- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа педагога психолога ДОУ
Рабочая программа педагога психолога ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Береженко М.П. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Абакана «Детский сад «Капитошка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагога-психолога
Составитель:
Береженко Марина Павловна
АБАКАН 2014-2015 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка:
-
Нормативно-правовые документы;
-
Цели и задачи деятельности;
-
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;
-
Планируемые результаты освоения программы.
-
-
Содержательный раздел:
-
Направления деятельности педагога-психолога ДОУ;
-
Рабочий инструментарий.
-
3. Организационный раздел:
3.1. Оформление предметно-пространственной среды;
3.2. Режим дня, структура коррекционно-развивающей работы.
Список использованной литературы.
Пояснительная записка к рабочей программе
1.1. Нормативно-правовые документы
Данная рабочая программа разработана педагогом-психологом на основе образовательной программы «МБДОУ д/c «Капитошка». Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-
Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
-
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Приказа Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;
-
Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;
-
Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
-
Письмо МО РФ от 16.12.98 № 01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Программа психолого-педагогической деятельности построена с учетом возрастных особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка и основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
В основу психолого педагогической работы положены программы:
«Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь» С.В.Крюкова.
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению » А.С. Роньжина.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения.
1.2. Цели и задачи деятельности
Цели программы: создание профессионально значимых условий для инновационной деятельности педагогов, благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
Задачи:
-
Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческих потенциалов воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия;
-
Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ;
-
Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды;
-
Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем;
-
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
Адаптация ребенка к жизни в ДОУ;
-
Диагностика и коррекция нарушений личностного и познавательного развития;
-
Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
-
Создание психолого-педагогических условий преемственности дошкольного и школьного образования.
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 2-3х лет
Основные направления развития в этот период:
• развитие предметной деятельности;
• развитие ситуативно-делового общения ребёнка со взрослым;
• совершенствование восприятия (активное освоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины);
• развитие активной речи (речь как средство общения со сверстниками);
• развитие понимания речи (к 3-м годам - восприятие всех звуков родного языка);
• развитие начальных форм произвольного поведения;
• формирование новых видов деятельности: игра, рисование, конструирование;
• развитие наглядно-действенного мышления;
• импульсивность, ситуативность чувств и желаний;
• появление чувства гордости и стыда;
• формирование элементов самосознания (идентификация с именем и полом);
• развитие самооценки на основе оценки взрослых.
Завершение раннего возраста знаменует кризис 3-х лет. В этот период формируется образ Я, ребенок осознает себя отдельно от взрослого и отстаивает свою самостоятельность. Кризис сопровождается такими проявлениями как: негативизм, упрямство, протест, стремление к самостоятельности, обесценивание и деспотизм.
Возрастные особенности детей 3-4х лет
Основные направления развития в этот период:
• внеситуативность общения;
• ведущий вид деятельности - игра, которая носит условный характер;
• освоение сенсорных эталонов (восприятие до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, дифференцирование предметов по величине);
• развитие произвольной памяти, увеличивается ее объем (запоминание 3 - 4 слов, 5 - 6 названий предметов);
• развитие произвольности и устойчивости внимания (возможность сосредоточения на 15-20 минут);
• развитие воображения (оригинальность и произвольность);
• появление устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
• появление ролевого взаимодействия;
• ситуативность поведения;
• развитие наглядно-действенного мышления;
• развитие образного мышления;
• развитие грамматической стороны речи;
• развитие половой идентификации;
• развитие самооценки на основе оценки взрослых;
• развитие мелкой и крупной моторики;
• развитие ловкости и координации движений;
• развитие ориентации в пространстве;
• формирование познавательного мотива в общении со взрослым;
• формирование потребности в уважении со стороны взрослого.
Анатомо-физиологические особенности.
Три года - это период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.
Основные показатели физического развития ребенка на этот возраст:
Рост 96см + 4,3см;
Вес 12,5кг + 1кг;
Окружность грудной клетки 51,7см + 1,9см;
Окружность головы 48см;
Количество молочных зубов 16-20.
В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции.
Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений.
Для детей характерна эмоциональная лабильность - быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия - в капризы, радости - в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.
Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.
Развитие психических процессов.
Возраст 3-х лет - это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается и появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Внимание ребенка в этом возрасте не устойчивое. Его по-прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.
Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.
