Сборник для педагогов Коренные жители Севера

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сборник для педагогов Коренные жители Севера




Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это огромная территория в Западно - Сибирской низменности. На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы. Округ имеет свой Устав, Герб, Флаг. Синий цвет на символах округа обозначает цвет воды, зелёный - лесов, белый - снега, золотой - символ славного прошлого, красный - цвет жизни.

Сборник для педагогов Коренные жители Севера


Сборник для педагогов Коренные жители Севера

"Коренные жители Севера"

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…

Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас - это наш город Лангепас. Раньше он был маленький, а потом вырос и поменял свой облик.

На просторах бескрайних тайги,
Среди топей лесных и болот,
Мы представить себе не могли,
Что здесь город красивый растет.

Что морозам и вьюгам назло,
Добывая стране нефть и газ,
Человеческих рук тепло
Будет строить родной Лангепас.

В самом сердце сибирской глуши,
В деревянных бараках не раз,
Зимней ночью и в летней тиши
Люди спорили про Лангепас,

Не беда - комары, холода,
Вместе весело все живут,
Забывая про поезда,
Навсегда остаются тут.

Постепенно, шагами побед,
Удивляя себя не раз,
Будет лучшим еще много лет,
Мы ведь любим тебя, Лангепас!

Наш город находится в Ханты-Мансийском автономном округе, который расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины.

«Цветок Сибири"

Ханты-Мансийск, цветок Сибири,
Возросший на семи холмах.
Твои мечты, твои надежды
Воспеты одами в стихах.
Стоишь в кедровом ожерелье
У рек Оби и Иртыша,
Что Ермака дружину помнят
И катят волны не спеша.
Ханты-Мансийск, твои берёзы
И тихих улиц простота,
Волнуют сердце, словно слёзы
И капли летнего дождя.
Когда янтарный луч заката
По тихим улочка скользнёт.
То пара лебединых крыльев
По небу песней проплывёт.
Ханты-Мансийск, любимый город,
Ты слышишь музыку тайги
То снежной занесён метелью,
То тонешь в зелени листвы.


Основную часть территории занимает заболоченная тайга с большим количеством озёр и рек. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России - Обь и Иртыш. Богатство края - в его природных ресурсах. В лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. В 20 веке геологи обнаружили здесь большие запасы золота, кварца, железной руды, меди и других полезных ископаемых. Но главное богатство - это нефть, которую называют «чёрным золотом».

Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям - хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией. Существует легенда, которую когда-то рассказывали греки об этих людях. "Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…" Эти счастливые люди - ханты и манси. Ханты живут в прочных, бревенчатых жилищах, похожих на русские избы, а временные жилища - это чумы. Чум - шалаш, покрытый шкурами животных.

Мы восхищаемся красотой нашей природы: каждым кустиком, каждым деревцем, каждой травинке. Манси называют берёзу - деревом Бога, за её белый цвет, красоту и чистоту.

"Берёзонька"
Кружат вьюги синие над моей берёзонькой.
Полушалок в инее, полушалок тоненький.
В нём тебе не зябко ли, белая красавица?
Просят солнца зяблики, для тебя стараются.
И уж ветры званые за Весной отправлены.
Для тебя сияние яркое, полярное.

Лиственницу - священным деревом.

«Лиственница»

Видишь, лиственница встала на скале береговой
Небо синее достала непокорной головой.
Есть предание, что когда-то обессиливший старик
К ней добрался в час заката, прислонился к ней на миг.
И услышал: «Сын мой милый, я хочу тебе сказать:
«От меня займи ты силы благо мне не занимать»!
Отдохнул старик душою, и на утро помогло.
Совладать ему с волною лиственничное весло.
Стал надёжней на охоте крепкий лиственничный лук.
Вот и славится в народе это дерево как друг.

К этому дереву манси приходят, чтобы исцелиться от болезней.

Народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например:

  • «В глубоком снегу никогда не замёрзнешь»,

  • «Мошки в тесную одежду набираются больше»,

  • «Собака траву ест - дождь будет»,

  • «Если будет много соболя, белки исчезнут»,

  • «Гуси летят на юг, снег пойдёт».

Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Эти народы занимаются охотой. Ханты охотятся на животных и птиц: медведя, волка, оленя, зайца, песца, куницы, глухаря, куропатки. Очень почитаем у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг - разные кушанья, а сами пускались в пляс. А вот какого зверя у них не любят, так это росомаху. Среди детей ханты распространена такая дразнилка:

"Кто меня дразнит, зверем пусть станет. Фу! Фу! Фу!

Грязной, безобразной, лохматой росомахой! Фу! Фу! Фу!"

Самым распространённым обитателем тайги является северный олень.

«От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это - северный олень.»

Игра «Северные олени»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков).Предложили изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

А помогает человеку в охоте - собака.

Лайка - друг мой первый,
Самый надёжный, самый верный.
Ты рядом идёшь, как храбрый воин.
Даже в тёмную ночь я с тобою спокоен.

Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

Основное занятие хантов и манси - оленеводство. Из шкур оленей и кожи ханты и манси шьют себе одежду. Зимой, и мужчины, и женщины носят кисы - это обувь, сшитая из шкур оленей.

А ещё жители Югории занимаются рыболовством. А какие рыбы водятся в наших реках? (ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…). Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментами, готовить пищу, поддерживать очаг. Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Особенности национального костюма - элементы орнамента.

Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изги.

Слово "орнамент" в переводе с латинского означает "художественное украшение". Самостоятельного значения орнамент не имеет. Им украшают, оформляют изделия прикладного искусства, одежду, предметы быта и т. д. Орнамент всецело зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется украшаемое им изделие. Характерная особенность орнамента - ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. С помощью орнамента изделию можно придать определенный смысл, значение. Для построения орнамента можно использовать геометрические формы: (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности и т. д.); растительные мотивы (листья, цветы и т. д.), изображения животного мира, а также фигуру человека в очень обобщенной форме. Язык народного орнамента богат и самобытен, каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные форма флоры и фауны. Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых были охота и рыболовство преобладают орнаменты с условными изображениями мифологических образов животных и птиц, их следов. Солярные же знаки (солнце, луна. Звезды) встречаются практически у всех народов, независимо от рода их традиционной хозяйственной деятельности.

Условные символы и знаки

Люди издавна изображали явления природы, определенные понятия условными знаками символами. Народы нашего региона на протяжении многих веков создавали богатую и своеобразную культуру. С большим мастерством и изобретательностью, используя местные природные материалы (мех, кожу животных, бересту, дерево, рог оленя и т. п.), жители Севера делали и делают разнообразную, искусно орнаментированную одежду. Обувь, посуду, предметы, связанные с охотой, рыбной ловлей и другими промыслами. Можно встретить и изделия из рыбьей кожи, циновки из травы и камыша, полотна из крапивного волокна, сосуды, сплетенные из корня кедра.

