Познавательно-исследовательский проект Мир воды

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-исследовательский проект Мир водыМОУ «Сумкинская Средняя общеобразовательная деятельность»

Познавательно-исследовательскийПроект





В группе кратковременного пребывания

Воспитатель: Каргапольцева Светлана Геннадьевна



2014г.

Актуальность проекта:

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, дает возможность познакомить детей с природоохранительными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе.

Проект поможет сформировать навыки работы в группе, развивать коммуникативные качества и аналитические способности.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.

Педагогические задачи:

• способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;

• побуждать любознательность детей;

• способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе;

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

• развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

• формировать навыки коммуникативного общения;

• создать условия и возможности для поисковой деятельности.

Задачи для детей:

• закрепить свои знания о свойствах воды;

• узнать о растительном и животном мире водоемов;

• научиться проводить простейшие опыты с водой;

• относиться бережно к воде и ее обитателям;

• развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности;

• иметь желание беречь природу, не засорять водоемы, заботиться об их обитателях.

Проблемы проекта:

• Возможна ли жизнь на Земле без воды?

• Кому нужна вода?

• Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой и чтобы ее было много?

Необходимое оборудование:

Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов. Видеофильм «Озеро желаний», аудиозапись «Живая вода». Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека», литература о воде.

Краткое содержание

• В ходе проекта с детьми будет проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду». Наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу, морозные узоры, дождь, облака. Обзорные экскурсии на водоём.

• Беседы - о водных растениях, «Кто в реке живёт? », «Вода вокруг нас».

• Экспериментально - исследовательская деятельность. Опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; Лёд - это твёрдая вода».

• Физкультурный досуг «Морской круиз»; музыкальные занятия.

• Чтение литературы по теме;

• Подвижная игра «Мы - большие капельки»

Предполагаемые продукты:

• Изготовление книжек - малышек о воде;

• Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке, море мы»;

• Альбом «Этика поведение у водоёма»

• Дидактическая игра «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»;

• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».

Стратегия реализации проекта

Проект предполагает этапы работы:

Подготовительный - срок: февраль.

Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.

Основной - срок: март- апрель.

Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.

Заключительный - срок: май.

Цель: подготовка презентации.

Продукты проекта

• Книжки-малышки «Все о воде»

По составлению содержания книжек - малышек была проведена поисково-собирательная деятельность родителей с детьми. В содержание книжек включены стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки о воде, о ее свойствах и качествах. Книжки иллюстрированы детьми.

• Фотовыстовка «Если б не было воды, не купались в речке мы». На последнем этапе проекта была оформлена фотовыставка, где можно увидеть фотографии детей, купающихся в море, реке, озере, рисунки по теме, стихи о воде, сочиненные детьми и родителями.

• Альбом «Этика поведения около водоемов». В альбоме представлены природоохранительные знаки. Даны пояснения о назначении этих знаков. Имеется пояснительная записка о поведении человека у водоема.

• Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».

Игры направлены на умение выбрать из набора карточек с изображением живых и неживых предметов. В играх можно использовать загадки, для поиска нужной карточки. На карточках изображены картинки, где и как используют воду, надо выбрать правильные ответы. Игры проводятся по подгруппам от 2 - 5 детей. Дидактическая цель игры «Кому нужна вода» - способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода - очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дидактическая цель игры «Как человек использует воду» - учить классифицировать предметы по заданной теме. Воспитывает бережное отношение к воде.

• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».

Цель: закрепить у детей знания о разных состояниях воды, о круговороте воду в природе, о бережном отношении к воде. Праздник проводится как заключительное занятие проекта.

Результат работы

После проведённой работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода - очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, вода - источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнали о круговороте воды в природе, научились составлять схемы круговорота воды в природе.

У детей развилось объемно- пространственное воображение, сформировались основы экологической культуры, дети узнали: какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды помогло понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?

Узнали о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.

Дети научились экономно использовать воду, стали понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получены знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.

И как результат проделанной работы, у детей появилось желание представить в будущем продукт своей деятельности в виде макета водопада, создать мини-музей в группе «Морские обитатели»

Познавательно-исследовательский проект Мир воды

Приложение

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег - это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению вода прозрачная, а молоко нет, «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная»

Ход:

1.Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
2.Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Вода - жидкая, течет

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход:

1.Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Вода не имеет формы

1.Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

2.Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Лед - это твердая вода
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход:

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Лед легче воды

Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Превращение в воду

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.


СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

ТОНЕТ - ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

Это зависит от веса предмета. Вода выталкивает более легкие предметы.


ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Горячая, теплая, холодная вода

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

Вывод: В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

У воды нет вкуса

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется свой действующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Пар - это вода

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Радуга

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «paдуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ракруга».

Встреча с ручейком

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Капельки

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Иней

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Чем пахнет вода

Предложить детям два стакана воды - чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Цветы лотоса

Сделать цветок из бумаги, лепестки закрутить к центру и опустить в воду. Цветы начинают распускаться. Бумага намокает, становится тяжелее.

Соленая и пресная вода

Подготовить два стакана - с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой - всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.



ИГРЫ:

Подвижная игра «Снежинки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и.п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Игры со снегом «След в след», «Перепрыгни через сугроб»

Задачи:

- организовать игры со снегом;

- формировать интерес к прогулке в зимнее время;

- упражнять в выполнении движений след в след с продвижением вперед, способствуя развитию координации.

Представляем формы работы, которые также можно использовать в проектной деятельности.

Общеразвивающие упражнения

Воспитатель

Со снежком хотим играть.

Холодно его держать.

В одной ладошке и в другой

Подержим мы снежочек свой.

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, передать «снежок» в левую руку, вернуться в и.п. Выполнить 6 раз.

На снежок ты погляди,

Да, смотри, не урони.

Погляди, погляди,

Да, смотри, не урони.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поворот вправо с отведением правой руки назад, вернуться в и.п. Переложить «снежок» в левую руку. То же влево. Выполнить по 3 раза в каждую сторону.

Со снежком хотим играть.

Холодно его держать.

В одной ладошке и в другой

Подержим мы снежочек свой.

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу, «снежок» в правой руке. Поднять согнутую в колене правую ногу; передать под коленом «снежок» в левую руку, вернуться в и.п. То же с другой ноги. Выполнить по 3 раза каждой.

Мы попрыгаем немножко,

Мы погреем наши ножки.

Раз-два-три, раз-два-три.

Ты снежок скорей бери!

«Снежок» лежит на полу около ног ребенка. Дети выполняют прыжки на месте на двух ногах. С окончанием слов берут каждый свой «снежок», поднимают руку вверх. Затем снова кладут его на пол.

Зашагали наши ножки,

Мы погреем их немножко.

Раз-два-три, раз-два-три.

Ты снежок скорей бери.

Ходьба на месте. С окончанием слов дети берут каждый свой «снежок», поднимают руку вверх.

Побежали наши ножки,

Мы погреем их немножко.

Раз-два-три, раз-два-три.

Ты снежок скорей клади.

Прыжки и ходьбу повторить еще раз, но выполнить вокруг «снежка». Вместо прыжков можно выполнить бег врассыпную (в руке у каждого ребенка «снежок»).

Зашагали наши ножки,

Мы погреем их немножко.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель собирает «снежки».

Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (2 мин)

Ваня в валенках гулял.

Прыгал, бегал и скакал.

Ваня с горочки скатился,

Валенок с ноги свалился.

Ваня крикнул: «Эй, постой!

В чем теперь пойду домой?»

ОРУ (3 мин)

«Ручками похлопаем, ножками потопаем». И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Выполнить 4 хлопка в ладоши, одновременно топая ногами, вернуться в и.п. (6 раз).

«Посмотри на валенки». И.п.: ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу!», вернуться в и.п. (5 раз).

«Хороши валенки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поставить одну ногу на пятку, вернуться в и.п. То же другой ногой (5-6 раз).

«Нам в валенках не холодно». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Восемь-десять подпрыгиваний - легких, с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой (4-5 раз).

Физкультминутка «Снежок»

Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Дети топают ногами.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Хлопают в ладоши.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Прыгают на месте.

Игровое упражнение «Дорисуй снежинку»

Задачи:

- формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения;

- учить построению знакомых предметов по точкам, частям;

- тренировать умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

Оборудование: дидактическая картинка по теме, вырезанные изображения снежинок.