Воображение. Эта психическая функция у детей четвертого года жизни развита очень слабо. Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Основные направления развития в этот период:
• внеситуативность общения;
• ведущий вид деятельности - игра, которая носит условный характер;
• совершенствование владения сенсорными эталонами (дифференциация по сенсорному признаку - величине, цвету; освоение параметров - высота, длина и ширина);
• развитие произвольности памяти, увеличение ее объема;
• увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания;
• развитие воображения (оригинальность и произвольность);
• формирование устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
• развитие ролевого взаимодействия;
• развитие образного мышления;
• развитие грамматической стороны речи;
• развитие мелкой и крупной моторики;
• развитие ловкости и координации движений;
• формирование познавательного мотива в общении со взрослым;
• формирование навыков планирования последовательности действий;
• проявление соревновательности;
• развитие ролевого поведения в игре;
• проявление разнообразности игровых действий;
• формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация.
Анатомо-физиологические особенности.
Темп физического развития ребенка с 4 лет до 6 лет примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела до 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков 100,3см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7см. Средний рост девочек четырех лет - 99,7см, пяти лет - 106,1см.
Развитие психических процессов.
Наиболее ярко этот возраст характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных эталонов.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, а главная задача педагога - формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека - это способность к общению, поэтому необходимо учить детей обобщать.
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Речь привлекает внимание детей, и активно используются ими. Развивается грамматическая сторона речи.
Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Основные направления развития в этот период:
• совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
• развитие восприятия пространства и времени;
• увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания;
• развитие воображения (оригинальность и произвольность);
• развитие образного мышления;
• совершенствование грамматической стороны речи;
• формирование навыков планирования последовательности действий;
• развитие субординации ролевого поведения в игре;
• развитие причинного мышления;
• формирование сюжетного рисования;
• развитие способности действовать в соответствии с заданными условиями;
• формирование элементов словесно-логического мышления;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие связности речи;
• развитие произвольности психических процессов;
• развиваются нравственных качеств;
• развитие вербального и невербального общения в игре.
Анатомо-физиологические особенности.
Возраст 5-6 лет называют «первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти до 10 см. Рост ребенка около 107 см, а масса тела до 18 кг.
Развитие психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится собственно познавательной. А не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие продолжает совершенствоваться. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по величине - возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем 6-7 объектов к концу года.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу, но и в уме совершить преобразование объекта.
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Речь продолжает совершенствоваться. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается ввязанная речь.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Основные направления развития в этот период:
• совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
• развитие восприятия пространства и времени;
• развитие произвольности внимания;
• развитие образного мышления;
• формирование навыков планирования последовательности действий;
• развитие субординации ролевого поведения в игре;
• освоение форм позитивного общения;
• усложнение игрового пространства;
• развитие половой идентификации;
• развитие сюжетно-ролевой игры;
• развитие причинного мышления;
• развитие способности действовать в соответствии с заданными условиями;
• развитие словесно-логического мышления;
• развитие произвольности внимания (сосредоточение до 30 минут);
• развиваются нравственных качеств;
• развитие вербального и невербального общения в игре;
• развитие диалогической и монологической речи;
• формирование позиции школьника;
• совершенствование речи - ее звуковой стороны, грамматического строя, лексики, связности;
• значительное расширение словарного запаса - использование обобщающих существительных, синонимов, антонимов.
Анатомо-физиологические особенности.
В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие психических процессов.
Ведущая потребность - общение. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция - воображение. Возрастные особенности:
Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
Переход к младшему школьному возрасту.
Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Восприятие продолжает развиваться.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период - сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В содержании мониторинга проводимого педагогом-психологом отражены планируемые результаты освоения программы:
-
мониторинг сформированности физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка (промежуточный, итоговый);
-
обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
Основные методы:
-
наблюдение;
-
беседа;
-
эксперные оценки;
-
критериально-ориентированные методики не тестового типа;
-
критериально-ориентированное тестирование;
-
скрининг-тесты.
Педагог-психолог проводит психологическую диагностику познавательных процессов, личностных качеств, а так же психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
2. Содержательный раздел
2.1. Направления деятельности педагога-психолога ДОУ
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование, профессионально-методическое.
Психодиагностическое направление
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.
Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме и по запросу педагогов, родителей, администрации.
