Организация образовательного процесса в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация образовательного процесса в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников


На этапе развития образования в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышенное внимание к проблеме социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни в обществе. Необходимость углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы дошкольного образовательного учреждения и актуальностью разработки рабочей программы и использования технологий социально-личностного развития дошкольников.

ФГОС дошкольного образования в данном проблемном поле ставит перед педагогами следующие задачи:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Специфика работы детского сада № 39 для детей с туберкулезной интоксикацией имеет свои особенности: группы детей разновозрастные; пребывание детей в дошкольном учреждении временное (от 1 года до 1,5 лет). Поступление детей в ДОУ происходит на протяжении всего периода дошкольного детства; учреждение посещают дети с разным уровнем подготовленности (большая часть воспитанников ранее не посещала детские сады).

Все это замедляет адаптацию ребенка к новым условиям и осложняет организацию образовательного процесса. Отсюда центральной проблемой для ДОУ является индивидуализация процесса обучения, организация образовательной деятельности детского сада с учетом развития потребностей и особенностей каждого ребенка. Особое место отводится социализации детей, приобщению их к общечеловеческим и этнокультурным ценностям.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения рабочей программы педагога является календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия. Это - явления нравственной жизни ребенка, окружающая природа; мир искусства и литература; традиционные для семьи, общества и государства праздничные события; наиболее важные профессии; события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка.

Условием эффективности социально-личностного развития воспитанников является интеграция взаимосвязанных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение.

Одним из главных критериев выбора в детском саду форм образовательной работы и видов деятельности детей является адекватность возрасту.

Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и основной формой работы является игра. Являясь средством самовыражения ребенка, игра позволяет успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формированием отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности, развитием физических и воспитанием нравственных качеств. В режиме дня ДОУ используются разнообразные игры, где особое место отводится народным играм. Спецификой народных игр является: коллективный характер наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав игроков, доступность и простота, что позволяет достаточно быстро включиться в игру. Народная игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует. В игре ребенок принимает возрастные нормы поведения, исследует грани дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный статус.

Приоритетной формой социально-личностного развития дошкольников являются различные ситуации: образовательная, воспитывающая, жизненная, игровая, проблемная, ситуация общения и т.д. Ситуация представляет собой жизненный момент, который переживает ребенок. При формировании ситуации мы опираемся на следующие принципы: доступность содержания, возможность для ее варьирования, соответствие содержанию деятельности в которую включены дети. Источниками информации ситуаций могут быть случаи из жизни ребенка и его близких, художественная литература, мультфильмы и т.п. В процессе организации различных ситуаций мы побуждаем ребенка к общению, к совместным играм.

Широко используется особая форма развития детей - метод проектов. Тематика и содержание проектов разнообразна: «Моя семья», «День матери», «Край мой - земля Уральская», «Семейные истории», «Выставочный центр Мозаика», «Этот загадочный Космос» и др.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В ДОУ созданы этнографический музей «Русская изба» и мини-музей народной игрушки. С помощью использования средств музейной педагогики мы адаптируем детей к современной жизни, расширяем духовно-нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставляет детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых ярких и любимых форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников событий в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных качеств, и уважение к народной культуре. В детском саду традиционно проводятся Покровская ярмарка, Рождественские Святки, Масленица, Троица.

Вся работа строится на тесном взаимодействии с семьями воспитанников, которые являются активными участниками образовательного процесса. Дети и родители участвуют в народных праздниках, спортивных соревнованиях и конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного творчества, составляют родословное древо, готовят поделки для выставок. Оформляют семейные газеты, участвуют в ежегодных детских научно-практических конференциях «Мудрый совенок», «Я - гражданин» и др. Совместная деятельность детей и взрослых повышает уровень педагогической компетентности родителей, сближает детей и родителей, укрепляет детско-родительские отношения.

Как результат успешной социализации к концу старшего дошкольного возраста у детей развились способности сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Сложились действенные отношения с окружающими, проявившиеся в умении заботиться о родных и близких, делать что-то нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Появилось соподчинение мотивов, на основе которых формируются общественные мотивы различных видов деятельности.

Список литературы

  1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.

  2. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 88 с.

  3. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»-1).

© 2010-2022