Перспективный план работы вариативного компонента по сенсомоторному развитию на тему «Умелые ручки»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перспективный план работы вариативного компонента по сенсомоторному развитию «Умелые ручки» в средней группе «Балапан» на 2014-2015, 2015-2016 учебный год.


Сентябрь.


Занятие

Цель

1.

«Георгины»

Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

2.

«Осенние листья»

Лепка. Учить детей обмазывать пластилином картонные формы листьев деревьев, равномерно распределять пластилин по форме. Воспитывать аккуратность

3.

«Дары Осени»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму фрукта или овоща.

4.

«Выкладывание сюжетной картины из счетных палочек»

Учить изображать предметы при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику рук, мышление, аккуратность, четкость. Воспитывать умение работать в коллективе.


Октябрь.


Занятие

Цель

1.

«Яблоко»

Аппликация. Учить детей составлять яблоко из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

2.

«Ежик»

Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из шишки, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина.

3.

«Осенняя пора»

Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, равномерно распределять пластилин по картону, развивать аккуратность, четкость.

4.

«Букет из осенних листьев»

Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.


Ноябрь.


Занятие

Цель

1.

«Цыпленок»

Лепка. Учить лепить цыпленка из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар до образования диска, прищипывать и вытягивать из формы кончиками пальцев клюв, гребешок, хвост, плотно соединять детали между собой, прорисовывать стекой глаза.

2.

«Грибочек»

Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из природного материала, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

3.

«Божья коровка на листочке»

Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.

4.

«Подсолнух»

Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Декабрь.


Занятие

Цель

1.

«Елочка»

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

2.

«Новогодняя открытка»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона. Поздравить сотрудников д/сада с наступающим праздником.

3.

«Мышка»

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.


Январь.


Занятие

Цель

1.

«Дед Мороз»

Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

2.

«Волшебные снежинки»

Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

3.

«Деревья в снегу»

Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.


Февраль.

Занятие

Цель

1.

«Валентинки»

Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

2.

«Зимняя сказка»

Аппликация из крупы. Учить наносить крупу на готовые формы изображения в правильной последовательности, учить приклеивать их на соответствующие им места. Воспитывать аккуратность.

3.

«Снеговик»

Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом - соленым тестом. Учить лепить снеговика из трех комков - голова, туловище, подставка; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду.

4.

«Барашек»

Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

Март.

Занятие

Цель

1.

«Поздравительный плакат к 8 марта»

Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.

2.

«Открытка к 8 марта»

Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток.

3.

«Дельфин»

( 2 занятия)

3. Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.


Апрель.


Занятие

Цель

1.

«Клоун-цветочек»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

2.

«Пасхальное яйцо»

Лепка из соленого теста. Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка.

3.

«Рыбка»

Аппликация из ткани. Учить детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

4.

«Ромашка»

Поделка из папье-маше. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (крышка.)


Май.


Занятие

Цель

1.

«Ромашка»

Продолжение. Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

2.

«Букет к 1 мая»

Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно, приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с друг тим, составляя при этом композицию.

3.

«9 мая»

Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы.

4.

«Поздравительная открытка папе ко дню защитника Отечества.»

Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.

Июнь.


Занятие

Цель

1.

«Вазочка»

Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка.)

2.

«Вазочка»

Продолжение. Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

3.

«Бабочка»

Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

4.

«Полосатый коврик»

Аппликация. Учить детей отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон.




Пояснительная записка

Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Это отражено в схеме гармоничного развития ребёнка.

Проблема сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н, Поддьяков, Н. Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л. А. Венгер и его ученики и последователи.

Задача педагогов дошкольного учреждения осуществлять всестороннее развитие и воспитание дошкольника, ознакомление его с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитания любви к Родине, к народу к семье; помочь дошкольнику найти своё место в огромном мире, мире скоростей и техники.

Основными целями воспитания дошкольника являются создания условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирования его позитивных личных качеств.

Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал.

Главная задача - научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.

Работая с детьми, мы пришли к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше. Многие родители малышей заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались

«Рукоделие» - это когда начинают работать руки, вместе с ними мысль, глаз, творческий порыв к исполнению своего замысла.

Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков. Доказано, что условия хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки и мелкой моторики. По зрелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которые связаны с его расширением деятельности и двигательной манипуляцией предметов. Ребёнок познаёт мир руками, а мозг фиксирует все ощущения: зрительные, слуховые, обоняние, образы и представления. В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известно, что дошкольный возраст - это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет - зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом.

Занятия с бумагой, тканью, нитками, пластилином, ватой способствуют:

- Воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление (посредством развития способности сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали)

- Развивать мелкую моторику пальцев (путём умением приклеивать, раскатывать, выполнять поделки из природного материала, ниток, ткани)

- Освоить разные методики и приёмы работы с бумагой, тканью, нитками, картоном при изготовлении плоскостных и полу объёмных поделок с использованием основных приёмов.

- Оригами способствует воображению, развитию мелкой моторики, мышления.

- Пластилин развивает мелкую моторику, глазомер, воображение, фантазию.

Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

Цели вариативного компонента:

  1. Образовательные:

- Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

- Расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

- Освоение системы знаний по художественному ручному труду и русскому народному творчеству.

  1. Развивающие:

- Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства.

- Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.

- Приобщить к уважению выполненных работ с детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Формировать компоненты учебной деятельности (произвольное внимание, умение ставить цель и добиваться её выполнения, аккуратность при выполнении работы, усидчивость).

- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, бумагой и простейшими инструментами.

- Обогащать знания о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

- Совершенствовать умения навыков работы с бумагой, природным и бросовым материалом.

- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

  1. Развивающие:

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

глазомер.

- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.

- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения.

- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.

  1. Воспитательные:

- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

- Соблюдение правил техники безопасности.

- Стремление к поиску, самостоятельности.

- Формировать умения работать в коллективе.

Принципы построения программы:

- От простого к сложному.

- Доступность.

- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

- Системность знаний.

- Воспитывающая и развивающая направленность.

- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

- Активность и самостоятельность.

- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Что должен уметь ребёнок в результате работы на конец года:

Средняя группа:

Уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими. Уметь вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника. Плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Использовать всё многообразие усвоенных приёмов лепки. Знать о свойствах различных материалов, возможностях их применения.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации занятий: подгрупповая.

Длительность занятий: 20 минут.

Формы предоставления результатов:

  1. Фотовыставка кружка «Уроки занимательного труда»

  2. Диагностика

  3. Презентация результатов работы на родительском собрании

Таким образом, мини - центр «Балапан» решил отвести один час вариативного компонента сенсамоторному развитию детей в образовательной области «Творчество».







© 2010-2022