Направления психологической диагностики:
-
Диагностика готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
-
Диагностика нервно-психического развития ребёнка раннего возраста
-
Диагностика развития познавательных способностей детей
-
Диагностика эмоционально-личностного развития ребёнка (диагностика коммуникативных навыков, межличностного взаимодействия со сверстниками, диагностика страхов)
-
Диагностика детско-родительских отношений
-
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению
-
Углублённая диагностика интеллектуальных способностей детей
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая работа заключается в воздействии на процесс формирования и сохранения личности ребенка. Эта работа осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога с педагогами и другими специалистами ДОУ, с ориентацией на норму развития определенной в возрастной и педагогической психологии. В ходе коррекционнно-развивающей работы решаются проблемы в познавательной, эмоционально-личностной, волевой и мотивационной сферах. В случае значительных отклонений в развитии ребенок направляется на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), и уже ее результаты определяют содержание коррекционной работы. Результатом коррекционно-развивающей работы является развитие потенциала ребенка коррекция отклонений в психическом развитии.
Профилактико-просветительское направление
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
В рамках этого направления осуществляется формирование у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса потребности в психологических знаниях, создаются условия для полноценного личностного развития детей и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности. Основные формы профилактико-просветительской работы: лекции, беседы, педсоветы, круглые столы, родительские клубы, семинары, родительские собрания, оформление стендовой информации и др.
Консультационное направление
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания.
В рамках консультативного направления осуществляется оказание помощи родителям (законным представителям) обучающихся и педагогическим работникам по вопросам развития, воспитания и обучения. В ходе этой работы решаются проблемы, с которыми обращаются родители и педагоги.
Цель групповых консультаций : повышение педагогической компетенции, гармонизации детско-родительских отношений через решение конкретных задач:
-осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;
-выявление собственного уровня родительской компетенции;
-коррекция старых и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми.
Перспективный план работы педагога-психолога
На 2014-2015г
Психодиагностическое направление
№
Название работы
Цель
Срок проведения
Форма отчетности
Дети
1
Диагностика готовности ребёнка к поступлению в детский сад. (ранний возраст)
Выявление особенностей адаптационного периода
Сентябрь
Аналитическая справка и заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал учета диагностических исследований
2
Диагностика нервно-психического развития ребёнка раннего возраста (ранний возраст)
Выявление причин трудности развития
Сентябрь
Октябрь
Журнал учета диагностических исследований, аналитическая справка о проведенной диагностики, протокол обследования
3
Диагностика развития познавательных способностей детей
(дошкольный возраст)
Изучение уровня сформированности психических функций
Октябрь
Май
Аналитическая справка и заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал учета диагностических исследований, протокол обследования
4
Диагностика эмоционально-личностного развития ребёнка
(дошкольный возраст)
Изучение коммуникативных навыков, межличностного взаимодействия со сверстниками, диагностика страхов
В течение года
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал учета диагностических исследований, протокол обследования.
5
Диагностика детско-родительских отношений
(дошкольный возраст)
Изучение особенностей взаимоотношения в семье.
В течение года
По запросу родителей, педагогов
Журнал учета диагностических исследований, протокол обследования
6
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению
Изучение уровня сформированности психических функций.
Октябрь
Март
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал учета диагностических исследований, протокол обследования
7
Углублённая диагностика интеллектуальных способностей детей
Изучение особенностей психического развития ребенка
Март
Май
Журнал учета диагностических исследований, аналитическая справка о проведенной диагностики, протокол обследования
Педагоги
8
Диагностика личностных
качеств педагогов
Профилактика
кризисных состояний
Январь
Журнал учета
диагностических исследований
Родители
9
Анкетирование
Выявление уров.
родительских притязаний к ДОУ,удовлетворенность работой ДОУ;ознакомление, выявление запрос
Сентябрь
Журнал учета
диагностических исследований
10
Тестирование «Исследование типов семейного воспитания»
Выявление нарушений прав ребенка в семье
2 раза в год
Журнал учета
диагностических исследований, аналитическая справка о проведенной диагностики
Коррекционно-развивающее направление
№
Название работы
Цель
Срок проведения
Форма отчетности
Дети
1
Адаптация к дошкольному учреждению детей 2-4 лет
Помоч детям успешно адаптироваться к ДОУ
Сентябрь-Ноябрь
Журнал учета групповых форм работы
2
"Давайте жить дружно!"
