, кĕсье.

Словарь: çĕвĕç, йĕп

1.Игровая мотивация: «Приход гостьи - швеи Наçтук»

2.Презентация «Работа швеи»

3.Физкультминутка.

4. Фонематическое упражнение (звуки «ĕ», «ç», «ё»)

5. П\и «Иванушка»

Февраль



46

Зоопарк

Развивать чувашскую речь.

Ввести новые слова: кăвакарчăн, тăмана, акăш, пăши, çунат.

Активизировать слова: кайăк, чĕрчун, ишет, вĕçет.

Находить звук «ă» в словах : пăши, тăмана, кăвакарчăн.

Определить место звука в слове - звуковой анализ.

Словарь: кăвакарчăн, тăмана, акăш, пăши, çунат.

1.Игровая мотивация:приход детей в зоопарк

2.Рассказывание гостям о зоопарке, о животных.

3.Закрепление названий изученных животных,составление ситуативных высказываний, диалог.

4.Фонетическое упражнение маленький и большой медведь ă,ĕ

5.Игра «Ятне пĕлмелле»

Февраль



47

В прятки.

Продолжать использовать чувашскую речь в играх.

Описать собственные действия и действия других детей.

Ввести новые слова: пытар, пытан, шыра, чее.

Закрепить слова: аялта, çÿлте, кăвакарчăн, тăмана.

Словарь: пытар, пытан, шыра, чее.1.Игровая мотивация: познакомить Илемпи с игрой в прятки.

2.. Знакомство с новыми словами

3. Физкультминутка

4.Пение чувашской песни «Автобус»

5. Фонематическое упражнение

6. Игра в прятки

Февраль



48

Итоговое занятие по темам: «Зимние забавы»,»«Наши игры»

Учить детей употреблять чувашские слова и словосочетания в диалогах данной ситуации.

С интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Совершенствовать умение объяснять на чувашском языке свои действия и действия своих товарищей, обозначать место и способ действия.

Продолжать работу по изучению считалок.

Совершенствовать умение и навыки употреблять в речи количественные числительные (счет в пределе 5).

Игры на свежем воздухе по усмотрению воспитателя и по желанию детей.

Февраль



49

«Аттене пурте юратаççĕ» - «Папу любят все на свете»

Рассматривание картины «Подарок папе»

Учить понимать содержание картины «Подарок папе».

Ввести новые слова: ача,çепĕç,чипер

Учить правильно отвечать на вопросы по картине на чувашском языке, используя знакомые и новые слова.

Упражнять в правильном произношении звуков: ĕ, ç.

1.Работа по картине «Подарок папе». 2.Чтение рассказа « Геройсем»

3.Физкультминутка

4.Аппликация «Подарок папе».

5. Разучивание стихотворения «Атте»

Словарь: ача, çепĕç, чипер

Февраль



50

«Аттесен уявĕ»

Учить понимать содержание картины «Подарок маме».

Ввести новые слова:хаклă,вăрттăн,хатĕрле

Учить правильно отвечать на вопросы по картине на чувашском языке, используя знакомые и новые слова.

Упражнять в правильном произношении звуков: ĕ, ç.

1.Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «,=е»

2.Конкурс чтецов «Атте»

Словарь: хаклă, вăрттăн,хатĕрле

Дети получают слова героев в рассказе «Хурпа Миша»

Февраль





51

«Уяв умĕн» - «Перед праздником».

Продолжать закреплять умение детей составлять рассказ по памяти, использовать знакомые и новые слова.

Продолжать знакомить с глаголами, означающими трудовые действия.

Развивать разговорную речь.

1.Чтение рассказа В. А. Сухомлинского«Вĕри чечек» 2.Беседа с детми о предстоящем празднике мам.

3. Повторение стихотворения «Атте»

4.Инсценировка «Хурпа Миша»

Словарь: парнеле, тасат, тăрăш

Март







52

«Асанне уява килнĕ» - «Бабушка приехала на праздник».

Вызвать у детей интерес и восхищение старинными чувашскими женскими уборами, показать их разновидности и запретить их названия.