Сборник для педагогов Коренные жители Севера

Существовало традиционное разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты и отливали металлические украшения в формах. Орнамент ханты и манси давно привлекает к себе внимание своей оригинальностью и художественными достоинствами - богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений.

Хорошо известным во многих группах ханты и манси является орнамент под названием "соболь". Если для постороннего человека это просто геометрическая фигура, узор, то для представителя северного народа это лесной зверек - соболь.

Сборник для педагогов Коренные жители Севера

" Красный соболь" - образ богини. Это один из известных освященных образов.

Игры девочек связаны большей частью с куклами. "Акань" - хантыйская кукла. В такие самодеятельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, играли хантыйские дети. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали подарки. Вместе с маленькими хозяйками акань отправлялась в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники. На лице у "акань" не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух из Нижнего мира, а это в свою очередь повлечет несчастье к примеру болезнь ребенка. Кукла «акань» - символ женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности. Кукла «охотник» - символ силы, ловкости, благородства, стремительности, олицетворение мужского начала. Игрушки прививали детям полезные навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

Сборник для педагогов Коренные жители СевераСборник для педагогов Коренные жители Севера



У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств. Иногда для исполнения песен выписывали за 200-300 вёрст какого-нибудь старика, знающего все песни и представления. Героические сказки можно было услышать чаще, так как они не требуют от человека такого умственного и эмоционального напряжения. Их рассказывали вечерами, когда отдыхали, при этом женщины иногда занимались рукоделием. Начатый вечером рассказ мог длиться всю ночь, а иногда продолжался и на следующие сутки - в доме, где ночевала сказочница, собирались слушатели, готовилась вкусная пища. В традиционной обстановке иногда слушатели - дети разделялись: например, мальчики слушали мужчину, девочки - женщину.

Очень интересны и своеобразны песни этих народов:

  • Что мой глаз видит, о том и пою.

  • Что ухо слышит, о том и пою.

  • Что сердце чует, о том и пою.

  • Слушай песню мою - узнаешь душу мою!

Эти бесхитростные люди - гостеприимные хозяева.

Если человек - гость издалека,
Ты ему скажи: "Вот моя рука!"
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
Сердцем щедрым, словом с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом!

В гости без злости, сытым иди.
Уважай хозяина, - долго не сиди!

Хитро улыбаясь, хозяин обязательно загадает хоть одну загадку, быть может, им самим сочинённую.

Давайте и мы их попробуем отгадать:

  • Что зимой не мёрзнет и летом не мёрзнет? (Сердце)

  • Загадочный человек день и ночь ходит без устали, пощёлкивая, похрустывая… (Часы)

  • Под водой сидит колдунья, у неё сто глаз (Сеть)

  • В воде играет, на земле умирает (Рыба)

  • Кто лес на голове носит? (Олень)

  • Бел, а не заяц, летит, а не чайка,

Что это такое, ну-ка, отвечай-ка (Снег)

  • Где стоял железный конь,

Голубой нашли огонь.
Нашли, заколдовали,
В трубу замуровали. (Вышка, газ).

Очень любят народы Севера слово "хорошо".

  • Олень - хорошо.

  • Собака - хорошо.

  • Солнце светит - хорошо.

  • Вода журчит - хорошо.

  • Хорошее идёт к хорошему.

  • Хорошее слово - товарищ в пути.

Музыкальные инструменты

Санквылтап - самый популярный мансийский струнный инструмент (в переводе с мансийского - звенящий), в форме лодки, далёкий родственник славянским гуслям. Струны у санквылтапа из сухожилий. В мансийских сказках говорят о «волшебном санквылтапе», игра на котором якобы заставляет передвигаться предметы, людей. Тот, кто владеет им, всесилен. Раньше игрой на этом инструменте сопровождали ритуальные пляски на медвежьем празднике, шаманские камлания, знахари исцеляли больных. Сейчас на санквылтапе играют во время любого праздника.

Сборник для педагогов Коренные жители Севера


Турман - древнейший музыкальный инструмент, представляет собой узкую костяную или металлическую пластинку, которую музыкант вставляет в рот, придерживая за верёвочку, привязанную к другому концу инструмента, и поддерживает её. Инструмент вибрирует от движения воздуха и издаёт своеобразные звуки, то низкие, то высокие. Когда слышишь игру на турмане, то мыслями уносишься в далёкое прошлое.

А ещё есть хантыйская арфа, она похожа по форме на лодку или птицу. Этот инструмент в виде полого ящика из досок, ему придана форма журавля, лебедя, гуся с длинной шеей и головой, с клювом и глазами. От шеи птицы к её спине протянуты от 9-ти до 12-ти медных струн. Игру на всех этих инструментах сейчас можно услышать на концертах художественной самодеятельности.

Сборник для педагогов Коренные жители Севера

В долгие зимние вечера старшие учили своих детей читать, им рассказывали сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.








«Как землю выловили»

Две гагары вниз слетели. Одна большая, другая малая гагарка. Со дна моря землю достать хотели.
Большая гагара в воду нырнула. Ныряла, ныряла - долго ныряла, коротко ныряла, - на поверхность выплыла. Ничего не принесла, дна не достала.
Тогда малая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла, наконец наверх поднялась, тоже ничего не достала, до земли не дошла.
Большой гагаре малая гагарка говорит: «Давай вместе нырнём!»
Нырнули обе. Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад вернулись. Выплыли, подышали немного, снова нырнули. Глубоко спустились, до дна всё же не дошли, дыхание спёрло. Снова вернулись. Выплыли, отдышались и в третий раз нырнули.
Долго спускались, наконец всё-таки до дна дошли. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились.
В этот раз уж очень долго гагары под водой пробыли. Дыхание у них так спёрло, что, когда наверх выплыли, у большой гагары из груди воздух вырвался и кровь потекла. Оттого теперь у гагары грудь красная. У малой гагарки из затылка кровь потекла, и теперь у всех малых гагар затылок красный.
Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно. И всё больше и больше растёт.