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков
Сентябрь-Октябрь
Журнал учета групповых форм работы
3
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Ноябрь - Апрель
4
НОД в темной и светлой сенсорных комнатах
Снятие психо-эмоционального напряжения
Октябрь-Ноябрь
Январь-Февраль
Апрель-Май
Журнал учета групповых форм работы
5
Индивидуальная психо-коррекционная непосредственно образовательная деятельность по запросу
Коррекция отклонений в развитии
В течении года
Лист коррекционных занятий, журнал учета индивидуальных занятий
Профилактико-просветительское направление
№
Название работы
Цель
Срок проведения
Форма отчетности
Родители
1
Оформление стенда «Ваш психолог»
Повышение психологичес-кой компетентности родителей
В течение года
Журнал учета профилактической и просветительской работы
2
Оформление групповых уголков «Консультация психолога»
Повышение уровня психологической культуры среди педагогов и родителей
1 раз в месяц
Журнал учета профилактической и просветительской работы
Консультационное направление
№
Название работы
Цель
Срок проведения
Форма отчетности
Родители
1
Групповые консультации:
-
«Адаптационный период в детском саду»
-
«Педагогическое мастерство родителей»
-
«Кризисные периоды в развитии ребёнка»
-
«Игра в жизни ребёнка»
-
«Почему дети капризничают?»
-
«Правила поощрения и наказания»
-
«Эмоциональное выгорание родителей»
-
«Первый раз - в первый класс!»
Облегчить процесс адаптации
Формировать умения и навыки в процессе семейного воспитания развивать ребенка, укреплять его психическое здоровье
Профилактика школьной дезадаптации.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Журнал консультаций
2
Индивидуальные консультации:
2.1. по запросу родителей
2.2. в рамках ПМПк
2.3. по результатам психодиагности-ческой работы
2.4. по результатам коррекционно-развивающей работы
Оказание психологической помощи родителям, ознакомление с результатами диагностической и коррекционной работы, выработка рекомендаций
В течение года
Журнал консультаций
Педагоги
3
Групповые консультации:
-
«Эффективное взаимодействие с детьми с агрессивным поведением. Приемы контроля словесной агрессии детей.»
-
«Игровые методы развития интеллектуальных способностей детей »
-
«Эмоциональное выгорание воспитателей»
-
«Коммуникативные игры в группе»
Повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов.
Психологическое просвещение.
Октябрь
Ноябрь
Январь
Март
Журнал консультаций
4
Индивидуальные консультации:
3.1. по запросу
3.2. в рамках ПМПк
3.3. по результатам психодиагности-ческой работы
3.4. по результатам коррекционно-развивающей работы
Оказание психологической помощи педагогам, выработка рекомендаций
В течение года
Журнал консультаций
Профессионально-методическое направление
№
Название работы
Цель
Срок проведения
Форма отчетности
1
Посещение методических объединений, тренингов, семинаров, супервизий
Повышение уровня профессионального роста психолога. Знакомство с новшествами в психологии
В течение года.
Журнал учета профессионально-методической работы
2
Подготовка к педагогическим совещаниям
В течение года
Журнал учета профессионально-методической работы
3
Ведение документации психолога
В течение года
Журнал учета профессионально-методической работы
4
Изучение новой психологической литературы
Знакомство с новшествами в психологии. Повышение уровня профессиональ-ного роста психолога
В течение года
Журнал учета профессионально-методической работы
5
Участие в ПМПк
Октябрь
Январь
Май
Журнал учета профессионально-методической работы
6
Работа в творческой группе: «Разработка картотеки развивающих электронных пособий для дошкольников»
Развитие навыков использования интерактивного оборудования в работе с дошкольниками.
Раскрытие творческого потенциала через активное освоение и использование ИКТ технологий
Ноябрь-Апрель
Журнал учета профессионально-методической работы
7
Участие в итоговом педагогогическом совете «Эффективность реализации основных задач работы ДОУ»
Определение результатов работы и подведение итогов
Май
Журнал учета профессионально-методической работы
8
Согласовывание плана работы на следующий год
Июль
Журнал учета профессионально-методической работы
9
Оформление кабинета
Обеспечение условий для проведения работы
В течение года
Журнал учета профессионально-методической работы
-
Рабочий инструментарий
Диагностический инструментарий
Диагностика степени адаптации:
-
Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада. М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан;
-
Лист адаптации (Приложение №1)Проведение диагностики - определение уровня нервно - психического развития детей. К.Л.Печёра,Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина
Диагностика познавательной сферы:
-
«Цветные коврики»;
-
«Конструирование по образцу»;
-
«Кружки»;
-
«Пирамидка»;
-
«Коробка форм»;
-
«Бусы»;
-
«Включение в ряд»;
-
«Разрезные картинки» Забрамная С.;
-
«Дорисовывание фигур» Дьяченко О.М.;
-
«Рыбка»;
-
«Эталоны»;
-
«Классификация по заданному принципу»;
-
«10 слов»;
-
«Систематизация»;
-
«Схематизация»;
-
«Корректурная проба»;
-
«4-й лишний»;
Диагностика эмоционально-личностной сферы:
-
Графический тест «Рисунок семьи» Хоментаускас Г.Т.;
-
Графический тест «Несуществующее животное»;
-
Графический тест «Кактус»;
-
Тест «Грустная мама»;
-
Рисуночный тест «Дом, дерево, человек»;
-
Проективный тест «Почта»;
-
«Тест тревожности» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
-
Методика «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А. ;
-
Проективный тест «Расскажи историю».