Продолжать учить различать рассказ от стихотворения или сказки.

Развивать у детей диалогическую речь, правильно произносить и составлять повествовательные предложения.

Словарь: кăмăллă, парнеле, кĕмĕл

1.Слушание песни

2.Приход в гости бабушки

3.Игра «Узнай меня» с фотографий

4.Рассматривание картинок

5.Игра «Ят пĕлмелле»

6.Фонематическое упражнение.

7.Чтение знакомых стихотворений

Март





53

«Пулаштпăр аннене» - «Помогаем маме».

Учить слышать и понимать содержание рассказа на чувашском языке, правильно оценивать поступки героев.

Развивать разговорную чувашскую речь.

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Воспитывать интерес к чувашскому языку.

1.Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «М.нш.н амёш. Ёна пит. Мухтанё?»

2. Анализ рассказа вместе с детьми.

3. Фонематическая зарядка

4. Повторение изученных стихов.

Март







54

Весна Çуркунне

Развивать способность развивать, наблюдать, делать простые выводы на чувашском языке.

Познакомить с новыми словами и ввести в разговорную речь: ешĕл, сенкер, пĕлĕт,

Упражнять в умении с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова, слоги и словосочетания.

Словарь: ешĕл, сенкер, пĕлĕт,

1.Игра «Цепочка».

2.Игра «Тĕрĕс кала»/ Çуркунне, çур, кĕркунне-кĕр, хĕлле-хĕл, çулла-çу/

3.Физкультминутка «Мĕн вĕçет?». Игра «Ача-пăча вăйисем» Г. И. Воронов. Шупашкар 1992. стр. 95

4.Рассматривание картины «Ранняя весна».

5.Чтение стихотворения «Çуркунне»/ отрывок/ К.В. Иванов. Работа по содержанию.

6.Заучивание стихотворения

Март





55

Весна Çуркунне

Развивать способность развивать, наблюдать, делать простые выводы на чувашском языке.

Познакомить с новыми словами и ввести в разговорную речь: лĕпеш, чечек, çеспĕл.

Закрепить слова: ешĕл, сенкер, пĕлĕт

Упражнять в умении с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова, слоги и словосочетания.

Словарь: лĕпеш, чечек, çеспĕл.

  1. 1.Загадывание загадки.

  2. 2.Фонетическое упражнение на звук «с».

  3. 3.Рассматривание картины «Ледоход».

  4. 4.Игра «Вĕçет- Вĕçмест» - «Пĕрле выляр-ха», стр. 82/ Физкультминутка/

  5. 5.Составление описательного рассказа из 3-4 предложений /по картине/.

6.Чтение стихотворения «Çуркунне» / отрывок / К. Иванов.

Март





56

Экскурсия в лес. Вăрмана çул çÿрени

Учить понимать и правильно произносить новые слова, употребляя их в диалоге и включать в связную речь: хыр, çĕмĕрт, ăвăс, юман, шĕшкĕ.

Использовать в речи слова антонимы: аялта-çÿлте, çинçе - хулăн и т.д.

Словарь: хыр, çĕмĕрт, ăвăс, юман, шĕшкĕ.

1.Сюрпризный момент (письмо от весны)

2.Загадывание загадок

3.Рассматривание картин.

4.Фонетическое упражнение

5.Художественное слово: потешка « Хĕвел тух, хĕвел тух»(по картине)

6.Д/и «Когда это бывает»

7.Ситуативные высказывания по картине

Март





57

Çурхи вăрманта

Учить составлять по картинам рассказы из 5-6 предложений.

Продолжать учить использовать в предложениях словах антонимы.

Закрепить отчетливое произношение звуков чувашского языка.

1.Игра «Итлĕр-тăвăр»

2.Сюрпризный момент «Приход зайца»

3.Фонематическое упражнение на закрепление чувашских звуков.

4.Название зверей

5.Диалоги о весне между зверями

6.Беседа

7.Игра «В прятки»

8,Потешка с движениями «Мулкач ална çуп»

9.Поощрение

Март







58

Весна

Развивать умения и навыки говорения и аудирования в игровых ситуациях.