* * *

Дети рассматривают лучики снежинок, рассказывают, какими элементами они украшены на концах, в серединке, чем и каким образом соединены между собой. Затем дорисовывают одну снежинку по словесным инструкциям воспитателя, а остальные самостоятельно.

Игровое упражнение «Где снежинки?»

Задачи:

- в игровой форме выявить знания о различных состоянии воды (лед, снегопад, туча, пар, снежинка, капля);

- формировать умение составлять связанный рассказ о правильности выбора нужной картинки.

Оборудование: дидактические картинки (водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля).

* * *

Дети водят хоровод вокруг разложенных по кругу карточек с изображениями различных состояний воды.

Во время движения по кругу воспитатель произносит:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило,

Стало жарче припекать.

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те дети, перед которыми располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Дидактическая игра «Найди снежинке пару»

Задачи:

- обогащать представления о внешнем виде, форме снежинок;

- развивать наблюдательность, внимание, умение находить схожие по форме предметы.

Оборудование: картинки с изображением снежинок.

* * *

Воспитатель просит детей рассмотреть снежинки, нарисованные на картинке вверху и внизу. Нужно помочь одинаковым снежинкам найти друг друга.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Дети показывают, как летят снежки.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

Показывают руками перед собой большой ком.

И станет ком снеговиком.

Ставят руки на пояс, качают головой и улыбаются.

Его улыбка так светла -

Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Руками показывают на глаза, голову, нос, поднимают одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла»).

Но солнце припечет слегка -

Увы, и нет снеговика.

Разводят руки в стороны.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

* * *

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Воспитатель. Полетели капельки на землю.… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составят ручей, взявшись за руки.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Ручейки соединяются в одну цепочку.

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан.

Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.

Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.

Наблюдение за сосульками

Задача: подвести к пониманию того, что сосульки тают от любого источника тепла, превращаясь в воду.

* * *

Дети наблюдают за таянием сосульки на теплой руке, батарее, грелке и т.д. Выливают полученную воду в емкость и рассматривают ее цвет, количество, прозрачность. Сравнивают эту воду с водой из водопроводного крана по цвету, прозрачности.

Вывод: сосулька тает от теплого воздуха. При таянии она превращается в грязную воду. Это вода не прозрачная, пить ее нельзя.

Постройка фигур из снега (свободная игровая деятельность)





Конспект занятия «Снежный лес»

Задачи:

- вызывать интерес к созданию образа снегопада в сотворчестве с воспитателем и другими детьми;

- создавать условия для экспериментирования (рисование деревьев с помощью трафарета кисточкой);

- учить технике рисования горизонтальных мазков для изображения снежного покрова земли;

- воспитывать любознательность, интерес к рисованию, коллективной работе;

- развивать мелкую моторику рук, чувство формы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снежинками «Форма снежинки», рассматривание снежных деревьев и кустов; игры со снегом; чтение стихов о зиме А. Барто «Снег», «Снежинка».

Оборудование: мольберт (для каждого ребенка), иллюстрация картины «Зимний лес», лист бумаги синего цвета формата 40Ѕ120 см с прикрепленными скотчем трафаретами деревьев, набор кистей № 8, белая гуашь, поролоновые палочки с основанием диаметром 0,5 см, баночка с водой, салфетки.

* * *

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель. Ребята, давайте полюбуемся картиной, которую нарисовал художник. Какая белоснежная зима на полотне!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Г. Новицкая

Внимательно рассмотрите деревья на картине. Из чего состоит дерево?

Дети отвечают.

Правильно, высокий ствол, а от ствола идут ветви-руки. Как красиво переплетаются ветви деревьев в ажурном узоре. У деревьев есть длинные ветви и короткие, длинные тянутся вверх, к солнышку. Покажите руками, как тянутся ветви деревьев.

Дети показывают.

Сегодня мы нарисуем снежную картину. Посмотрите еще раз, что нарисовал художник. Как красива природа зимой: земля покрыта снегом, как белым одеялом, ветви деревьев опушены снегом.

Воспитатель подходит к мольберту, на котором закреплен лист бумаги для работы.

На нашем рабочем листе висят листочки с вырезанными окошками. Что получится, если мы постучим по окошкам кисточкой? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает одному ребенку постучать по трафарету чистой кисточкой.