«Карты с золотом»

Собрались три охотника на охоту. Долго ли, коротко шли, до ночлега дошли. Стали искать спички, а спичек ни у кого не оказалось.
Один из них говорит:
- Влезайте на деревья; где огонь увидите, туда и пойдем. Влез один из них, смотрит - в одном месте огонь виднеется.
- Ну, сходи, принеси оттуда огня. Другой пошел к тому месту, где огонь был виден. Пришел туда; оказывается, какой-то старик огонь развел.
- Ну, дедушка, здравствуй!
-Здравствуй, здравствуй, внучек! Ты с какой нуждой- бедой ходишь?
- С какой нуждой-бедой хожу? Наши жены не позаботились об огне для нас, я пришел огня просить.
- Внучек, мой огонь дорогой, бесплатно не дам: расскажи семь веселых сказок - дам огня.
Постоял-постоял охотник и ушел к своим товарищам. Пришел туда и говорит:
- Дед своего огня бесплатно и дешево не дает. Говорит другому охотнику:
- Пойди ты, может-тебе даст.
Вот человек этот пошел, пришел туда. Старик стоит.
- Здравствуй, дедушка!
- Здравствуй, здравствуй, внучек!
- Дедушка, я огня попросить пришел. Дашь или нет огня?
- Мой огонь дорогой и платный, так не дам. Расскажешь семь веселых сказок дам.
- Я не умею рассказывать. Да где мне взять семь веселых сказок?!
Пошел к ночевью. Говорит двум своим товарищам:
- Дед говорит: если расскажу семь веселых сказок, даст огня; не расскажу - не даст. Младший из них говорит:
- А ну, я пойду! Пришел туда, старик сидит и подтапливает.
- Дедушка, наши жены не позаботились об огне для нас. Дай нам огня.
- Мой огонь дорогой, платный. Если расскажешь семь веселых сказок - дам.
Тот и начал:
За все лето я набил полный мешок комаров и полный мешок мошкары, потом набил полный мешок оводов. И стал я их продавать. Один комар-лошадь и корова, одна мошка-лошадь и корова, один овод-лошадь и корова. Потом стал убивать коров. Сколько убью - кожи их на ремни режу. Резал-резал, стал обдирать шкуру с последней коровы, а она вскочила и побежала...
- Дедушка!.. Смотри, небо сейчас свалится!..
Тут старик превратился в кучу золота. Привел младший охотник туда своих товарищей, наполнили свои нарты золотом и уехали.

«Ими-Хиты и Вошинг Урт»

Живут бабушка с внуком. Бабушка сидит дома, прядет нитки, внук бегает на улице и играет. Долго ли, коротко ли так жили, внук подрос, стал ходить на охоту и на рыбалку. Так они жили. Вот однажды внук говорит бабушке:
- Бабушка, пойду-ка я к Вошинг Урту сватать его младшую дочь.
Бабушка отвечает:
- Не ходи, внучек, у тебя еще руки не окрепли, ноги не окрепли как следует.
- Нет, все равно пойду.
Уговорил бабушку. Собрался. Вышел на улицу, бросил свои подволожные лыжи и, куда они носами встали, туда и пошел. Долго ли, коротко ли шел, нашел след горностая и пошел по нему. Немного прошел, видит, горностай залез на дерево. Ими-Хиты убил горностая, снял с него шкуру вместе с когтями и зубами и пошел дальше. Шел-шел, нашел беличий след. Пошел по беличьему следу. Немного прошел, видит - белка залезла на дерево. Он убил ее, снял с нее шкурку вместе с когтями и зубами и пошел дальше.
Долго ли, коротко ли шел, вышел к огромному городу. Оглядел город кругом. Богатый дом всегда выделяется. Ими-Хиты вошел в этот приметный дом. Видит, Вошинг Урт сидит. Вошел, поздоровался:
- Здравствуй, дедушка Вошинг Урт!
- Здравствуй, здравствуй, внучек! Какими судьбами тебя сюда занесло, какими судьбами тебя сюда привело?
- А-а, я, несчастный, так себе брожу.

