Семинар-практикум для родителей на тему Игра в жизни ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра-ведущая деятельность младшего дошкольного возраста, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет, (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

В младшем дошкольном возрасте игра становиться в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых с ребенком.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малышей нельзя, играйте с ним на равных осторожно направляйте ход игры.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: Возить строительный материал (кубики), превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки и т.п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки

Чем разнообразней виды игрушек у малыша, тем разнообразнее игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек, ограничивается его игровой опыт,
интересы, а, следовательно, и развитие.
Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить у малыша, для каких игр понадобиться ему новая игрушка.

Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает то, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнаты бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать и т.п. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.

Рассмотрим такой пример.
Квартира трехлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах приводит в порядок свое игровое хозяйство.
- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок: ты или я? - предлагает мама дочке.
- Ты соберешь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Договоримся, чтобы все сделано, как следует, аккуратно.
Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери.
Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у малышей он еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества с взрослыми и старшими детьми. Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыту: «Как мама разговаривает с Таней?» Вопросы наталкивают на продолжение игры или на новую игру: «Ты кормила своих детей? Они наверно, есть хотят?», «Как же дружку обойтись без домика? Ему холодно» и т.п.
Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.
Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит недорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у сына или дочери связаны приятные ощущения. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.
Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становиться ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по разному: если у мишки оторвалась лапа, ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медицинской сестры (подержать, подать или просто постоять рядом); если у машины отскочило колесо, ее можно поставить на время ремонта в «гараж», сделанный из строительного материала.
Чем больше времени родители уделяют своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения, общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.




© 2010-2022