Ввести в разговорную речь новые слова: карап, киме.

Закрепить: пăрахут, çуркунне, хут и т.д. прилагательные обозначающие цвета.

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

Словарь: карап, киме.

1.Игровой прием «У нас в гостях Весна - красавица»

2.Загадывание загадок

3.Рассматривание картинок

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7.Д/и «Грачи летают»

Чтение потешки «Курак,курак»

Апрель





59

Итоговое по темам: «Мамин праздник»,

«Весна»

Продолжать учить составлять по картинам рассказы из 5-6 предложений.

Продолжать учить использовать в предложениях словах антонимы.

Закрепить отчетливое произношение звуков чувашского языка.

Лексика по темам:

»Мамин праздник»,

«Весна»

1.Игровая мотивация: рассказать о весне на чувашском языке все, что изучили

2.Приход весны

3.Знакомство с весной с праздником для мам.

4.Фонетическое упражнение на произношение звука «ç»

5.Игра « çуркунне - хĕлле»

6.Пение песни «Пришла весна», «Анне»

7.Чтение»Курак-курак!»

8.Игра «Шыра»(унта ,кунта)

Апрель





60

«Лето, лето к нам пришло».

Ввести в разговорную речь новые слова: Çу,

сулхăн, пиç

Учить отвечать на вопросы по картине, повторять рассказ за воспитателем.

Закрепить произношение звука «ĕ».

Словарь: Çу, сулхăн, пиç

1.«Тяп утма…»

2.Правое, левое

3.И. «Цепочка»(Эсе мен ятла). И. «Запомни картинки»

4.И. «Угадай время года».

5.Беседа о лете, о школе.

6.Ф/м Ф/у

7.И. «Колечко».

П/и по желанию

Апрель





61

«Лето, лето к нам пришло».

Ввести в разговорную речь новые слова:курăк,хăйăр

Учить отвечать на вопросы по картине, повторять рассказ за воспитателем.

Создать ситуативные высказывания.

Закрепить: варринче, çу, курăк, хăйăр, сулхăн.

1.Разгадывание загадки.

2.Рассказ И.Я.Яковлева «Çухалнă укçа тупăнни»

3. Физкультминутка.

4.Разучивание стихотворения «Уяр»

Словарь: курăк, хăйăр

Апрель





62

«Птицы - друзья лета».

Ввести в разговорную речь новые слова: Сукмак,çепĕç,пÿтене

Закрепить навыки говорения и аудирования.

Создать ситуативные высказывания.

Закрепить: варринче, çу, курăк, хăйăр, сулхăн.

Словарь: сукмак,çепĕç,пÿтене

1.Игра «Цепочка»

2.Игра «Кто сказал?»

3.Повторение темы «Птицы. Лес».

4.Игра «Чудесный мешочек»

5.Игра «Телефон»

6.П/и «Хастар шашисем»

Апрель







63

Игра «На рыбалке».

Ввести в разговорную речь новые слова: вăлта, витре, кантра, кимĕ

Различать жанр художественного произведения, последовательно передавать содержание рассказа, деление на слоги.

Введение диалога между детьми.

Закрепить: сукмак, çепĕç, пÿтене.

Словарь: вăлта, витре, кантра, кимĕ

1.Работа по сюжетной картине «На рыбалке»

2.Тренировка в произношении новых слов: вăлта, витре, кантра, кимĕ

3.Физкультминутка

4.Разучивание стихотворения «Кÿлĕ»

5. Закрепление изученных тем.

Апрель





64

Игра «Путешествие в страну Загадок».

Развивать у детей диалогическую речь

Учить составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам.

Ввести новые слова: асамат кĕперĕ, мăкăнь.

Воспитывать интерес к чувашскому языку.

Словарь: асамат кĕперĕ, мăкăнь.

1.Викторина по загадкам.

2.Игры «Ăçта пытаннă?», «Кам хуçи?»

3.Фонематическое упражнение

Подготовка к развлечению.

Апрель





65

Развлечение на тему «В гостях у лета».