Устроили пир по случаю прихода гостя. Долго ли, коротко ли пировали, Ими-Хиты говорит Вошинг Урту:
- Я пришел к тебе торговаться-рядиться. Пришел свататься к твоей младшей дочери, которую ты держишь в богато убранной горнице. Может быть, надумаешь выдать ее за меня?
Вошинг Урт опустил свою голову и. держал ее так ровно столько времени, сколько варится котел. Затем поднял голову и говорит:
- Что плохого в том, чтобы дочь замуж отдать? Отдам. Но ты сделай мне одно дело. У нас на краю города прижился летающий великан Тунгх с женой. Они уже семь лет ежедневно похищают людей из моего города и кормят своих детей. Так они будут похищать людей до тех пор, пока не будут летать их дети. Вот если ты сумеешь увести прочь Тунгхов, тогда я отдам за тебя мою дочь.
Ими-Хиты согласился прогнать летающего великана Тунгха. Пошел туда. Смотрит, верно, стоит очень высокое дерево, совершенно без сучьев. На самой вершине гнездо летающего Тунгха. Ими-Хиты достал из кармана шкурку горностая и влез в нее, обернулся горностаем и стал взбираться на дерево. Лез-лез-устали когти горностая. Снял
он шкуру горностая и оделся в беличью шкуру. Обернулся белкой, опять стал взбираться вверх. Немного до гнезда не добрался, как вдруг из гнезда навстречу ему выскочила большая противная жаба. Ими-Хиты выхватил топор и разрубил жабу пополам.
Влез Ими-Хиты в гнездо, а в гнезде два детеныша одни сидят. Ими-Хиты
говорит детенышам летающего Тунгха:
- Почему не улетаете oтcюдa? Детеныши говорят:
- Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
- Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей летающего Тунгха. Помазал и велел:
- Машите крыльями!
Детеныши Тунгха начали махать крыльями. Чувствуют - так хорошо. Немного погодя опять помазал. Опять они стали махать крыльями: стало еще лучше. Помазал в третий раз и велел лететь. Детеныши Тунгха полетели. Облетели весь белый свет и снова вернулись к гнезду. Ими-Хиты спрашивает:
- Ну как, теперь можете улететь? Детеныши говорят:
- Можем. Скоро наш отец и наша мать, прилетят. Они могут тебя съесть. Мы тебя спрячем.
Спрятали детеныши Ими-Хиты на дне гнезда. Немного погодя прилетает
летающий Тунгх и приносит красивого юношу. Прилетает мать и приносит красивую девушку.
Дети говорят:
- Мы уже поправились, теперь можем летать.
- Кто же вас излечил?
- Того, кто излечил нас, мы здесь прячем. Отец и мать говорят:
- Покажите нам его.
- А вы его не съедите?
- Зачем же мы его съедим? Мы ему спасибо скажем. Дети великана вынули Ими-Хиты из гнезда.
- Вот кто нас излечил. Если бы не он, мы никогда бы не стали летать.
Летающий Тунгх с женой говорят:
- Здравствуй, Ими-Хиты! Как тебя сюда занесло?
- Я, несчастный, просто так брожу - и рассказал, зачем пришел сюда.
- Спасибо тебе за то, что излечил наших Детей. Летающий Тунгх говорит жене:
- Ты теперь улетай с детьми; где найдешь хорошее место, там и сделайте себе гнездо. Я останусь здесь, буду помогать Ими-Хиты. А ты, Ими-Хиты, садись теперь мне на спину, и я понесу тебя, куда тебе нужно.
Отпустили великаны юношу и девушку домой. Ими-Хиты сел на спину летающего Тунгха, и полетели они к городу Вошинг Урта.
- Теперь иди к Вошинг Урту,-говорит Тунгх,-Спроси, наверно он еще задачу даст. Спроси и приходи ко мне. Ими-Хиты пошел к Вошинг Урту, говорит:
- Твое приказание я исполнил: летающего Тунгха с женой прогнал.
Вошинг Урт говорит:
- Прогнать-то ты прогнал их, да теперь для пира хорошее угощение нужно. Где найдешь его? Здесь поблизости ничего подходящего нет. Хорошую еду, хорошее питье поискать надо. В старое время я слышал, что за неизвестными землями, за неизвестными морями есть тридцатиголосые птички. Если принесешь этих птичек, отдам за тебя дочь. Ими-Хиты пошел к летающему Тунгху, говорит:
- Вошинг Урт говорит, что за неизвестными землями, за неизвестными морями есть море. На берегу этого моря есть тридцатиголосые птички. Если принесу этих птичек, тогда, говорит, отдаст свою дочь. Летающий Тунгх говорит:
- Сходи к городским кузнецам, вели сделать железный перевес.
Ими-Хиты сходил к кузнецам. Велел сделать ловушку (железный перевес). Сделали перевес. Он принес его к летающему Тунгху. Летающий Тунгх говорит:
- Положи свой перевес мне на спину и садись сам. Ими-Хиты положил перевес, сел сам, и летающий Тунгх полетел. Летели-летели, наконец, опустились. Летающий Тунгх говорит:
- Ими-Хиты, сходи наруби шесты для перевеса. Ими-Хиты сходил, нарубил шестов и погрузил их на спину летающего Тунгха и полетели дальше. Долго ли, коротко ли летели, вышли к водоразделу двух морей. Приле-тели, сели. Летающий Тунгх говорит:
- Поставь шесты перевеса и растяни перевес, а я пойду загонять тридцатиголосых птичек.
Летающий Тунгх улетел.
Немного времени спустя Ими-Хиты видит: Тунгх гонит тридцатиголосых птичек. Птички вверх - и летающий Тунгх вверх кидается. Так он гонит их на перевес. Когда подлетели к перевесу, птички хотели взвиться вверх, но летающий Тунгх преградил им путь, и все птички попали в перевес. Ими-Хнты быстро спустил перевес. Птички все попались.
Летающий Тунгх говорит:
- Теперь погрузи их ко мне на спину, и полетим обратно.

Ими-Хиты погрузил птичек на Тунгха и сам сел. Летающий Тунгх стал взлетать. Махал-махал крыльями, никак не мог взлететь. Поднатужился еще раз; помахал-помахал крыльями, еле взлетел. Долго ли, коротко ли летели, наконец долетели до города Вошинг Урта и сели. Летающий Тунгх говорит:
- Теперь, Ими-Хиты, сходи к Вошинг Урту и попроси у него тридцать лошадей.
Ими-Хиты пошел, попросил тридцать лошадей, погрузил на них свою дичь и повез в амбары Вошинг Урта. Все амбары наполнил. Пошел Ими-Хиты к Вошинг Урту и говорит:
- Я исполнил твое приказание.
Вошинг Урт долго сидел молча, затем сказал:
- Мясо-то привез, а рыбы нет, на пиру нужна и рыба. Если ты не знаешь, где искать хорошую рыбу, я скажу. В неизвестной стороне, в неизвестном направлении есть море. В этом море есть златоперый окунь. Если поймаешь этого окуня, тогда дочь отдам и большой пир устрою.
Ими-Хиты пошел к летающему Тунгху и говорит:
- Вошинг Урт так говорит: В неизвестной стороне, в неизвестном направлении есть море. В этом море есть златоперый окунь. Если поймаю этого окуня, тогда, говорит, отдаст свою дочь.
- Ну, внучек, - говорит Тунгх, - садись на мою спину.
Ими-Хиты сел на его спину, и они полетели. Долго ли, коротко ли летели, сели. Летающий Тунгх говорит:
- Сходи, внучек, наруби тридцать толстых кольев для запора.
Ими-Хиты нарубил кольев, погрузил на спину летающего Тунгха. Погрузил, и полетели дальше. Долго ли, коротко ли летели, прилетели к водоразделу двух морей, сели на землю. Летающий Тунгх говорит:
- Теперь, внучек, сделай запор, колья поставь против течения. В середине запора выдолби большую прорубь.
Ими-Хиты сделал запор, выдолбил большую прорубь, а сам отошел в сторонку и сел поблизости. Немного погодя из проруби выпрыгнули на лед, два чебака. Чебаки говорят:
- Ими-Хиты, сделай доброе дело, отпусти нас в воду.
Ими-Хиты говорит им:
- Я вас отпущу, если вы пригоните ко мне в запор златоперого окуня.
- Мы боимся златоперых окуней, они нас съедят.
- Ну, не хотите, подыхайте здесь, мне не жалко.
Рыбки говорят:
- Смилуйся, Ими-Хиты, отпусти нас, мы совсем замерзаем.
- Сходите, приведите златоперого окуня, тогда отпущу.
- Мы очень боимся златоперого окуня, не пойдем мы туда.
- Если боитесь, мерзните, мне дела нет.
- Пожалуйста, собери всю свою доброту, отпусти нас. Так и быть уж, сходим, приведем сюда златоперого окуня. Ими-Хиты взял их и отпустил в воду.
Немного времени прошло, заходила, заволновалась вода подо льдом. Видит, чебаки его плывут, а за ними громадный окунь гонится. Рыбки выпрыгнули на лед, а за ними и окунь выпрыгнул. Ими-Хиты принялся рубить окуня своим топором. Чебаков снова отпустил в воду, а сам разрубил окуня на тридцать частей и погрузил на спину летающему Тунгху. Стал Тунгх взлетать: махал-махал крыльями, не взлетел. Второй раз
собрался с силами, махал-махал крыльями, насилу взлетел. И полетели.
Прилетели в город Вошинг Урта.
Летающий Тунгх говорит:
- Иди быстро, проси тридцать лошадей, запряженных в сани.
Ими-Хиты сходил, попросил лошадей, погрузил рыбу, повез в амбар Вошинг Урта.
Пошел Ими-Хиты к Вошинг Урту и говорит:
- Что приказано было, я сделал.
- Теперь можно настоящий пир устроить, - говорит Вошинг Урт. На весь город, на все юрты пир устроили. Месяц пировали, неделю пировали. Праздник кончился, теперь счастливо живут.