Скрининговая диагностика:
-
«Метод наблюдения и\или экспертная оценка по схеме Эльконина Д.Б.»;
-
«Коробка форм»;
-
«Пирамидка»;
-
«Экспертная оценка по схеме Мухиной»;
-
«Разрезные картинки»;
-
«Дорисовывание фигур»;
-
«4-й лишний»;
-
«Последовательные картинки» Бернштейн;
-
«Лесенка» Щур;
-
«Улицы» модификация Дембо-Рубинштейн.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению:
-
«Тест готовности ребенка к школе» Венгер А.В., Бугрименко Е.А.;
-
«Тест школьной зрелости» Керн;
-
«Ориентировочный тест школьной зрелости» Йерасек Я.
Перечень коррекционно-развивающих программ:
-
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С. Роньжина;
-
«Преодоление страхов у детей» Л. Постоева, Г. Лукина;
-
«Преодоление тревожности» Л. Постоева, Г. Лукина;
-
«Профилактика жестокого обращения с детьми» Т.В. Наконечная,
-
«Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь» С.В.Крюкова.
-
Лесина С.В., Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. Коррекционно развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агресси
3. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды
Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна:
-
письменный стол;
-
тумба для методической литературы, пособий, документации;
-
шкаф для детского игрового оборудования;
-
мягкая мебель;
-
стул детский(8);
-
детские письменные столы(4);
-
проектор;
-
компьютер;
-
интерактивная доска;
-
стол для песка и воды;
-
мольберт.
Перечень методических средств кабинета
Диагностические комплекты и методики:
-
Диагностика развития психических процессов Н.Н.Павловой, Л.Г. Руденко "Экспресс -диагностика в детском саду"
-
Диагностический набор "Когитоша"
-
под. ред. Н.Л. Белопольской.
-
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. "Диагностика межличностных отношений дошкольников"
-
Проективные рисуночные тесты, проективные игровые методики
Диагностика общего развития ребенка:
-
Анкета готовности ребёнка к поступлению в детский сад (К.Л. Печора, Сотникова В.М.)
-
Модифицированный материал по работе с детьми от 1,5-3 лет- «Дневник развития ребёнка» (Казьмин А.М., Казьмина Л.В.)
-
Анкета психолога детского сада для родителей при поступлении ребёнка в детский сад
Диагностика детско-родительских отношений:
-
Родительское сочинение «История жизни моего ребёнка»
-
«Тест родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.)
-
Тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер)
-
Рисуночный тест «Моя семья» (В.В. Ткачёва )
-
Опросник «Стиль воспитания ребёнка в семье»
(Арнаутова Е.П.)
Развивающие игры и игрушки:
-
конструктор «Эмоции»;
-
мягкие кубики «Сказки»;
-
конструктор «Томик» (4);
-
деревянные модели персонажей и декораций сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Три поросенка»;
-
конструктор «Домики»;
-
шнуровка «Дерево с формами»;
-
шнуровка «Ёжик»;
-
шнуровка «Фрукты»;
-
коробка форм (3);
-
планшет с рамками-вкладышами: «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные»;
-
игра-малышка «Ассоциации»;
-
развивающая игра «Кто где живет?»;
-
деревянная пирамидка (6 колец) (5);
-
пирамидка (5 колец);
-
деревянная игрушка «Рыбка-серпантинка»;
-
Кукла(2);
-
планшет с рамками-вкладышами: «Геометрические фигуры, цифры»;
-
деревянные кубики «Домашние животные»;
-
блоки для сенсорного развития «Радуга звука»(2);
-
набор маленьких игрушек «Киндер-сюрприз»;
-
игровой дом;
-
самосвал;
-
экскаватор;
-
трактор;
-
пожарная машина;
-
мягкие игрушки.
