Проект Открываем книгу – открываем мир!

Проект направлен на привитие детям любви к книгам. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. одно из направлений «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; создание условий для формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора;...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана «Детский сад «Антошка»









Проект

Открываем книгу - открываем мир!

(Неделя детской книги)



Проект Открываем книгу – открываем мир!





















Разработала: Бегаева Н.К.,

воспитатель







Абакан, 2015

Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший друг,

но и до конца верный спутник

М. Шолохов.

Актуальность

Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги в деятельности ребенка дошкольного возраста. Средние данные указывают на 5-е место чтение среди других интересов ребенка. Более высокий рейтинг занимают такие формы детской занятости, как игры на компьютере (1-е место), просмотр телепередач и видеофильмов (2-е место), сюжетно-ролевые игры со сверстниками (3-е место), использование игровых приставок типа PlayStation (4-е место).

С введением в ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» выделяют одно из направлений «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; создание условий для формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей». Вместе с тем, на сегодняшний день существует ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых. Чтение формирует духовно зрелую образованную личность, воспитывает начальные представления о прекрасном, развивает интеллект. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста.

Для воспитания интереса к чтению в соответствии с деятельной природой дошкольника мной был разработан проект "Открываем книгу открываем мир!"

Тип проекта: поисково-исследовательский, Художественно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, сотрудники детской библиотеки, педагог дополнительного образования по английскому языку.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Продукт проекта: конкурс чтецов «Художественное слово» и конкурс театрального творчества «Золотой ключик»

Цель проекта: создание условий для воспитания устойчивого читательского интереса к детской художественной литературе, развития эстетических мотивов читательской деятельности в процессе подготовки к конкурсам «Художественное слово» и «Золотой ключик».

Задачи:

  • создать условия для обогащения литературного опыта по средством ознакомления детей с детскими писателями и их произведениями;

  • создать условия для развития исполнительских умений старших дошкольников в разных игровых позициях (актер, режиссер, сценарист, гример, художника-декоратора, зрителя);

  • обеспечить условия для выражения творческих проявлений детьми в игре-драматизации на основе полученного литературного опыта;

  • обеспечить условия для развития умения понимать и оценивать значение выразительных средств раскрытия художественных образов в литературных произведениях;

  • способствовать устойчивой традиции семейного чтения через организацию проектов, совместных мероприятий;

  • способствовать воспитанию любви и бережному отношение к книге.

Предполагаемый результат

  • Обогащение литературного опыта детей.

  • Понимания детей о том, что книгу нужно любить и беречь.

  • Творческое проявление в театральных играх.

  • Возвращение традиции семейного чтения.

Мотивационный этап.

Проблемная ситуация. Детям приходит письмо от маленького мальчика, который заболел от тоски по своим любимым игрушкам (на выбор педагогов): маленькому оловянному солдатику и бумажной танцовщице; Винни пуху, Пяточку; по цветку с разными лепестками и т.д. Он любит играть с ними, он плохо обращался со своими книгами и однажды они вернулись в свои сказки. Мальчик очень скучает по любимым игрушкам и просит у детей помощи отыскать своих друзей. А историю о них предлагает узнать у сказочника, которого зовут Ханс Кристиан Андерсен, у писателя Виктора Осеева, у сказочницы Алан Милн и т.д.

Проблемно-деятельностный этап

Мероприятия с детьми

Дата

Мероприятие, ООД

Цель

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды

Обеспечение условий для развития умения понимать и оценивать значение выразительных средств раскрытия художественных образов в литературных произведениях.

Создание или пополнение групповой библиотеки.

Создание условий для развития читательского интереса. Накопление литературного материала, соответствующего возрасту детей.

«В гостях у книги» - экскурсия в библиотеку

Создание условий для подготовки к проведению сюжетно-ролевой игры «Библиотека»

Викторина. «Если был бы я героям?»(Сказки, рассказы, повести, стихотворения.)

Помочь детям понять значение каждого персонажа в развитии событий, определить его место в сюжете. (Герой - главный или второстепенный, почему; отрицательный или положительный, докажи; почему он поступает так , а не иначе; как ты относишься к этому герою, почему; можно ли однозначно назвать его добрым/злым; в чем проявились его хорошие качества, в чем плохие; как ты относишься к этому герою, почему.)

Музыкально литературная гостиная «Сказка на новый лад»

Развитие речевого творческого проявления детей - придумывание окончание сказки/произведения в конце.