«Ими-Хиты»

Ими-Хиты с бабушкой живут на краю земли. Сделал однажды Ими-Хиты себе ледяную горку и катается целыми днями. Как-то раз прибегает Ими-Хиты домой и спрашивает бабушку:
- Бабушка, я видел зверька: хвост черный, а сам серый. Что это за зверек?
Бабушка говорит:
- Это белка, внучек. Раньше твой отец добывал этого зверька.
- Я пойду догоню его, -говорит Ими-Хиты.
- О внучек, ты еще мал за белкой гоняться. Ты ее погонишь - она на дерево залезет; что ты с ней сделаешь?
И пошел Ими-Хиты снова кататься. Долго ли, коротко ли катался, опять прибежал к бабушке:
- Бабушка, я опять видел зверька: кончик хвоста Черный, а сам весь белый. Что это за зверек?
- Это горностай, внучек. Раньше твой отец добывал этого зверька.
- Я пойду, бабушка, догоню его,- говорит Ими-Хиты.
- О внучек, ты еще мал за горностаем гоняться. Ты его догонишь - он под корень дерева залезет; что ты с ним сделаешь?
Опять пошел кататься Ими-Хиты. Долго ли, коротко ли катался, прибежал к бабушке и говорит:
- Бабушка, я в этот раз видел такого зверька. Он весь целиком черный. Что за зверек?
Бабушка говорит:
- Это соболь, внучек. Раньше твой отец этого зверька добывал.
- Пойду я, бабушка, догоню его.
- О внучек, где тебе догнать соболя. Соболь - это зверь с длинным следом.
- А чем же добывают, бабушка, этих зверей?
- Чем их добывают? Луком и стрелами.
- А какие бывают лук и стрела? Как их делают? Сделай мне лук и стрелы, бабушка.
Бабушке очень не хотелось мастерить, да что поделаешь, если ребенок просит. Взяла она полено, выстругала что-то вроде стрелы. Затем нашла какой-то обрубок палки и сделала внуку лук. На следующий день утром проснулась бабушка, взглянула - а внука уже и
след простыл. Долго ли, коротко ли ходил Ими-Хиты, пришел домой уже под вечер. Принес всякого зверя целую кучу. Бабушка накормила внука, напоила, и сели они вдвоем свежевать добытых зверей. Бабушка учит:
- Отец твой вот так свежевал, вот так правил шкурки.

С тех пор каждый день стал ходить Ими-Хиты на охоту. Всегда уходил, когда бабушка еще спала. Так он ходил, охотился, а однажды вечером за едой сказал бабушке:
- Бабушка, теперь я подальше уходить буду, там больше зверя. Сделала бы ты мне какой-нибудь кузовок, чтоб можно было брать с собой еду. Ходить в лесу я еще не умею как следует, может случиться, что я еще заблужусь где-нибудь.
- Да, это верно, внучек.
Бабушка села и мигом сшила кузовок, чтобы класть еду. На следующий день Ими-Хиты надел свой кузовок с едой и пошел опять на охоту. Какой след ни попадется, по тому следу и идет: попадется след мышки - идет по следу мышки, попадется след ласки-идет по следу ласки. Так он шел, шел. Вдруг слышит: кто-то кричит, надрывается. Ими-Хиты думает: Схожу-ка я посмотрю, кто это там кричит . Стал подкрадываться. Осмотрелся, оказывается на берегу реки высокая гора. Видит: мальчишка Менгк-поших катается на железных санках с высокой горы. Покатится, закричит и засмеется, покатится, закричит и засмеется. Ими-Хиты стоит и глаз с него не сводит. Долго ли, коротко ли так смотрел Ими-Хиты, наконец Менгк-поших его заметил.
- Эй, дружок, ты здесь? - говорит ему Менгк-поших. Иди, покатаемся со мной!
- Нет,-отвечает Ими-Хиты,-я пошел на охоту, мне некогда кататься.
- Ну, иди, иди, разок скатимся, что там! Но разве отвяжешься от Менгка-пошиха?
- Иди, садись на передок, - говорит Менгк-поших.
- Нет, на передок не сяду. Я сзади заскочу. Я с тобой не удержусь, ты уж очень громко кричишь и смеешься.
- Нет, я не буду очень громко кричать и смеяться. Вскочил Ими-Хиты сзади и покатились. Когда покатились, Менгк-поших так закричал, что Ими-Хиты упал без чувств.
Долго ли, коротко ли лежал, очнулся, видит: Менгк-поших. поднимается на гору с санками.
- Эй, дружок, почему ты упал?
Ими-Хиты отвечает:
- Я же говорю, что не могу кататься с тобой. Ты очень громко кричишь и смеешься.
- Ну,-говорит Менгк-поших,-теперь я потише, буду смеяться.
- Нет, я больше с тобой не буду кататься; у меня день проходит, охотиться надо.
- Ну, скатимся, скатимся еще разок. Садись ко мне на колени, не выпадешь.
Отговаривался, отговаривался Ими-Хиты, да разве отговоришься от Менгка?
- Ну, садись, садись,-говорит Ими-Хиты,-я опять сзади заскочу.
Покатились. Менгк-поших опять закричал, засмеялся во все горло. У Ими-Хиты белый свет из глаз скрылся. Долго ли, коротко ли лежал, очнулся, смотрит: Менгк-поших с улыбкой к нему подходит.
- Что, дружок, опять ты остался?
- Ты так орешь, разве можно с тобой кататься!
- Ну, давай еще разок скатимся, да как следует, по-хорошему. Ты садись теперь в санки. Ими-Хиты говорит:
- Нет, уж с тобой вместе я больше не покачусь. Я сам сделаю себе санки,
а ты один катайся.
Ими-Хиты взял свой топоришко, срубил понравившуюся березу, расколол ее пополам и стал обтесывать. Менгк-поших смотрит: Ими-Хиты теснет-топор соскользнет, теснет- топор соскользнет.
Менгк-поших говорит:
- Когда твои санки будут готовы, если ты так будешь тесать?
- А дома ты разве на особом месте тешешь?
- Дома я на бабушкином языке тешу.
- Как же это ты на языке тешешь?-говорит Менгк-поших.
- А я привык к этому. Вот ты привык же кричать и смеяться, - говорит Ими-Хиты Ментк-пошиху, - ты вот ляг, я на твоем языке быстро вытешу.
- Ну, ты еще мне язык отрубишь.
- Ну что ты, разве у меня руки без жил, что я топор не сдержу?
Менгк-поших согласился, лег навзничь и высунул свой длинный, как шкура зверя, язык; Ими-Хиты положил ему на язык обрубок дерева и стал легонечко тесать тонкими щепками. Тешет и приговаривает:
- Когда я был дома, вот так, вот так, бывало, тесал.
Тесал-тесал, стал дотесывать до конца, приловчился и отрубил топором кончик языка у Менгк-пошиха.
Закричал Менгк-поших страшным голосом, и Ими-Хиты упал без памяти. Долго ли, коротко ли лежал, очнулся; совсем замерз. Смотрит, Менгка-пошиха нет, только отрубленный кусочек языка остался. Ими-Хиты встал, взял кусок языка и, пошел по окровавленному следу Менгк-пошиха. Шел-шел, пришел к огромному городу. Дома здесь все сложены из лиственниц и елей. Там, где не хватило лиственницы, там доложили елкой, там, где не хватило елки, -доложили лиственницей. Как шел он по следу, так и пришел к дому, стоявшему на другом краю города. Подошел Ими-Хиты к этому дому, залез на крышу и приложил ухо к дымоходу, стал прислушиваться. Слышит, Менгк-поших стонет и вздыхает. Домашние спрашивают его:
- Что случилось с тобой?
Он показывает на рот и что-то бормочет. Спрашивали-спрашивали, так ничего от него и не добились.
- М-м, что с ним могло случиться?- сказал кто-то со вздохом.
- Иди, - сказал тот же голос. - сходи к дедушке из соседнего дома.
Кто-то вскочил, открыл дверь. Вышел, оказывается, маленький Менгк. Выбежал и начал плясать. То одну ногу вскинет, то руку вскинет. Пляшет, а сам напевает:
Туда-сюда прыг-скок,