Перечень методической и справочной литературы:
-
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста\2002г;
-
Алямовская В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста\2002г;
-
Большева Т.В. Учимся по сказке\2001г.;
-
Гарбер Е.И. О природе психики\2001г.;
-
Дмитриева Е.Е. Проблемные дети развитие через общение\2005г.;
-
Дубровина И.В. Руководство практического психолога (готовность к школе: развивающие программы)\1997г.;
-
Еремеева В.Д. Девочки и мальчики - два разных мира\1998г.;
-
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет (занятия с элементами психогимнастики)\2001г.;
-
Замаратский П.Г. Причина болезней родовая травма\2001г.;
-
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов дошкольников\2005г.;
-
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии\2000г.;
-
КалининаР.Р. Тренинг развития личности дошкольника(занятия, игры, упражнения)\2002г.;
-
Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой\1997г.;
-
Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми\2000г.;
-
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми\2000г;
-
Мухина В. Таинство детства\1998г.;
-
Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ\2010;
-
Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе\2001г.;
-
Николаева Е.И. Леворукий ребенок (диагностика, обучение, коррекция)\2005г.;
-
Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации)\2002г.;
-
Панфилова М.А. Игротерапия общения\2000г.;
-
Психолог в детском саду. Периодическое подписное издание\2003,2004,2006,2008гг.;
-
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ\2004г.;
-
Семенака С.И. Уроки добра\2002г.;
-
Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь\2005г.;
-
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия\1997г.;
-
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника (практикум)\1996г.;
-
Урунтаева Г.А. Как я расту\1996г.;
-
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии\1995г.;
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я\2005г.
-
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе\2002г.;
-
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе\2002г.;
-
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе\2002г.;
-
Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду\2006г.
3.2. Режим дня, структура коррекционно-развивающей работы.
Недельная циклограмма работы
День недели
Время
Содержание работы
Понедельник
8.00- 9.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
9.00-10.20
Коррекционно-развивающая работа НОД (ст.гр Лучики 1-2 подгруппа)
10.20-11.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Ромашки)
11.00-12.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
12.00-13.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Капельки)
13.00-14.00
Оформление документации
14.00-15.00
Подготовка к НОД
Вторник
8.00-9.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
9.00-10.20
Коррекционно-развивающая работа НОД (ст.гр Капельки1-2 подгруппа)
10.20 -11.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Лучики)
11.00-12.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
12.00-13.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Росинки)
13.00-14.00
Оформление документации
14.00-15.00
Подготовка к НОД
Среда
8.00-9.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
9.00- 10.20
Коррекционно-развивающая работа НОД (п. гр. Росинки 1-2 подгруппа)
10.20-11.00
Индивидуальная работа с детьми (гр.Росинки)
11.00-12.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
12.00-13.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Капельки)
13.00-15.00
Работа с документацией, подготовка к консультации
Четверг
12.00-15.00
Консультация воспитателей (проведение семинаров, тренингов)
15.00-16.00
Индивидуальная работа с детьми (гр.Росинки)
16.00-19.00
Консультация родителей
Пятница
8.00-9.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
9.00-10.20
Коррекционно-развивающая работа НОД (п. гр. Звездочки 1-2 подгруппа)
10.20- 11.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Росинки)
11.00-12.00
Психодиагностика (индивидуальная, групповая)
12.00-13.00
Индивидуальная работа с детьми (гр. Ромашки)
13.00-15.00
Работа с документацией, оформление кабинета
Адаптация к дошкольному учреждению детей 2-4 лет
Цель занятий - помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ
Задачи:
-
Преодаление стрессовых состояний у детей раннего возраста в условиях адаптации к условиям ДОУ;
-
Обучение воспитателей методов проведения групповых занятий в адаптационный период;
-
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации у детей.
Параллельно с решением основных задач, решаются задачи комплексного развития детей:
-
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-
Снижение импульсивности, чрезмерной двигательной активности, тревоги, агрессии;
-
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-
Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-
Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
-
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Занятия проводятся не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки».
Структура и форма занятий:
Начало: упражнения требующие согласованности действий всей группы. Они создают положительный эмоциональный фон, помогают настроиться на совместную групповую работу.
Основная часть: игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Конец: спокойные, малоподвижные игры и упражнения.
Занятие длительностью 10-20 минут проводится 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяются по 4-5 раза.
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
№
Тема занятия
Материалы
1.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
2.
ЛИСТОПАД
Большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка)
3.
МЯЧИК
Большой мячик; матерчатый мешочек, маленький матерчатый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине)
4.
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
Картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ёжик; игрушки (куклы бибабо)лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.
5.
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
Игрушка (кукла бибабо) «Петрушка» игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
Бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки), обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
6.
