Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен)и, как следствие, проблемы с социально-эмоциональном воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива. Основной целью в работе с дошкольниками является сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой , игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.

Нельзя недооценивать значение творческого начала ребенка в танцевально-игровой деятельности, которое неразрывно связано с движением и музыкой.

Важно помнить, что каждый ребенок по своей натуре - творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он еще робок в своих начинаниях, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкальные коммуникативные игры- это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения , создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка. (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами , игры-танцы.) Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов.

К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но - с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела. В любых видах танца предусматривается эстетическое воспитание детей и формирование у них творчества. В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить очень плодотворно.

В коммуникативных танцах и музыкальных играх сочетание в единой деятельности музыки , движения, речи и игры способствует развитию у детей творчества и воображения. Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу, это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. На занятиях должна быть доброжелательная обстановка. Искренний и чуткий интерес педагога к любимым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников ,поддержка и поощрения их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок дает ребятам уверенности в творческих начинаниях. При этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки. Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. Умение увидеть, распознать проявление детской фантазии, в танце, дать ей свободу, без навязывания ожидаемых решений - это те качества, которые не менее важны для педагога, чем его собственное «танцевальное творчество». Что бы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть «открытым для творчества».

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность в общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: Различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и , тем самым нормализации социального микроклимата в группе, в детском коллективе.

(«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся», «Здравствуй, друг», «У меня, у тебя»).

Движения и фигуры в танцах и плясках доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминания. («Ай-да», «Помирились», «Здравствуйте»)

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания , раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участия в танце-игре.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. (Танец «Лавата», «Если весело живется, делай так», «Кто лучше сыграет, спляшет», «Ушко правое вперед», «Веселый танец», «Танцуем с мамой»)

В несложных, но веселых и подвижных танцевальных играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить, проявить; все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Проведенная работа убеждает в эффективности использования коммуникативных танцев игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.

© 2010-2022