Туда-сюда прыг-скок,

Как спиною повернусь-

Круглая коса трясется,

Если грудью повернусь-

Бисерная лента вьется.
Бежал-бежал, приплясывая, и зашел в один из соседних домов.

Только Менгк-поших скрылся в доме,

Ими-Хиты спрыгнул вниз, подбежал к тому дому,куда вошел

Менгк-поших, и опять стал прислушиваться через дымоход.
Менгк-пошиха кто-то спрашивает:
- Что скажешь? Тебя, наверно, за делом прислали сюда?
А Менг-поших все свое продолжает: то ногу вскинет, то руку вскинет, и сам напевает:
Туда-сюда прыг-скок,

Туда-сюда прыг-скок,

Как спиною повернусь

Круглая коса трясется,

Если грудью повернусь

Бисерная лента вьется.
Плясал-плясал, да так и убежал, вскидывая то руку, то ногу.
Кто-то в доме говорит:

- Этого беспутного мальчишку, наверно, закаким-нибудь делом посылали.
Как только Менгк-поших вошел в свой дом, Ими-Хиты спрыгнул с крыши и побежал туда же, вниз на крышу, к отверстию дымохода. Менгк-пошиха спрашивают:
- Ну что казал тебе дедушка?
А Менг-поших все свое пляшет и поет.
- Этот мальчишка, видимо, ничего там не сказал. Иди, дочка, помоги своему брату.
Слышит Ими-Хиты, девушка встала со звоном серебра, со звоном золота. Вышла на улицу. Видит Ими-Хиты - перед ним красавица из красавиц, девица из девиц. Вышла, посмотрела вокруг и вошла в соседний дом. Ими-Хиты спрыгнул и тоже побежал туда. Залез наверх, стал слушать через. дымоход, а внутри кто-то говорит:
- Ну, внучка, с какими вестями и новостями пришла?
- Отец, тебя зовет дедушка. С братом что-то случилось. На рот показывает, что-то бормочет, а толком ничего не может рассказать.
Вдохнет-захлебнется.
- Что могло случиться? Наверно, к Ими-Хиты он приставал. Ну, иди, иди, я приду.
Девушка вышла и пошла домой. Только вошла она в дом, Ими-Хиты спрыгнул с крыши и побежал за нею. Влез на крышу дома, куда вошла красавица, видит-идет старик, весь седой. Подошел к этому дому и вошел.
- Ну что случилось? - спрашивает.
- Да вот, просто ходил кататься, и что-то с ним случилось.
-Да, случилось, случилось. -Противный он мальчишка, приставал к Ими-Хиты, и вот получил. Надо теперь как-то упросить Ими-Хиты.
- Откуда мы возьмем Ими-Хиты, чтобы упросить его?
- Куда денется Ими-Хиты, вон он на крыше, подслушивает в дымоход чувала.
- А как его упросить?
- Что же делать, придется просватать ему нашу дочь из-за противного мальчишки. Иди, внучка, если тебе жалко брата-пойди, обещайся быть Ими-Хиты невестой и упроси его, чтобы он излечил твоего брата.
Девица, опечаленная, невеселая, вышла на улицу и говорит:
- Ну, иди, Ими-Хиты, спаси моего брата. Немного повертелась и пошла домой.
- Ну, позвала?- спрашивает дед.
- Позвала.
- Как ты звала? Иди, не стесняйся, скажи, что будешь ему невестой.
Девица опять вышла. Повертелась, постояла и говорит:
- Ну что - поделаешь, Ими-Хиты, брат уже совсем умирает, я обещаю быть тебе невестой, только вылечи его.
- Ну, иди, иди, я приду сейчас,- говорит Ими-Хиты. Ими-Хиты взял свой кузовок и вошел в дом.
- Ну, Ими-Хиты, этот противный мальчишка, наверно, к тебе приставал?
- Я пошел на охоту,- говорит Ими-Хиты.- Слышу, кто-то кричит. Стал подходить, смотрю - он катается. Тут я на него засмотрелся и стою. Он меня заметил и стал приставать: давай кататься. Я ему говорю, что мне некогда, у меня проходит день, мне надо охотиться, а он все свое- знай пристает. Раз покатились, он так закричал, что я от его крика без чувств упал. Он второй раз пристал. Второй - раз покатились, то же самое, я без чувств упал от его крика. На третий раз, чтобы отделаться от него, я и придумал, как: от него отвязаться.
- Ими-Хиты, удвой свою доброту, вылечи этого мальчонку. Мы отдадим тебе вот эту красавицу, что носит косы живые как птица, что ходит в звоне серебра и золота. Ими-Хиты достал обрубок языка из своего кузовка и приставил к языку мальчишки. Язык тут же стал прирастать. Затем Ими-Хиты дал ему выпить теплой воды. Когда в третий раз напился, мальчишка вздохнул и сказал:
- Ан-на, наконец от сердца отлегло. Дед и отец принялись его ругать:
- Скверный ты парень, счастье твое, что пришел сюда Ими-Хиты. Хорошо, что он добрый человек. Если бы не он, то пропал бы ты без языка.
Затем устроили свадебный пир на весь город, на все село.