НОВЫЙ ГОД
Игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («чупа-чупсами», «Киндер сюрпризами и др.»)
7.
МЯЧИКИ
Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;
Лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка)
8.
ЗАЙКА
Мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
9.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы).
10.
МУЗЫКАНТЫ
Ширма, игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
11.
МАМИН ДЕНЬ
Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.) ширма; колокольчик.
12.
МИШКА
Игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка кисточка, поролоновый тампон).
13.
НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА
Игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
14.
КОЛОБОК
Куклы бибабо (персонажи сказки «Приключение Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.
15.
КОТЯТА
Магнитофон, кассета «голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.
Коррекционно-развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы.
Две программы С.В. Крюковой предназначены для работы с дошкольниками. Занятия по первой программе - «Давайте жить дружно!» проводятся в сентябре-октябре. Основная цель программы - адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. Вторая программа - «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой. Работа по этой программе начинается с ноября.
Занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная. Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая. Основная смысловая нагрузка всего занятия. В не входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры : - элементы сказкотерапии с импровизацией; - элементы психодрамы; - игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; - игры на развитие навыков общения; -рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая. Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры- забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Программа «Давайте жить дружно!» расчитана на детей 4-6 лет и состоит из 7 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек.
Основная цель программы - через зону ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
-
Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
-
Развить навыки социального поведения;
-
Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
-
Формировать позитивное отношение к своему «Я»
Перспективное планирование НОД по программе «Давайте жить дружно!»
№
Цели:
Материалы:
1
Развивать чувство принадлежности к группе.
Развивать навыки позитивного социального поведения.
Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки; колокольчик; свечка в безопасном подсвечнике; один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей; клубки разноцветных шерстяных ниток по количеству детей; бусинки, шнурки, палочки, камешки, круглые пластинки.
2
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
Учить детей ощущать близость, тепло другого.
Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки; большой обруч; веревки - канаты разной длины и разного цвета - по количеству детей; орехи, бусинки, шнурки, клубочки, мячики, палочки и т.д.
3
Развивать чувство единства, сплоченности.
Учить детей действовать согласованно.
Клубок достаточно прочных ниток.
4
Развивать групповую сплоченность.
Повышать у детей уверенность в себе.
Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки; мешочек, в котором находится воздушный шарик; свечка в безопасном подсвечнике.
5
Повышать у детей уверенность в себе; развивать координацию движений; развивать слуховое восприятие.
6
Повышать у детей уверенность в себе.
Развивать произвольность.
Формировать позитивное отношение к сверстникам.
7
Укреплять чувство единства.
Развивать тактильное восприятие.
Развивать воображение.
Колокольчик; сухие листья по количеству детей; гроздь винограда; магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
Вторая программа - «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.
Данная программа направлена на работу с "предметными чувствами". Основная ее цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, "в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах".
Поэтому задачи программы:
-
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние,
-
Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе -10-15 человек.
Работу по программе рекомендуется начинать в ноябре, после завершения периода адаптации детей в группе.
Перспективное планирование НОД по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
№
Название НОД
Цели
Материалы
1
Робость
повышение у детей уверенности в себе;
сплочение группы;
знакомство с чувством робости.
клубочек шерсти;
пиктограмма "робость".
2
Радость - 1
первичное знакомство с чувством радости;
развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека
пиктограмма "радость";
фотографии веселых людей;
бумага, карандаши.
3
Радость - 2
продолжение знакомства с чувством радости.
вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки;
клей;
трафареты круглой и овальной формы;
пиктограмма "радость".
4
Радость - 3
продолжение знакомства с чувством радости; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого
пиктограмма "радость";
игра "Азбука настроений";
платок или шарф.
5
Радость - 4
закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.
пиктограмма "радость";
красиво оформленные ответы детей с предыдущих занятий;
бумага, карандаши; коробка с конфетками.
6
Страх - 1
знакомство с чувством страха;
изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
фотография ребенка, испытывающего страх;
пиктограмма "страх";
свечка в безопасном подсвечнике.
7
Страх - 2
продолжение знакомства с чувством страха;
поиск путей преодоления страха;
развитие эмпатии, умения сопереживать другим.
пиктограмма "страх";
игра "Азбука настроений".
8
Страх - 3
учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;
развивать умение справляться с чувством страха;
учить детей выражать чувство страха в рисунке
бумага, карандаши;
книга Н. Носова "Живая шляпа" с иллюстрациями И. Семеновой;
книга Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" с иллюстрациями В. Сутеева.