Ничего не изменилось, окошки остались темными. Почему?

Дети отвечают.

Правильно, мы не опустили кисточку в краску. В какую краску нужно окунуть кисть, чтобы нарисовать заснеженную картину?

Дети отвечают.

Конечно, в белую.

Воспитатель предлагает ребенку набрать кисточкой белой краски и постучать по трафарету. Обращает внимание, чтобы окошко было закрашено полностью.

Тук-тук-тук! Шлеп-шлеп-щлеп! - работает кисточка, вот окошко и закрылось белой краской. Давайте и другие закрасим.

Дети работают группами по 4-5 человек. Воспитатель подсказывает, где еще необходимо положить краску.

Все окошки закрыты белой краской. Сейчас произойдет чудо. Поднимается ветерок и срывает листочки с нашего рисунка. Вот так! Все листики сорвал, а что осталось? Вот они, деревья заснеженные стоят.

Художник картину всю ночь рисовал,

Трудился на совесть, покоя не знал.

И вот на окошках уже забелели

Высокие сосны, пушистые ели.

Потом мы увидели там небосвод,

Где звезды веселый вели хоровод,

Снежинки порхали одна за другой -

Так окна мороз разукрасил зимой.

А. Мельников

Нам нужно нарисовать белое одеяло, которым зима укрыла землю.

Воспитатель демонстрирует детям, как правильно рисовать кистью короткие прямые линии слева направо безотрывно.

Наберем кисточкой белую краску и нарисуем под деревьями белые полоски-дорожки.

Дети работают группами по 4-5 человек.

Ребята, нужно нарисовать белые летящие снежинки. В этом нам поможет поролоновая палочка. Вот так!

В конце занятия воспитатель уточняет у детей, что они сегодня рисовали, какой краской. Хвалит за старание и дружную работу, благодаря которым получилось большая снежная картина.

Наблюдение «Форма снежинок»

Задача: обогащать представления детей о внешнем виде, форме снежинок.

* * *

Воспитатель предлагает детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, какие они бывают. Учит детей видеть красоту неживой природы.

Подвижная игра «Снежинки»

Задачи:

- учить следовать правилам игры, выполнять роль водящего-ловишки, рассказывать о том, как ему нужно действовать, чтобы поймать игроков;

- развивать быстроту реакции;

- формировать умения ориентироваться на действия товарищей.

* * *

Из детей выбирается водящий, который по сигналу воспитателя ловит снежинки.

Рассказ «Приключение сосульки»

На улице зима, скоро наступит Новый год. Я посмотрел в окно - был солнечный день. Мы с мамой пошли гулять. Когда я играл в снежки, нашел красивую большую сосульку. Она мне понравилась, и я забрал ее домой. Сосулька была очень грустная, ей, наверное, скучно было лежать на дороге, и я взял ее домой. Я ее повесил на новогоднюю елку вместе с другими игрушками. Мама зажгла гирлянду, и сосулька стала улыбаться, красиво сиять. Ей стало весело, а я был рад, что смог развеселить ее и нашел ей новых друзей-игрушек. Теперь я никому не отдам свою сосульку.

Перспективно-тематическое планирование

Вид
деятельности

Интеграция
образовательных
областей

Совместная
деятельность
взрослого и детей

Работа
с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье»

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом».
Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».
Имитация движений «Полет снежинки»

Участие в конкурсе на лучший детский или семейный рассказ «Приключение сосульки». Привлечение родителей к оформлению экологической зоны «Зимние узоры»

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье»

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки».
Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся».
Комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Физкультминутка «Снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Познавательно-исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность»

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки».
Наблюдение за снежинками «Форма снежинок».
Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода».
Опыт «Свойства снега».
Викторина «Волшебная капелька»

Трудовая

«Труд»

Постройки из снега.
Украшениедеревьев разноцветными сосульками

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Рассматривание картин:
«Дети играют в снежки», «Зимний лес».
Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Сильный мороз», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки».
Песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Дождик, дождик, не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Про-дуктивная

«Художественное творчество»

Рисование «Снежный лес»

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки. Прослушивание записи шума водопада



© 2010-2022