- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект методического урока Тема: Психическое развитие детей раннего возраста. «Лаборатория развития»
Конспект методического урока Тема: Психическое развитие детей раннего возраста. «Лаборатория развития»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балдина И.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж№2
Конспект методического урока
Тема: Психическое развитие детей раннего возраста.
«Лаборатория развития»
Преподаватель: Балдина И.В.
Алматы 2016
Поурочный план
Преподаватель:Балдина И.В.
Предмет:Специализация (практикум по возрастной психологии)
Группа
Дата проведения «»
Урок №______
Тема урока: Психическое развитие детей раннего возраста. «лаборатория развития».
Цель урока:
Образовательная- Систематизировать знания обучающихся по теме психическое развитие детей раннего возраста и использование психотерапевтических моделей в работе педагога .
Развивающая -Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных качеств педагога - психолога. Осуществлять личностно - ориентированный подход. Закрепить умение работать в коллективе, организовывать соответствующую деятельность по запросу родителей. Проявлять знания в использовании приемов направленных на трансляцию знаний в умении и навыков посредством творческих упражнений; продолжать работать через практико - ориентированные технологии.
Воспитательная-Воспитывать интерес к практической психологии и выбранной профессии
Тип урока: Комбинированный. Активные групповые методы социального тренинга; дискуссионные и игровые методы; методы творческого самовыражения, рефлексивный тренинг.
Форма организации урока: Практический, работа в группах.
Межпредметные связи: Психология, педагогика, анатомия. производственная практика.
Связь с производственным обучением: Развивать профессиональные и специальные компетенции, соответствующих основным видам профессиональных требований. Реализовать психологические возможности каждого ребенка.
Наглядные пособия и ТСО: Интерактивная доска, музыкальный центр, развивающие игры.
Учебная, методическая литература: Учебник «Практическая психология в образовании» Дубровина И.В., «Справочник дошкольного психолога»Широкова Г.А.
Ход урока:
I.Организационный момент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности, короткий инструктаж о формах и оценки работы во время урока.
Педагог: Дорогие друзья, сегодня урок как всегда начнем с упражнения «улыбка»
Цель: понятие улыбка, как прием привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя партнера и занятия.
Педагог: Приветствуйте своего партнера на общение открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой скажите несколько приятных слов. и вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: значит вы готовы к занятию.
Анализ приветствия. Что вы почувствовали когда улыбнулись другому человеку. Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
II. Актуализация опорных знаний по теме: Работа психолога в ДОУ. На уроке работают коррекционно-развивающие консультативные центры
-
-«Солнышко»
-
-«Скубиду»
-
- «Шустрики».
-
- «Ох, уж эти детки»
А) Работа с таблицей: Модель деятельности психолога в ДОУ.
Прикладная психодиагностика
Психа коррекционная и развивающая работа
Просвещение и консультирование
Социально- диспетчерская работа
Вопросы:
-
Цели и задачи деятельности психолога?
-
Основные направления практического психолога в ДОУ?
-
Особенности работы психолога с детьми дошкольного возраста?
-
Возрастные этапы и периодизация психического развития ?
-
Особенности психодиагностики детей раннего и дошкольного возраста?
-
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста?
Б). Работа со схемой .
« Формирование личности ребенка на этапе раннего возраста». От 0 до3 лет.
Узнает название окружающих.
Стимулирует понимание друг друга
Успехи в развитии
Отделяет себя
От взрослых.
Называет себя по имени
Руководит актом коммуникации
Ребенок
В совместной деятельностиОпределяет характер взаимодействия
Взрослый
Стремится самостоятельно удовлетворить сои
В)Упражнение «Линия развития ребенка раннего возраста».
Упражнение проводится в центрах.
Каждый центр получает по 10-15 карточек.
- Необходимо составить карту развития ребенка.
От 1-1,6
От 1,5-2 лет
От 2-2,6
От 2,6-3 лет
За определенное время (8мин) каждый центр должен отобрать только те карточки, которые характеризуют ребенка указанной в задании возрастной категории.
На доске «лесенка развития ребенка раннего возраста».