«Мышка и лось»

Бегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка промокла и спряталась в траве. Вышел из леса полакомиться чистой травкой огромный лось с ветвистыми рогами. Бродил, бродил по лугу, щипал травку и. нечаянно вместе с травкой проглотил и мышку. Сидя у лося в животе, мышка говорит:
- Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду.
- Не режь мне горла, - лось говорит, - выйди через мой рот.
- У тебя рот слюнявый,- отвечает мышка. И снова кричать стала:

-Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на свободу выйду!
- Не режь мне горла, выйди через мой нос,- попросил лось.
- Нет, нос твой мокрый...- И еще громче стала мышка кричать:

-'Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на свободу выйду.
- Не режь, - взмолился лось, - через отверстия ушей моих выйди! Нет, в твоих ушах сера! И еще громче стала кричать мышка:

-Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду!
Так и перерезала, вышла на волю, содрала шкуру с лося. Мясом лося наполнила семь амбаров, наполнила семь лабазов. Мясо этого лося ел я, и ты, может быть, попробовал.

«Кот»

Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, - наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему:
- Осень наступила, холодно стало, построим себе дом.
- Не буду. Что я с домом буду делать? - отвечает петух. Я в любом месте укроюсь.
Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему:
- Эй, приятель, давай выстроим дом.
- Ну что я с домом буду делать? - говорит теленок. - Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, коротко бродил, встретил жеребенка.
- Давай-ка, приятель, построим дом.
- Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, - ответил ему жеребенок.
- Коли так, - сказал кот, - пойду и построю дом один. Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там.
Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет. Однажды, слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать,- оказывается, петух пришел.
- Я замерзаю! - кричит петух. - Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться.
- А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел!..
Так они разговаривают, вдруг теленок бежит с криком.
- Впусти меня! - говорит теленок. - Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться. Кот говорит:
- Я тебя звал дом строить, ты не шел!
В это время пришел жеребенок:
- Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться. Кот говорит:
- Ну-ну, входите, входите. Вошли они.
Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться. Петух спрашивает:
- Кто там?
- Я, росомаха! Впустите меня.
- Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя. Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка.
- Сходи, узнай, как зовут хозяина.
Пришел волк туда. Петух, жеребенок и теленок-все бросились к дверям.
- Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин.
- Да скажите, как зовут вашего хозяина?
- Хозяин наш - кот.
Волк прибежал домой, говорит медведю:
- Имя их хозяина - кот.
- Теперь пойдемте - ка, добудем оленей, - говорит медведь, - оленя убьем и позовем кота в гости. Пошли. Добыли четырех оленей. Медведь говорит росомахе:
- Сходи, позови кота сюда в гости.
Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит:
- Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам. Теленок разбудил кота.
- Медведь зовет тебя в гости.
Кот встал, оделся и пошел потихонечку. Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота. Кот стал есть. Ест и мяукает:
- Мяу! Мяу!
Медведь спрашивает росомаху:
- Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит? Росомаха отвечает:
- Мало, мало! - он говорит.
- Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест.
Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох. А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу.

«Три снохи»

