Конспект методического урока Тема: Психическое развитие детей раннего возраста. «Лаборатория развития»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект методического урока Тема: Психическое развитие детей раннего возраста. «Лаборатория развития»Конспект методического урока Тема: Психическое развитие детей раннего возраста. «Лаборатория развития»Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж№2










Конспект методического урока

Тема: Психическое развитие детей раннего возраста.

«Лаборатория развития»











Преподаватель: Балдина И.В.



















Алматы 2016

Поурочный план

Преподаватель:Балдина И.В.

Предмет:Специализация (практикум по возрастной психологии)

Группа

Дата проведения «»

Урок №______

Тема урока: Психическое развитие детей раннего возраста. «лаборатория развития».

Цель урока:

Образовательная- Систематизировать знания обучающихся по теме психическое развитие детей раннего возраста и использование психотерапевтических моделей в работе педагога .

Развивающая -Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных качеств педагога - психолога. Осуществлять личностно - ориентированный подход. Закрепить умение работать в коллективе, организовывать соответствующую деятельность по запросу родителей. Проявлять знания в использовании приемов направленных на трансляцию знаний в умении и навыков посредством творческих упражнений; продолжать работать через практико - ориентированные технологии.

Воспитательная-Воспитывать интерес к практической психологии и выбранной профессии

Тип урока: Комбинированный. Активные групповые методы социального тренинга; дискуссионные и игровые методы; методы творческого самовыражения, рефлексивный тренинг.

Форма организации урока: Практический, работа в группах.

Межпредметные связи: Психология, педагогика, анатомия. производственная практика.

Связь с производственным обучением: Развивать профессиональные и специальные компетенции, соответствующих основным видам профессиональных требований. Реализовать психологические возможности каждого ребенка.

Наглядные пособия и ТСО: Интерактивная доска, музыкальный центр, развивающие игры.

Учебная, методическая литература: Учебник «Практическая психология в образовании» Дубровина И.В., «Справочник дошкольного психолога»Широкова Г.А.

Ход урока:

I.Организационный момент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности, короткий инструктаж о формах и оценки работы во время урока.

Педагог: Дорогие друзья, сегодня урок как всегда начнем с упражнения «улыбка»

Цель: понятие улыбка, как прием привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя партнера и занятия.

Педагог: Приветствуйте своего партнера на общение открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой скажите несколько приятных слов. и вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: значит вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы почувствовали когда улыбнулись другому человеку. Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

II. Актуализация опорных знаний по теме: Работа психолога в ДОУ. На уроке работают коррекционно-развивающие консультативные центры

  1. -«Солнышко»

  2. -«Скубиду»

  3. - «Шустрики».

  4. - «Ох, уж эти детки»

А) Работа с таблицей: Модель деятельности психолога в ДОУ.

Прикладная психодиагностика

Психа коррекционная и развивающая работа

Просвещение и консультирование

Социально- диспетчерская работа

Вопросы:

  1. Цели и задачи деятельности психолога?

  2. Основные направления практического психолога в ДОУ?

  3. Особенности работы психолога с детьми дошкольного возраста?

  4. Возрастные этапы и периодизация психического развития ?

  5. Особенности психодиагностики детей раннего и дошкольного возраста?

  6. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста?


Б). Работа со схемой .

« Формирование личности ребенка на этапе раннего возраста». От 0 до3 лет.

Узнает название окружающих.

Стимулирует понимание друг друга

Успехи в развитии

Отделяет себя

От взрослых.

Называет себя по имени

Руководит актом коммуникации

Ребенок

В совместной деятельностиОпределяет характер взаимодействия

Взрослый


Стремится самостоятельно удовлетворить сои



В)Упражнение «Линия развития ребенка раннего возраста».

Упражнение проводится в центрах.

Каждый центр получает по 10-15 карточек.

- Необходимо составить карту развития ребенка.

От 1-1,6

От 1,5-2 лет

От 2-2,6

От 2,6-3 лет

За определенное время (8мин) каждый центр должен отобрать только те карточки, которые характеризуют ребенка указанной в задании возрастной категории.

На доске «лесенка развития ребенка раннего возраста».