Организация выставки книг «Книга - мой лучший друг» и проведение детьми экскурсий по выставке с рассказами о знакомых произведениях.

Создание условий для побуждения детей к речевой активности, развития монологической и диалогической речи.

Презентация «Английские писателями детям»

Развитие познавательного интереса, слухового и зрительного внимания. Формирование читательского интереса.

Организация выставки детских рисунков «Мир сказочных героев»

Формирование эстетических чувств, развитие интереса к изобразительной деятельности.

Игра «Книжкина больница», «Библиотека»

Воспитание бережного отношения к книге.

Конкурс чтецов «Художественное слово»

Активизация воспитания детей, развивать творческие способности и артистизм. Развивать внимание, мышление, восприятие, речь, Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Обогащение лексики.

Творческая мастерская «Готовим декорации», «Костюмерная» (подготовка элементов костюмов).

Создание условий для расширения и обогащения представления о трудовых действиях, результатах труда, ознакомление с профессиями костюмер, декоратор.

Театрализованные игры «Герои сказок вокруг нас», Мимические этюды. Словесные этюды «Что было бы». Режиссерские игры, направленные на выявления мотивов, чувств и поведения героев

Создание условий для развития выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Конкурсу театрального творчества «Золотой ключик»

Создание условий для развития творческой активности детей.

Мероприятия с родителями

  • Анкета «Чтение из поколения в поколение» (приложение 6)

  • Стендовая информация «Роль книги в жизни ребенка»(приложение 2)

  • Выставка детско-родительского творчества «Книжки-малышки».

  • Совместное мероприятие с детьми «Мы читающая семья?»

  • Запишите малыша в библиотеку (выступление библиотекаря «Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста»)

  • Консультации: «Детские поэты - детям», «Детские писатели детям» Значение книги в развитии детей. Зачем читать детям книги? Формирование ценностей к книге.(приложение 3-5)

  • Выставка литературы «Книжкина полка» для семейного чтения.

  • Игра «Хорошо ли вы знаете стихи детских поэтов?»

  • Памятка для родителей:(Приложение 1)



Приложение 1

Памятка для родителей:

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.

2.Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги объясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Предложите читающему ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

8. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.





Приложение 2

Консультация для родителей

«Роль книги в жизни ребенка»

Всем хорошим я обязан книге ,люди перестают мыслить, когда перестают читать. М. Горький

История детской литературы

Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей старух сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки. Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Детская литература - весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15-16 лет. Задача такой литературы - воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов. В сферу детского чтения включают также произведения, которые изначально были написаны для взрослых: знаменитые сказки Пушкина, Шарля Перро, Гауфа, Андерсена, братьев Гримм и отдельные произведения - «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Свифта и другие книги. Характерные черты детской литературы.

• Детям отводится главная роль. По тематике соответствует детскому возрасту.

• Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей) .

• Простой язык. Много диалогов и действия, мало описаний.

• Много приключений.

• Счастливый конец (победа добра над злом) .

• Часто имеет своей целью воспитание.



Приложение 3

Консультация для родителей.

Всем хорошим я обязан книге,

люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

М. Горький

Значение книги в развитии детей.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.



Приложение 4

Консультация для родителей.

Зачем читать детям книги?

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.

Аспекты развития ребенка затрагивающиеся в процессе совместного чтения.

Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди - родители) .







Приложение 5

Консультация для родителей.



Формирование ценностей к книге.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний.

Книга - это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности. Обучение новым или необходимым моделям поведения.Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.







Приложение 6

Анкета

Чтение из поколения в поколение

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

Ф. И. О. ребёнка________________

Сколько детей воспитывается в семье?_____________

Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?________________

Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_______________

Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.______________

Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.________________

Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ________________

Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?______________

Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?__________

Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?_______________





вводный этап - получение новых знаний) дети знакомятся с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.

Второй этап - практический, когда дети, получив всю необходимую информацию, начинают работать как взрослые, над созданиями книг. На данном этапе использован деятельностный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда. Данный этап имеет место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время. Во время проведения практической части дети создавали книги, работали писателями, рисовали иллюстрации, подшивали переплеты, оформляли титульные листы, делали закладки. Кроме того, в группе работала бригада скорой книжкиной помощи, которая лечила старенькие и заболевшие книги: разглаживала мятые странички, подклеивала листочки, переплеты, стирала и латала.

Завершающим этапом проекта стала экскурсия в библиотеку, где дети, многие впервые, увидели огромную страну книг.

Результатом проекта стало не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского листа в детской городской библиотеке.

© 2010-2022