Возраст
Понимание
речи
Активная речь
Игры с предметами
Сенсорное
развитие
Движение
1-1,6
Запас понимаемых слов
быстро увеличивается
Отыскивает
по слову
взрослого
однородные
предметы
Пользуется
лепетом,
облегченными словами.
Пользуется
словом в
момент сильной заинтересован-ности
Воспроизводит в игре разученные
Действия.
Отображает
отдельные
действия
Ориентируется в двухвеличинах
предметов
(2 куба)
Ориентируется в четырех
контрастных
формах предметов (шар, куб, кирпичик,
призма)
Ходит
длительно,
меняя положения
Перешагивает препятствия
приставным шагом
1,6-2
Отыскивает
по слову
взрослого
однородные
предметы
По слову
взрослого
отыскивает
изображения
знакомых
действий
Пользуется
словом в
момент сильной заинтересован-ности.
Пользуется
двухсловными предложениями. Облегченные
слова заменяет
правильными
Использует
в игре
предметы-
заместители.
В игре воспроизводит ряд последовательных действий
Ориентируется в трех контрастных величинах
Предметов.
Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
2-2,6
Понимает рассказ без показа о событиях, опираю-щихся на прошлый опыт в новой ситуации
Пользуется многослов-нымипредложе-нииями (более 3 слов)
Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения
Подбирает к образцу предметы 4-х цветов
Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов
Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 28-30см.
2,6-3
Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы
Пользуется придаточными предложе-нииями
Начало ролевой игры
Использует по назначению геометричес-кие фигуры (путем наложения)
Называет
4 цвета
Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 30-35см.
Назовите те обстоятельства, которые могут привести к стойким трудностям в развитии ребенка:
-
Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов.
-
Ребенок имеет много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевание, крики, беспокойства).
-
В настоящие время имеет много проблем в состоянии здоровья, которое влияет на его общее состояние.
-
Поздно начал сидеть, стоять, говорить.
-
Он наблюдался и получал лечение в свези с состоянием нервной системы.
-
Импульсивен (с начала делает, потом думает)
-
Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленный двигательной активности.
-
Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интнреса к окружающим.
-
Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
Показ (Видео материал по требованию к развитию ребенка в раннем возрасте выводы экспертов)Обобщение.
Педогог: В возрасте периодизации очень часто звучит научное определении кризис 3-х лет его называют кризис «я сам».Кризис 3-х лет - это кризис социальный, и его цель является перестройка отношений с окружающими. У каждого кризиса своя цель - это может быть формирования самосознании, доверия к миру.
Что же формируется в 3 года.?????
- Если не повезет: - Страх социальной среды.
-Неуверенность, нервность, лень.
Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие - проявление инициативы собственного действия,
стремление все делать самому;
5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
III. Формирование умений и навыков.
Следующее задание необходимо продемонстрировать психокоррекционные модели, учитывая проблемы, которые могут возникнуть у детей раннего возраста(работают в центрах).
-
Сказкотерапия
-
Арттерапия
-
Психогимнастика
-
Гештальтерапия
Закончить упражнение необходимо: целесообразно, составить рекомендации для начинающих специалистов о том, как следует действовать в данных ситуациях в воспитании детей раннего возраста.
Рекомендации:
-
Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность.
-
Позволяйте доводить начатое дело до конца.
-
Приобщайте малыша к совместному труду.
-
Оценивайте не ребенка. А его поступки.
-
Хвалите не только результат, но и за попытку сделать что -нибудь.
-
Сами приобщайтесь к игре.
-
Помните, ваши слова не должны расходиться с поступками.
-
Ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным.
-
Вам придется делать выбор в пользу чего от одного.
IV.Этап информации о домашнем задании.
Составить перспективное планирования по психогимнастики игротеку по коррекционной работе для детей дошкольного возраста
V. Подведение итогов урока
Выставление Оценок
VI. Рефлексия
В конце урока проводиться групповое обсуждение.
Вопросы:
-
Как вы считаете на сколько эффективным прошел наш урок?
-
Удовлетворены ли вы теми рекомендациями, которые вы дали в процессе урока?
-
Удовлетворены ли вы своими ответами?
-
что было самым трудным?
-
Каких навыков и знаний не хватало больше всего?