Познакомить детей с народным фольклором.

Вызвать интерес к чувашским хороводам, песням, пляскам и играм.

Вызвать чувства радости от общения на чувашском языке.

1.Просмотр презентации «Чувашские хороводы»

2.Исполнение чувашской хороводной песни, частушек и разыгрывание чувашских игр «Пиçехилле», «Тил. Тата хурсем»

Апрель









66

Рассматривание картины «Учитель»

Учить принимать содержание картины «Учитель» на чувашском языке.

Учить правильно, отвечать на вопросы по картине на чувашском языке.

Правильно произносить звуки «Е», «ÿ».

Ввести новые слова: кĕркунне, шкул ачи, вĕренÿ, вĕрентекен, вĕренекен.

Воспитывать интерес к чувашскому языку.

Развивать разговорную чувашскую речь

Словарь: кĕркунне, шкул ачи, вĕренÿ, вĕрентекен, вĕренекен.

1.Знакомство с учителем по картине «Учитель»

2.Разучивание четырёх стишия «Урокра»

3.Фонетическая зарядка

4.Игра «М.н тăватăн?»

Май















67

Игра-занятие «скоро в школу»

Развивать у детей диалогическую речь, правильно произносить и составлять повествовательное предложения из следующих конструкций:

  • Эсĕ кам?

  • Эпĕ вĕренекен?

  • Эпĕ вĕрентекен-и?

  • Çук, эсир вĕрентекен мар.

  • Эпĕ кам вара?

  • Эсир вĕренекен и т.д.

  • Учить детей аудированию и говорению.

Ввести новое слово - тимлĕ.

Закрепить слова: кĕркунне, шкул, шкул ачи, вĕренÿ, вĕренекен, вĕрентекен тата ытти те.

Словарь: тимлĕ

1.Игровая мотивация: «Приход Илемпи, как учителя к детям»

2. диалог Илемпи с детьми.

3. Закрепление произношения чувашских звуков.

4.Повторение символики ЧР

5. П\и «Тили -рам, тили- рам!»

Май







68

Беседа на тему «Скоро в школу»

Чтение рассказа П.Егорова «Савăнăç».

Вызвать интерес к школе

Учить слышать и понимать содержание рассказа на чувашском языке, правильно оценивать поступки героев.

Правильно произносить чувашские слова

Ввести новые слова: саспалли, тимлĕ, тинкерчĕ, çитěн

Словарь: саспалли, тимлĕ, тинкерчĕ, çитěн

1.Слушание рассказа П.Егорова «Савăнăç».

2. Анализ прочитанного с детьми.

3.Работа над произношение чувашских слов.

Май









69

Урок математики «Лесная школа» - «Вăрманти шкул»

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10 на чувашском языке.

Упражнять в сравнивании предметов по длине.

Вести в речь детей новые слова: шăнкăрав, шăнкăртат, тирпейлě.

Закрепить слова: вĕренекен, вĕрентекен, шкул, шкул ачи, кěркунне, тимлě.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь товарищу.

Развивать разговорную речь детей.

Словарь: шăнкăрав, шăнкăртат, тирпейлě.

1.Игра мотивация: «Помоги Санюк поставить числа по порядку»

2.Работа по сюжетной картине «На уроке математики»

3.Физкультминутка

4.Игра «Тĕрĕс число çĕкле»

5 Слушание рассказа В.А. Сухомлинского «Андрейка Нинăна çырма урлă каçарни»

Май







70

Урок физкультуры «Веселые человечки» -

«Савăнăçлă çынсем»

Учить детей выполнять определенные команды на чувашском языке: сылтăмалла, сулахаялла, çÿлелле, малалла.

Закрепить слова: шăнкăрав, шăнкăртатать, кěске, тирпейлě, кěç.

Воспитывать ловкость, быстроту реакции, точность движений.

1.Работа по сюжетной картине»На уроке физкультуры»

2.Игра «Сылтăм, сулахай, аялта, çÿлте»

3 Подвижная игра- эстафета.

4.Разучивание считалочк и пословицы на чувашском языке.