В Малой Сосьве жили старик со старухой. Был у них сын. Все, живущие на Малой Сосьве,- охотники на красного и черного зверя. Малыш вырос и начал тоже охотиться.
Однажды сели они обедать. Старуха завела разговор:
- Старик, мы с тобой состарились. Сын наш вырос и начал охотиться, ходить по лесам, ездить по водам. Надо искать ему жену.
Старик говорит: - Здесь нет подходящих невест. Ты ведь сама знаешь, что мы живем на людной дороге, у нас много бывает проезжих снизу и сверху. Приедет хороший гость, плохая невестка ни еду приготовить, ни питья запасти не сумеет. Я так думаю: в Шеркалах живет один купец, у него есть дочь. Его дочь и сосватаем.
- И правда, так ладно будет, - говорит старуха. Как сказали, так и сделали. Съездили в Шеркалы, сосватали купеческую дочь. Приехали домой и стали жить-поживать.
Купеческая дочь готовит еду, приготовляет питье. Долго ли, коротко ли так жили, однажды после обеда старик говорит снохе:
- Ну, сношенька, дочь купеческая, приготовила бы ты мне деревянный котел.
Задумалась купеческая дочь: что за деревянный котел, и как его делают?
Старик сидел-сидел и говорит:
- Сноха, дочь купеческая, слышишь или нет? Приготовь мне деревянный котел.
Сноха, дочь купеческая, говорит:
- Откуда мне знать, как делается этот деревянный котел? Рассердился старик, вскочил и говорит:
- Не надо мне такую сноху, которая не умеет ничего делать!
И прогнал свою сноху, дочь купеческую. Опять стали жить втроем. Много ли, мало ли жили, однажды сели обедать. За обедом старуха говорит:
- До каких же пор сын наш будет так ходить? Мы скоро совсем состаримся, надо подыскать ему жену. Старик рассуждает:
- Что пользы взять плохую? Брали купеческую дочь, купеческая дочь не сумела ужиться. Я думаю, надо посватать дочь городского боярина.
Поехали опять в Шеркалы, сосватали боярскую дочь. Приехали домой, стали жить-поживать. Боярская дочь еду готовит, питье припасает. Долго ли, коротко ли так жили, однажды после еды старик и говорит:
- Ну, сношенька, дочь боярская, сделай-ка мне деревянный котел.
Боярская дочь задумалась: как сделать деревянный котел? А старик сидел-сидел и говорит:
- Сноха, дочь боярская, я тебе по-хантыйски говорю, сделай мне деревянный котел.
- Да откуда мне знать, как этот деревянный котел делается? Вскочил старик и говорит:
- Не надо мне такую сноху, которая не умеет ничего делать!
И прогнал свою сноху, дочь боярскую. Много ли, мало ли времени прошло после этого, однажды старуха говорит старику:
-Ну как, старик, до каких пор наш сын будет без жены ходить? Мы умрем, - как он один будет жить? Старик говорит:
- Э, старуха, как хочешь, я теперь в окрестности не знаю, кого взять...Сосватали купеческую дочь, не смогла ужиться, взяли боярскую дочь, тоже не вытерпела.
Старуха говорит:
- Нечего нам искать невест из богатых мест. Вот, здесь у нас, на берегу, у спуска к охотничьему амбару, живет девушка-сиротка.
Старик отвечает:
- Как хочешь, как тебе нравится.
- Если захотят прожить свой век по-хорошему, то и так проживут, - говорит старуха.
Поговорили, посудили, позвали сына.
- Сынок,- говорит мать,- мы опять задумали искать тебе жену. Решили теперь взять местную. Подойдет тебе сиротка-девушка, которая живет у спуска к амбару?
- Вам лучше знать, какая сиротка у вас уживется. - Мать сходила, уговорила сиротку-девушку, - и мигом справили свадьбу.
Отпировали и стали жить-поживать. Сиротка готовит еду, запасает питье. Долго ли, коротко ли жили, вот старик после обеда сел на нары и сказал:
- Ну, сношенька-сиротка, сделай мне деревянный котел. Сноха вскочила, достала из-под подушки кисет и трубку с табаком, прикурила ее и поднесла старику. Старик стал покуривать. Выкурил трубку и говорит:
- Ну, сношенька моя, сиротка, будь всегда такой мудрой, такой смышленой. Пусть у вас с мужем никогда не выводится ни еда, ни питье.
Стали жить, поживать. Долго ли, коротко ли живут, настала осень. Старик говорит:
- Ну, сынок, надо приготавливать нам с тобой охотничье снаряжение.
Неделю, две ли недели собирались, готовились, наконец погрузились и тронулись в урман. Стали тащить нарты. Долго ли, коротко ли тащили, наконец дошли до охотничьей избушки. Начали кружить по лесам и водам; каждый день черного и красного зверя
приносили. Однажды они охотились далеко от избушки. Старик устал, идти ему тяжело.
- Сынок, - говорит старик, - сделай короткой длинную дорогу. Так, усталые, когда мы дойдем?
Сын думал-думал - не знает, что делать. Наверно побьет меня,- думает он и шагает молча, опустив голову.
- Сынок,- снова говорит старик,- я тебе по-хантыйски говорю: сделай короткой длинную дорогу!
- Да откуда мне знать, как длинную дорогу делать короткой?
Старик рассердился и давай колотить его посохом.
- Такой-сякой, если будешь таким неповоротливым, пропадешь совсем. Сердито бормоча, старик ушел. Сын, морщась от боли, пошагал до избушки. Долго ли, коротко ли охотились после этого, осень прошла, отправились они домой. Пришли домой. После долгой охоты лежат, отдыхают. Говорит сын своей жене-сиротке:
- Когда мы охотимся, отец заставляет меня сделать длинную дорогу короткой. Я не знаю, как это сделать, он меня бьет за это.
- Эх ты, родился мужчиной и не знаешь такого пустяка. Это он тебя петь заставляет, чтобы путь коротким казался.
Долго ли, коротко ли жили, пришла другая осень. Опять собрались идти в урман. Подготовились, собрались, погрузили нарты и потащили. Пришли к охотничьей избушке, начали охотиться: черного и красного зверя приносят каждый день. Однажды очень далеко зашли. Вечером стали возвращаться домой, старик так устал, что еле ноги тащит.
- Ну, сынок,- говорит старик,- сделай короткой длинную дорогу!
Сын запел: кончится короткая песня, начинает длинную, кончится длинная песня, начинает короткую. Так с песнями, смеясь и шутя, сын и отец не заметили, как к избушке пришли,- ни усталости, ни голода не чувствовали. Приготовили поесть. За едой отец говорит:
- Вот, сынок, так и надо жить. Придут мрачные мысли, мрачные думы, шаг твой начнет сбавляться, и глаза твои не будут видеть, между каких деревьев тебе надо пройти. Чтобы сбросить с себя мрачные мысли, нужно песней развеселить себя. Начнешь веселую песню, не заметишь с нею, как время пройдет, не заметишь, как дело сделается. Хороший охотник всегда веселит себя песней.

«Мальчик Идэ»

Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке - и Идэ за ней, бабушка в лес - и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся.
- Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься.
Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит:
- Пойдем, Идэ, орехи собирать.
- Пойдем, бабушка.
А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился... Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой - шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны. Подумав так, говорит бабушка внуку:
- Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: - Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила?
А бабушка с лодки отвечает: - Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой.
Так и уплыла. Идэ один на берегу остался.
Что же теперь со мной будет? - думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел.
А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит.
Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить - ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются.
Жив ли я? - думает Идэ со страхом.
Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул - тут рука, левую протянул - и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый
челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали:
- Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает:
- Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты - человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть?
- Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.

«Мышка»

Жила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки ореховую скорлупку взяла, вместо весла - лопаточку для шпаклевки лодки серой.
Едет и напевает: - Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка - весёлко мое: пол, пол, пол.

У одной деревни ребята кричат с берега:
- Эй, мышка-норушка, подъезжай сладости поесть!
- Какие сладости?
- Со щукой.
- Нет, со щукой не ем.
И опять едет дальше, напевая: - Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка - весёлко мое: пол, пол, пол.
И опять у одной деревни ребята с берега кричат:
- Эй, мышка-норушка, приставай сладости поесть!
- Какие сладости? - С утиным мясом!
- Нет, с утиным мясом не стану есть.
И опять едет дальше, напевая: - Скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопатка - весёлке мое: пол, пол, пол.
Долго или коротко ехала, снова в одной деревне ребята кричат:
- Эй, мышка-норушка, приставай сладости с икрой поесть.
- С какой икрой?
- С осетровой икрой.
- Ням, ням, ням, ням, еду отцов моих-с осетровой икрой буду, буду есть.
К берегу пристала, наставили ей еды с осетровой икрой. И принялась мышка есть.
Ела, ела, ела, ела, даже живот круглым стал. Тут закричали дети с улицы:
- Мышка, мышка-норушка, весло твое и лодку твою водой смыло.
Мышка вскочила, побежала на берег, споткнулась, упала в собачью яму, и лопнул ее живот.
- Девочки, девочки,- закричала мышка,- принесите иголку с жилами, принесите иголку с дратвой, живот мой лопнул!
Девочки прибежали быстро и зашили мышке-норушке дратвой и жилами живот. Поставили ее на ноги. Мышка-норушка, шатаясь, пошла к своей скорлупке-лодчонке с
лопаточкой-веслом, села и, грустная, поехала дальше, даже про песни забыла. И только лодочка ее поет: тел, тел, тел, и только весло ее поет: пол, пол, пол.










© 2010-2022