Возраст

Понимание

речи

Активная речь

Игры с предметами

Сенсорное

развитие

Движение

1-1,6

Запас понимаемых слов

быстро увеличивается

Отыскивает

по слову

взрослого

однородные

предметы

Пользуется

лепетом,

облегченными словами.

Пользуется

словом в

момент сильной заинтересован-ности

Воспроизводит в игре разученные

Действия.

Отображает

отдельные

действия

Ориентируется в двухвеличинах

предметов

(2 куба)

Ориентируется в четырех

контрастных

формах предметов (шар, куб, кирпичик,

призма)

Ходит

длительно,

меняя положения

Перешагивает препятствия

приставным шагом

1,6-2

Отыскивает

по слову

взрослого

однородные

предметы

По слову

взрослого

отыскивает

изображения

знакомых

действий

Пользуется

словом в

момент сильной заинтересован-ности.

Пользуется

двухсловными предложениями. Облегченные

слова заменяет

правильными

Использует

в игре

предметы-

заместители.

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Ориентируется в трех контрастных величинах

Предметов.

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

2-2,6

Понимает рассказ без показа о событиях, опираю-щихся на прошлый опыт в новой ситуации

Пользуется многослов-нымипредложе-нииями (более 3 слов)

Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов

Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 28-30см.

2,6-3

Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы

Пользуется придаточными предложе-нииями

Начало ролевой игры

Использует по назначению геометричес-кие фигуры (путем наложения)

Называет

4 цвета

Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 30-35см.

Назовите те обстоятельства, которые могут привести к стойким трудностям в развитии ребенка:

  • Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов.

  • Ребенок имеет много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевание, крики, беспокойства).

  • В настоящие время имеет много проблем в состоянии здоровья, которое влияет на его общее состояние.

  • Поздно начал сидеть, стоять, говорить.

  • Он наблюдался и получал лечение в свези с состоянием нервной системы.

  • Импульсивен (с начала делает, потом думает)

  • Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленный двигательной активности.

  • Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интнреса к окружающим.

  • Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.

Показ (Видео материал по требованию к развитию ребенка в раннем возрасте выводы экспертов)Обобщение.

Педогог: В возрасте периодизации очень часто звучит научное определении кризис 3-х лет его называют кризис «я сам».Кризис 3-х лет - это кризис социальный, и его цель является перестройка отношений с окружающими. У каждого кризиса своя цель - это может быть формирования самосознании, доверия к миру.

Что же формируется в 3 года.?????

- Если не повезет: - Страх социальной среды.

-Неуверенность, нервность, лень.

Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие - проявление инициативы собственного действия,
стремление все делать самому;
5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

III. Формирование умений и навыков.

Следующее задание необходимо продемонстрировать психокоррекционные модели, учитывая проблемы, которые могут возникнуть у детей раннего возраста(работают в центрах).

  1. Сказкотерапия

  2. Арттерапия

  3. Психогимнастика

  4. Гештальтерапия

Закончить упражнение необходимо: целесообразно, составить рекомендации для начинающих специалистов о том, как следует действовать в данных ситуациях в воспитании детей раннего возраста.

Рекомендации:

  • Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность.

  • Позволяйте доводить начатое дело до конца.

  • Приобщайте малыша к совместному труду.

  • Оценивайте не ребенка. А его поступки.

  • Хвалите не только результат, но и за попытку сделать что -нибудь.

  • Сами приобщайтесь к игре.

  • Помните, ваши слова не должны расходиться с поступками.

  • Ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным.

  • Вам придется делать выбор в пользу чего от одного.

IV.Этап информации о домашнем задании.

Составить перспективное планирования по психогимнастики игротеку по коррекционной работе для детей дошкольного возраста

V. Подведение итогов урока

Выставление Оценок

VI. Рефлексия

В конце урока проводиться групповое обсуждение.

Вопросы:

  1. Как вы считаете на сколько эффективным прошел наш урок?

  2. Удовлетворены ли вы теми рекомендациями, которые вы дали в процессе урока?

  3. Удовлетворены ли вы своими ответами?

  4. что было самым трудным?

  5. Каких навыков и знаний не хватало больше всего?





© 2010-2022