9
9 Страх - 4
продолжение знакомства с чувством страха.
декорации - лес;
мягкие игрушки: два щенка, медведь, кукла-страшилка (в нашем случае - Одюдюка).
10
Удивление
знакомство с чувством удивления;
закрепление мимических навыков.
пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
11
Самодовольство
знакомство с чувством самодовольства.
пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления, самодовольства.
12
Закрепление знаний о чувствах
закрепление умения различать чувства.
игра "Азбука настроений"
13
Злость
знакомство с чувством злости;
тренировка умения различать эмоции
колокольчик;
2 шарфа;
пиктограмма "злость
14
Стыд, вина
знакомство с чувством вины.
магнитофон и аудио-кассета "Волшебство природы"
пиктограмма "вина";
текст рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".
15
Отвращение, брезгливость
знакомство с чувством отвращения.
пустая чашка;
листы бумаги;
мусорное ведерко;
вода, тазик, песок или земля в мисочке;
пиктограмма "отвращение".
Творческая мастерская
1
Взлохмаченные человечки
закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.
большой лист бумаги;
гуашь;
клей, кисточки, листочки бумаги, ножницы, карандаши и фломастеры;
предметы с круглым дном: чашка, стакан.
2
Русские горки
длинный лист бумаги;
краски;
маленький ровный кусок губки;
маленькая картофелина, разрезанная пополам.
Коррекционная работа на снижение агрессии:
Работа с детьми:
Этапы НОД:
-
На первом этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
-
На данном этапе НОД принимает целенаправленный характер, используются специальные игры по снижению агрессивности.
-
Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения.
-
Мышечное расслабление.
-
Итог занятия.
№
Цель
Название игр, упражнений
1
-
Создание атмосферы на контакт.
-
Доброжелательное приветствие друг друга
-
«Путаница»
-
Реализовать потребность детей в агрессии, снять мышечные зажимы
-
«Еж»
-
Реализовать потребность детей в агрессии, снять мышечные зажимы
-
«Хищник»
-
Мышечное расслабление
-
«Воздушный шарик»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
2
-
Создание эмоционального настроения. Снятие эмоционального напряжения.
-
«Жучок»
-
Реализовать вербальную потребность детей, снижение агрессии
-
«Хор»
-
Развить потребность детей в агрессии.
-
«Улей»
-
Мышечное расслабление
-
«Котенок спит»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
3
-
Создание атмосферы на контакт.Способствовать налаживанию дружелюбных отношений между детьми.
-
«Передай по кругу »
-
Создать положительное настроение, снизить агрессию.
-
«Солнце»
-
Знакомство с игровыми приемами, способствующими снижению агрессии.
-
«Обзывалки»
-
Мышечное расслабление
-
«Жираф»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
4
-
Создание атмосферы на контакт.
-
«Испорченный телефон»
-
Эмоциональная разрядка, снижение агрессии.
-
«Попугайчик»
-
Осознание эффективных форм поведения
-
«Кулачок»
-
Мышечное расслабление
-
«Волшебный сон»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
5
-
Создание эмоционального настроения
-
«Снежинки»
-
Научить детей приемлемой форме выплескивания своей агрессии
-
«Маленькое привидение»
-
Снижение агрессии
-
«Мой хороший попугай»
-
Мышечное расслабление
-
«Волшебный остров»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
6.
-
Создание атмосферы на контакт.
-
«Узнай по голосу»
-
Снятие эмоционального напряжения
-
«Волшебный шарик»
-
Реализация потребности детей в агрессии
-
«Еж»
-
Мышечное расслабление
-
«Котенок спит»
-
Получить обратную связь, закрепить пройденное
-
Итог занятия
Работа с родителями, воспитателями:
№ п/п
Цель
Тема семинара, родительского собрания.
1
Научиться справляться с детской агрессией.
«Что такое детская агрессия? Как остановить карающего родителя в себе?»
2
Помочь ребенку в преодолении агрессии.
«Эффективное взаимодействие с детьми с агрессивным поведением. Приемы контроля словесной агрессии детей.»
Список использованной литературы:
-
Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;
-
Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;
-
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;
-
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. - 208 с
-
Лесина С.В., Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. Коррекционно развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии - Волгоград: Учитель, 2008. - 164
-
Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ. - М.: АРКТИ,2010;
-
Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,2002г.;
-
Преодаление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье : Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.
-
Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению » . - М.: Книголюб, 2003. -128 с.
-
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004;
-
Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;
-
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011.
40