Май







71

Обобщающее занятие по теме «Скоро в школу»

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Закрепить произношение имен существительных в единственном и во множественном числах.

Развивать фонематический слух детей, правильное звукопроизношение.

Развивать разговорную чувашскую речь

Воспитывать интерес к чувашскому языку.

1.Игра «Майне кура суйла» («Распредели по признаку»)

2.Игра «Пĕрре тата нумай»

3.Разучивание считалки на чувашском языке.

4. Фонематическая зарядка.

5. Закрепление изученной считалки «Икĕ Кишĕр пĕр сухан» и стихов.

Май











72




Итоговое занятие по темам:«Скоро в школу»,«Ждем лета»

Закрепить произношение имен существительных в единственном и во множественном числах.

Развивать фонематический слух детей, правильное звукопроизношение.

Развивать разговорную чувашскую речь

Воспитывать интерес к чувашскому языку.

Изученные игры по усматрению воспитателя и по желанию детей.





Планируемые результаты освоения программы.

  • значительно увеличить свой словарь, в частности, с существительными обозначающими профессии (вĕрентекен, сутăçă, тухтăр, çĕвĕç), глаголами, обозначающими трудовые действия(ав, антар, апатлан, валеç), прилагательными, обозначающими признак предметов (хулăн,шупка и т.д.) , со словами - антонимами (аялта - çÿлте,кайра - малта, çинçе-хулăн)

  • Активно употреблять слова, обозначающие местоположение предмета (аялта,кайра), названия дней недели(тунтикун, ытларикун, юнкун, кĕçнерникун,эрнекун,шăматкун,вырсарникун),частицу ан (ан кала)

  • Осмысленно с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;

назвать слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в преложении(звук ă: Пахчара кавăн ÿсет)

определять место звука в слове(в начале, середине,конце слова)(звук ă:ăслă, савăнăç,савăт)

различать на слух качество звуков в словах, отличающихся друг от друга одним звуком(кашăк - чашăк,ту- çу,хур-хыр,юман- юмах)

  • Понимать значение родственных слов(эмел, эмелле),использовать частицу ан для выражения отрицания в различных фразовых конструкциях;

  • Составлять описание сюжетной картины, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 5-8 предложений; последовательно передавать содержание литературного произведения, используя в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.

  • Различать жанр художественного произведения;правильно оценивать поступки героев;участвовать в драматизации художественных произведений.



Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Тематический блок занятий

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Чувашия

Атрибуты Чувашской национальной одежды, кукла в чувашском национальном костюме

Демонстрационные карточки по тематике

Фонохрестоматия, презентация

Времена года

Дидактическая игра «Какое время года»

Демонстрационные карточки по тематике, сюжетные картинки

Фонохрестоматия, презентация

Семья

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Посуда

Набор посуда детской

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Домашние животные

Набор «Домашние животные» игрушки

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Фонохрестоматия с голосами животных, презентация

Дикие животные

Набор «Дикие животные» игрушки

Демонстрационные карточки по тематике

Фонохрестоматия с голосами животных, презентация

Деревья

Дидактическая игра «С какого дерева листик»

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки, разукрашки

Овощи

Муляжи овощей

Демонстрационные карточки по тематике

Одежда

Демонстрационные карточки по тематике предметные картинки, разукрашки


Список литературы

  1. Л.В.Кузнецова "Программа образования ребенка дошкольника"

  2. Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников

  3. Ф.В. Искендеров «Азбука чувашских орнаментов и эмблем»

  4. « М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»

  5. Борис Рыбаков «Народный календарь»

  6. В.И. Игнатьева «Вырёсшкул.нчечёвашч.лхи врентмелли меслет кётартёв.сем»

  7. Г.А. Матвеева «Чувашские народные сказки»,2013

  8. З.С.Антонова «Чёвашсёмах..»

  9. З.С.Антонова «П.рле вулар - ха»

  10. Журнал «Народная школа»

  11. Сайт nasledie.nbchr.ru/

  12. Зинаида Воронова «Чувашские национальные головные уборы и украшения»






© 2010-2022